Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по социализации личности ребенка на основе организации взаимодействия с детской библиотекой района на учебный год.
методическая разработка (старшая,подготовительная группа) по теме
Одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка в
детском саду № 868 стала организация взаимодействия с детской
библиотекой № 74 района Ивановское ВАО г. Москвы.
В основе организации образовательного процесса комплексно - тематическое планирование. В течении учебного года предполагается ежемесячное посещение воспитанниками детского сада районной детской библиотеки. С учётом годового плана работы детского сада и плана мероприятий библиотеки выбирается тема месяца, например: «Праздник леса», «Праздник русской печки», «Район, в котором я живу», «Транспорт Москвы», «Музеи Москвы», «Москва театральная» и пр. В течении месяца в детском саду организуется своеобразное погружение в тему: беседы, чтение художественной литературы, игры — драматизации, сюжетно-ролевые и дидактические игры, продуктивные виды деятельности ( рисование, лепка, аппликация, художественно — ручной труд), целевые прогулки и экскурсии по району и городу и пр. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svid_perpekt_planirovanie_vzaim_s_bibliotekoy.odt | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного
на учебный год.
Сентябрь: Знакомьтесь — библиотека. | ||||
Задачи | Содержание работы. | |||
в детском саду | в библиотеке | |||
Познакомить детей с понятием «библиотека»,ее назначением, с трудом людей, работающих в библиотеке. Учить детей правильно пользоваться книгами, воспитывать бережное отношение к книгам. Активизировать познавательный интерес к объектам культуры в окружающем мире. Обогащать словарный запас новыми словами и понятиями. Формировать навыки безопасного поведения на улице города, культурного поведения в общественных местах. Способствовать накоплению нового социального и культурного опыта (я- воспитанник детского сада, я- пешеход, я- читатель, я – культурный человек). | Рассказ педагога о том , как появилась книга, кто принимает участие в ее создании, из чего она состоит. Беседа о предстоящей экскурсии в библиотеку с рассматриванием иллюстраций. Чтение произведений детской художественной литературы по выбору воспитателя и по выбору детей. Привлечение детей к совместному подбору книг и иллюстраций для занятий. Рассказывание о любимых книгах из личного опыта Самостоятельная деятельность в книжном уголке. Прогулка по улицам района, прилегающим к детскому саду Рисование, аппликация на тему «Персонажи детской книжки». Изготовление подарочной книжки-малышки. | Экскурсия по библиотеке ознакомление с ее помещениями, их назначением и правилами поведения. Рассказ библиотекаря о том, как создают библиотеки и как стать настоящим читателем. Наблюдение за работой библиотекаря в читальном зале. Демонстрация приемов поиска, выбора книги, обращения с ней, возврата на прежнее место. Самостоятельный выбор и рассматривание книг, обмен впечатлениями. Рассматривание работ выставки детского творчества читателей библиотеки. Представление и размещение на выставке книжки-малышки, сделанной воспитанниками детского сада. Просмотр фрагмента кукольного спектакля по сказке «Колобок- колючий бок». Подведение итогов встречи и мотивация дальнейшей деятельности: принятие решения записаться в библиотеку; приготовить к «Празднику леса» в библиотеке свои творческие работы( рисунки, поделки, стихотворения) | ||
Октябрь: Праздник леса. | ||||
Углубить знания детей о лесе как о природном сообществе, о значении леса для людей, жителей больших городов. Формировать основы экологического мышления. Способствовать формированию грамотной связной образной речи. Развивать память, внимание, умение ориентироваться по плану. Развивать эстетическое восприятие городских скверов, бульваров, парков. Совершенствовать навык безопасного поведения на улицах района, в общественных местах. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. | Беседа с рассматриванием иллюстраций о лесах средней полосы России, о московских парках. Наблюдение за объектами природы. Чтение художественной литературы о природе родного края.Разучивание стихотворений о лесе и его обитателях. Целевая экскурсия в лесопарк «Терлецкая дубрава». Дидактические игры на дифференциацию и обобщение признаков природных объектов. Спортивно-познавательный досуг «Лесные обитатели». Продуктивная деятельность: рисование на тему «Лесные жители», «Лес точно терем расписной», изготовление объемно-плоскостной модели «Осеннее дерево». Выставка поделок из природного материала. | Беседа-диалог библиотекаря о лесе в разнее время года. Загадывание загадок о растениях и обитателях леса. Просмотр видеофильма о русских художниках-пейзажистах и рассказ о них. Рассматривание книг, энциклопедий, репродукций картин, представленных на тематической выставке "Год леса". Знакомство с экспонатами выставки поделок из природного материала "Лесное эхо" краеведческого музея района «Ивановское» ВАО г.Москвы. Прзентация коллективных работ воспитанников детского сада: коллаж и литературный альбом «Что мы видели в лесу». Просмотр фрагмента кукольного спектакля по сказке «Зайка-зазнайка». | ||
