Социальное взаимодействие в условиях вариативного содержания дошкольного образования
статья на тему

Миронова Наталья Сергеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Н.С.Миронова

Социальное взаимодействие в условиях вариативного содержания дошкольного образования

Дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. [1]

Оно, прежде всего:

-осуществляет взаимодействие со средой;

-интегрирует формальное и неформальное образование;

          -гибко реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы.

Одно из условий развития открытых образовательных систем – активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального взаимодействия.

Социальное взаимодействии, в свою очередь является   процессом воздействия социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов.

Современное дошкольное образовательное учреждение – это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Таким учреждением является и наш детский сад.

Социальное взаимодействие предполагает формирование единого информационного образовательного пространства, налаживание конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными институтами.[1]

Взаимодействие Крутинского детского сада «Светлячок» с социумом выстроено через сотрудничество с различными организациями и учреждениями района. Это сотрудничество предполагает активное участие всех сторон данного процесса: педагогов, детей, родителей, специалистов учреждений образования, культуры, здравоохранения.

Основными принципами социального взаимодействия являются:

-   установление интересов каждого из участников;

-   совместное формирование целей и задач деятельности;

- осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;

- выработка четких правил, действий в процессе социального взаимодействия;

- значимость социального взаимодействия для каждой из сторон.

Условиями эффективного взаимодействия ДОУ с социумом выступают:

-  открытость детского сада;

-  установление доверительных и деловых контактов;

- использование образовательного и творческого потенциала социума;

- использование активных форм и методов общения;

Педагоги нашего детского сада  и социальные учреждения   района ежегодно разрабатывают совместный план мероприятий по осуществлению взаимосвязи. Приоритетным направлением данного сотрудничества является: [2]

- создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала воспитанников;

- подготовка детей к жизни в современном обществе.

Наш детский сад взаимодействует с районными учреждениями культуры. Дети принимают участие в выставках: «Щедрая осень», «Мастерская Деда Мороза», «Зимняя фантазия», выставка книг-самоделок. С большим интересом и удовольствием дети и родители участвуют в  концертах, организованных районным домом культуры: «Душа моя – Россия», «Моя милая мама»,   «Детство - это здорово!» концерт ко дню Защиты детей, «День победы» - фестиваль патриотической песни.

Воспитанники  детского сада посещают кружки на базе  Детского дома творчества: «Домашний очаг», изостудию «Акварель», театральную студию. Так же воспитанники детского сада  посещают студию бального и современного танца, эстетический класс, вокальную студию при школе искусств.

          Детский сад «Светлячок» активно взаимодействует с местным историко-краеведческим музеем. Совместно с сотрудниками педагоги   организовывают  экскурсии и тематические встречи для воспитанников детского сада. Организация мероприятий, экскурсий, выставок способствует активному взаимодействию детей и старшего поколения, ведь старшее поколение не только хранители семейного очага, но и источник исторических знаний, мастерства, жизненного опыта. Дети с дошкольного возраста должны знать, что люди, события, вещи, имеют своё прошлое, настоящее, будущее, а без прошлого - нет будущего.

        Огромное значение уделяется традициям семейного воспитания, поэтому, сегодня актуальной темой становится поиск путей и средств формирования культа семьи, ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания детей. Прослеживается положительное влияние старшего поколения на детей. В общении с ними решаются задачи нравственного, духовного воспитания. Ребенок учится любить близких, уважать пожилых людей, проявляются такие качества, как внимание, доброта, забота, понимание, сопереживание.  [3]

Учитывая особенности дошкольного возраста, совместная работа с центральной районной библиотекой направлена на социальное развитие личности ребенка. Мы проводим совместные мероприятия: «День пожилого человека», «День матери», «День защиты Ребенка», традиционными стали такие мероприятия, как: викторины по сказкам А.С.Пушкина, тематические часы и встречи с поэтами и писателями родного края Т.З.Гобец, А.Н.Мартыновым. Воспитывая чувство гражданственности в детях, мы знакомим их с событиями и историей нашего края, нашей малой Родины. Это чувство входит в совокупность общечеловеческих ценностей и в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка формируется элементы гражданственности. Также ежегодно проводится мероприятие, посвященное  Дню Победы, на который приглашаются ветераны войны и тыла, дети, педагоги, родители готовят для  ветеранов  праздничный концерт,  оформляют  выставки. Надо отметить с какой ответственностью проходит подготовка к этому торжественному мероприятию, и то, с какой радостью и благодарностью принимают наше приглашение ветераны войны и приходят к нам в детский сад. На мероприятиях «День защитника Отечества» происходит живое общение с участниками войны и воинами - интернационалистами. Эти встречи волнуют душу ребенка, социально адаптируют и несут определенные положительные эмоции.

