Занятия | Задачи | Создание развивающей среды | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Работа с родителями |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема 1. «Ознакомление дошкольников с достопримечательностями. История возникновения СПб».
Цель: развитие познавательной деятельности детей.
октябрь | - Способствовать формированию представлений о славном городе Петербурге.
- Развитие умений ориентироваться по карте.
- Учить детей замечать в городском пейзаже всё красивое, необыкновенное, удивительное.
- Развивать эмоциональную сферу.
- Воспитывать чувства любви к родному городу, восхищение им; бережного отношения к его красоте.
| Карта города, иллюстрации с видами Санкт-Петербурга. Игровое поле «Фея вежливости». Игра «Сложи квадрат». | Чтение отрывков из поэмы «медный всадник» А. Пушкина. Беседа об истории возникновения города и его создателе. Чтение стихотворений: С. Скаченков «раздумал, видно ангел улететь…» С. Кожуховская «Вид с колонны Исаакиевского собора». Дидактические игры «Знакомство», «Самые нужные слова», «Хорошо или плохо». Подвижная игра «Тетя-туча». Рисование. Вечерний город.
| Рекомендации родителям: «Воспитываем вместе» (воспитание петербуржца). Тематические прогулки и экскурсии с родителями по городу. - Петропавловская крепость.
- Дворцовая площадь.
- Невский проспект.
Рекомендации «Читайте вместе с детьми» |
Тема 2. «Царь Петр Великий – основатель города Санкт-Петербурга»
Цель: поддерживать интерес к истории своей Родины, опираясь на конкретные события
октябрь | - Дать детям знания о жизни деятельности Петра 1 о его достижениях;
- Учить детей работать с алгоритмом (схемой).
- Закрепить навыки детей складывать лист бумаги в виде двух трубного корабля и лодки.
- Закрепить умения детей грамотно отвечать на вопросы, размышлять.
- Ввести в понятийный словарь детей термины: флотилия, флот, армада. Воспитать стремление к добрым делам.
| Карта города, иллюстрации с видами Санкт-Петербурга, портрет Петра 1. | Загадка о Санкт-Петербурге. Подвижная игра «По болоту Петр пошёл». Дидактическая игра «Найди ошибку». Сказки Васильевского острова «Путешествие к ботику Петра Первого» и Петербургские сказки «Как царь Пётр 1 помирил мосты» | Рекомендации родителям: читаем вместе с детьми В.К. Дмитриева «Санкт-Петербург. Рассказы по истории города для детей». Посещение Центрального Военно-морского музея, с целью познакомить детей с различными моделями парусников и кораблей времён Петра 1. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема 3. «Символика Петербурга».
Цель: познакомить с историей возникновения и символами СПб.
ноябрь |
- Дать детям знания о разных флагах (городской, морской) и гербе и их назначении.
- Обобщать полученные знания.
- Развивать познавательные интересы.
- Словарная работа: флаг, знамя, стяг, штандарт, символ, герб.
- Воспитывать уважительное отношение к символике.
|
иллюстрации с изображением символики СПб. Игра «Найди фигуре место» (символы СПб: кораблик Адмиралтейства, ангел Александровской колонны). Ребусы, математическое задание. |
Беседа о гербе и флаге СПб. Чтение стихотворений о символике СПб: С. Скаченков «Кораблик Адмиралтейства», «Петропавловский шпиль», В. Фролов «Путешествие по ебусовСПб». Рассматривание иллюстраций с изображением символов города. Подвижная игра «По болоту Петр шёл». Дидактическая игра «Назови одним словом»
|
Рекомендации родителям: «что такое символика? как знакомить детей с ней?». Посещение Русского музея с целью ознакомления с различными видами знамён. Наблюдение в процессе прогулок, где встречаються символы, гербы и флаги СПб. Создание родословного дерева. |
Тема 4. «Нева- особая река».
Цель: познакомить с главной рекой города-Невой.
ноябрь |
- Дать представление о роли реки в жизни людей.
- Уточнить и систематизировать имеющиеся знания.
- Активизировать и обогатить словарь за счет слов: набережная, судоходная, встала, замерзла.
- Воспитывать интерес к родному городу.
|
Карта города Подобрать карточки- загадки о реках, считалки о реках, изображение панорамы р.Невы, р.Фонтанки, р.Мойка.
|
Дидактическая игра, «Какое название лишнее». решение математических заданий, ребусов, подвижная игра «Чайка».
|
Рекомендации родителям: Н.А.Яковлева. «Наш город Санкт-Петербург. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема 5.
«Игра – путешествие по родному городу».
Цель: развитие познавательной деятельности детей.
декабрь |
- Познакомить детей с созданием Адмиралтейства (место нахождения, внешний вид, назначение).
- Учить детей составлять рассказы с помощью мнемотаблиц.
- Формировать речевые умения:
- связную речь; - грамматический строй - Развивать зрительную память. Воспитывать чувство гордости.
|
Разрезные картинки «Адмиралтейство», «Летний сад», «Домик Петра». Подобрать иллюстрации, речевой материал. Пазлы. |
Чтение книги Л. Шиф «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком». Чтение: Е. Ефимовский «Путешествие в Санкт- Петербург» Заучивание стихотворения «Маленький кораблик». Силуэтное рисование «Адмиралтейство». Работа с книжкой раскраской. Составление рассказов с помощью мнемотаблиц.
|
Целевые прогулки в Летний сад и Адмиралтейство. Составление совместных рассказов. |
Тема 6.
«Беседа о названиях островов Санкт-Петербурга».
Цель: познакомить с названиями островов, рек, используя символы.
декабрь
|
- Способствовать формированию представлений об островах (место, окруженное водой).
- Учить детей отвечать полным предложением.
- Развивать память, внимание, воображение.
- Воспитывать любознательность.
|
Карта города. Сделать игру «Узнай остров». Подобрать речевой материал: считалки, загадки, стихотворения, рассказы. Сделать символы островов. Подобрать подвижные игры. |
Дидактическая игра «Путешествие на кораблике». Подвижные игры: «По болоту Пётр шёл», «Бегемотик-обормотик». Заучивание считалки «Город есть…». Дидактические игры: «Кто больше назовёт островов», «Полслова», «Узнай по первым звукам». Кроссворды: «Острова», «Реки». Ребусы.
|
Анкетирование для родителей ; информация для родителей «Город на островах». |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема 7.
«Недаром помнит вся Россия…».
Цель: познакомить детей с героем Отечественной войны 1812года.
январь |
- Дать знания детям об Отечественной войне 1812года.
- Активизировать и обогатить словарный запас за счёт слов: битва, схватка, богатыри, полководец, доля.
- Развивать связную диалогическую речь.
- Развивать интерес к истории страны и города.
- Воспитывать чувство гордости за свой народ.
|
Портрет М. И. Кутузова. Иллюстрации с изображениями достопримечательностей города, связанных с событиями войны 1812 года: Нарвские ворота, Исаакиевский собор, Казанский собор, Александровский столп Подобрать стихотворения и рассказы.
|
Чтение отрывков стихотворений: М.И. Лермонтова «Бородино». Беседа о войне 1812года. Познакомить с полководцами. Просмотр иллюстраций. Оборот: ушки на макушки. Оформление выставки фото работ по памятным местам. Рассматривание иллюстраций и рассказ детей о памятных местах с помощью мнемотаблиц. |
Посещение Казанского собора и памятника М.И. Кутузову. Сделать фотографии посещения памятных мест. |
Тема 8.
«Ленинград 900 дней войны»
Цель: рассказать о героях Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Её эпизоде – блокаде Ленинграда.
январь
|
- Дать сведения о блокаде Ленинграда.
- Формирование речевых умений.
- Учить детей пересказу.
- Воспитывать чувства уважения к историческому прошлому города.
|
Книги и иллюстрации о блокаде. Иллюстрация памятника «Разорванное кольцо». Подобрать речевой материал: стихотворения, рассказы. |
Стихотворение о городе в дни блокад: В. Инбер «Залп победы» «Лежу и думаю о чём? О хлебе…», Р. Рождественский «Помните». О. Бергольц Рассказ в стихах из книги «Февральский дневник». Рассматривание книг, иллюстраций. Пересказ рассказа о Пискарёвском кладбище «У гранитной стены возвышается памятник...». Коррекционная работа над выразительностью голоса. Рисование. Ленинград – город герой.
|
Посещение с детьми памятных и скорбных мест. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема 9.
«Кто такие славяне».
Цель: познакомить детей с этнической группой – славяне.
февраль |
- Дать детям понятие «славяне».
- Развивать представление о человеке в истории и культуре.
- Формировать представление о дружбе, доброте и красоте.
- Развивать речевую активность.
- Воспитывать культуру чувств и интерес к древним корням.
|
Подобрать иллюстрации. Кубики с изображением персонажей былин. Подобрать дидактические и подвижные игры. Изготовить кукол из лоскутов. |
Стихотворения: И. Кобзев «У наших предков у славян», Е. Санин «Здравствуй Русь!», Е Растопчина «И пусть горит свеча», Н. Карташова «О, сколько здесь раздумья и тоски!». Рассказ об Александре Невском. Чтение былин по выбору. Игры: «Природа волнуеться», «Зеркало». Подвижные игры: «Игра с бубном», «Челнок». Ручной труд «Моя кукла (из лоскутов)».
|
Составление герба семьи. |
Тема 10.
«Рассказывание по подборке иллюстраций об Исаакиевском соборе, памятнике «Медный всадник» и Расстральных колонн».
Цель: продолжить знакомство с достопримечательностями города.
февраль |
- Формировать у детей навык ответа полным предложением.
- Учить согласовывать числительные с существительными.
- Развивать память, внимание, мышление.
- Воспитывать нравственные чувства.
|
Иллюстрации с изображением Исаакиевского собора, памятника «Медный всадник», Расстральных колонн». Игра «Прогулка по городу». Составить кроссворд. Подобрать дидактические игры. |
Работа с книжкой раскраской. Настольная игра «Прогулка по городу». Разгадывание кроссворда. Составление рассказов по мнемотаблицам. Лексико-грамматическая игра «1-10» (согласование количественных и порядковых числительных с существительными). Один собор, Два собора и т.д. Первый собор, Второй собор и т.д. Лепка: «Медный всадник», «Расстральные колонны». Рисование: «Медный всадник», «Расстральные колонны».
|
Посоветовать провести экскурсию. сделать фотографии и рисунки. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема 11.
«Знакомство с Эрмитажем».
Цель: дать представление о музее, как месте хранения национальных ценностей.
март. |
- Дать детям знания о том, что такое музей.
- Познакомить детей с самым главным дворцом города Зимний дворец (Эрмитаж).
- Развивать творческие способности детей.
- Расширять словарь за счёт слов: экспонат, экскурсовод, гид, коллекция, галерея, зодчий, художник, скульптор, фасад.
- Воспитывать чувство прекрасного.
|
Подобрать иллюстрации с изображениями музеев. Составить кроссворд. Внести строительный материал «Архитектура Санкт-Петербурга» Подобрать художественную литературу и речевой материал. сделать подборку экспонатов музеев. |
Беседа о музеях. Дидактическая игра «Посмотри, запомни, расставь правильно». Разрезные картинки. Рассматривание и сравнение фасадов зданий музеев. Знакомство с правилами поведения в музее. Знакомство с архитекторами зданий музеев. Рисование: «Портрет на выставку».
|
Посоветовать посетить центр для дошкольников при государственном Эрмитаже. Посетить один из музеев по выбору. Нарисовать самое интересное из увиденного. Составить рассказ. |
Тема 12.
«Прогулка по Петербургу».
Цель: познакомить детей с главной улицей города.
март. |
- Дать знания детям о Невском проспекте (история возникновения).
- Закреплять у детей интерес к удивительным достопримечательностям города.
- Активировать словарь за счёт слов-названий исторического центра.
- Формировать грамматический строй речи.
- Развивать диалогическую речь.
- Воспитывать положительное отношение ребёнка-петербуржца ко всему окружающему.
|
Подбор иллюстраций, речевого материала. Изготовление карты-схемы, символов обозначений. Изготовить вместе с детьми символы-обозначения рек Санкт-Петербурга. |
Стихотворение о Петербурге С. Скаченкова «Прогулка». Игра-загадка «Где я нахожусь». Дидактическая игра «Найди ошибку». Подвижная игра «Туча-тетя». Считалка «Бумажный кораблик». Дидактическая игра «Кто больше назовёт рек». Составление рассказов о достопримечательностях. Рисование: «Раскрашивание достопримечательностей Петербурга».
|
Совершить прогулку по городу, составить диалоги.. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема 13
«Мосты Санкт – Петербурга».
Цель: познакомить детей с мостами через Неву (Дворцовым, Львиным, Аничковым)
апрель |
- Дать детям знания о мостах (для чего нужны, назначение отдельных частей).
- Показать разнообразие Петербургских мостов, их красоту.
- Учить детей пересказу текста.
- Развивать речевые умения: обогащение словаря (опора, пролёт, ограда).
- Воспитывать чувство прекрасного.
|
Иллюстрации (фотографии) мостов. Внести игру «Укрась решетку». Дидактическая игра «Парные картинки». Подобрать речевой материал. |
Игра «Построй мост». Составление рассказов о мостах. Заучивание загадки «Чтоб преграду одолеть». Дидактические игры: «Кто больше назовет мостов», «Назови мост», «Укрась решетку моста». Подвижная игра «Каменный лев». Игра «Продолжи название». Заячий – остров, Львиный – мост, Дворцовый – мост, Черная – речка. Пересказ текста «Аничков мост».
|
Совместное рисование мостов Петербурга. |
Тема 14.
«Белый, синий, красный (символика России)».
Цель: познакомить с историей возникновения знамени и герба.
апрель |
- Дать детям знания о происхождении и функциональном назначении герба и флага,
- Познакомить детей о символическом значении цвета и образов (орёл, всадник).
- Развивать и обогащать речь за счёт слов: знамя, древко, полотнище, навершие.
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
|
Иллюстрации, рисунки с изображением старинных и современных знамён, символики России. Репродукции: В.М. Васнецова «Богатыри», П.Д. Корина «Александр Невский». Подборка стихотворений. |
Игра – путешествие во времени: «Откуда Русь пришла?». Конкурс – викторина: «Край ты мой!» Хор «Славься» из оперы Мусоргского «Иван Сусанин». Отрывок из поэмы А. Блока «Скифы». Создание эмблемы группы. Конструирование: Флаг России.
|
Поместить информацию для родителей «Что такое герб? История его возникновения». Зарисовка зданий, на которых изображена государственная символика. |