ЦИПР как форма вариативного содержания дошкольного образования
методическая разработка на тему

Косова Ольга Владимировна

         Сегодня активно развивается сеть центров игровой поддержки развития ребенка (ЦИПР), в которых дети в совместных со сверстниками и взрослыми играх получают адекватное их возрасту развитие и параллельно этому нормативно регулируются различные модели консультативной помощи родителям в воспитании их детей на базе ЦИПР.

          Открытый на базе нашего ДОУ Центр игровой поддержки ребенка раннего возраста, представляет собой инновационную форму взаимодействия семейного и общественного воспитания детей до трех лет. Такой Центр является эффективным средством оптимизации детско-родительских отношений, поскольку позволяет создать единое образовательное пространство и позволяет расширить вариативность предоставляемых детям образовательных услуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsipr.docx53.28 КБ

Предварительный просмотр:

Материал  О.В. Косовой,

педагога-психолога МБДОУ д/с № 49

комбинированного вида,

г. Североморск

ЦИПР  как форма вариативного  содержания

дошкольного образования

Ранний возраст является самым благоприятным периодом для того, чтобы заложить основы развития человека как личности. В период до 3 лет ребенку присущи огромные потенциальные ресурсы развития. Малыш развивается так стремительно, как никогда в последующие возрастные периоды. Это период формирования доверительных и продуктивных контактов ребенка с миром, в том числе со взрослыми.

Система дошкольного  образования  сегодня  представляет  собой многофункциональную  вариативную  сеть ДОУ. Вариативность образования нацелена на обеспечение индивидуализации образования и ориентирована на личность ребенка дошкольного возраста, его потребности, возможности, запросы родителей.

         Особым  направлением  развития  дошкольного  образования стало  создание  системы  раннего  развития  детей, не охваченных дошкольным образованием  в  возрасте  от года до трех лет в рамках их кратковременного пребывания в ДОУ.

Сегодня активно развивается сеть центров игровой поддержки развития ребенка (ЦИПР), в которых дети в совместных со  сверстниками  и  взрослыми  играх получают адекватное их возрасту развитие и  параллельно этому нормативно  регулируются  различные  модели  консультативной помощи родителям в воспитании их детей на базе ЦИПР.

Таким образом, открытый на базе нашего ДОУ Центр игровой поддержки ребенка раннего возраста, представляет собой инновационную форму взаимодействия семейного и общественного воспитания детей до трех лет. Такой Центр является эффективным средством оптимизации детско-родительских отношений, поскольку позволяет создать единое образовательное пространство и позволяет расширить вариативность предоставляемых детям  образовательных услуг.

Программа предназначена для работы с детьми от года до трех лет и их родителями. Срок освоения программы 1 год.

Цель работы ЦИПР: создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста наоснове оптимизации детско-родительских отношений путем использования игровых технологий и методов и способствовать адаптации ребенка к ДОУ.

Задачи деятельности ЦИПР:

  • учить ребенка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя вместе со взрослым и самостоятельно;
  • развивать у детей интерес  к играм и игрушкам, игровые умения и навыки, формы игрового взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • стимулировать психическое развитие ребенка посредством игр с разными видами игрушек;
  • обеспечить профилактику проблем развития у детей, развитие их адаптационных возможностей;
  • создать условия для развития детско-родительских отношений на основе их содержательного игрового взаимодействия посредство психолого-педагогического просвещения, социально-психологического обучения и консультирования родителей.

Нормативно–правовое обеспечение ЦИПР:

1. Положение о ЦИПР.

2. Должностные инструкции педагогов в режиме работы ЦИПР.

3. Двухсторонний договор с родителями и ДОУ.

4. Заявление родителей.

Принципы:

  1. Системности (структурирование содержания в игровой форме занятий).
  2. Интеграции образовательных областей.
  3. Личностного подхода (позитивные эмоциональные отношения «родитель-ребенок-педагог» в зоне ближайшего развития ребенка).
  4. Этнопедагогического подхода (включениефольклорного материала).
  5. Деятельностного подхода (организация предметной деятельности).
  6. Взаимодействия ребенка с родителями при участии педагогов (педагог-консультант, обучающий родителя приемам взаимодействия с ребенком).

Работа ЦИПР реализуется в процессе интегративной, комплексной деятельности команды специалистов ДОУ:

  •  педагога-психолога;
  •  учителя-логопеда;
  •  музыкального руководителя;
  •  инструктора по физической культуре;
  •  воспитателя.

