Календарно-тематическое развитие "Опыты и эксперименты"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Пшеничная Людмила Викторовна

Для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя №

Тема исследования

Программные задачи

Методические приемы

Домашнее задание

СЕНТЯБРЬ

4

Детская лаборатория

Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), о способах познания мира, о назначении детской лаболатории; дать представление о культуре поведения в детской лаболатории. Познакомить детей с этапами самостоятельной исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Экскурсия в детскую лабораторию:

Игровая мотивация: встреча с Почемучкой

Тренировочное занятие «Я ученый!»

Спросить у родителей,  какой самый главный орган чувств из всех, имеющихся у человека.

ОКТЯБРЬ

1

Человек (органы чувств)

Показать, как человек слышит звук.

Развивать умение выдвигать гипотезы; навыки и умения экспериментирования, делать умозаключения и выводы.

Экспериментирование «Проверим слух»

Рисование «Настроение и лицо человека» (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.14)

Найти картинки с изображением животных нашего края.

2

Животные нашего края

Учить делать умозаключения и выводы. Развивать навыки и умения  самостоятельной исследовательской деятельности, умений наблюдать, видеть проблемы, выдвигать гипотезы.

Помочь выяснить, что именно находится в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки)

Мини-исследование «Почему в нашем краю не живут жирафы?»

Экспериментирование «Могут ли животные жить в земле?»

Игр./упр. «Разные животные». (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.12)

Нарисовать рисунок любого растения нашего края.

3

Наблюдения за жизнью растений

Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена.

Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста.

Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.

Развивать умения наблюдать, задавать вопросы.

Экспериментирование «Почему цветы осенью вянут»

Игр./упр. «На что похож листок?» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.8)

Спросить у родителей, для чего нужна почва.

4

Экспериментирование с почвой

Дать представление о том, что почва – верхний слой земли; познакомить с составом почвы.

Развивать умение давать определение понятиям; умения классифицировать.

Экспериментирование «Земля – наша кормилица»

Игр./упр. «Разные предметы» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.1)

Найти картинки полезных ископаемых, которые важны для нашего города.

5

Экспериментирование с песком, глиной

Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины.

Развивать умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы.

Мини-исследование «Как человек использует песок и глину»(строительство, песочные часы, посуда, игрушки).

Экспериментирование «Песок, глина – наши помощники»

Игр./упр. «Потому, что…» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.1)

Подумать, почему люди падают вперед, когда автобус резко останавливается.

НОЯБРЬ

1

Экспериментирование с предметами

Познакомить детей с физическими свойствами предметов – инерцией, развивать умения фиксировать результаты наблюдения

Развивать умения задавать вопросы, делать умозаключения и выводы.

Экспериментирование «Упрямые предметы»

Игр./упр. «Вопросы путешественнику во времени» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.15)

Проверь дома, какие предметы притягивает магнит, а какие – нет. Сделай вывод: почему так происходит. Нарисуй на листе слева предметы, которые магнит притягивает, а те, что не притягивает, нарисуй справа.

2

Экспериментирование с предметами

Расширять логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Развивать умение давать определение понятиям.

Экспериментирование «Как действуют магниты на предметы»

Игра «Трудные слова» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.31)

Проверь дома с помощью фонарика, какая бумага лучше пропускает свет: альбомная, обычный тетрадный лист, цветная бумага для труда.

3

Экспериментирование с предметами

Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умения сравнивать характеристики и свойства бумаги.

Развивать умения классифицировать, умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, высказывать и оценивать суждения, делать умозаключения и выводы.

 Мини-исследование «Какая бывает бумага»

Экспериментирование «Мир бумаги»

Игр./упр. «Нарисуй игрушку в рамке» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.23)

Подумай и скажи, почему самолет оставляет в небе след.

4

Экспериментирование с предметами

Познакомить с различными видами тканей; формировать умения сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Экспериментирование «Мир ткани»

Игра «Эхо»  (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.29)

Подумай, спроси у родителей, почему зимой идет снег, а весной дождь.

ДЕКАБРЬ

1

Экспериментирование с водой

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширять представления детей о значении воды в жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Экспериментирование «путешествие Капельки»

Наблюдение за погодой с помощью пиктограмм.

 (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.26)

Нарисовать прибор для очищения воды и придумать рассказ о том, как он работает.

2

Экспериментирование с водой

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закреплять знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Развивать мышление творческое воображение.

Экспериментирование «Вода – растворитель. Очищение воды»

Игр./упр. «Интересная идея» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.24)

Полностью заполни водой трубочку для коктейля. Концы трубочки залепи пластилином. Положи ее в морозильник и достань через час-другой.

-Что ты видишь?

-Где находятся кусочки пластилина?

Сделай вывод и ответь на вопрос: что происходит с водой, когда она замерзает?

3

Экспериментирование с водой

Уточнять представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Развивать мышление, воображение, умения и навыки экспериментирования.

 Экспериментирование «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

Просмотр мультимедийной презентации «Айсберги».

Определить температуру воздуха, тела, не используя при этом никаких приборов.

4

Экспериментирование с предметами

Реализовать представления, сформированные в ходе поисковой деятельности, закреплять навыки работы с клеем и бумагой.

Экспериментирование «Термометр»

Игр./упр. «Расскажи о героях мультфильма» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.19)

Нарисовать рисунок о том, как празднуют новый год в любой другой стране. (на выбор ребенка)

5

Познавательная игра – соревнование «Счастливый случай» (совместно с родителями). )родителямит)

Закреплять полученные знания , умения и навыки.

Развивать у детей любознательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность.

ЯНВАРЬ

1

Экспериментирование с предметами

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе, поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения, развивать аккуратность и взаимопомощь.

