Открытое занятие «Волшебная палитра»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
занятие педагога-психолога с детьми старшей возрастной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия «Волшебная палитра»
Цель:
- развитие коммуникативных навыков у дошкольников;
- улучшение контакта как с другими детьми, так и со взрослыми;
- развитие эмоционального интеллекта.
Задачи:
- гармонизировать чувства у детей;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- обогатить жизненный опыт через сказку, передать знания о жизни;
- помочь в накоплении положительного сенсорного и образного опыта;
- развить чувства эмпатии, воображения и фантазии;
- развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развить произвольное внимание, слуховую память, общую и мелкую моторику;
- обогатить и активизировать словарный запас.
Материал: клей ПВА, мука, вода, соль пищевая крупная, масло подсолнечное, краски – гуашь и люминесцентная, листы картона, стаканчики пластмассовые 0,5 л, музыка
Ход занятия:
I. Приветствие.
Дети входят в зал и встают вкруг вместе с педагогом-психологом. П. предлагает поздороваться. Для этого нужно раскрыть ладошки, как солнышко с лучиками, которое излучает свет и тепло. П. предлагает передать друг другу тепло и свет, взявшись за руки, и громко сказать «Здравствуйте». Включается легкая музыка с щебетом птиц, журчанием воды. П. говорит детям, что сейчас они попадут в сказку, и предлагает им закрыть глаза и прислушаться к доносящимся звукам. Через несколько мгновений подходит к каждому ребенку и звонит в колокольчик, кружит ребенка за руку на месте и сообщает, что это знак перехода в сказочный мир.
II. Разминка.
П. говорит детям, что они теперь ни мальчики и девочки, а бабочки и мотыльки. Объясняет правила игры: Один хлопок – дети плавно перемещаются по залу, как бабочки; два хлопка – дети замирают на месте и сильно напрягают мышцы; три хлопка – расслабляют мышцы и выдыхают.
III. Основная часть занятия.
Детям предлагается расположиться вокруг стола и присесть на стульчики. П. зачитывает сказку:
« Знаете ли вы, дорогие друзья, что жила давным-давно на свете одна добрая Волшебница. Уж не буду рассказывать о ее чудесных делах и подвигах, скажу только, что она очень хотела, чтобы люди стали добрее и научились доброму волшебству. Но люди мечтали повелевать другими людьми, часто, забывая о доброте, ссорились и воевали друг с другом, Конечно, это очень печалило добрую Волшебницу, Долгими вечерами, глядя на огонь в камине, она размышляла о людях и о том, как помочь им лучше понимать друг друга. И вот однажды она решила посмотреть на мир глазами самого неуживчивого и вздорного короля. Она прочла заклинание и… очутилась на месте ворчливого короля. Что тут началось! Ей казалось, что она сидит в самом неудобном кресле, на ней одета самая неприятная в мире одежда, а вокруг бродят самые несимпатичные в мире люди! Ну как тут можно быть добрым! Но самое главное – весь мир вдруг потерял краски и стал черно-белым, Несколько минут на месте вздорного короля привели ее в самое скверное расположение духа. Даже яркие языки пламени показались ей какими-то скучными и блеклыми.
«Да, - начала размышлять Волшебница, придя в себя, - видя все черно-белым и противным, как можно сохранить в своем сердце Любовь и Доброту?! Что же делать?! (Детям предлагается порассуждать о том, как помочь Волшебнице, и предложить свои варианты.)
И вдруг Волшебница подумала: «А добавлю-ка в жизнь этого вздорного короля разноцветные краски!»
Дни и ночи трудилась она над рецептом волшебных красок, способных менять картину мира и делать сердца людей добрее. Она понимала, что у красок должна быть прочная основа из того, что является для человека самым необходимым. Она пустила по свету своих помощников, которые задавали людям один вопрос: «Что вам нужно, чтобы стать счастливее?» (Детям предлагается ответить на этот вопрос.)
По-разному отвечали люди. Одни говорили, что хотят всегда быть сытыми и здоровыми; другие желали познать сокровенные тайны жизни; третьи мечтали, чтобы у них в жизни все шло как по маслу; для четвертых было важно научиться быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с легкостью «утекать» из любых жизненных; а пятые желали склеить разбитые отношения…
«Пожалуй, я смогу им помочь», - размышляла Волшебница.
Ребятки, хотите превратиться в волшебных гномов и помочь Волшебнице создать волшебные краски?
В основу для красок положим муку, чтобы люди всегда были сытые и здоровые (дети насыпают муку в стаканчики – примерно одну четвертую часть от стакана).
Потом мы добавим соль, чтобы люди могли узнать тайны жизни (дети добавляют соль – примерно чайную ложку). Ребятки, а вы слышали такую пословицу «Щепотка соли делает сахар слаще»? А вы знаете какие-нибудь пословицы о соли? (Дети рассказывают, какие пословицы они знают. Например,
- Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
- Без соли стол кривой.
- Пословица – соль речи.
- Месту, где ты однажды вкусил соль, тысячу дней посылай приветы.
- С кем-то пуд соли съесть (через много пойти вместе)
Затем мы капнем масла, чтобы дела людей шли удачно. Перемешаем аккуратно ложечкой. Смотрите, у нас получилось нечто, похожее на тесто. Давайте-ка замесим наше волшебное тесто, постепенно разбавляя его водой, тщательно перемешивая, перетирая комочки между пальцев, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. (дети добавляют немного масла и воды, всё содержимое стакана перемешивают, Важно, что все ингредиенты воспитанники перемешивают руками, тем самым реализуется одна из задач данной непосредственно образовательной деятельности – развитие мелкой моторики. С той же целью берётся именно крупная, а не мелкая соль. На этом этапе уместно вспомнить поговорки о масле и воде.
Бывает порою – течет вода горою
Быль, что смола, а небыль, что вода
Беда что вода: нечаянно на двор приходит
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
Капля по капле и камень долбит
Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою
Ни рыба, и мясо; ни масло, ни каша.
Мешай сметану – масло дождешься.
Сапожки со скрипом, а каша без масла.
Без масло каша не вкусна.
Горе наше, что каша без масла.
Заварил кашу, так не жалей масла.
Испытанное кислое молоко лучше неиспытанного свежего масла.
Как сыр в масле катается.
У богатого все в масле, а у бедного и в кашу нет.
Посмотрите, наше волшебное тесто стало достаточно жидким, таким, из которого Волшебница смогла бы испечь чудесные оладья. И вот теперь мы добавим в него особого клея! Чтобы склеивались разбитые отношения, склеивались дела и добрые начинания. (дети добавляют в стаканчики клей – выливается весь пузырек – и всё тщательно перемешивается. Следует заметить, что клей ПВА безвреден, он очень мягкий, не застывает сразу и легко отстирывается, если ребёнок испачкает одежду.)
Ну что ж, ребята, у нас получилось чудесное тесто, а теперь добавим краску – каждый в свой волшебный горшочек. Небо прислало голубой цвет, лес – зеленый, огонь – красный. Солнышко позолотило один из горшочков, а радуга - сразу семь! Помните: король живет в черно-белом государстве. А мы с вами создаем краски, чтобы всё вокруг стало цветным. (В этот момент дети добавляют каждый свою краску в свой стаканчик, смешивают её с получившимся тестом.)
Что же было дальше? – спросите вы. А дальше Волшебница и ее помощники стали обходить жителей этой страны и учить их смешивать волшебные краски и рисовать ими, и даже вздорный король научился этому. Правда, сначало он ворчал, не доверяя Волшебнице, но потом процесс создания красок его захватил. А когда он стал рисовать ими, его вздорность растворилась, ведь он стал видеть мир в цвете. Трон стал сразу удобным, королевская одежда – приятной, а придворные показались ему милыми и интересными людьми.( Дети содержимое стаканчиков выливают на картон, где всё смешивается. Получается большое цветное пятно, которое стимулирует воображение детей, и это пятно становится для них волшебной страной.)
