ЦИПР как форма вариативного содержания дошкольного образования
методическая разработка на тему

Косова Ольга Владимировна

         Сегодня активно развивается сеть центров игровой поддержки развития ребенка (ЦИПР), в которых дети в совместных со сверстниками и взрослыми играх получают адекватное их возрасту развитие и параллельно этому нормативно регулируются различные модели консультативной помощи родителям в воспитании их детей на базе ЦИПР.

          Открытый на базе нашего ДОУ Центр игровой поддержки ребенка раннего возраста, представляет собой инновационную форму взаимодействия семейного и общественного воспитания детей до трех лет. Такой Центр является эффективным средством оптимизации детско-родительских отношений, поскольку позволяет создать единое образовательное пространство и позволяет расширить вариативность предоставляемых детям образовательных услуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsipr.docx53.28 КБ

Предварительный просмотр:

Материал  О.В. Косовой,

педагога-психолога МБДОУ д/с № 49

комбинированного вида,

г. Североморск

ЦИПР  как форма вариативного  содержания

дошкольного образования

Ранний возраст является самым благоприятным периодом для того, чтобы заложить основы развития человека как личности. В период до 3 лет ребенку присущи огромные потенциальные ресурсы развития. Малыш развивается так стремительно, как никогда в последующие возрастные периоды. Это период формирования доверительных и продуктивных контактов ребенка с миром, в том числе со взрослыми.

Система дошкольного  образования  сегодня  представляет  собой многофункциональную  вариативную  сеть ДОУ. Вариативность образования нацелена на обеспечение индивидуализации образования и ориентирована на личность ребенка дошкольного возраста, его потребности, возможности, запросы родителей.

         Особым  направлением  развития  дошкольного  образования стало  создание  системы  раннего  развития  детей, не охваченных дошкольным образованием  в  возрасте  от года до трех лет в рамках их кратковременного пребывания в ДОУ.

Сегодня активно развивается сеть центров игровой поддержки развития ребенка (ЦИПР), в которых дети в совместных со  сверстниками  и  взрослыми  играх получают адекватное их возрасту развитие и  параллельно этому нормативно  регулируются  различные  модели  консультативной помощи родителям в воспитании их детей на базе ЦИПР.

Таким образом, открытый на базе нашего ДОУ Центр игровой поддержки ребенка раннего возраста, представляет собой инновационную форму взаимодействия семейного и общественного воспитания детей до трех лет. Такой Центр является эффективным средством оптимизации детско-родительских отношений, поскольку позволяет создать единое образовательное пространство и позволяет расширить вариативность предоставляемых детям  образовательных услуг.

Программа предназначена для работы с детьми от года до трех лет и их родителями. Срок освоения программы 1 год.

Цель работы ЦИПР: создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста наоснове оптимизации детско-родительских отношений путем использования игровых технологий и методов и способствовать адаптации ребенка к ДОУ.

Задачи деятельности ЦИПР:

  • учить ребенка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя вместе со взрослым и самостоятельно;
  • развивать у детей интерес  к играм и игрушкам, игровые умения и навыки, формы игрового взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • стимулировать психическое развитие ребенка посредством игр с разными видами игрушек;
  • обеспечить профилактику проблем развития у детей, развитие их адаптационных возможностей;
  • создать условия для развития детско-родительских отношений на основе их содержательного игрового взаимодействия посредство психолого-педагогического просвещения, социально-психологического обучения и консультирования родителей.

Нормативно–правовое обеспечение ЦИПР:

1. Положение о ЦИПР.

2. Должностные инструкции педагогов в режиме работы ЦИПР.

3. Двухсторонний договор с родителями и ДОУ.

4. Заявление родителей.

Принципы:

  1. Системности (структурирование содержания в игровой форме занятий).
  2. Интеграции образовательных областей.
  3. Личностного подхода (позитивные эмоциональные отношения «родитель-ребенок-педагог» в зоне ближайшего развития ребенка).
  4. Этнопедагогического подхода (включениефольклорного материала).
  5. Деятельностного подхода (организация предметной деятельности).
  6. Взаимодействия ребенка с родителями при участии педагогов (педагог-консультант, обучающий родителя приемам взаимодействия с ребенком).

Работа ЦИПР реализуется в процессе интегративной, комплексной деятельности команды специалистов ДОУ:

  •  педагога-психолога;
  •  учителя-логопеда;
  •  музыкального руководителя;
  •  инструктора по физической культуре;
  •  воспитателя.