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности ЦИПР, регламентируемое ФГОС

  1. Сопровождение педагога–психолога содержания ЦИПР с учетом принципа интеграции взаимосвязи образовательных областей.
  2. Постоянное сотрудничество психолога и педагогов ЦИПР.
  3. Выстраивание взаимодействия педагогов с детьми в свободной деятельности, в общении, в игре.
  4. Проектирование и реализация дифференцированного подхода  при решении задач воспитания и развития.
  5. «Естественная» коррекция в социальном и эмоциональном развитии ребенка.

Работа ЦИПР реализуется в процессе интегративной, комплексной деятельности команды специалистов ДОУ:

  • педагога-психолога;
  • учителя-логопеда;
  • музыкального руководителя;
  • инструктора по физической культуре;
  • воспитателя.

Задачи работы с детьми по каждому направлению

Психическое развитие

Речевое развитие

Худож.-

эстетич. развитие

Музыкальное развитие

Физическое развитие

1г. – 2г.

- включать детей в  

систему социальных  отношений (в  

зарождающейся игре, в общении, в

познавательной  

деятельности;

- содействовать  освоению норм и  

правил во

взаимоотношениях;

- содействовать  

развитию позитивного образа «Я», первичных семейных гендерных

представлений

2г. – 3г.

- обогащать связи  

ребенка с   окружающим миром;

- содействовать  развитию личности  

ребенка;

- стимулировать   инициативу  в  познании окружения, в установлении   контактов.

1г. – 2г.

- формировать  

интерес к речевым  звукам;

- вызывать инициативнуюречевую активность,

звукоподражание;

- активизировать словарь детей;

- развивать

сенсомоторные навыки;

- развивать

физиологическое дыхание

2г. – 3г.

- учить произносить слова поподражанию;

- учить понимать

словесную инструкцию;

- активизировать и

расширять словарь.

1г. – 2г.

- содействовать  развитию  способности эмоционально  реагировать на

изобразительные,

художественные  образы;

- вызвать интерес к

зарождающейся   художественной деятельности.

2г. – 3г.

- способствовать  

отображению   впечатлений в

художественной

деятельности;

- формировать

предпосылки творчества;

-создавать условия для освоения   элементарных    способов  изображения и  

технических умений.

1г. – 2г.

- побуждать детей  

к элементарным   музыкально-творческим  

проявлениям;

- развивать  чувство ритма, вызвать эмоциональный  отклик на музыку.

2г. – 3г.

- развивать  музыкально-

эстетическое восприятие, отзывчивость на музыку;

- содействовать

развитию музыкальной активности;

- развивать музыкально-

сенсорные способности.

1г. – 2г.

- создавать условия для оптимальной двигательной  

активности;

- создавать

атмосферу интереса к физ. упражнениям;

- содействовать  

формированию  

физических и  

личностных качеств.

2г. – 3г.

- содействовать  

накоплению  

двигательного   опыта;

- формировать  

активность и  

самостоятельность   выполнения  движений;

- использовать  физкультуру как

средство формирования взаимоотношений со сверстниками.

Всего детей, посещающих ЦИПР: 20 человек, посещающих ЦИПР + их мамы (организуется парное взаимодействие в системе «мать –ребенок»).

Возраст детей:от 1 года до 3 лет.

Режим встреч: один раз в неделю в течение 1,5 часа.

Вторник: 11.00 – 12.30 ч. (10 ч. – дети от 1 до 2 лет)

Четверг:    11.20 – 12.50ч.(10 ч. – дети от 2 до 3 лет).

Структурное содержание группового игрового сеанса

Название блока

Содержание

Время

1. Коммуникативный

    блок

Ритуал  «Приветствие». Сюрпризный момент. Игры (адаптационные, коммуникативные, на социальное развитие).

(Педагог-психолог)

5-7 мин

2. Музыкальный

блок

Музыкально-ритмические игры. Подпевание и пение. Парные пляски и хороводы. Игра на  детских муз.инструментах. Слушание музыки. (Муз.руководитель)

10 мин

3. Развивающий

блок

Дидактические игры. Игры, направленные на сенсорное и интеллектуальное развитие/развитие предметно-манипулятивной деятельности. (Педагог-психолог)

7-10 мин.

4. Блок физического

    развития

Упражнения на развитие основных движений и крупной моторики, подвижные игры с использованием спортивного оборудования. Игры с парашютом. (Инструктор по ФК)

10 мин

5. Блок речевого

    развития

Пальчиковая гимнастика.

