Сетевое взаимодействие ДОО с социальными партнерами как условие повышения качества дошкольного образования
статья

В рамках реализации проекта сетевое взаимодействия рассматривается как сотрудничество образовательных, научных и иных организаций для привлечение вариативных ресурсов сторонних организаций (программно-методических, кадровых, информационно-просветительских и пр.) для достижения качества дошкольного образования, заданного в формате требований ФГОС ДО и ФОП ДО. Сетевое взаимодействие предусматривает заключение договорных отношений между организациями, в которых указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы, распределяются обязанности между организациями, определяется четко фиксированный срок договорных отношений (ст.15 ФЗ-273 «Закон об образовании в РФ»).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Светлана Валерьевна, заведующий МБДОУ г. Иркутска детского сада №77

Куницына Ольга Викторовна, заместитель заведующего МБДОУ г. Иркутска детского сада №77

Безсонова Анна Михайловна старший воспитатель МБДОУ г. Иркутска

детского сада №77

Пуляевская Ольга Владимировна, к.психол.н., доцент, преподаватель ГБПОУ ИО «Иркутский региональный колледж педагогического образования»

Форма представления опыта: презентация проекта - стендовая защита.

Направление форума: образовательная среда.

Тема проекта: Сетевое взаимодействие ДОО с социальными партнерами как условие повышения качества дошкольного образования.

Краткая и иллюстрированная информация о проекте / продукте

В рамках реализации проекта сетевое взаимодействия рассматривается как сотрудничество образовательных, научных и иных организаций для привлечение вариативных ресурсов сторонних организаций (программно-методических, кадровых, информационно-просветительских и пр.) для достижения качества дошкольного образования, заданного в формате требований ФГОС ДО и ФОП ДО. Сетевое взаимодействие предусматривает заключение договорных отношений между организациями, в которых указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы, распределяются обязанности между организациями, определяется четко фиксированный срок договорных отношений (ст.15 ФЗ-273 «Закон об образовании в РФ»).

Федеральный закон № 273- ФЗ от «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольное образование на первую ступень общего образования. Его целевая направленность - гармоничное развитие ребёнка. При этом одним из важных составляющих деятельности дошкольной образовательной организации является удовлетворение потребностей и запросов всех участников образовательного процесса. На практике не всегда это удаётся реализовать силами ДОО. Поэтому, такая форма взаимодействия помогает решать вопросы, восполнить недостающие ресурсы. Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только функционировать, но и динамично развиваться. Современные исследования Бугровой Н.С., Гончаровой, Н.Ю., Маковеевой В.В., Нетериной Е.А., Панкратовой Т.Б. и др. раскрывают историю появления термина «сетевое взаимодействие» в педагогике, компоненты, условия, формы, результаты и эффекты сетевого взаимодействия.

Возможности ДОО в расширении спектра и качества предоставляемых услуг также ограничены доступным ему финансированием. Кадровый состав большинства дошкольных образовательных учреждений, малое количество сотрудников, имеющих высшее образование соответствующей направленности, зачастую приводят к тому, что многие проблемы остаются нерешенными, так как для этого требуется интеллектуальный и ресурсный потенциал совершенно иного порядка. Получается, что для выполнения задач, поставленных перед ДОО, необходимо существенно увеличить ресурсное обеспечение (интеллектуальное, финансовое, социальное, информационное), учитывая при этом, что взаимоотношения с государством и его полномочными представителями изменяться не будут. На наш взгляд, решить эту проблему наилучшим образом позволяет организация сетевого взаимодействия ДОО. Главная цель сетевого взаимодействия – это повышение качества дошкольного образования посредством доступности и открытости работы ДОО, входящих в сеть. Дошкольная образовательная организация наделяется автономией (самостоятельностью) в выборе и осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности в соответствии с действующим законодательством в РФ (п.1, ст.28 ФЗ-273 «Об образовании в РФ). При этом одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации является организация комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, в том числе поддержка семьи в достижения задач воспитания, развития и образования (Национальный проект «Образование).

Для расширения вариативности дошкольного образования, создания условий для развития личностных ресурсов ДОО устанавливает сетевое взаимодействие с образовательными организациями дополнительного образования. Изучив потребность и запросы родителей, реализуя поставленные цели, мы организовали освоение воспитанниками ДОО программ дополнительного образования. МБДОУ располагая материальными ресурсами не имеет кадровой возможности для реализации некоторых востребованных направлений. Такая возможность появилась с организацией сетевого взаимодействия с ДДТ г. Иркутска. Реализуются программы дополнительного образования « Мультимагия», 3d ручка, «Пилот квадрокоптера», «Волшебная кисточка», «Творчество рядом». Преподаватели дополнительного образования обучают воспитанников на базе ДОО.

Для повышения качества психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников ДОО, привлечения дополнительных ресурсов сопровождения (научно-методических, информационных, кадровых и пр.) МБДОУ г. Иркутска детский сад №77 заключил Соглашение с АНО «Научно-исследовательским институтом психологии» (далее АНО НИИП) о реализации исследовательской деятельности в рамках которой предусмотрена совместная работа по апробация новых механизмов, технологий, методов, направленных на развитие дошкольного образования, реализации на уровне ДОО научно-методической деятельности, направленной на разработку новых эффективных способов решения современных проблем образования. В рамках Соглашения также предусмотрена работа по формирования сетевого партнёрства с другими образовательными организациями Иркутской области по тематике научно-исследовательских проектов АНО НИИП.