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности ЦИПР, регламентируемое ФГОС

  1. Сопровождение педагога–психолога содержания ЦИПР с учетом принципа интеграции взаимосвязи образовательных областей.
  2. Постоянное сотрудничество психолога и педагогов ЦИПР.
  3. Выстраивание взаимодействия педагогов с детьми в свободной деятельности, в общении, в игре.
  4. Проектирование и реализация дифференцированного подхода  при решении задач воспитания и развития.
  5. «Естественная» коррекция в социальном и эмоциональном развитии ребенка.

Работа ЦИПР реализуется в процессе интегративной, комплексной деятельности команды специалистов ДОУ:

  • педагога-психолога;
  • учителя-логопеда;
  • музыкального руководителя;
  • инструктора по физической культуре;
  • воспитателя.

Задачи работы с детьми по каждому направлению

Психическое развитие

Речевое развитие

Худож.-

эстетич. развитие

Музыкальное развитие

Физическое развитие

1г. – 2г.

- включать детей в  

систему социальных  отношений (в  

зарождающейся игре, в общении, в

познавательной  

деятельности;

- содействовать  освоению норм и  

правил во

взаимоотношениях;

- содействовать  

развитию позитивного образа «Я», первичных семейных гендерных

представлений

2г. – 3г.

- обогащать связи  

ребенка с   окружающим миром;

- содействовать  развитию личности  

ребенка;

- стимулировать   инициативу  в  познании окружения, в установлении   контактов.

1г. – 2г.

- формировать  

интерес к речевым  звукам;

- вызывать инициативнуюречевую активность,

звукоподражание;

- активизировать словарь детей;

- развивать

сенсомоторные навыки;

- развивать

физиологическое дыхание

2г. – 3г.

- учить произносить слова поподражанию;

- учить понимать

словесную инструкцию;

- активизировать и

расширять словарь.

1г. – 2г.

- содействовать  развитию  способности эмоционально  реагировать на

изобразительные,

художественные  образы;

- вызвать интерес к

зарождающейся   художественной деятельности.

2г. – 3г.

- способствовать  

отображению   впечатлений в

художественной

деятельности;

- формировать

предпосылки творчества;

-создавать условия для освоения   элементарных    способов  изображения и  

технических умений.

1г. – 2г.

- побуждать детей  

к элементарным   музыкально-творческим  

проявлениям;

- развивать  чувство ритма, вызвать эмоциональный  отклик на музыку.

2г. – 3г.

- развивать  музыкально-

эстетическое восприятие, отзывчивость на музыку;

- содействовать

развитию музыкальной активности;

- развивать музыкально-

сенсорные способности.

1г. – 2г.

- создавать условия для оптимальной двигательной  

активности;

- создавать

атмосферу интереса к физ. упражнениям;

- содействовать  

формированию  

физических и  

личностных качеств.

2г. – 3г.

- содействовать  

накоплению  

двигательного   опыта;

- формировать  

активность и  

самостоятельность   выполнения  движений;

- использовать  физкультуру как

средство формирования взаимоотношений со сверстниками.

Всего детей, посещающих ЦИПР: 20 человек, посещающих ЦИПР + их мамы (организуется парное взаимодействие в системе «мать –ребенок»).

Возраст детей:от 1 года до 3 лет.

Режим встреч: один раз в неделю в течение 1,5 часа.

Вторник: 11.00 – 12.30 ч. (10 ч. – дети от 1 до 2 лет)

Четверг:    11.20 – 12.50ч.(10 ч. – дети от 2 до 3 лет).

Структурное содержание группового игрового сеанса

Название блока

Содержание

Время

1. Коммуникативный

    блок

Ритуал  «Приветствие». Сюрпризный момент. Игры (адаптационные, коммуникативные, на социальное развитие).

(Педагог-психолог)

5-7 мин

2. Музыкальный

блок

Музыкально-ритмические игры. Подпевание и пение. Парные пляски и хороводы. Игра на  детских муз.инструментах. Слушание музыки. (Муз.руководитель)

10 мин

3. Развивающий

блок

Дидактические игры. Игры, направленные на сенсорное и интеллектуальное развитие/развитие предметно-манипулятивной деятельности. (Педагог-психолог)

7-10 мин.

4. Блок физического

    развития

Упражнения на развитие основных движений и крупной моторики, подвижные игры с использованием спортивного оборудования. Игры с парашютом. (Инструктор по ФК)

10 мин

5. Блок речевого

    развития

Пальчиковая гимнастика.

