ЦИПР как форма вариативного содержания дошкольного образования
методическая разработка на тему
Сегодня активно развивается сеть центров игровой поддержки развития ребенка (ЦИПР), в которых дети в совместных со сверстниками и взрослыми играх получают адекватное их возрасту развитие и параллельно этому нормативно регулируются различные модели консультативной помощи родителям в воспитании их детей на базе ЦИПР.
Открытый на базе нашего ДОУ Центр игровой поддержки ребенка раннего возраста, представляет собой инновационную форму взаимодействия семейного и общественного воспитания детей до трех лет. Такой Центр является эффективным средством оптимизации детско-родительских отношений, поскольку позволяет создать единое образовательное пространство и позволяет расширить вариативность предоставляемых детям образовательных услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsipr.docx | 53.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал О.В. Косовой,
педагога-психолога МБДОУ д/с № 49
комбинированного вида,
г. Североморск
ЦИПР как форма вариативного содержания
дошкольного образования
Ранний возраст является самым благоприятным периодом для того, чтобы заложить основы развития человека как личности. В период до 3 лет ребенку присущи огромные потенциальные ресурсы развития. Малыш развивается так стремительно, как никогда в последующие возрастные периоды. Это период формирования доверительных и продуктивных контактов ребенка с миром, в том числе со взрослыми.
Система дошкольного образования сегодня представляет собой многофункциональную вариативную сеть ДОУ. Вариативность образования нацелена на обеспечение индивидуализации образования и ориентирована на личность ребенка дошкольного возраста, его потребности, возможности, запросы родителей.
Особым направлением развития дошкольного образования стало создание системы раннего развития детей, не охваченных дошкольным образованием в возрасте от года до трех лет в рамках их кратковременного пребывания в ДОУ.
Сегодня активно развивается сеть центров игровой поддержки развития ребенка (ЦИПР), в которых дети в совместных со сверстниками и взрослыми играх получают адекватное их возрасту развитие и параллельно этому нормативно регулируются различные модели консультативной помощи родителям в воспитании их детей на базе ЦИПР.
Таким образом, открытый на базе нашего ДОУ Центр игровой поддержки ребенка раннего возраста, представляет собой инновационную форму взаимодействия семейного и общественного воспитания детей до трех лет. Такой Центр является эффективным средством оптимизации детско-родительских отношений, поскольку позволяет создать единое образовательное пространство и позволяет расширить вариативность предоставляемых детям образовательных услуг.
Программа предназначена для работы с детьми от года до трех лет и их родителями. Срок освоения программы 1 год.
Цель работы ЦИПР: создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста наоснове оптимизации детско-родительских отношений путем использования игровых технологий и методов и способствовать адаптации ребенка к ДОУ.
Задачи деятельности ЦИПР:
- учить ребенка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя вместе со взрослым и самостоятельно;
- развивать у детей интерес к играм и игрушкам, игровые умения и навыки, формы игрового взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- стимулировать психическое развитие ребенка посредством игр с разными видами игрушек;
- обеспечить профилактику проблем развития у детей, развитие их адаптационных возможностей;
- создать условия для развития детско-родительских отношений на основе их содержательного игрового взаимодействия посредство психолого-педагогического просвещения, социально-психологического обучения и консультирования родителей.
Нормативно–правовое обеспечение ЦИПР:
1. Положение о ЦИПР.
2. Должностные инструкции педагогов в режиме работы ЦИПР.
3. Двухсторонний договор с родителями и ДОУ.
4. Заявление родителей.
Принципы:
- Системности (структурирование содержания в игровой форме занятий).
- Интеграции образовательных областей.
- Личностного подхода (позитивные эмоциональные отношения «родитель-ребенок-педагог» в зоне ближайшего развития ребенка).
- Этнопедагогического подхода (включениефольклорного материала).
- Деятельностного подхода (организация предметной деятельности).
- Взаимодействия ребенка с родителями при участии педагогов (педагог-консультант, обучающий родителя приемам взаимодействия с ребенком).
Работа ЦИПР реализуется в процессе интегративной, комплексной деятельности команды специалистов ДОУ:
- педагога-психолога;
- учителя-логопеда;
- музыкального руководителя;
- инструктора по физической культуре;
- воспитателя.
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности ЦИПР, регламентируемое ФГОС
- Сопровождение педагога–психолога содержания ЦИПР с учетом принципа интеграции взаимосвязи образовательных областей.
- Постоянное сотрудничество психолога и педагогов ЦИПР.
- Выстраивание взаимодействия педагогов с детьми в свободной деятельности, в общении, в игре.
- Проектирование и реализация дифференцированного подхода при решении задач воспитания и развития.
- «Естественная» коррекция в социальном и эмоциональном развитии ребенка.
Работа ЦИПР реализуется в процессе интегративной, комплексной деятельности команды специалистов ДОУ:
- педагога-психолога;
- учителя-логопеда;
- музыкального руководителя;
- инструктора по физической культуре;
- воспитателя.
Задачи работы с детьми по каждому направлению
Психическое развитие | Речевое развитие | Худож.- эстетич. развитие | Музыкальное развитие | Физическое развитие |
1г. – 2г. - включать детей в систему социальных отношений (в зарождающейся игре, в общении, в познавательной деятельности; - содействовать освоению норм и правил во взаимоотношениях; - содействовать развитию позитивного образа «Я», первичных семейных гендерных представлений 2г. – 3г. - обогащать связи ребенка с окружающим миром; - содействовать развитию личности ребенка; - стимулировать инициативу в познании окружения, в установлении контактов. | 1г. – 2г. - формировать интерес к речевым звукам; - вызывать инициативнуюречевую активность, звукоподражание; - активизировать словарь детей; - развивать сенсомоторные навыки; - развивать физиологическое дыхание 2г. – 3г. - учить произносить слова поподражанию; - учить понимать словесную инструкцию; - активизировать и расширять словарь. | 1г. – 2г. - содействовать развитию способности эмоционально реагировать на изобразительные, художественные образы; - вызвать интерес к зарождающейся художественной деятельности. 2г. – 3г. - способствовать отображению впечатлений в художественной деятельности; - формировать предпосылки творчества; -создавать условия для освоения элементарных способов изображения и технических умений. | 1г. – 2г. - побуждать детей к элементарным музыкально-творческим проявлениям; - развивать чувство ритма, вызвать эмоциональный отклик на музыку. 2г. – 3г. - развивать музыкально- эстетическое восприятие, отзывчивость на музыку; - содействовать развитию музыкальной активности; - развивать музыкально- сенсорные способности. | 1г. – 2г. - создавать условия для оптимальной двигательной активности; - создавать атмосферу интереса к физ. упражнениям; - содействовать формированию физических и личностных качеств. 2г. – 3г. - содействовать накоплению двигательного опыта; - формировать активность и самостоятельность выполнения движений; - использовать физкультуру как средство формирования взаимоотношений со сверстниками. |
Всего детей, посещающих ЦИПР: 20 человек, посещающих ЦИПР + их мамы (организуется парное взаимодействие в системе «мать –ребенок»).
Возраст детей:от 1 года до 3 лет.
Режим встреч: один раз в неделю в течение 1,5 часа.
Вторник: 11.00 – 12.30 ч. (10 ч. – дети от 1 до 2 лет)
Четверг: 11.20 – 12.50ч.(10 ч. – дети от 2 до 3 лет).
Структурное содержание группового игрового сеанса
Название блока | Содержание | Время |
1. Коммуникативный блок | Ритуал «Приветствие». Сюрпризный момент. Игры (адаптационные, коммуникативные, на социальное развитие). (Педагог-психолог) | 5-7 мин |
2. Музыкальный блок | Музыкально-ритмические игры. Подпевание и пение. Парные пляски и хороводы. Игра на детских муз.инструментах. Слушание музыки. (Муз.руководитель) | 10 мин |
3. Развивающий блок | Дидактические игры. Игры, направленные на сенсорное и интеллектуальное развитие/развитие предметно-манипулятивной деятельности. (Педагог-психолог) | 7-10 мин. |
4. Блок физического развития | Упражнения на развитие основных движений и крупной моторики, подвижные игры с использованием спортивного оборудования. Игры с парашютом. (Инструктор по ФК) | 10 мин |
5. Блок речевого развития | Пальчиковая гимнастика. Игры на коленях, игровые массажи. (Учитель-логопед) | 7 мин |
6. Блок художественно- эстетического развития | Рисование (акварельными карандашами, пальчиковой краской, гуашью, восковыми мелками). Конструирование. Лепка из пластилина. Работы с тестом. Аппликация. (Воспитатель) | 10мин |
7. Блок сказкотерапии | Показ сказки. (Все специалисты) | 5-7 мин |
8. Заключительный блок | Подведение итогов. Ритуал «Прощание». «Вкусный сюрприз». Самостоятельные игры детей. Консультирование родителей по запросу (Все специалисты) | 30 мин |
- Адаптационные игры.