Ноябрь: Творчество Е.Чарушина | ||||
Расширить представления детей о том, как создаются книги. Развивать интерес к книгам. Познакомить детей с творчеством писателя и художника Е.Чарушина. Активизировать словарь, обогащать новыми понятиями(писатель, художник- иллюстратор, анималист). Развивать литературную речь. Развивать творческие способности, фантазию, воображение в изобразительной и театрализованной деятельности. Формировать навык сотрудничества со сверстниками и взрослыми. | Беседа о творчестве Е.Чарушина, об особенностях и приемах создания художественных образов животных. Рассматривание иллюстраций художника к его литературным произведениям. Чтение рассказов писателя. Разыгрывание театральных этюдов на основе произведений писателя. Дидактическая игра «Подбери сказочный персонаж». Экскурсия в московский зоопарк. Изобразительная деятельность: лепка , рисование персонажей рассказов Е.Чарушина. Работа в книжном уголке: "Книжкина мастерская" (ремонт книг). | Видеопоказ слайдов и рассказ о жизненном пути Е.Чарушина, его детстве, фактах творческой биографии. Загадывание загадок о животных. Знакомство с книгами писателя из фондов библиотеки. Рассматривание иллюстраций художника с выделением характерных особенностей персонажей. Художественное чтение стихотворений из сборника «Зверята». Театрализация детьми рассказа Е.Чарушина «Медведь». Просмтр кукольного спектакля «Теремок». Презентация коллективной работы воспитанников детского сада: коллаж по рассказу художника «Медведица и медвежата». Демонстрация фильма из фонда Гостелерадио по рассказу Е.Чарушина «Чуффырк». | ||
Декабрь: Праздник Русской Печки. | ||||
Углубить знания детей об особенностях предметов старинного русского быта. Формировать представления о труде взрослых в русских семьях в старину, их взаимоотношениях. Активизировать познавательный интерес к книге, к истории родной страны. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества. Формировать основы гендерной, семейной принадлежности. | Рассказ воспитателя об облике русской деревни, о русских семьях в старину, обязанностях и взаимоотнлошениях членов семьи, о быте и традициях русского народа. Разучивание пословиц, поговорок о семье, о предметах русского быта. Рассматривание иллюстраций с изображением внутреннего убранства русской избы. Дидактические игры с пособием "Русская изба". Чтение и разыгрывание русских народных сказок: "Царевна - лягушка", "Гуси - лебеди", "По щучьему велению", "Жихарка". Продуктивная деятельность: рисование "Русская печ.", лепка и роспись глиняной посуды, конструирование мебели и печки для игры "Русская изба". | Беседа библиотекаря об устройстве русской избы, ее главной части- печи. Показ старинных предметов кухонной утвари, способов обращения с ними. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам на выставке книг. Литературная викторина «Из какой сказки печка?» Разыгрывание сценок на основе народного фольклора. Просмотр отрывка кукольного спектакля по русской народной сказке «По щучьему велению». Представление детских рисунков по теме для оформление выставки. Демонстрация и обсуждение мультипликационного фильма «Мохнатый, крылатый да масляный». Угощение участников встречи пирогами из Русской Печки | ||
Январь: Транспорт Москвы. | ||||
Расширять и закреплять знания детей о видах транспорта в Москве. Совершенствовать знания о правилах безопасного поведения на улице города в играх в детском саду и практических ситуациях во время целевых прогулок по району. Формировать представления о безопасном пути от дома к детскому саду, библиотеке, парку, школе и т.п. Развивать внимание, сообразительность, умение действовать по правилам. Воспитывать культуру поведения на улице, в общественном транспорте. Способствовать закреплению представлений о себе, как о жителе мегаполиса. | Рассказ воспитателя о том, как устроен большой город, о городском транспорте. Чтение художественной литературы по теме из фондов библиотеки, разучивание стихотворений по теме. Рассматривание иллюстраций разных видов транспорта. Целевые экскурсии по прилегающим к детскому саду улицам: наблюдение за движением транспорта на дороге, за работой светофора. Знакомство с профессией: встреча с мамой- водителем московского трамвая. Дидактические и сюжетно-ролевые игры на тему «Пешеходы и водители» Продуктивная деятельность: создание макета «Улица нашего города». Выставка поделок из бросового материала «Транспорт на улицах Москвы». Фотовыставка "Прогулки по району". | Беседа о транспорте Москвы. Загадывание загадок по теме. Видеопрезентация на тему «Вокзалы и аэропорты Москвы», «Московское метро». Рассматривание книг, энциклопедий, детских журналов по теме на выставочном стенде. Викторина «Мы едем, едем, едем». Демонстрация мультипликационного фильма по стихотворению С.Михалкова «Вот какой рассеянный». Устный выпуск стенгазеты «Транспорт моей Москвы». Оформление выставки творческих работ детей в читальном зале. | ||