Игры на коленях, игровые массажи. (Учитель-логопед)

7 мин

6. Блок

художественно-

    эстетического  

    развития

Рисование (акварельными карандашами, пальчиковой краской, гуашью, восковыми мелками). Конструирование. Лепка из пластилина. Работы с тестом. Аппликация. (Воспитатель)

10мин

7. Блок

сказкотерапии

Показ сказки. (Все специалисты)

5-7 мин

8. Заключительный  

    блок

Подведение итогов. Ритуал «Прощание».

«Вкусный сюрприз».

Самостоятельные игры детей.

Консультирование родителей по запросу (Все специалисты)

30 мин

  1. Адаптационные игры.

Задачи работы с детьми:

  • формировать доверительные взаимоотношения со взрослыми на телесно-игровом и предметно-игровом уровне;
  • корректировать психоэмоциональное напряжение;
  • вызывать интерес к действиям взрослого; стимулировать подражание взрослому;
  • учить ориентироваться в игровом помещении, пространстве игры, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами;
  • развивать интерес к сверстнику, умение одновременно выполнять одинаковые игровые действия и достигать общего игрового результата.

Задачи работы с родителями:

  • научить формировать доверительные взаимоотношения со своим ребенком;
  •  стимулировать и поддерживать у ребенка интерес к действиям взрослого и сверстника, желание подражать взрослому и сверстнику и обмениваться действиями в игровых ситуациях;
  • помочь освоить приемы профилактики и преодоления психоэмоционального напряжения с помощью игровых ситуаций.
  1. Игры, направленные на социальное развитие.

Задачи работы с детьми:

  • формировать эмоциональный контакт со взрослым и сверстниками, вызывать интерес к ровеснику (партнеру по игре), положительные эмоции, стимулировать желание помочь, пожалеть, порадовать; умение вежливо здороваться прощаться, благодарить, обращаться с просьбой;
  • учить повторять за взрослым движения, действия, звуки, слова по показу; выполнять движения и действия по словесной инструкции; наблюдать за игрой другого ребенка; выполнять вместе со сверстником простые действия: складывать кубики в кузов машины, кружиться за руки, передавать друг другу предметы; действовать по очереди, не толкаться, ждать; подражать эмоциональным и вербальным способам взаимодействия с другими детьми, показанными взрослым; запоминать и называть имена сверстников, употреблять местоимения «я», «ты», «моя», «мой»; ориентироваться на своем теле (знакомить с функциональным назначением рук и ног, органов чувств); фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем, откликаться на него и повторять; узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест; запоминать место расположения предметов, игр, игрушек, убирать их на место после игры; понимать слова «можно», «нельзя», «не мешай», «помоги».

Задачи работы с детьми:

  • научить правилам поведения и детальности в игровых ситуациях; разрешать проблемы в поведении ребенка с использованием игровых ситуаций; использовать игровые ситуации для развития личности ребенка, его самосознания и эмоций; стимулировать и поддерживать у ребенка социальный интерес с помощью игровых ситуаций; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
  1. Игры, направленные на сенсорное и интеллектуальное развитие.

Задачи работы с детьми:

  • учить находить источник звука, узнавать и вызывать музыкальные звуки, внимательно рассматривать игрушки, предметы; выделять сенсорные признаки предметов по образцу, слову, называть некоторые их них; реагировать на слова взрослого «такой», «не такой», «другой», группировать предметы по сенсорным признакам, образуя множества; выделять количественные признаки: «один – много», «много – мало»; узнавать объекты на ощупь, на вкус, по запаху;
  • вызывать интерес к предметному миру, желание научить способам выявления свойств предметов и материалов, действовать с предметами;
  • формировать практические способы ориентировки в свойствах предметов: пробы, наложение, приложение, действия, позволяющие выявить свойства материалов и веществ;
  • развивать зрительное и слуховое сосредоточение, ориентировки на форму, цвет, величину, расположение предметов;
  • познакомить со свойствами воды, песка, теста, бумаги, крема, клея, красок.

Задачи работы с родителями:

  • научить обогащать чувственный опыт ребенка; использовать игровые ситуации для организации познания свойств и признаков предметов, взаимодействия с предметным миров; вызывать и поддерживать интерес у детей к свойствам и признакам предметов, материалов, веществ; организовывать игры с дидактическими игрушками и игровыми пособиями, направленными на познание сенсорных характеристик объектов; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
  1. Игры, направленные на развитие предметно-манипулятивной деятельности.