Работа, направленная на нравственно-патриотическое воспитание детей, даёт определенные результаты: воспитанники знают о России, имеют представление о государственной символике, о родном крае, улицах и достопримечательностях поселка,  людях - тружениках, героях войны. Дети знают большое количество  стихов и рассказов, песен о России и родном крае.

В течение многих лет детский сад плодотворно сотрудничает с Крутинской гимназией. В своей работе мы стараемся использовать такие формы, как: педсоветы,  семинары - практикумы, консультации, взаимопосещения уроков и занятий. На практике обсуждаем методы, приемы и подходы к реализации учебных программ дошкольного и начального образования. Совместно проводятся мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни: «Мы спортивные ребята», «Если хочешь быть здоров», «Олимпионик в гостях у ребят». В совместно организованных мероприятиях с гимназией мы знакомим детей с народным творчеством. И уже стало доброй традицией  проводить с учениками начальных классов народные праздники: Рождество, Колядки, Масленицу. Народные традиции, праздники укрепляют семейные и родственные связи, помогают отрегулировать взаимоотношения между различными поколениями, людьми разной степени близости, насыщают потребность в дружеском, родственном общении, дают чувство защищенности и тепла. [2]

Детский сад «Светлячок» взаимодействует со специалистами Центральной районной больницы. Это способствует совершенствованию системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Поток автомобилей на дорогах нашей страны возрастает с каждым годом. Статистика утверждает, что примерно десять процентов ДТП происходят с участием детей, которые не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая последствий своего поведения. Поэтому с первых дней пребывания ребенка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы он легко ориентировался в ближайшем пространственном окружении, умел правильно оценивать дорожные ситуации. В связи с этим, коллектив нашего детского сада активно сотрудничает с ГИБДД. Мы считаем, что при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге следует придерживаться следующих принципов:

- формировать навыки безопасного поведения на дороге не только в процессе занятий, предусмотренных планом воспитательно-образовательной работы, но и в игровой  деятельности, во время прогулок;

- дети должны не механически заучивать правила, а понимать их смысл, это поможет закрепить навыки их выполнения;

- развивать у детей координацию, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве.

Работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге проводится с дошкольниками всех возрастных групп при активном участии инспекторов ГИБДД и педагогов ДОУ. Полученные в ходе занятий и бесед знания закрепляются в процессе продуктивной деятельности, реализуются в играх, на прогулках, во время экскурсий.  Воспитанники нашего детского сада принимают участие   в конкурсах и викторинах,  проводимых сотрудниками ГИБДД. Ежегодно проводится конкурс рисунков «Внимание дети!», посвященный памяти жертв ДТП. Также инспекторы данной структуры приглашаются на занятия и развлечения по ОБЖ.

В результате сотрудничества ДОУ с социумом создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками социального взаимодействия. Создана благоприятная эмоциональная атмосфера для формирования единого образовательного  пространства, обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей.

Таким образом, можно отметить, что данное сотрудничество способствует формированию и развитию таких личностных качеств дошкольника, как доброжелательность, сочувствие к близкому, уважение к старшему поколению, развивает коммуникативные навыки, делает дошкольника социально-адаптированным, помогает успешно усваивать принятые в обществе формы поведения.

Библиографический список

  1. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений /Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М., 2004.
  2. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга /Сост. Н.П.Митрошина, Т.А.Овечкина. СПб., 2001.
  3. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. - М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦИПР как форма вариативного содержания дошкольного образования

Сегодня активно развивается сеть центров игровой поддержки развития ребенка (ЦИПР), в которых дети в совместных со сверстниками и взрослыми играх получ...

Статья "Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования"

Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования Аннотация: статья посвящена анализу вариативных форм дошкольного образования и целесообразности их использования в ...

Консультация "Обновление содержания дошкольного образования в условиях вариативных моделей дошкольного образования"

Консультация  «Обновление содержания дошкольного образования в условиях вариативных моделей дошкольного образования»...

«Экскурсия по центрам активности в ДОУ, как средство вариативности содержания дошкольного образования. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие»

Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, как ...

Доклад на тему: «Экскурсия по центрам активности в ДОУ, как средство вариативности содержания дошкольного образования. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие»

Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, как ...

Программа по самообразованию «Проектирование развивающей предметно- пространственной среды дошкольной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования»

Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе методической деятельности в дошкольной организации.Программа ориентирована на...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста в условиях обновления содержания дошкольного образования" (презентация)

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании ...