Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы по ознакомлению с историческим наследием Санкт-Петербурга
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Заслонкина Анна Анатольевна

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы по ознакомлению с историческим наследием Санкт-Петербурга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы по ознакомлению с историческим наследием Санкт-Петербурга

Занятия

Задачи

Создание развивающей среды

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Работа с родителями

1

2

3

4

5

Тема 1.

«Ознакомление дошкольников с достопримечательностями. История возникновения СПб».

Цель: развитие познавательной деятельности детей.

октябрь

  • Способствовать формированию представлений о славном городе Петербурге.
  • Развитие умений  ориентироваться по карте.
  • Учить детей замечать в городском пейзаже всё красивое, необыкновенное, удивительное.
  • Развивать эмоциональную сферу.
  • Воспитывать чувства любви к родному городу, восхищение им; бережного отношения к его красоте.

Карта города, иллюстрации с видами Санкт-Петербурга.

Игровое поле «Фея вежливости».

Игра «Сложи квадрат».

Чтение отрывков из поэмы «медный всадник» А. Пушкина.

Беседа об истории возникновения города и его создателе.

Чтение стихотворений:

С. Скаченков «раздумал, видно ангел улететь…»

С. Кожуховская «Вид с колонны Исаакиевского собора».

Дидактические игры «Знакомство», «Самые нужные слова», «Хорошо или плохо».

Подвижная игра «Тетя-туча».

Рисование. Вечерний город.

Рекомендации родителям: «Воспитываем вместе» (воспитание петербуржца).

Тематические прогулки и экскурсии с родителями по городу.

  1. Петропавловская крепость.
  2. Дворцовая площадь.
  3. Невский проспект.

Рекомендации «Читайте вместе с детьми»

Тема 2.

«Царь Петр Великий – основатель города Санкт-Петербурга»

Цель: поддерживать интерес к истории своей Родины, опираясь на конкретные события

октябрь

  • Дать детям знания о жизни деятельности Петра 1 о его достижениях;
  • Учить детей работать с алгоритмом (схемой).
  • Закрепить навыки детей складывать лист бумаги в виде двух трубного корабля и лодки.
  • Закрепить умения детей грамотно отвечать на вопросы, размышлять.
  • Ввести в понятийный словарь детей термины: флотилия, флот, армада.  Воспитать стремление к добрым делам.

Карта города, иллюстрации с видами Санкт-Петербурга, портрет Петра 1.

Загадка о Санкт-Петербурге.

Подвижная игра «По болоту Петр пошёл».

Дидактическая игра «Найди ошибку».

Сказки Васильевского острова «Путешествие к ботику Петра Первого» и Петербургские сказки «Как  царь Пётр 1 помирил мосты»

Рекомендации родителям:

читаем вместе с детьми

В.К. Дмитриева «Санкт-Петербург. Рассказы по истории города для детей».

Посещение Центрального Военно-морского музея, с целью познакомить детей с различными моделями парусников и кораблей времён Петра 1.

1

2

3

4

5

Тема 3.

«Символика Петербурга».

Цель: познакомить с историей возникновения и символами СПб.

ноябрь

  • Дать детям знания о разных флагах (городской, морской) и гербе и их назначении.
  • Обобщать полученные знания.
  • Развивать познавательные интересы.
  • Словарная работа: флаг, знамя, стяг, штандарт, символ, герб.
  • Воспитывать уважительное отношение к символике.

иллюстрации с изображением символики СПб.

Игра «Найди фигуре место» (символы СПб: кораблик Адмиралтейства, ангел Александровской колонны).

Ребусы, математическое задание.

Беседа о гербе и флаге СПб.

Чтение стихотворений о символике СПб: С. Скаченков «Кораблик Адмиралтейства», «Петропавловский шпиль»,

В. Фролов «Путешествие по ебусовСПб».

Рассматривание иллюстраций с изображением символов города.

Подвижная игра «По болоту Петр шёл».

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Рекомендации родителям: «что такое символика? как знакомить детей с ней?». Посещение Русского музея с целью ознакомления с различными видами знамён.

Наблюдение в процессе прогулок, где встречаються символы, гербы и флаги СПб.

Создание родословного дерева.

Тема 4.

«Нева- особая река».