Задачи работы с детьми:

  • развивать соотносящие действия, зрительно-двигательные координации;
  • учить играть с автодидактическими игрушками: матрешкой, пирамидкой, вкладышами, строительным материалом; удерживать карандаш и выполнять соответствующие действия; удерживать клубок и одновременно наматывать нитку на клубок; выполнять действия  с мозаикой и строительным материалом; продевать шнурок в дырку; нанизывать бусы на проволоку; раскладывать мелкие предметы в емкости, сортируя их по форме, цвету; действовать целенаправленно, выполняя соотносящие действия; пересыпать крупу ложкой наливать воду в тазик чашкой, ловить игрушки в тазике сачком, приближать игрушки, потянув за тесемку, звонить в колокольчик, катать каталку, стучать палочкой по барабану, использовать стул для доставания предметов;
  • формировать орудийные действия.

Задачи работы с родителями:

  • научить обогащать предметно-практический опыт ребенка, организовывать познание назначения, функций предметов непосредственного окружения; создавать условия для переноса ребенком освоенных действий в разнообразные игровые и предметно-практические ситуации; вызывать и поддерживать интерес у детей к функциям предметов; организовывать игры с дидактическими игрушками и игровыми пособиями, направленными на освоение ребенком предметных действий; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
  1. Игры, направленные на развитие речи и профилактику речевых нарушений.

Задачи работы с детьми:

  • учить дифференцировать и воспроизводить звукоподражания; произносить слова по подражанию; использовать общеупотребительную лексику; понимать словесные инструкции из одного-трех элементов, внимательно слушать короткие стихотворения, потешки, сказки, отвечать на вопросы по их содержанию; обыгрывать сюжет, изображать персонажей; понимать содержание предметной и сюжетной картинки, отвечать на вопросы по ее содержанию; понимать (от 2,5 лет) рассказ взрослого без показа, повторять за взрослым рассказ из 3-4 предложений, рассказывать из личного опыта;
  • формировать интерес к речевым звукам, умение отличать их от неречевых, понимание слов-действий, слов-признаков4
  • вызывать инициативную речевую активность.

Задачи работы с родителями:

  • научить создавать благоприятную речевую среду, использовать в игровых ситуациях речевые образцы, в т. ч. литературные и фольклорные тексты для обогащения и активизации детской речи; вызывать у ребенка речевую активность, стимулировать у него стремление создавать собственный речевой продукт, вступать в диалог; осваивать приемы развития артикуляционного аппарата, неречевого и речевого слуха; организовывать речевые игры; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
  1. Игры, направленные на физическое развитие.

Задачи работы с детьми:

  • учить уверенно перемещаться в горизонтальном пространстве, достигая предметных целей» действовать в вертикальном пространстве: нанизывать, складывать, доставать; сжимать и разжимать мячик в ладошке; бегать за мячом, приносить мычи разных размеров, катать мяч; ходить по ограниченному пространству; дотягиваться, вставая на носочки, крепко стоять на ногах, держась за обруч; противопоставлять и выделять пальцы, совершать вращательные движения;
  • совершенствовать навык ходьбы, ползания, подлезания, перелезания, перешагивания через препятствия;
  • развивать содружественные движения рук и пальцев: выполнять раскатывающие движения пальцами обеих рук одновременно, удерживать тонкий круглый предмет всеми пальцами, удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы, ставить пальчик в указанное место, удерживать пальцы в согнутом положении, держать в согнутом положении три первых пальца; двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость; равновесие, координацию движений;
  • формировать пинцетный, щипковый захват предметов пальцами, умение удерживать мелкие предметы;
  • стимулировать быстроту реагирования.

Задачи работы с родителями:

  • научить создавать игровые ситуации для организации двигательной активности ребенка; использовать игры и игровые ситуации для стимулирования и удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка;
  • помочь освоить приемы проведения подвижных и пальчиковых игр, направленных на развитие крупной и мелкой моторики.
  1. Игры, направленные на музыкальное развитие.

Задачи работы с детьми:

  • вызывать интерес к играм-забавам, стимулировать эмоциональный отклик на действия персонажа и желание принять участие в играх-забавах;
  • учить наблюдать за действиями героев разных видов театр: перчаточные куклы (бибабо), театр игрушек, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; действовать под музыку в соответствии с ее настроением; эмоционально откликаться на происходящее; обыгрывать музыкальные образы: птички, зайчики, цыплята; подражать действия взрослого под музыку (греметь погремушкой, звенеть колокольчиком под музыку, прятать предметы за спину, когда не играет музыка; двигаться под музыку, держа в руках сюжетную игрушку: куклу, мишку и др.; ритмично топать, хлопать в ладошки под музыку); водить хоровод; произносить звукоподражания, междометия, отдельные слова под музыку в соответствии с текстом песни, подпевать;
  • развивать интерес к музыкальным играм, желание в них участвовать; чувствительность к изменению громкости, темпа и ритма музыки;
  • формировать эмоциональный отклик на музыку, чувство ритма.