Задачи работы с детьми:
- формировать доверительные взаимоотношения со взрослыми на телесно-игровом и предметно-игровом уровне;
- корректировать психоэмоциональное напряжение;
- вызывать интерес к действиям взрослого; стимулировать подражание взрослому;
- учить ориентироваться в игровом помещении, пространстве игры, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами;
- развивать интерес к сверстнику, умение одновременно выполнять одинаковые игровые действия и достигать общего игрового результата.
Задачи работы с родителями:
- научить формировать доверительные взаимоотношения со своим ребенком;
- стимулировать и поддерживать у ребенка интерес к действиям взрослого и сверстника, желание подражать взрослому и сверстнику и обмениваться действиями в игровых ситуациях;
- помочь освоить приемы профилактики и преодоления психоэмоционального напряжения с помощью игровых ситуаций.
- Игры, направленные на социальное развитие.
Задачи работы с детьми:
- формировать эмоциональный контакт со взрослым и сверстниками, вызывать интерес к ровеснику (партнеру по игре), положительные эмоции, стимулировать желание помочь, пожалеть, порадовать; умение вежливо здороваться прощаться, благодарить, обращаться с просьбой;
- учить повторять за взрослым движения, действия, звуки, слова по показу; выполнять движения и действия по словесной инструкции; наблюдать за игрой другого ребенка; выполнять вместе со сверстником простые действия: складывать кубики в кузов машины, кружиться за руки, передавать друг другу предметы; действовать по очереди, не толкаться, ждать; подражать эмоциональным и вербальным способам взаимодействия с другими детьми, показанными взрослым; запоминать и называть имена сверстников, употреблять местоимения «я», «ты», «моя», «мой»; ориентироваться на своем теле (знакомить с функциональным назначением рук и ног, органов чувств); фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем, откликаться на него и повторять; узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест; запоминать место расположения предметов, игр, игрушек, убирать их на место после игры; понимать слова «можно», «нельзя», «не мешай», «помоги».
Задачи работы с детьми:
- научить правилам поведения и детальности в игровых ситуациях; разрешать проблемы в поведении ребенка с использованием игровых ситуаций; использовать игровые ситуации для развития личности ребенка, его самосознания и эмоций; стимулировать и поддерживать у ребенка социальный интерес с помощью игровых ситуаций; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
- Игры, направленные на сенсорное и интеллектуальное развитие.
Задачи работы с детьми:
- учить находить источник звука, узнавать и вызывать музыкальные звуки, внимательно рассматривать игрушки, предметы; выделять сенсорные признаки предметов по образцу, слову, называть некоторые их них; реагировать на слова взрослого «такой», «не такой», «другой», группировать предметы по сенсорным признакам, образуя множества; выделять количественные признаки: «один – много», «много – мало»; узнавать объекты на ощупь, на вкус, по запаху;
- вызывать интерес к предметному миру, желание научить способам выявления свойств предметов и материалов, действовать с предметами;
- формировать практические способы ориентировки в свойствах предметов: пробы, наложение, приложение, действия, позволяющие выявить свойства материалов и веществ;
- развивать зрительное и слуховое сосредоточение, ориентировки на форму, цвет, величину, расположение предметов;
- познакомить со свойствами воды, песка, теста, бумаги, крема, клея, красок.
Задачи работы с родителями:
- научить обогащать чувственный опыт ребенка; использовать игровые ситуации для организации познания свойств и признаков предметов, взаимодействия с предметным миров; вызывать и поддерживать интерес у детей к свойствам и признакам предметов, материалов, веществ; организовывать игры с дидактическими игрушками и игровыми пособиями, направленными на познание сенсорных характеристик объектов; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
- Игры, направленные на развитие предметно-манипулятивной деятельности.