Февраль: Музеи Москвы. | ||||
Приобщение ребенка к миру искусства через социокультурную среду музеев района и музеем народного искусства библиотеки. Формирование «образа музея» как особого места, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения. Развитие художественного восприятия, образного мышления, обогащение словаря. Воспитания ценностного отношения к искусству, пробуждение интереса к русской истории и культуре. Пробуждение потребности детей к созданию прекрасного в своем окружении. | Рассказ о том, как и почему создаются коллекции музеев, их разнообразии, особенностях. Рассматривание репродукций картин русских художников, иллюстраций к сказкам и былинам. Чтение народных и авторских произведений художественной литературы. Экскурсии в мини- музей детского сада, музей «Боевой славы» гимназии №1504, краеведческий музеи района, музеи округа и города. Рассказывание детей из личного опыта по теме. Знакомство с семейными коллекциями воспитанников. Разучивание народных потешек, частушек Выставки детского творчества (лепка, декоративное рисование, конструирование, дизайн ). | Беседа-диалог с детьми о музеях Москвы, объектах национальной истории и культуры. Знакомство с архитектурными особенностями зданий музеев, интерьеров музейных залов. Просмотр видеофильма о коллекции музея «Русской гармоники». Рассматривание книг, альбомов, каталогов на тематической выставке из библиотечных фондов. Викторина по теме "Музеи Москвы". Продолжение знакомства с музеем народного искусства библиотеки «Быт русского дома». Представление детьми коллективной работы: панно «Мы веселые матрешки», выступление фольклорной группы. Просмотр фрагмента фильма « Приключения Матрешки». | ||
Март: Театры Москвы. | ||||
Углублять знания детей об особенностях различных видов театра, формировать устойчивый интерес к этому виду искусства. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых. Расширять представления о театральных профессиях. Развивать интерес к театрализованным игрым, творческую активность, выразительность, исполнительские умения: уметь через интонацию, мимику, движения и жесты передавать эмоциональное состояние и характерные особенности художественных образов. Накапливать социальный опыт культурного досуга и поведения в большом городе в игровой и реальной ситуациях. | Беседы о разных видах театра, театральных профессиях с рассматриванием иллюстраций, открыток, просмотром видео-отрывков театральных постановок. Рассказывание детей из личного опыта о посещении театра, о домашних спектаклях. Творческие игры детей со словом, разучивание скороговорок. Разыгрывание ритмопластических этюдов. Обучение игре на музыкальных инструментах. Изготовление театральных атрибутов, пригласительных билетов, афиш для игр - драматизаций. Театрализованная деятельность с участием семей воспитанников. Выступление перед детьми младших групп с постановкой сказки. | Рассказ руководителя театральной студии библиотеки о наиболее известных театрах Москвы. Видеопрезентация «Как устроен театр» Игра «О чем рассказала театральная программка?» Рассматривание книг, журналов, афиш на тематической выставке «Все о театре». Викторина «Театральные слова». Разыгрывание этюда «Покупка театрального билета». Просмотр фрагмента спектакля «Золотой ключик» при совместном участии артистов театральной студии и воспитанников детского сада. | ||
Апрель: В гостях у домовенка Кузи. | ||||
Расширять представления детей о современной детской литературе. Продолжать знакомить с народными семейными традициями, обычаями, обрядами, поддерживать интерес к ним через книгу, театр, музей. Обогащать словарь, активизировать новые выражения. Воспитывать интерес к народным промыслам, культуре и истории России. Формировать основы нравственного поведения в разных социальных ситуациях. Развивать эмоциональное и эстетическое восприятие окружающего через элементы национальной культуры. | Чтение народных и авторских сказок, беседы по их содержанию. Загадывание загадок о предметах быта. Разучивание поговорок и пословиц о доме, семье, дружбе. Рассматривание иллюстраций к русским сказкам, сказкам Т.Александровой «Домовенок Кузя». Разучивание поговорок, пословиц, пестушек, народных песенок. Рассматривание экспозиции народных промыслов в изо-студии детского сада. Экскурсии в музеи, выставки города, посещение с родителями вернисажа и ярмарки «Народные промыслы России» в Измайлово. Продуктивная деятельность: декоративное рисование, лепка, аппликация, дизайн на тему "Русское народное декоративно - прикладное искусство". Досуг «Чаепитие у самовара». Литературная викторина «Путешествие по сказкам с Домовенком Кузей». | Беседа-диалог о творчестве Т.Александровой и литературных героях ее книг. Презентация книг, фильмов о Домовенке Кузе. Рассматривание иллюстраций книг, альбомов, энциклопедий на тематической выставке. Викторина «Все расставим по местам». Продолжение знакомство с экспонатами музея «Быт русского дома». Рассматривание детских рисунков и поделок декоративно - прикладного творчества. Подвижная игра-хоровод «Домовой». Просмотр фрагмента фильма «День рождения домовенка Кузи». | ||
