Статья "Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования"
статья по теме

Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования

 

Аннотация: статья посвящена анализу вариативных форм дошкольного образования и целесообразности их использования в дошкольных образовательных организациях в свете введения ФГОС ДО.

Целью социальной политики в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и увеличение охвата детей дошкольным образованием.

Реализация поставленной цели решается в рамках следующих приоритетных направлений:

¾              доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования;

¾              развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение доступности образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями;

¾              психолого-педагогическая поддержка  семьи: оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье.

Ранняя диагностика и комплексная коррекция с первых месяцев жизни позволяет скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, предупредить появления вторичных и третичных отклонений и создать условия для достижения ребенком более высокого уровня общего развития.

К нарушениям и отклонениям у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии.

При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Малыши с ЗПР — это, как правило, дети не от первой, а от повторных беременностей, поздние дети или дети из неполных семей, воспитывающиеся в плохой языковой среде, в двуязычных семьях. И хотя отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, они всегда так или иначе, преломляясь в его биологической природе, воздействуют на психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени. Существенную роль играет и наследственный фактор.

   Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития.

  Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. В психомоторном развитии ребенка первого года жизни выделяют несколько периодов, на каждом из которых происходит поступательное усложнение довербальных форм общения, составляющих основу для становления речи и мышления[1].

   В период новорожденности можно отметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку. К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого — «комплекс оживления». Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствуют о нормальном психическом развитии ребенка. Ребенок старше 4 месяцев при приближении к нему взрослого и при попытке вступить с ним в контакт внимательно всматривается в лицо взрослого, широко открывает глаза и рот, притормаживает общие движения.

Таким образом у него проявляется ориентировочная реакция, которая в одних случаях переходит в радостное оживление, а в других сменяется страхом и криком. На следующем этапе развития (6—9 мес.) при общении ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция. Отличительной особенностью психического развития ребенка на этом возрастном этапе является его готовность к совместному со взрослым манипулированию игрушкой. Пятый период возрастного развития ребенка первого года жизни (9—12 мес.) характеризуется прежде всего появлением нового типа общения со взрослым, а именно предметно-действенного.

   При нормальном психическом развитии к концу этого этапа наблюдается выраженная дифференцированность сенсорных реакций, которые можно оценить, наблюдая за игровыми действиями ребенка. Он радостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих, играет со своим изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитает пользоваться звучащими игрушками, начинает применять предметы по их назначению — пить из чашки, есть ложкой и т. п.

  Современные мамы хотят рано развивать своих детей.  Для них это, прежде всего, развитии инноваций, способствующих качественному изменению образовательного процесса[2].

  Развитие дошкольного образовательного учреждения должно способствовать удовлетворению потребностей родительской общественности в новых формах дошкольного образования.

  Сегодня мы убедились, что на смену классической форме дошкольного образования пришли новые вариативные формы. Это дало новый импульс для развития инициатив и творчества педагогов, в том числе и по разработке вариативных форм. 

  Вариативные формы дошкольного образования — это современные модели, направленные на наиболее полное удовлетворение спроса населения на услуги дошкольного образования и качество оказываемых услуг, в том числе, на создание условий для развития негосударственного сектора ДО, обеспечение поддержки семейного воспитания, структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет).

   Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями[3].

Основные задачи:

1)                Реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;

2)                Обучение родителей, специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;

3)                Помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком;

4)                Подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей.

   Осознание педагогами смысла происходящих процессов в немалой степени связано с принятием ими вариативности образования, стремлением к обновлению его содержания и технологий.

  Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.          Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

Служба ранней помощи – служба помощи детям раннего возраста с особыми потребностями и их семьям. Термин, использующийся в практике наряду с такими терминами как «службы реабилитации» и «службы раннего вмешательства».

   Создание Службы ранней помощи в составе многопрофильных детских реабилитационных Центров особенно актуально в связи с тенденцией к увеличению числа детей-инвалидов. Рождение ребенка-инвалида долгое время воспринималось как фатальность. Родители очень тяжело переживают сообщение о наличии у ребенка врожденной патологии или нарушения развития. Понимание того, что их ребенок не такой, как они себе представляли, является для родителей тяжелым потрясением. Необходимо создавать социальное, медицинское, психологическое сопровождение детей-инвалидов, а также членов их семей для того, чтобы оказывать помощь семьям, испытывающим страдание, чтобы обеспечить гуманное отношение окружающих к «проблемным» детям, чтобы максимально обеспечивать медицинскую, психологическую и социальную безопасность для их полноправной интеграции в общество[4].