Задачи работы с детьми:
- развивать соотносящие действия, зрительно-двигательные координации;
- учить играть с автодидактическими игрушками: матрешкой, пирамидкой, вкладышами, строительным материалом; удерживать карандаш и выполнять соответствующие действия; удерживать клубок и одновременно наматывать нитку на клубок; выполнять действия с мозаикой и строительным материалом; продевать шнурок в дырку; нанизывать бусы на проволоку; раскладывать мелкие предметы в емкости, сортируя их по форме, цвету; действовать целенаправленно, выполняя соотносящие действия; пересыпать крупу ложкой наливать воду в тазик чашкой, ловить игрушки в тазике сачком, приближать игрушки, потянув за тесемку, звонить в колокольчик, катать каталку, стучать палочкой по барабану, использовать стул для доставания предметов;
- формировать орудийные действия.
Задачи работы с родителями:
- научить обогащать предметно-практический опыт ребенка, организовывать познание назначения, функций предметов непосредственного окружения; создавать условия для переноса ребенком освоенных действий в разнообразные игровые и предметно-практические ситуации; вызывать и поддерживать интерес у детей к функциям предметов; организовывать игры с дидактическими игрушками и игровыми пособиями, направленными на освоение ребенком предметных действий; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
- Игры, направленные на развитие речи и профилактику речевых нарушений.
Задачи работы с детьми:
- учить дифференцировать и воспроизводить звукоподражания; произносить слова по подражанию; использовать общеупотребительную лексику; понимать словесные инструкции из одного-трех элементов, внимательно слушать короткие стихотворения, потешки, сказки, отвечать на вопросы по их содержанию; обыгрывать сюжет, изображать персонажей; понимать содержание предметной и сюжетной картинки, отвечать на вопросы по ее содержанию; понимать (от 2,5 лет) рассказ взрослого без показа, повторять за взрослым рассказ из 3-4 предложений, рассказывать из личного опыта;
- формировать интерес к речевым звукам, умение отличать их от неречевых, понимание слов-действий, слов-признаков4
- вызывать инициативную речевую активность.
Задачи работы с родителями:
- научить создавать благоприятную речевую среду, использовать в игровых ситуациях речевые образцы, в т. ч. литературные и фольклорные тексты для обогащения и активизации детской речи; вызывать у ребенка речевую активность, стимулировать у него стремление создавать собственный речевой продукт, вступать в диалог; осваивать приемы развития артикуляционного аппарата, неречевого и речевого слуха; организовывать речевые игры; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
- Игры, направленные на физическое развитие.
Задачи работы с детьми:
- учить уверенно перемещаться в горизонтальном пространстве, достигая предметных целей» действовать в вертикальном пространстве: нанизывать, складывать, доставать; сжимать и разжимать мячик в ладошке; бегать за мячом, приносить мычи разных размеров, катать мяч; ходить по ограниченному пространству; дотягиваться, вставая на носочки, крепко стоять на ногах, держась за обруч; противопоставлять и выделять пальцы, совершать вращательные движения;
- совершенствовать навык ходьбы, ползания, подлезания, перелезания, перешагивания через препятствия;
- развивать содружественные движения рук и пальцев: выполнять раскатывающие движения пальцами обеих рук одновременно, удерживать тонкий круглый предмет всеми пальцами, удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы, ставить пальчик в указанное место, удерживать пальцы в согнутом положении, держать в согнутом положении три первых пальца; двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость; равновесие, координацию движений;
- формировать пинцетный, щипковый захват предметов пальцами, умение удерживать мелкие предметы;
- стимулировать быстроту реагирования.
Задачи работы с родителями:
- научить создавать игровые ситуации для организации двигательной активности ребенка; использовать игры и игровые ситуации для стимулирования и удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка;
- помочь освоить приемы проведения подвижных и пальчиковых игр, направленных на развитие крупной и мелкой моторики.
- Игры, направленные на музыкальное развитие.
Задачи работы с детьми:
- вызывать интерес к играм-забавам, стимулировать эмоциональный отклик на действия персонажа и желание принять участие в играх-забавах;
- учить наблюдать за действиями героев разных видов театр: перчаточные куклы (бибабо), театр игрушек, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; действовать под музыку в соответствии с ее настроением; эмоционально откликаться на происходящее; обыгрывать музыкальные образы: птички, зайчики, цыплята; подражать действия взрослого под музыку (греметь погремушкой, звенеть колокольчиком под музыку, прятать предметы за спину, когда не играет музыка; двигаться под музыку, держа в руках сюжетную игрушку: куклу, мишку и др.; ритмично топать, хлопать в ладошки под музыку); водить хоровод; произносить звукоподражания, междометия, отдельные слова под музыку в соответствии с текстом песни, подпевать;
- развивать интерес к музыкальным играм, желание в них участвовать; чувствительность к изменению громкости, темпа и ритма музыки;
- формировать эмоциональный отклик на музыку, чувство ритма.
