Календарно-тематическое развитие "Опыты и эксперименты"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя № | Тема исследования | Программные задачи | Методические приемы | Домашнее задание | ||
СЕНТЯБРЬ | ||||||
4 | Детская лаборатория | Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), о способах познания мира, о назначении детской лаболатории; дать представление о культуре поведения в детской лаболатории. Познакомить детей с этапами самостоятельной исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. | Экскурсия в детскую лабораторию: Игровая мотивация: встреча с Почемучкой Тренировочное занятие «Я ученый!» | Спросить у родителей, какой самый главный орган чувств из всех, имеющихся у человека. | ||
ОКТЯБРЬ | ||||||
1 | Человек (органы чувств) | Показать, как человек слышит звук. Развивать умение выдвигать гипотезы; навыки и умения экспериментирования, делать умозаключения и выводы. | Экспериментирование «Проверим слух» Рисование «Настроение и лицо человека» (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.14) | Найти картинки с изображением животных нашего края. | ||
2 | Животные нашего края | Учить делать умозаключения и выводы. Развивать навыки и умения самостоятельной исследовательской деятельности, умений наблюдать, видеть проблемы, выдвигать гипотезы. Помочь выяснить, что именно находится в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки) | Мини-исследование «Почему в нашем краю не живут жирафы?» Экспериментирование «Могут ли животные жить в земле?» Игр./упр. «Разные животные». (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.12) | Нарисовать рисунок любого растения нашего края. | ||
3 | Наблюдения за жизнью растений | Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена. Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста. Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги. Развивать умения наблюдать, задавать вопросы. | Экспериментирование «Почему цветы осенью вянут» Игр./упр. «На что похож листок?» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.8) | Спросить у родителей, для чего нужна почва. | ||
4 | Экспериментирование с почвой | Дать представление о том, что почва – верхний слой земли; познакомить с составом почвы. Развивать умение давать определение понятиям; умения классифицировать. | Экспериментирование «Земля – наша кормилица» Игр./упр. «Разные предметы» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.1) | Найти картинки полезных ископаемых, которые важны для нашего города. | ||
5 | Экспериментирование с песком, глиной | Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются. Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины. Развивать умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы. | Мини-исследование «Как человек использует песок и глину»(строительство, песочные часы, посуда, игрушки). Экспериментирование «Песок, глина – наши помощники» Игр./упр. «Потому, что…» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.1) | Подумать, почему люди падают вперед, когда автобус резко останавливается. | ||
НОЯБРЬ | ||||||
1 | Экспериментирование с предметами | Познакомить детей с физическими свойствами предметов – инерцией, развивать умения фиксировать результаты наблюдения Развивать умения задавать вопросы, делать умозаключения и выводы. | Экспериментирование «Упрямые предметы» Игр./упр. «Вопросы путешественнику во времени» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.15) | Проверь дома, какие предметы притягивает магнит, а какие – нет. Сделай вывод: почему так происходит. Нарисуй на листе слева предметы, которые магнит притягивает, а те, что не притягивает, нарисуй справа. | ||
2 | Экспериментирование с предметами | Расширять логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. Развивать умение давать определение понятиям. | Экспериментирование «Как действуют магниты на предметы» Игра «Трудные слова» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.31) | Проверь дома с помощью фонарика, какая бумага лучше пропускает свет: альбомная, обычный тетрадный лист, цветная бумага для труда. | ||
3 | Экспериментирование с предметами | Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умения сравнивать характеристики и свойства бумаги. Развивать умения классифицировать, умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, высказывать и оценивать суждения, делать умозаключения и выводы. | Мини-исследование «Какая бывает бумага» Экспериментирование «Мир бумаги» Игр./упр. «Нарисуй игрушку в рамке» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.23) | Подумай и скажи, почему самолет оставляет в небе след. | ||
4 | Экспериментирование с предметами | Познакомить с различными видами тканей; формировать умения сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления. | Экспериментирование «Мир ткани» Игра «Эхо» (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.29) | Подумай, спроси у родителей, почему зимой идет снег, а весной дождь. | ||
ДЕКАБРЬ | ||||||