 Предметно-пространственная среда предполагает возможности для организации различных видов деятельности детей дошкольного возраста, а также включает условия для их полноценного питания и отдыха. Для обучающих занятий существуют специально организованные места; для организации совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми пространство группы детского сада располагает возможностями гибко перестраивать предметную среду, постоянно подстраивать ее под развивающие задачи и инициативу детей; при этом все дошкольные образовательные учреждения располагают пространством для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Образовательный процесс строится в соответствии с существующими образовательными программами для детей старшего дошкольного возраста. Составляющие образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста уравновешены и составляют гармоничное единство. Учебный блок представлен обучающими занятиями, соответствующими возрасту детей и организуемыми в соответствии с дошкольными образовательными программами; отличается высокой технологичностью, доступностью любому профессионально обученному педагогу. Совместная деятельность занимает ведущее место в образовательном процессе. Данный блок предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.

Организация самостоятельной деятельности детей направляет усилия воспитателя на создание предметной среды, в его функции входит подбор развивающего материала. Данный блок ограничивает образовательную среду только предметным материалом и ставка на «саморазвитие» ребенка приводит к исчезновению систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты ребенка. При этом, данный блок образовательного процесса технологичен и не требует творческих усилий от взрослого.

Дошкольные образовательные программы, предназначенные для реализации в ДОУ, бывают двух типов: 1) комплексные и 2) парциальные. Комплексные программы определяют основное содержание образовательной деятельности детского сада. Парциальные программы способствуют углублению образовательного процесса по определенным направлениям образования и развития детей старшего дошкольного возраста, позволяют расширить возможности организации образовательного процесса за счет расширения форм взаимодействия воспитывающего взрослого с детьми.

В дошкольных образовательных учреждениях существуют все возможности для многостороннего развития детей дошкольного возраста, охватывающего практически все основные сферы. Одной из приоритетных задач выступает физическое развитие, формирование здорового образа жизни и охрана здоровья детей.

Введение вариативных форм образования детей раннего возраста  достигает несколько целей одновременно, но  главная из них - это, конечно же, раннее развитие ребенка в соответствии с требованиями  и запросами общества.

Общество ожидает от введения вариативных форм дошкольного образования, в нашем случае связанного с  ранним развитием ребенка, решение стоящих перед ним определенных задач. Причем базироваться данные инновационные формы дошкольного образования должны на постулате о непременном   наличии трех слагаемых успешного воспитательно-образовательного процесса – квалифицированного, компетентного  педагога,  педагогически грамотного родителя и развивающей  образовательной среды. Результаты решения этих задач можно   представить в подобии некой пирамиды.  

Так, первым уровнем этой пирамиды будет реформирование современной системы дошкольного образования в соответствии с ФГОС на основе введения многообразия форм  организованной работы с детьми раннего возраста, не посещающих детский сад.  Здесь следует сказать, что именно организованный образовательный процесс, осуществляемый как с детьми, так и с родителями, является более эффективным, в отличие, скажем, от такой формы  развития ребенка раннего возраста как семейные группы детского сада.

Семейная группа детского сада (или СДС – семейный детский сад) - это, по сути, такая форма организации дошкольного образования, которая направлена на обеспечение всестороннего в том числе и раннего развития детей, по тем или иным причинам не имеющих возможности посещать детский сад.  

Семейные группы детского сада реализуют учебно-воспитательные программы согласно  требованиям ФГОС с учетом принципов индивидуального подхода в воспитании конкретного  ребенка. При этом необходимо сказать, что само название - семейные группы или семейный детский сад подразумевает, что в качестве педагога в воспитательном процессе участвует родитель (опекун, либо иной законный представитель ребенка). Нередко данная форма рассматривается многодетными родителями, так как она позволяет решить проблему воспитания дошкольников, занятости родителей  и развития детей в соответствии с требования стандартов российского дошкольного образования.       