Задачи работы с родителями:
- научить использовать игры-шутки, игры-забавы, музыкальные игры для создания положительного эмоционального фона во взаимоотношениях с ребенком; показывать ребенку разные виды театры; использовать музыку в разнообразных игровых ситуациях.
Взаимодействие с родителями
Задачи:
1. Создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками ЦИПР.
2. Создавать условия для саморазвития взрослых.
3. Повышать психолого-педагогическую грамотность родителей.
4. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
5. Привлекать родителей к организации жизни детей в рамках ЦИПР.
Формы работы:
1. Создание банка данных о детях, неохваченных ДОУ по микрорайону.
2. Информирование о режиме работы ЦИПР (через сайт ДОУ).
3. Круглый стол (консультации по различным темам 1 раз в квартал).
4. Индивидуальное консультирование в конце каждого игрового сеанса (все специалисты).
5. Наглядная информация.
6. Досуговые мероприятия.
7. Использование ИКТ (сайт МБДОУ д/с № 49).
Методы и приемы:
- Анкетирование родителей.
- Памятки.
- Буклеты по психолого-педагогическому образованию родителей.
- Информационные письма.
Ожидаемый результат деятельности ЦИПР: социализация ребенка раннего возраста на основе оптимизации семейной микросреды, детско-родительских отношений в процессе продуктивного игрового взаимодействия родителей с детьми.
В результате освоения программы родители должны знать:
- особенности и факторы риска психофизического развития детей раннего возраста;
- эффективные способы и формы игрового взаимодействия с детьми;
- виды игрушек и игр, их развивающий, обучающий и воспитательный потенциал.
Родители должны уметь:
- создавать игровую среду в соответствии с возрастном и интересами ребенка;
- эффективно организовывать игровое взаимодействие с ребенком;
- руководить развитием самостоятельной игры и игр со сверстниками;
- использовать игровые ситуации в целях развития, обучения и воспитания ребенка.
Дети должны знать:
- названия образных, спортивных, театральных, музыкальных, дидактических, строительных игрушек;
- особенности использования разных видов игрушек;
- правила бережного отношения к игрушкам и правила организации игр;
- названия некоторых любимых игр.
Дети должны уметь:
- эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;
- готовить игрушки и место для игры;
- соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками);
- использовать в игре игрушки в соответствии с их назначением;
- поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника;
- подражать взрослому, действовать в игре по речевой инструкции взрослого;
- играть рядом и вместе с другими детьми;
- самостоятельно инициировать игру;
- выражать свои игровые предпочтения;
- создавать условия для игр;
- использовать в игровых целях разнообразные предметы, природный и бросовый материал;
- действовать, соблюдая игровые правила;
- делиться игрушками, не мешать, ждать своей очереди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Вашему вниманию предлагается презентация с комментарием из опыта работы по использованию интерактивных технологий в образовательном процесе ДОУ Этот материал был представлен на научно-практическ...
Организационные формы предшкольного образования
Формы организации предшкольного образования, условия организации предшкольного образования...
ПОЛОЖЕНИЕ о консультационном центре для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования
УТВЕРЖДАЮ:Заведующий МБДОУ Д/С 9« 31 » августа 2016 года.ПОЛОЖЕНИЕ о консультационном центре для родител...
Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих дошкольное образование в форме семейного образования
Для оказания квалифицированной консультативной, диагностической, психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей – инвалидов в условиях семейного образования, внедряются вариативные фор...
Организация инновационной деятельности консультационного центра для родителей, имеющих детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования в соответствии с ФГОС ДО.
Консультационный центр призван оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, раб...
Приказ" О функционировании Консультационного пункта для родителей(законых представителей) не совершенолетних воспитаников, обеспечивающего получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования""
Приказ " О функционировании Консультативнного пункта для родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитаников, обеспечевающего получение детьми дошкольного образо...
Консультация для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования на тему: «Организация работы специализированной группы для детей с сахарным диабетом, в дошкольном образовательном
В консультации дается описние условий и деятельность специалистов в ДОУ, которые создаются для воспитанников, имеющих диагноз сахарный диабет....