Май: Мой родной район Ивановское. | ||||
Знакомить с историей возникновения города Москвы, уделяя внимание памятникам культуры. Познакомить с историей района Ивановское города Москвы (происхождением, основными улицами, предприятиями, главными достопримечательностями). Расширять представления о социальном, культурном и природном разнообразии родного края. Формировать основы познавательно-ценностных отношений к социальной действительности, воспитывать уважение к труду людей. Развивать общую культуру детей, в том числе культуру общения в разных условиях социокультурного пространства города. Воспитывать чувство любви к своей Родине, своему родному городу. | Рассказы о Москве, ее истории, о районе Ивановское, в котором находится детский сад. Рассматривание иллюстраций, фотографий, произведений изобразительного искусства, карт, планов города, округа, района. Чтение художественной литературы о старинной и современной Москве и москвичах. Интегрированные занятия культурно-исторической тематики. Сюжетно-ролевые, строительные, театрализованные игры по теме "Москва вчера, сегодня. завтра". Поисково-творческие задания, проблемные ситуации: "Составим маршрут от моего дома до детского сада" и пр. Целевые прогулки, экскурсии по городу, району (парки, музеи, театры, выставки). Экскурсия в краеведческий музей района «Ивановское» ВАО Москвы. Встречи с интересными людьми, жителями района «Ивановское». Организация тематических выставок, альбомов совместного творчества детей и родителей. | Беседа-диалог о столице нашей страны Москве. Знакомство с символикой города, округа, района. Компьютерная презентация «Путешествие по родному городу». Загадывание загадок о Москве старинной и современной. Викторина «Все профессии нужны, все профессии важны». Знакомство с книгами, журналами, атласами о Москве, ее достопримечательных местах, о трудовой деятельности ее жителей. Чтение детьми стихотворений о родном городе, семье, детском саде. Инсценировка – импровизация «А что у вас?» по мотивам стихотворения С. Михалкова. Презентация творческих проектов семей воспитанников конкурса конструирования «Москва вчера, сегодня и завтра» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебно-методическое пособие "Основы цветоведения" для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Данное учебное пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с цветом....
«Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» на основе приобретения опыта детьми старшего дошкольного возраста в соответствующих видах деятельности»
Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятел...
Педагогический проект «Развитие субъектности детей старшего дошкольного возраста по отношению к чтению на основе организации Клуба книголюбов»
Проблема, которую решает проект: Негативное отношение детей нашей группы к чтению, отсутствие у них интереса к книгам, предпочтение телевидения и DVD, что, в частности, выражается в том, что осно...
Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию (на основе опытно-экспериментальной деятельности) с детьми старшего дошкольного возраста «Вершки и корешки» (посадка моркови)
Цель:Доставить детям удовольствие не только от результата совместной деятельности, но и от самого процесса совместной деятельности. Задачи:Образовательные:Закреплять представления о сезонных изме...
Отчет о работе кружка в рамках объединения дополнительного образования детей «Любознайки» МДОУ № 79 Раменского района с детьми старшего дошкольного возраста за 2018-2019 учебный год
Данный материал отражает деятельность кружка "Любознайки" естественнонаучной направленности в рамках Программы дополнительного образования МДОУ № 79 Раменского района,Московской области...
НОД с детьми старшего дошкольного возраста с применением ИКТ Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Тема: «Путешествие в волшебный мир детских театров Москвы»
Познакомить детей с разнообразием детских театров Москвы, вызвать интерес, желание посетить их....
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста по обеспечению психологической безопасности личности ребенка «Давайте жить дружно»
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста по обеспечению психологической безопасности личности ребенка «Давайте жить дружно»...