Игры на коленях, игровые массажи. (Учитель-логопед)

7 мин

6. Блок

художественно-

    эстетического  

    развития

Рисование (акварельными карандашами, пальчиковой краской, гуашью, восковыми мелками). Конструирование. Лепка из пластилина. Работы с тестом. Аппликация. (Воспитатель)

10мин

7. Блок

сказкотерапии

Показ сказки. (Все специалисты)

5-7 мин

8. Заключительный  

    блок

Подведение итогов. Ритуал «Прощание».

«Вкусный сюрприз».

Самостоятельные игры детей.

Консультирование родителей по запросу (Все специалисты)

30 мин

  1. Адаптационные игры.

Задачи работы с детьми:

  • формировать доверительные взаимоотношения со взрослыми на телесно-игровом и предметно-игровом уровне;
  • корректировать психоэмоциональное напряжение;
  • вызывать интерес к действиям взрослого; стимулировать подражание взрослому;
  • учить ориентироваться в игровом помещении, пространстве игры, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами;
  • развивать интерес к сверстнику, умение одновременно выполнять одинаковые игровые действия и достигать общего игрового результата.

Задачи работы с родителями:

  • научить формировать доверительные взаимоотношения со своим ребенком;
  •  стимулировать и поддерживать у ребенка интерес к действиям взрослого и сверстника, желание подражать взрослому и сверстнику и обмениваться действиями в игровых ситуациях;
  • помочь освоить приемы профилактики и преодоления психоэмоционального напряжения с помощью игровых ситуаций.
  1. Игры, направленные на социальное развитие.

Задачи работы с детьми:

  • формировать эмоциональный контакт со взрослым и сверстниками, вызывать интерес к ровеснику (партнеру по игре), положительные эмоции, стимулировать желание помочь, пожалеть, порадовать; умение вежливо здороваться прощаться, благодарить, обращаться с просьбой;
  • учить повторять за взрослым движения, действия, звуки, слова по показу; выполнять движения и действия по словесной инструкции; наблюдать за игрой другого ребенка; выполнять вместе со сверстником простые действия: складывать кубики в кузов машины, кружиться за руки, передавать друг другу предметы; действовать по очереди, не толкаться, ждать; подражать эмоциональным и вербальным способам взаимодействия с другими детьми, показанными взрослым; запоминать и называть имена сверстников, употреблять местоимения «я», «ты», «моя», «мой»; ориентироваться на своем теле (знакомить с функциональным назначением рук и ног, органов чувств); фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем, откликаться на него и повторять; узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест; запоминать место расположения предметов, игр, игрушек, убирать их на место после игры; понимать слова «можно», «нельзя», «не мешай», «помоги».

Задачи работы с детьми:

  • научить правилам поведения и детальности в игровых ситуациях; разрешать проблемы в поведении ребенка с использованием игровых ситуаций; использовать игровые ситуации для развития личности ребенка, его самосознания и эмоций; стимулировать и поддерживать у ребенка социальный интерес с помощью игровых ситуаций; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
  1. Игры, направленные на сенсорное и интеллектуальное развитие.

Задачи работы с детьми:

  • учить находить источник звука, узнавать и вызывать музыкальные звуки, внимательно рассматривать игрушки, предметы; выделять сенсорные признаки предметов по образцу, слову, называть некоторые их них; реагировать на слова взрослого «такой», «не такой», «другой», группировать предметы по сенсорным признакам, образуя множества; выделять количественные признаки: «один – много», «много – мало»; узнавать объекты на ощупь, на вкус, по запаху;
  • вызывать интерес к предметному миру, желание научить способам выявления свойств предметов и материалов, действовать с предметами;
  • формировать практические способы ориентировки в свойствах предметов: пробы, наложение, приложение, действия, позволяющие выявить свойства материалов и веществ;
  • развивать зрительное и слуховое сосредоточение, ориентировки на форму, цвет, величину, расположение предметов;
  • познакомить со свойствами воды, песка, теста, бумаги, крема, клея, красок.

Задачи работы с родителями:

  • научить обогащать чувственный опыт ребенка; использовать игровые ситуации для организации познания свойств и признаков предметов, взаимодействия с предметным миров; вызывать и поддерживать интерес у детей к свойствам и признакам предметов, материалов, веществ; организовывать игры с дидактическими игрушками и игровыми пособиями, направленными на познание сенсорных характеристик объектов; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
  1. Игры, направленные на развитие предметно-манипулятивной деятельности.