С тех пор и существует секрет волшебных красок, а те, кто приготовят их вместе, смогут создать настоящую волшебную страну.
Вот такая история, дорогие друзья! И мы сегодня создали эти волшебные краски и сотворили волшебную страну. (После «сотворения» волшебной страны дети идут мыть руки, а потом обсуждают результат работы.)
Ребятки, посмотрите внимательно на нашу волшебную страну. Давайте придумаем ей название!» В этот момент можно использовать наводящие вопросы:
- Кто же живет в нашей стране?
- Кто главный в этой стране?
- Что хорошего/плохого в ней происходит?
- Что необычного здесь есть?
- Хотелось бы вам что-нибудь сюда добавить?
- Прошло 10 лет. Изменилось ли что-нибудь в жизни жителей нашей страны?
- Прошел ураган. Что поменялось в нашей стране?
Хотелось бы вам вернуться в волшебную страну? Тогда мы с вами оставим нашу картину на некоторое время, а когда она высохнет, найдем для неё место в группе. И если вам захочется снова отправиться в путешествие, вы всегда сможете подойти к ней и пофантазировать.
IV. Релаксация.
А сейчас мы идем отдыхать на полянку, где порхают бабочки, стрекочут кузнечики, жужжат жуки. Возьмем коврики и приляжем на траву и под их жужжание нам захотелось немного поспать. Этот сон волшебный постарайтесь его запомнить. Включается спокойная музыка.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем….
Дышится легко, ровно, глубоко…
Наши ручки отдыхают,
Ножки тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена
И расслабленна она…
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется… (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко…
Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело… (2 раза)
Греет солнышко сейчас…
Ручки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ножки теплые у нас…
Дышится легко, ровно, глубоко…
Губки теплые и вялые,
Но нисколько не усталые…
Губки чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется… (2 раза)
(Пробуждение)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза, проснуться!
V.Заключение.
Дети стоят в кругу. П. подходит к каждому из детей, звонит в колокольчик, берёт за руку, кружит на месте и говорит: « Вот мы и вернулись из сказки в наш мир. Но всё что мы узнали, мы сохраним в нашей памяти и душе. Пришло время прощаться: давайте возьмемся за руки, поднимем ручки, глубоко вздохнем, на выдохе опустим руки и скажем «До свидания».
Методические материалы:
Командирова В.М. Психологические ресурсы драматизации сказки для развития эмоционального и творческого потенциала дошкольников.- Справочник педагога-психолога, №11,2013.
Нечаева Е.А. Развитие коммуникативных навыков детей 5-6 лет через проживание сказочной ситуации.- Справочник педагога-психолога, №9,2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ "ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"
Развитие представлений детей о добре и зле....
Конкурсное открытое занятие "Волшебный мир радости"
Занятие по психологиис детьми старшего дошкольного возраста, направленно на создание условий для развития эмоциональной сферы дошкольников: эмоции радости, понимания и осознания широкого спектра ее пр...
Открытое занятие: «Волшебная страна Гимнастика»
Открытое занятие по ФИЗО в подготовительной группе...
Открытое занятие "Волшебная страна - Здоровье"
Открытое занятие для детей средней группы по З.О.Ж....
Открытое занятие "Волшебная водичка"
текстовый материал...
Открытое занятие "Волшебная книга сказок"
Увлекательное путешествие в мир сказок. Где ребятам предстоит справиться со злыми чарами злого волшебника, выполнив задания....
Тематическое открытое занятие "Волшебный лес"
Открытое занятие для детей старшей группы, ориентированное на игровую и двигательную деятельностью...