Цель: познакомить с главной рекой города-Невой.

ноябрь

  • Дать представление о роли реки в жизни людей.
  • Уточнить и систематизировать имеющиеся знания.
  • Активизировать и обогатить словарь за счет слов: набережная, судоходная, встала, замерзла.
  • Воспитывать интерес к родному городу.

Карта города

Подобрать карточки- загадки о реках, считалки о реках, изображение панорамы р.Невы, р.Фонтанки, р.Мойка.

Дидактическая игра, «Какое название лишнее».

решение математических заданий,

ребусов,

подвижная игра «Чайка».

Рекомендации родителям:    Н.А.Яковлева. «Наш город Санкт-Петербург.

1

2

3

4

5

Тема 5.

«Игра – путешествие по родному городу».

Цель: развитие познавательной деятельности детей.

декабрь

  • Познакомить детей с созданием Адмиралтейства (место нахождения, внешний вид, назначение).
  • Учить детей составлять рассказы с помощью мнемотаблиц.
  • Формировать речевые умения:

- связную речь;

- грамматический строй

  • Развивать зрительную память. Воспитывать чувство гордости.

Разрезные картинки

«Адмиралтейство», «Летний сад»,

«Домик Петра».

Подобрать иллюстрации, речевой материал.

Пазлы.

Чтение книги Л. Шиф «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком».

Чтение:

Е. Ефимовский «Путешествие в Санкт- Петербург»

Заучивание стихотворения «Маленький кораблик».

Силуэтное рисование «Адмиралтейство».

Работа с книжкой раскраской.

Составление рассказов с помощью мнемотаблиц.

Целевые прогулки в Летний сад и Адмиралтейство. Составление совместных рассказов.

Тема 6.

«Беседа о названиях островов Санкт-Петербурга».

Цель: познакомить с названиями островов, рек, используя символы.

декабрь

  • Способствовать формированию представлений об островах (место, окруженное водой).
  • Учить детей отвечать полным предложением.
  • Развивать  память, внимание, воображение.
  • Воспитывать любознательность.

Карта города.

Сделать игру «Узнай остров».

Подобрать речевой материал: считалки, загадки, стихотворения, рассказы.

Сделать символы островов.

Подобрать подвижные игры.

Дидактическая игра «Путешествие на кораблике».

Подвижные игры: «По болоту Пётр шёл», «Бегемотик-обормотик».

Заучивание считалки «Город есть…».

Дидактические игры:

«Кто больше назовёт островов»,

«Полслова», «Узнай по первым звукам».

Кроссворды: «Острова», «Реки».

Ребусы.

Анкетирование для родителей ; информация для родителей «Город на островах».

1

2

3

4

5

Тема 7.

«Недаром помнит вся  Россия…».

Цель: познакомить детей с героем Отечественной войны 1812года.

январь

  • Дать знания детям об Отечественной войне 1812года.
  • Активизировать и обогатить словарный запас за счёт слов: битва, схватка, богатыри, полководец, доля.
  • Развивать связную диалогическую речь.
  • Развивать интерес к истории страны и города.
  • Воспитывать чувство гордости за свой народ.

Портрет М. И. Кутузова.

Иллюстрации с изображениями достопримечательностей города, связанных с событиями войны 1812 года:

Нарвские ворота, Исаакиевский собор, Казанский собор, Александровский столп

Подобрать стихотворения и рассказы.

Чтение отрывков стихотворений: 

М.И. Лермонтова «Бородино».

Беседа  о войне 1812года.

Познакомить с полководцами.

Просмотр иллюстраций.

Оборот: ушки на макушки.

Оформление выставки фото работ  по памятным местам.

Рассматривание иллюстраций и рассказ детей о памятных местах с помощью мнемотаблиц.

Посещение Казанского собора и памятника М.И. Кутузову.

Сделать фотографии посещения памятных мест.

Тема 8.

«Ленинград 900 дней войны»

Цель: рассказать о героях Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Её эпизоде –  блокаде Ленинграда.

январь

  • Дать сведения о блокаде Ленинграда.
  • Формирование речевых умений.
  • Учить детей пересказу.
  • Воспитывать чувства уважения к историческому прошлому города.

Книги и иллюстрации о блокаде.