Задачи работы с детьми:

  • развивать соотносящие действия, зрительно-двигательные координации;
  • учить играть с автодидактическими игрушками: матрешкой, пирамидкой, вкладышами, строительным материалом; удерживать карандаш и выполнять соответствующие действия; удерживать клубок и одновременно наматывать нитку на клубок; выполнять действия  с мозаикой и строительным материалом; продевать шнурок в дырку; нанизывать бусы на проволоку; раскладывать мелкие предметы в емкости, сортируя их по форме, цвету; действовать целенаправленно, выполняя соотносящие действия; пересыпать крупу ложкой наливать воду в тазик чашкой, ловить игрушки в тазике сачком, приближать игрушки, потянув за тесемку, звонить в колокольчик, катать каталку, стучать палочкой по барабану, использовать стул для доставания предметов;
  • формировать орудийные действия.

Задачи работы с родителями:

  • научить обогащать предметно-практический опыт ребенка, организовывать познание назначения, функций предметов непосредственного окружения; создавать условия для переноса ребенком освоенных действий в разнообразные игровые и предметно-практические ситуации; вызывать и поддерживать интерес у детей к функциям предметов; организовывать игры с дидактическими игрушками и игровыми пособиями, направленными на освоение ребенком предметных действий; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
  1. Игры, направленные на развитие речи и профилактику речевых нарушений.

Задачи работы с детьми:

  • учить дифференцировать и воспроизводить звукоподражания; произносить слова по подражанию; использовать общеупотребительную лексику; понимать словесные инструкции из одного-трех элементов, внимательно слушать короткие стихотворения, потешки, сказки, отвечать на вопросы по их содержанию; обыгрывать сюжет, изображать персонажей; понимать содержание предметной и сюжетной картинки, отвечать на вопросы по ее содержанию; понимать (от 2,5 лет) рассказ взрослого без показа, повторять за взрослым рассказ из 3-4 предложений, рассказывать из личного опыта;
  • формировать интерес к речевым звукам, умение отличать их от неречевых, понимание слов-действий, слов-признаков4
  • вызывать инициативную речевую активность.

Задачи работы с родителями:

  • научить создавать благоприятную речевую среду, использовать в игровых ситуациях речевые образцы, в т. ч. литературные и фольклорные тексты для обогащения и активизации детской речи; вызывать у ребенка речевую активность, стимулировать у него стремление создавать собственный речевой продукт, вступать в диалог; осваивать приемы развития артикуляционного аппарата, неречевого и речевого слуха; организовывать речевые игры; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
  1. Игры, направленные на физическое развитие.

Задачи работы с детьми:

  • учить уверенно перемещаться в горизонтальном пространстве, достигая предметных целей» действовать в вертикальном пространстве: нанизывать, складывать, доставать; сжимать и разжимать мячик в ладошке; бегать за мячом, приносить мычи разных размеров, катать мяч; ходить по ограниченному пространству; дотягиваться, вставая на носочки, крепко стоять на ногах, держась за обруч; противопоставлять и выделять пальцы, совершать вращательные движения;
  • совершенствовать навык ходьбы, ползания, подлезания, перелезания, перешагивания через препятствия;
  • развивать содружественные движения рук и пальцев: выполнять раскатывающие движения пальцами обеих рук одновременно, удерживать тонкий круглый предмет всеми пальцами, удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы, ставить пальчик в указанное место, удерживать пальцы в согнутом положении, держать в согнутом положении три первых пальца; двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость; равновесие, координацию движений;
  • формировать пинцетный, щипковый захват предметов пальцами, умение удерживать мелкие предметы;
  • стимулировать быстроту реагирования.

Задачи работы с родителями:

  • научить создавать игровые ситуации для организации двигательной активности ребенка; использовать игры и игровые ситуации для стимулирования и удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка;
  • помочь освоить приемы проведения подвижных и пальчиковых игр, направленных на развитие крупной и мелкой моторики.
  1. Игры, направленные на музыкальное развитие.

Задачи работы с детьми:

  • вызывать интерес к играм-забавам, стимулировать эмоциональный отклик на действия персонажа и желание принять участие в играх-забавах;
  • учить наблюдать за действиями героев разных видов театр: перчаточные куклы (бибабо), театр игрушек, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; действовать под музыку в соответствии с ее настроением; эмоционально откликаться на происходящее; обыгрывать музыкальные образы: птички, зайчики, цыплята; подражать действия взрослого под музыку (греметь погремушкой, звенеть колокольчиком под музыку, прятать предметы за спину, когда не играет музыка; двигаться под музыку, держа в руках сюжетную игрушку: куклу, мишку и др.; ритмично топать, хлопать в ладошки под музыку); водить хоровод; произносить звукоподражания, междометия, отдельные слова под музыку в соответствии с текстом песни, подпевать;
  • развивать интерес к музыкальным играм, желание в них участвовать; чувствительность к изменению громкости, темпа и ритма музыки;
  • формировать эмоциональный отклик на музыку, чувство ритма.