Задачи работы с родителями:

  • научить использовать игры-шутки, игры-забавы, музыкальные игры для создания положительного эмоционального фона во взаимоотношениях с ребенком; показывать ребенку разные виды театры; использовать музыку в разнообразных игровых ситуациях.

Взаимодействие с родителями

Задачи:

1.  Создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками ЦИПР.

2.  Создавать условия для саморазвития взрослых.

3.  Повышать психолого-педагогическую грамотность родителей.

4.  Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

5.  Привлекать родителей к организации  жизни детей в рамках ЦИПР.

Формы работы:

1.  Создание банка данных о детях, неохваченных ДОУ по микрорайону.

2.  Информирование о режиме работы ЦИПР (через сайт ДОУ).

3.  Круглый стол (консультации по различным темам 1 раз в квартал).

4. Индивидуальное консультирование в конце каждого игрового сеанса (все специалисты).

5.  Наглядная информация.

6.  Досуговые мероприятия.

7.  Использование ИКТ (сайт МБДОУ д/с № 49).

Методы и приемы:

  • Анкетирование  родителей.
  • Памятки.
  • Буклеты по психолого-педагогическому образованию родителей.
  • Информационные письма.

Ожидаемый результат деятельности ЦИПР: социализация ребенка раннего возраста на основе оптимизации семейной микросреды, детско-родительских отношений в процессе продуктивного игрового взаимодействия родителей с детьми.

В результате освоения программы родители должны знать:

  • особенности и факторы риска психофизического развития детей раннего возраста;
  • эффективные способы  и формы игрового взаимодействия с детьми;
  • виды игрушек и игр, их развивающий, обучающий и воспитательный потенциал.

Родители должны уметь:

  • создавать игровую среду в соответствии с возрастном и интересами ребенка;
  • эффективно организовывать игровое взаимодействие с ребенком;
  • руководить развитием самостоятельной игры и игр со сверстниками;
  • использовать игровые ситуации в целях развития, обучения и воспитания ребенка.

Дети должны знать:

  • названия образных, спортивных, театральных, музыкальных, дидактических, строительных игрушек;
  • особенности использования разных видов игрушек;
  • правила бережного отношения к игрушкам и правила организации игр;
  • названия некоторых любимых игр.

Дети должны уметь:

  • эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;
  • готовить игрушки и место для игры;
  • соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками);
  • использовать в игре игрушки в соответствии с их назначением;
  • поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника;
  • подражать взрослому, действовать в игре по речевой инструкции взрослого;
  • играть рядом и вместе с другими детьми;
  • самостоятельно инициировать игру;
  • выражать свои игровые предпочтения;
  • создавать условия для игр;
  • использовать в игровых целях разнообразные предметы, природный и бросовый материал;
  • действовать, соблюдая игровые правила;
  • делиться игрушками, не мешать, ждать своей очереди.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Вашему вниманию предлагается презентация с комментарием из опыта работы по использованию интерактивных технологий в образовательном процесе ДОУ  Этот материал был представлен на научно-практическ...

Организационные формы предшкольного образования

Формы организации предшкольного образования, условия организации предшкольного образования...

Детский сад для всех малышей. Вариативные формы дошкольного образования

На сегодняшний день непрерывность образования первой ступени проявляется через использование вариативных форм дошкольного образования, поскольку ни один из возрастных периодов нельзя отделять от друго...

ПОЛОЖЕНИЕ о консультационном центре для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования

УТВЕРЖДАЮ:Заведующий МБДОУ Д/С 9«  31  »       августа       2016   года.ПОЛОЖЕНИЕ о консультационном центре для родител...

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих дошкольное образование в форме семейного образования

Для оказания квалифицированной консультативной, диагностической, психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей – инвалидов в условиях семейного образования, внедряются вариативные фор...

Организация инновационной деятельности консультационного центра для родителей, имеющих детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования в соответствии с ФГОС ДО.

 Консультационный  центр призван оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, раб...

Приказ" О функционировании Консультационного пункта для родителей(законых представителей) не совершенолетних воспитаников, обеспечивающего получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования""

Приказ " О функционировании  Консультативнного пункта  для родителей  (законных представителей) несовершеннолетних воспитаников, обеспечевающего получение детьми дошкольного образо...