Однако, несмотря на всемерную поддержку, которую оказывают педагоги дошкольной организации семейным группам, например:

- родителям (опекунам, другим законным представителям) помогают оформлять нормативную  документацию на открытие таких групп;

- родители (или опекуны,  другие законные представители) являются сотрудниками дошкольного учреждения - на них распространяются все нормы, обязанности и права согласно  трудовому законодательству РФ;

-  сотрудники дошкольной организации помогают воспитателям семейных групп составлять план работы в соответствии с требованиями к проведению воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста;

-  дети, посещающие семейные группы включаются в педагогический процесс дошкольного отделения, например, участвуют в общих мероприятиях, посещают музыкальные, спортивные занятия, занимаются со специалистами (логопедом, дефектологом, психологом);

- для воспитателей семейных групп проводятся специальные учебно-методические мероприятия, оказывается педагогическая поддержка в виде бесед, консультаций, открытых занятий, такие формы обеспечения дошкольного образования детей раннего возраста, к сожалению, не получили широкого распространения среди родителей. Кроме того, налицо, все-таки существенный недостаток такой формы - содержание программы образования и форм его подачи, даже при условии постоянного педагогического сопровождения со стороны специалистов дошкольного отделения, полностью зависит от квалификации и уровня педагогической грамотности  воспитателя семейной группы.

Второй уровень пирамиды результатов вариативных форм в дошкольной организации можно  определить так: формирование на основе компетентностного подхода инновационной образовательной модели, которая обеспечит полноценное развитие ребенка, в том числе формирование инклюзивного, интегративного и специального образования, обеспечивающего доступность дошкольного образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Реализация вариативных форм, помогающих достичь целей, поставленных современным ФГОС,    напрямую связана педагогической грамотностью родителей. И здесь следует рассмотреть такие формы дошкольного образования как консультационный пункт (КП) и Службы ранней помощи (СРП).

Консультационный пункт (КП) предназначен для методического обеспечения единства и преемственности семейного о общественного воспитания и предназначен в основном, для оказания психолого-педагогической помощи родителям в целях поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Задачи, стоящие перед КП, являются, на наш взгляд, моновекторными, так как направлены больше на оказание теоретической помощи родителям. Несмотря на то, что пропагандируется КП как  вариативная форма  дошкольного образования, назвать ее таковой можно с большой натяжкой. Решение с ее помощью задач разностороннего, гармоничного развития ребенка раннего в условиях комфортной и грамотно выстроенной психолого-педагогической среды, невозможно по той причине, что здесь, как и в семейных группах,  результаты воспитательно-образовательного процесса зависят от уровня педагогической грамотности и компетентности родителей. Надо признать, что далеко не всегда этот уровень соответствует уровню воспитателя в детском дошкольном учреждении[5]

В Службе ранней помощи (СРП) целью  работы  является психолого-педагогическая и социальная  поддержка семьи, имеющей ребенка от 2-х месяцев до 4 лет, с выявленными нарушениями развития (либо риском нарушения, когда ребенку требует компенсаторная помощь, реабилитация и проч.), не посещающего дошкольное образовательное учреждение. В понятие поддержки здесь вкладывается достаточно широкий смысл - это и подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, способов организации воспитательного процесса, поиск наиболее эффективных форм коррекции отклонений в развитие ребенка.

Решение задач, поставленных перед СРП так или иначе связано со специальной психолого-педагогической поддержкой родителей особенных детей, причем чаще всего речь идет   об инклюзивном образовании.

Похожие задачи имеет и такая вариативная форма как лекотека. Она предназначена для помощи родителям детей   2-х месяцев - 7 лет, то есть до первой ступени общеобразовательной школы. 

Главное отличие такой формы дошкольного образования - это реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей воспитанников детских дошкольных коррекционных учреждений. Здесь речь также идет о детях, имеющих особенности в развитии, но при этом упор делается на создание образовательной среды, как в стенах учреждений, так и в семейной среде.

Нужно отметить, что и СРП и лекотека - это прекрасней вариант организации грамотной воспитательно-образовательной развивающей среды для детей, имеющих  выявленные нарушения психофизического развития. 

И, наконец, третий уровень нашей пирамиды результатов вариативных форм в дошкольной организации   определяем как организацию на базе дошкольных образовательных учреждений  психолого-педагогического процесса повышения педагогической грамотности родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, в целях обеспечения преемственности семейного и общественного образования и в условиях обеспечения тесного взаимодействия с семьей ребенка.

Здесь мы видим наиболее приемлемыми вариативными  формами дошкольного образования детей раннего возраста  ЦИПР и ГКП.