Иллюстрация памятника «Разорванное кольцо».

Подобрать речевой материал: стихотворения, рассказы.

Стихотворение о городе в дни блокад: В. Инбер «Залп победы» «Лежу и думаю о чём? О хлебе…»,

Р. Рождественский «Помните».

О. Бергольц  Рассказ в стихах из книги «Февральский дневник».

Рассматривание книг, иллюстраций.

Пересказ рассказа о Пискарёвском кладбище «У гранитной стены возвышается памятник...».

Коррекционная работа над выразительностью голоса.

Рисование. Ленинград – город герой.

Посещение с детьми памятных и скорбных мест.

1

2

3

4

5

Тема 9.

«Кто такие славяне».

Цель: познакомить детей  с этнической группой – славяне.

февраль

  • Дать детям понятие «славяне».
  • Развивать  представление о человеке в истории и культуре.
  • Формировать представление о дружбе, доброте и красоте.
  • Развивать речевую активность.
  • Воспитывать культуру чувств и интерес к древним корням.

Подобрать иллюстрации.

Кубики с изображением персонажей былин.

Подобрать дидактические и подвижные игры.

Изготовить кукол из лоскутов.

Стихотворения: 

И. Кобзев «У наших предков  у славян», Е. Санин «Здравствуй Русь!», Е Растопчина «И пусть горит свеча», Н. Карташова «О, сколько здесь раздумья и тоски!».

Рассказ об Александре Невском.

Чтение  былин по выбору.

Игры: «Природа волнуеться», «Зеркало». 

Подвижные игры: «Игра с бубном», «Челнок».

Ручной труд «Моя кукла (из лоскутов)».

Составление герба семьи.

Тема 10.

«Рассказывание по подборке иллюстраций об Исаакиевском соборе, памятнике «Медный всадник» и Расстральных колонн».

Цель: продолжить знакомство с достопримечательностями города.

февраль

  • Формировать у детей навык ответа полным предложением.
  • Учить согласовывать числительные с существительными.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Воспитывать нравственные чувства.

Иллюстрации с изображением Исаакиевского собора, памятника «Медный всадник», Расстральных колонн».

Игра «Прогулка по городу».

Составить кроссворд.

Подобрать дидактические игры.

Работа с книжкой раскраской.

Настольная игра «Прогулка по городу».

Разгадывание кроссворда.

Составление рассказов по мнемотаблицам.

Лексико-грамматическая игра «1-10» (согласование количественных и порядковых числительных с существительными).

Один собор,

Два собора и т.д.

Первый собор,

Второй собор и т.д.

Лепка: «Медный всадник», «Расстральные колонны».

Рисование: «Медный всадник», «Расстральные колонны».

Посоветовать провести экскурсию.

сделать фотографии и рисунки.

1

2

3

4

5

Тема 11.

«Знакомство с Эрмитажем».

Цель: дать представление о музее, как месте хранения национальных ценностей.

март.

  • Дать детям знания о том, что такое музей.
  • Познакомить детей с самым главным дворцом города Зимний дворец (Эрмитаж).
  • Развивать творческие способности детей.
  • Расширять словарь за счёт слов: экспонат, экскурсовод, гид, коллекция, галерея, зодчий, художник, скульптор, фасад.
  • Воспитывать чувство прекрасного.

Подобрать иллюстрации с изображениями музеев.

Составить кроссворд.

Внести строительный материал «Архитектура Санкт-Петербурга»

Подобрать художественную литературу и речевой материал.

сделать подборку экспонатов музеев.

Беседа о музеях.

Дидактическая  игра «Посмотри, запомни, расставь правильно».

Разрезные картинки.

Рассматривание и сравнение фасадов зданий музеев.

Знакомство с правилами поведения в музее.

Знакомство с архитекторами зданий музеев.

Рисование: «Портрет на выставку».

Посоветовать посетить центр для дошкольников при государственном Эрмитаже.

Посетить один из музеев по выбору.

Нарисовать самое интересное из увиденного.

Составить рассказ.

Тема 12.

«Прогулка по Петербургу».

Цель: познакомить детей с главной улицей города.

март.