1 | Экспериментирование с водой | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширять представления детей о значении воды в жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. | Экспериментирование «путешествие Капельки» Наблюдение за погодой с помощью пиктограмм. (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.26) | Нарисовать прибор для очищения воды и придумать рассказ о том, как он работает. | ||
2 | Экспериментирование с водой | Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закреплять знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. Развивать мышление творческое воображение. | Экспериментирование «Вода – растворитель. Очищение воды» Игр./упр. «Интересная идея» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.24) | Полностью заполни водой трубочку для коктейля. Концы трубочки залепи пластилином. Положи ее в морозильник и достань через час-другой. -Что ты видишь? -Где находятся кусочки пластилина? Сделай вывод и ответь на вопрос: что происходит с водой, когда она замерзает? | ||
3 | Экспериментирование с водой | Уточнять представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Развивать мышление, воображение, умения и навыки экспериментирования. | Экспериментирование «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» Просмотр мультимедийной презентации «Айсберги». | Определить температуру воздуха, тела, не используя при этом никаких приборов. | ||
4 | Экспериментирование с предметами | Реализовать представления, сформированные в ходе поисковой деятельности, закреплять навыки работы с клеем и бумагой. | Экспериментирование «Термометр» Игр./упр. «Расскажи о героях мультфильма» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.19) | Нарисовать рисунок о том, как празднуют новый год в любой другой стране. (на выбор ребенка) | ||
5 | Познавательная игра – соревнование «Счастливый случай» (совместно с родителями). )родителямит) | Закреплять полученные знания , умения и навыки. Развивать у детей любознательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность. | ||||
ЯНВАРЬ | ||||||
1 | Экспериментирование с предметами | Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе, поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения, развивать аккуратность и взаимопомощь. | Экспериментирование «Все обо всем» Игр./упр. «Нарисуй предмет» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.6) | Назови 5 самых правдоподобных причин, почему: люди одевают костюмы на Новый год, почему наряжают ёлку, почему дарят подарки. | ||
2 | Экспериментирование с предметами | Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. Развивать умение выдвигать гипотезы. | Экспериментирование «Забавные фокусы» Игр./упр. «Что произойдет, если Золотая рыбка исполнит желания всех людей на Земле?» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.18) | Назови разных животных, которые одновременно СИЛЬНЫЕ, ЛОВКИЕ, БЫСТРЫЕ. Нарисуй одного из них. | ||
3 | Экспериментирование с предметами | Раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы. Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. | Экспериментирование «Представления о полюсах магнита» | Найди в доме предметы, в которых можно увидеть собственное отражение. (зеркало, ложка, полированная мебель и т.д.) Нарисуй в рамке слева предметы, в которых отражение хорошее, а в рамке справа те, в которых оно плохое. Объясни почему. | ||
ФЕВРАЛЬ | ||||||
1 | Экспериментирование с предметами | Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях. И не только при свете. Развивать навыки и умения экспериментирования, умения классифицировать, видеть проблемы, выдвигать гипотезы. | Мини-исследование «Мое отражение». Экспериментирование «Разные отражения» Игр./упр. «Продолжи ряд» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.5) | Нарисовать различные виды оружия, которые применяли для защиты народа в разные исторические времена. Чтобы об этом узнать. | ||
2 | Экспериментирование с предметами | Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы. Развивать умение наблюдать, задавать вопросы, классифицировать. | Экспериментирование «Легкая пластмасса» Игр./упр. «Назови как можно больше предметов» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.4) | Найди возможную причину события. Как ты думаешь, почему: окно, лампа, стакан сделаны из стекла. | ||
3 | Экспериментирование с предметами | Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умения классифицировать материал, из которого делают предметы. Развивать умения задавать вопросы, делать умозаключения и выводы. | Экспериментирование «Путешествие в мир стеклянных вещей» Игр./упр. «Помоги попугаю Кеше задать вопросы» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.2) | Нарисовать любой памятник нашего города. Рассказать, что ты о нем знаешь. | ||