Экспериментирование «Все обо всем»

Игр./упр. «Нарисуй предмет» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.6)

Назови 5 самых правдоподобных причин, почему: люди одевают костюмы на Новый год, почему наряжают ёлку, почему дарят подарки.

2

Экспериментирование с предметами

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.

Развивать умение выдвигать гипотезы.

 Экспериментирование «Забавные фокусы»

Игр./упр. «Что произойдет, если Золотая рыбка исполнит желания всех людей на Земле?» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.18)

Назови разных животных, которые одновременно СИЛЬНЫЕ, ЛОВКИЕ, БЫСТРЫЕ. Нарисуй одного из них.

3

Экспериментирование с предметами

Раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы.

Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Экспериментирование «Представления о полюсах магнита»

Найди в доме предметы, в которых можно увидеть собственное отражение. (зеркало, ложка, полированная мебель и т.д.) Нарисуй в рамке слева предметы, в которых отражение хорошее, а в рамке справа те, в которых оно плохое. Объясни почему.

ФЕВРАЛЬ

1

Экспериментирование с предметами

Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях. И не только при свете.

Развивать навыки и умения экспериментирования, умения классифицировать, видеть проблемы, выдвигать гипотезы.

Мини-исследование «Мое отражение».

Экспериментирование «Разные отражения»

Игр./упр. «Продолжи ряд» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.5)

Нарисовать различные виды оружия, которые применяли для защиты народа в разные исторические времена. Чтобы об этом узнать.

2

Экспериментирование с предметами

Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы.

Развивать умение наблюдать, задавать вопросы, классифицировать.

Экспериментирование «Легкая пластмасса»

Игр./упр. «Назови как можно больше предметов» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.4)

Найди возможную причину события. Как ты думаешь, почему: окно, лампа, стакан сделаны из стекла.

3

Экспериментирование с предметами

Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умения классифицировать материал, из которого делают предметы.

Развивать умения задавать вопросы, делать умозаключения и выводы.

Экспериментирование «Путешествие в мир стеклянных вещей»

Игр./упр. «Помоги попугаю Кеше задать вопросы» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.2)

Нарисовать любой памятник нашего города. Рассказать, что ты о нем знаешь.

4

Экспериментирование с предметами

Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; развивать умения работать с микроскопом.

Развивать мышление, воображение, умение выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы.

Экспериментирование «Почему предметы движутся»

Мысленный эксперимент «Продолжи рассказ» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.16)

Скажи, на что могут быть похожи: капли дождя на стекле, облака в небе, лужи на асфальте.

МАРТ

1

Экспериментирование с воздухом

Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы

Дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Экспериментирование «Этот удивительный воздух»

Игр./упр. «Нарисуй на какие фигуры похожи растения» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.3)

Нарисовать предметы, которые работают от электричества.

2

Экспериментирование с предметами

Уточнить представления детей о значении электричества для людей, познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Развивать навыки и умения экспериментирования, умения классифицировать, видеть проблемы, выдвигать гипотезы.

Мини-исследование «Почему горит фонарик»

Экспериментирование

Объясни, что означают эти выражения:

«Утро вечера мудренее»,

«Тише едешь – дальше будешь»,

«Семеро одного не ждут».

3

Экспериментирование с предметами

Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развивать любознательность.

 Экспериментирование «Электрический театр»

 Игра «Да и нет» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.4)

Собери как можно больше информации о человеке.

Для этого можно:

-вспомнить, что ты знаешь сам;

-спросить у другого человека;

-узнать из книг;

-посмотреть телепередачу, фильм;

-заглянуть в Интернет;

-понаблюдать;

-провести эксперименты.

4

Человек

Развивать исследовательские способности, умения высказывать и оценивать суждения.

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Защита мини – проектов «Я - человек»

Экспериментирование «Взаимосвязь органов вкуса и запаха»

Посмотреть в энциклопедии, спросить у родителей: на какой планете могут жить люди.

АПРЕЛЬ

1

Экспериментирование с предметами

Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способами его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе; о планетах, звездах; развивать умение действовать по алгоритму.

Экспериментирование «Как образуются метеоритные кратеры»

Игр./упр. «На Землю прилетели инопланетяне»  (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.8)

Объясни, почему в космос летают на ракете.

2

Экспериментирование с предметами

Уточнять представления детей о работе реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета.

Экспериментирование «Почему в космос летают на ракете»

Игр./упр. «Продолжи словарик писателя К.И.Чуковского» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.12)

Придумать несуществующий в природе  цвет способом смешения красок и нарисовать им любой предмет.

3

Экспериментирование с предметами

Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр, расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму, развивать внимание.

Экспериментирование «Радуга в небе»

Игр./упр. «Найди отличия» (птицы). (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.7)

Подготовить защиту мини-проектов по заранее выбранной теме.

4

Закреплять полученные знания в течение года. Развивать у детей любознательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность.

Защита мини-проектов по выбранным темам:

«Человек», «Свет», «Воздух», «Вода», «Горы», «Камни», «Магнит»

«Животные»

«Растения»

«Полезные ископаемые»

«Космос» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе.

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе....

Календарно-тематическое планирование по теме "Эксперименты с водой, снегом, льдом"

Сетка занятий, ппрс, примерные формы работы по теме "Эксперименты с водой, снегом, льдом"...

Календарно-Тематическое планирование во второй младшей группе тема :«Водные ресурсы земли» «Рыбы» Эксперименты с водой

Календарно-Тематическое планирование во второй младшей группе тема :«Водные ресурсы земли» «Рыбы» Эксперименты с водой...

Календарно-тематический Календарно-тематическое планирование декабрь

Календарно-тематическое планирование на декабрь на первую неделю. Тема недели - "Здравствуй, зимушка - зима"...