  • Дать знания детям о Невском проспекте (история возникновения).
  • Закреплять у детей интерес к удивительным достопримечательностям города.
  • Активировать словарь за счёт слов-названий исторического центра.
  • Формировать грамматический строй речи.
  • Развивать диалогическую речь.
  • Воспитывать положительное отношение ребёнка-петербуржца ко всему окружающему.

Подбор иллюстраций, речевого материала.

Изготовление карты-схемы, символов обозначений.

Изготовить вместе с детьми символы-обозначения рек Санкт-Петербурга.

Стихотворение о Петербурге

С. Скаченкова «Прогулка».

Игра-загадка «Где я нахожусь».

Дидактическая игра «Найди ошибку».

Подвижная игра «Туча-тетя».

Считалка «Бумажный кораблик».

Дидактическая игра «Кто больше назовёт рек».

Составление рассказов о достопримечательностях.

Рисование: «Раскрашивание достопримечательностей Петербурга».

Совершить прогулку по городу, составить диалоги..

1

2

3

4

5

Тема 13

«Мосты Санкт – Петербурга».

Цель: познакомить детей с мостами через Неву (Дворцовым, Львиным, Аничковым)

апрель

  • Дать детям знания о мостах (для чего нужны, назначение отдельных частей).
  • Показать разнообразие Петербургских мостов, их красоту.
  • Учить детей пересказу текста.
  • Развивать речевые умения: обогащение словаря (опора, пролёт, ограда).
  • Воспитывать чувство прекрасного.

Иллюстрации (фотографии) мостов.

Внести игру «Укрась решетку».

Дидактическая игра «Парные картинки». Подобрать речевой материал.

Игра «Построй мост».

Составление рассказов о мостах.

Заучивание загадки «Чтоб преграду одолеть».

Дидактические игры:

«Кто больше назовет мостов»,

«Назови мост»,

«Укрась решетку моста». Подвижная игра «Каменный лев».

Игра «Продолжи название».

Заячий – остров,

Львиный – мост,

Дворцовый – мост,

Черная – речка.

Пересказ текста «Аничков мост».

Совместное рисование мостов Петербурга.

Тема 14.

«Белый, синий, красный (символика России)».

Цель: познакомить с историей возникновения знамени и герба.

апрель

  • Дать детям знания о происхождении и функциональном назначении герба и флага,
  • Познакомить детей  о символическом значении цвета и образов (орёл, всадник).
  • Развивать и обогащать речь за счёт слов: знамя, древко, полотнище, навершие.
  • Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

Иллюстрации, рисунки с изображением старинных и современных знамён, символики России.

Репродукции:

В.М. Васнецова «Богатыри», П.Д. Корина «Александр Невский».

Подборка стихотворений.

Игра – путешествие во времени: 

 «Откуда Русь пришла?».

Конкурс – викторина: «Край ты мой!» 

Хор  «Славься» из оперы Мусоргского «Иван Сусанин».

Отрывок из поэмы А. Блока «Скифы».

Создание эмблемы группы.

Конструирование: Флаг России.

Поместить информацию для родителей «Что такое герб? История его возникновения».

Зарисовка зданий, на которых изображена государственная символика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по социализации личности ребенка на основе организации взаимодействия с детской библиотекой района на учебный год.

Одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка в  детском саду № 868 стала организация взаимодействия с детской библиотекой № 74 района Ивановское ВАО г. ...

Перспективное планирование воспитательно – образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на тему « Толерантность»

Перспективное планирование воспитательно – образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на тему « Толерантность» на январь месяц....

Приемы работы с дошкольниками по ознакомлению с культурным наследием Санкт-Петербурга

В данной работе предлагаю методические разработки по ознакомлению дошкольников с культурным наследием города Санкт-Петербурга...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ПРОГРАММЕ «От рождения до школы..»

Перспективное планирование воспитательно образовательной деятельности в группе ДОУ....

перспективное планирование воспитательно- образовательной работы с детьми средней группы на 1 квартал

Практический материал планирования воспитательно - образовательного процесса в средней группе, составленный на основе федеральных государственных тркбований к содержанию работы ДОУ; включает в себя пе...

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы по ознакомлению с историческим наследием Санкт-Петербурга

ЗанятияЗадачиСоздание развивающей средыСовместная деятельность воспитателя с детьмиРабота с родителями...