Совместная деятельность образовательных организаций и АНО НИИП позволила выйти на проектирование и реализацию социально-ориентированных проектов, получивших поддержку Фонда президентских грантов. Объединение усилий ДОО и НКО позволило расширить направления деятельности психолого-педагогического сопровождения и поддержки семьи воспитанников. В рамках реализации социально-ориентированных проектов при поддержке Фонда президентских грантов, родители смогли повысить родительскую компетентность. Родители стали участниками разнообразных индивидуальных и групповых форм работы: консультирование, диагностика, тренинги, интерактивные лекции, беседы, психологические игры. Так, например, в рамках реализации проектов по формированию эффективного родительства, содержание работы дифференцировалось в зависимости от возраста детей в семье и опыта родительства. Родители воспитанников ДОО получили возможность включиться в мероприятия, содержание которых было структурировано по блокам: I блок – формирование когнитивного компонента родительства: информирование родителей о возможностях и ограничениях возрастного развития, о допустимых и недопустимых формах взаимодействия; II блок – формирование эмоционального компонента родительства: создание условий для расширения диапазона эмоциональных переживаний как основы чувственного опыта; III блок – формирование поведенческого компонента родительства: отработка навыков конструктивных форм детско-родительского взаимодействия. В качестве наиболее востребованных мероприятий проекта стали: круглый стол "Умею ли я поощрять и наказывать своего ребенка", семинар "Банк методов воспитания", дискуссия "Как любить ребенка", тренинг "Мы разные, мы одинаковые", решение задач по воспитанию детей. Для информационного обеспечения проекта было разработана и представлено более 140 информационных ресурсов, размещенных на сайте АНО НИИП, в социальных сетях, на сайтах образовательных организаций - исследовательских площадок АНО НИИП. Мониторинг качества реализации мероприятий проекта показал, что в семьях, принявших участие в проекте, наблюдалась положительная динамика семейных взаимоотношений, у родителей повысился уровень родительской компетентности, как следствие, в семьях отмечалось благополучие в психологическом климате, у детей укрепилось психологическое здоровье, повысилось качество родительско-детских отношений.

В социально-образовательном проекте по созданию Школы развития альтернативных способностей у детей с ОВЗ и детей-инвалидов "От равных прав - к равным возможностям" были привлечены семьи, имеющие детей с особыми образовательными потребностями; педагогические работники, реализующие инновационные образовательные подходы и практики с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. В рамках проекта психологи АНО НИИП реализовали инновационные практики психологического сопровождения родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, для проектирования и реализации индивидуальных программ развития личностных ресурсов детей, обеспечение их социализации и эффективного освоения образовательных программ. Мероприятия проекта были реализованы в смешанном формате (в дистанционном режиме при организации общих групповых мероприятий, очно - при организации коррекционно-развивающих занятий с детьми и индивидуальное консультирование семей). Содержание мероприятий проекта было ориентированы на реализацию 3 направлений: 1) диагностика психофизиологических возможностей детей, разработка и реализация индивидуальных программ развития их личностных ресурсов, проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающие занятия с детьми с участием родителей, консультации для родителей, психологическая помощь родителям в реализации индивидуальных программ развития личностных ресурсов детей в условиях семейного воспитания; 2) обучение родителей навыкам развития личностных ресурсов у детей с ОВЗ и детей-инвалидов, формирование психологической готовности семьи к реализации эффективных способов взаимодействия с детьми, имеющих особые образовательные потребности; 3) психологическая работа с педагогическими работниками по повышению уровня профессиональной квалификации в области инклюзивного образования. В процессе реализации проекта было организовано и проведено 18 интерактивных мероприятий: 9 мероприятий консультативной и обучающей направленности для семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, 9 мероприятий обучающей направленности с педагогическими работниками образовательных организаций для формирования навыков реализации технологий инклюзивного взаимодействия с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Наибольший интерес родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей - инвалидов, был связан с рассмотрением проблем социальной адаптации ребенка с особыми потребности в среде сверстников, проблема выбора эффективной стратегии воспитания ребенка для развития его личностных ресурсов, В сообществе педагогических работников наибольший интерес вызвала тема "Проектирование программ индивидуального развития ребенка с ОВЗ", практический интерес был связан с овладением психологических технологий диагностики и коррекции деструктивных функциональных состояний у детей.

На сегодняшней день деятельности по сетевому взаимодействию ДОО с социальными партнерами остается для нас актуальной, в перспективе мы планируем расширить направления социального партнерства, привлечь новые организационные структуры, планируем расширить тематику проектов, привлекать ресурсы сторонних организаций для решения приоритетных задач развития дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение диагностических мероприятий в МДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования

Материал для проведения диагностического обследования уровня развития детей по основным образовательным отраслям...

Развитие взаимодействия с социальными партнерами как фактор совершенствования качества дошкольного образования.

Внедрения дополнительных образовательных услуг – развитие индивидуальных способностей, самостоятельности, креативности, физического совершенствования детей дошкольного возраста....

Выступление на региональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС дошкольного образования как условия повышения качества дошкольного образования"

Вы задумывались, что чаще всего родителей интересуют оценки их детей в школе по математике? Большинство взрослых считают, что этот школьный предмет самый важный. Если оценки хорошие, учеба удалас...

Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития...

Технология «Самостоятельная исследовательская деятельность» в дошкольном образовательном учреждении как условие повышения качества дошкольного образования

Аннотация: описание технологии по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Взаимодействие детского сада с семьей – главное условие повышения качества дошкольного образования

В статье рассматривается важность взаимодействия детского сада и семьи для обеспечения качественного дошкольного образования. Подчёркивается, что семейное воспитание должно преследовать единые цели и ...