4 | Экспериментирование с предметами | Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; развивать умения работать с микроскопом. Развивать мышление, воображение, умение выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы. | Экспериментирование «Почему предметы движутся» Мысленный эксперимент «Продолжи рассказ» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.16) | Скажи, на что могут быть похожи: капли дождя на стекле, облака в небе, лужи на асфальте. | ||
МАРТ | ||||||
1 | Экспериментирование с воздухом | Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы Дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха. | Экспериментирование «Этот удивительный воздух» Игр./упр. «Нарисуй на какие фигуры похожи растения» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.3) | Нарисовать предметы, которые работают от электричества. | ||
2 | Экспериментирование с предметами | Уточнить представления детей о значении электричества для людей, познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. Развивать навыки и умения экспериментирования, умения классифицировать, видеть проблемы, выдвигать гипотезы. | Мини-исследование «Почему горит фонарик» Экспериментирование | Объясни, что означают эти выражения: «Утро вечера мудренее», «Тише едешь – дальше будешь», «Семеро одного не ждут». | ||
3 | Экспериментирование с предметами | Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развивать любознательность. | Экспериментирование «Электрический театр» Игра «Да и нет» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.4) | Собери как можно больше информации о человеке. Для этого можно: -вспомнить, что ты знаешь сам; -спросить у другого человека; -узнать из книг; -посмотреть телепередачу, фильм; -заглянуть в Интернет; -понаблюдать; -провести эксперименты. | ||
4 | Человек | Развивать исследовательские способности, умения высказывать и оценивать суждения. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | Защита мини – проектов «Я - человек» Экспериментирование «Взаимосвязь органов вкуса и запаха» | Посмотреть в энциклопедии, спросить у родителей: на какой планете могут жить люди. | ||
АПРЕЛЬ | ||||||
1 | Экспериментирование с предметами | Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способами его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе; о планетах, звездах; развивать умение действовать по алгоритму. | Экспериментирование «Как образуются метеоритные кратеры» Игр./упр. «На Землю прилетели инопланетяне» (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.8) | Объясни, почему в космос летают на ракете. | ||
2 | Экспериментирование с предметами | Уточнять представления детей о работе реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. | Экспериментирование «Почему в космос летают на ракете» Игр./упр. «Продолжи словарик писателя К.И.Чуковского» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.12) | Придумать несуществующий в природе цвет способом смешения красок и нарисовать им любой предмет. | ||
3 | Экспериментирование с предметами | Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр, расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму, развивать внимание. | Экспериментирование «Радуга в небе» Игр./упр. «Найди отличия» (птицы). (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.7) | Подготовить защиту мини-проектов по заранее выбранной теме. | ||
4 | Закреплять полученные знания в течение года. Развивать у детей любознательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность. | Защита мини-проектов по выбранным темам: «Человек», «Свет», «Воздух», «Вода», «Горы», «Камни», «Магнит» «Животные» «Растения» «Полезные ископаемые» «Космос» и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему: Тематический план по познавательному развитию детей раннего возраста на группе «Малютка» (с 1 года до 1,5 лет).
Вашему вниманию предлагается тематический план по познавательному развитию детей раннего возраста...
Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе.
Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе....
Календарно-тематическое планирование во 2 младшей группе по теме Транспорт.Зимушка хрустальная (признаки, одежда).Опыты, эксперименты в неживой природе.
Планирование на декабрь...
Календарно-тематическое планирование по теме "Эксперименты с водой, снегом, льдом"
Сетка занятий, ппрс, примерные формы работы по теме "Эксперименты с водой, снегом, льдом"...
Календарно-Тематическое планирование во второй младшей группе тема :«Водные ресурсы земли» «Рыбы» Эксперименты с водой
Календарно-Тематическое планирование во второй младшей группе тема :«Водные ресурсы земли» «Рыбы» Эксперименты с водой...
Календарно-тематический Календарно-тематическое планирование декабрь
Календарно-тематическое планирование на декабрь на первую неделю. Тема недели - "Здравствуй, зимушка - зима"...
Перспективно-тематический план дидактических игр 2 младшая группа «Развернутое календарно-тематическое планирование» Перспективно-тематический план ОО «Социально-коммуникативное развитие» Игровая деятельность «Игры малой подвижности» Вторая младшая груп
материал поможет в календарном планнировании в работе с детьми в педагогическом процессе....