Задачи работы с родителями:

  • научить использовать игры-шутки, игры-забавы, музыкальные игры для создания положительного эмоционального фона во взаимоотношениях с ребенком; показывать ребенку разные виды театры; использовать музыку в разнообразных игровых ситуациях.

Взаимодействие с родителями

Задачи:

1.  Создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками ЦИПР.

2.  Создавать условия для саморазвития взрослых.

3.  Повышать психолого-педагогическую грамотность родителей.

4.  Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

5.  Привлекать родителей к организации  жизни детей в рамках ЦИПР.

Формы работы:

1.  Создание банка данных о детях, неохваченных ДОУ по микрорайону.

2.  Информирование о режиме работы ЦИПР (через сайт ДОУ).

3.  Круглый стол (консультации по различным темам 1 раз в квартал).

4. Индивидуальное консультирование в конце каждого игрового сеанса (все специалисты).

5.  Наглядная информация.

6.  Досуговые мероприятия.

7.  Использование ИКТ (сайт МБДОУ д/с № 49).

Методы и приемы:

  • Анкетирование  родителей.
  • Памятки.
  • Буклеты по психолого-педагогическому образованию родителей.
  • Информационные письма.

Ожидаемый результат деятельности ЦИПР: социализация ребенка раннего возраста на основе оптимизации семейной микросреды, детско-родительских отношений в процессе продуктивного игрового взаимодействия родителей с детьми.

В результате освоения программы родители должны знать:

  • особенности и факторы риска психофизического развития детей раннего возраста;
  • эффективные способы  и формы игрового взаимодействия с детьми;
  • виды игрушек и игр, их развивающий, обучающий и воспитательный потенциал.

Родители должны уметь:

  • создавать игровую среду в соответствии с возрастном и интересами ребенка;
  • эффективно организовывать игровое взаимодействие с ребенком;
  • руководить развитием самостоятельной игры и игр со сверстниками;
  • использовать игровые ситуации в целях развития, обучения и воспитания ребенка.

Дети должны знать:

  • названия образных, спортивных, театральных, музыкальных, дидактических, строительных игрушек;
  • особенности использования разных видов игрушек;
  • правила бережного отношения к игрушкам и правила организации игр;
  • названия некоторых любимых игр.

Дети должны уметь:

  • эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;
  • готовить игрушки и место для игры;
  • соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками);
  • использовать в игре игрушки в соответствии с их назначением;
  • поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника;
  • подражать взрослому, действовать в игре по речевой инструкции взрослого;
  • играть рядом и вместе с другими детьми;
  • самостоятельно инициировать игру;
  • выражать свои игровые предпочтения;
  • создавать условия для игр;
  • использовать в игровых целях разнообразные предметы, природный и бросовый материал;
  • действовать, соблюдая игровые правила;
  • делиться игрушками, не мешать, ждать своей очереди.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Вашему вниманию предлагается презентация с комментарием из опыта работы по использованию интерактивных технологий в образовательном процесе ДОУ  Этот материал был представлен на научно-практическ...

Организационные формы предшкольного образования

Формы организации предшкольного образования, условия организации предшкольного образования...

ПОЛОЖЕНИЕ о консультационном центре для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования

УТВЕРЖДАЮ:Заведующий МБДОУ Д/С 9«  31  »       августа       2016   года.ПОЛОЖЕНИЕ о консультационном центре для родител...

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих дошкольное образование в форме семейного образования

Для оказания квалифицированной консультативной, диагностической, психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей – инвалидов в условиях семейного образования, внедряются вариативные фор...

Организация инновационной деятельности консультационного центра для родителей, имеющих детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования в соответствии с ФГОС ДО.

 Консультационный  центр призван оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, раб...

Приказ" О функционировании Консультационного пункта для родителей(законых представителей) не совершенолетних воспитаников, обеспечивающего получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования""

Приказ " О функционировании  Консультативнного пункта  для родителей  (законных представителей) несовершеннолетних воспитаников, обеспечевающего получение детьми дошкольного образо...