ЦИПР – центр игровой поддержки детей создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка от 6 месяцев до 3-х лет, в процессе которой происходит адаптация ребенка к поступлению в дошкольную образовательную организацию.

Несколько лет назад   ЦИПР чаще всего был представлен в виде Центров раннего развития ребенка, которые занимались по определенным игровым методикам раннего развития, получившим признание как среди педагогов, так и среди родителей.

Так как основными задачами ЦИПР являются оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности и обучение родителей способам применения различных развивающих игр, обучение методам игрового взаимодействия с детьми, организации развивающей среды в условиях семейного воспитания  на базе   программы образовательного учреждения,  в полном соответствии с программами дополнительного образования, индивидуально – ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми конкретным образовательным учреждением,  то  здесь мы видим перекликание задач ЦИПРа с задачами ГКП.

Однако, необходимо сказать, что посещение ребенком раннего возраста варьируется в переделах 1 часа в среднем один - максимально – два раза в неделю, всегда в присутствии родителя, то есть речь о стабильной бесконфликтной адаптации ребенка к условиям дошкольной организации не идет.

В отличие от ЦИПР, группа кратковременного пребывания  обеспечивает полноценный образовательный процесс, ибо ребенок постепенно адаптируется к условиям дошкольного образовательного, привыкая к новой окружающей среде, у него вырабатывается система социально значимых в раннем возрасте привычек- маяков, которые помогают ребенку успешно осваивать образовательные навыки и умения. В этом случае преимущество ГКП как системообразующей формы, способной удовлетворить потребности как детей так и родителей, налицо.

Итак, мы пришли к выводу, что именно группа кратковременного пребывания является на данный момент наиболее приемлемой формой обеспечения права каждого ребенка на дошкольное образование.

Кроме того, по  популярности у родителей, дети которых не достигли трех лет, группы кратковременного пребывания или ГКП,  по праву занимают первое место. Такая популярность обусловлена рядом   причин:

¾              во-первых, таким группам присуща малая наполняемость (8-20 детей); 

¾              во-вторых, для них характерен гибкий график  посещения (3-5 дней в неделю);

¾              в-третьих, родители имеют подтвержденное законодательством право  находиться вместе с детьми весь период пребывания в группе;

¾              в-четвертых, для детей, посещающих ГКП, реализуется полноценная образовательная  программа.

Однако, здесь необходимо отметить, что работа ГКП может быть реализована только при выполнении трех взаимосвязанных условий:

1. Построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей и развитие способностей каждого ребенка, и реализацию творческого потенциала педагогов  и родителей[6];

2. Организация педагогического процесса на основе рационального использования помещения и полифункциональной деятельности специалистов;

3. Координация взаимодействий взрослых на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей.

Группа кратковременного пребывания – это  группа детского сада, которая функционирует в гибком режиме: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей) и решает задачу обеспечения всестороннего развития детей.

Внедрение в систему дошкольного образование ГКП  в течение последних 12 лет показало, что группы кратковременного пребывания  отлично справляются с адаптацией ребенка раннего возраста к условиям ДОУ. Однако, необходимым условием обеспечения целостного развития личности ребенка, в условиях группы кратковременного пребывания является развитие конструктивного взаимодействия с семьей (Т.Н. Доронова, И.М. Исаченкова, О.Л. Князева, Т.И. Оверчук и др.). Тесное социально-деловое и психолого-педагогическое сотрудничество с родителями,  влечет за собой создание  определенных  организационно - педагогических условий,  направленных на формирование ценностно- ориентационного единства педагогов и родителей.  Эти условия мы можем сформулировать так:

¾              построение диалога между педагогом и родителями  с целью определения единых подходов к целостному развитию ребенка, на основе ценностно-ориентационного единства совместной педагогической деятельности в группе кратковременного пребывания;

¾              осуществление своевременной экстраполяции образовательных запросов родителей в педагогический процесс группы кратковременного пребывания через совместное освоение проектной деятельности педагогами и родителями посредством последовательных, взаимосвязанных этапов осмысления, интерпретации и рефлексии организации взаимодействия;

¾              практико-ориентированное освоение способов взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания направлено на преодоление отчуждения между участниками образовательного процесса в контексте деятельностного подхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.                 Анисимов, В.П. Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до трех лет [Текст] / В.П. Анисимов - М.: АРКТИ, 2016. - 184 с.

2.                 Григорьева, Г.Г.  пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст] / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. — 6-е  изд. -М.: Просвещение, 2014. - 253 с.

3.                 Зиченко, В.П. Психологический словарь [Текст] / под ред. Зиченко В.П., Мещерякова Б.Г., 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Педагогика-Пресс, 2016. — 440 с.

4.                 Стеркина, Р. Развитие новых форм дошкольного образования: итоги и перспективы первого этапа всероссийского эксперимента [Текст] / Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С 11-16.

5.                 Стеркина, Р. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования [Текст] / Р. Стеркина, О. Князева, М. Маханева // Дошкольное воспитание. — 2013. — №9.-С 14-20.

 

 

 

 



[1] Григорьева, Г.Г.  пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст] / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. — 6-е  изд. -М.: Просвещение, 2014. – С.125.

 

[2] Анисимов, В.П. Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до трех лет [Текст] / В.П. Анисимов - М.: АРКТИ, 2016. – С. 184.

[3] Анисимов, В.П. Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до трех лет [Текст] / В.П. Анисимов - М.: АРКТИ, 2016. – С.99.

[4] Зиченко, В.П. Психологический словарь [Текст] / под ред. Зиченко В.П., Мещерякова Б.Г., 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Педагогика-Пресс, 2016. — С. 33.

[5] Стеркина, Р. Развитие новых форм дошкольного образования: итоги и перспективы первого этапа всероссийского эксперимента [Текст] / Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С 11-16.

[6] Стеркина, Р. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования [Текст] / Р. Стеркина, О. Князева, М. Маханева // Дошкольное воспитание. — 2013. — №9.-С 23-27.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования

Аннотация: статья посвящена анализу вариативных форм дошкольного образования и целесообразности их использования в дошкольных образовательных организациях в свете введения ФГОС ДО.

Целью социальной политики в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и увеличение охвата детей дошкольным образованием.

Реализация поставленной цели решается в рамках следующих приоритетных направлений:

  • доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования;
  • развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение доступности образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями;
  • психолого-педагогическая поддержка  семьи: оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье.

Ранняя диагностика и комплексная коррекция с первых месяцев жизни позволяет скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, предупредить появления вторичных и третичных отклонений и создать условия для достижения ребенком более высокого уровня общего развития.

К нарушениям и отклонениям у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии.

При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Малыши с ЗПР — это, как правило, дети не от первой, а от повторных беременностей, поздние дети или дети из неполных семей, воспитывающиеся в плохой языковой среде, в двуязычных семьях. И хотя отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, они всегда так или иначе, преломляясь в его биологической природе, воздействуют на психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени. Существенную роль играет и наследственный фактор.

   Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития.

  Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. В психомоторном развитии ребенка первого года жизни выделяют несколько периодов, на каждом из которых происходит поступательное усложнение довербальных форм общения, составляющих основу для становления речи и мышления[1].

   В период новорожденности можно отметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку. К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого — «комплекс оживления». Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствуют о нормальном психическом развитии ребенка. Ребенок старше 4 месяцев при приближении к нему взрослого и при попытке вступить с ним в контакт внимательно всматривается в лицо взрослого, широко открывает глаза и рот, притормаживает общие движения.

Таким образом у него проявляется ориентировочная реакция, которая в одних случаях переходит в радостное оживление, а в других сменяется страхом и криком. На следующем этапе развития (6—9 мес.) при общении ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция. Отличительной особенностью психического развития ребенка на этом возрастном этапе является его готовность к совместному со взрослым манипулированию игрушкой. Пятый период возрастного развития ребенка первого года жизни (9—12 мес.) характеризуется прежде всего появлением нового типа общения со взрослым, а именно предметно-действенного.

   При нормальном психическом развитии к концу этого этапа наблюдается выраженная дифференцированность сенсорных реакций, которые можно оценить, наблюдая за игровыми действиями ребенка. Он радостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих, играет со своим изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитает пользоваться звучащими игрушками, начинает применять предметы по их назначению — пить из чашки, есть ложкой и т. п.

  Современные мамы хотят рано развивать своих детей.  Для них это, прежде всего, развитии инноваций, способствующих качественному изменению образовательного процесса[2].

  Развитие дошкольного образовательного учреждения должно способствовать удовлетворению потребностей родительской общественности в новых формах дошкольного образования.

  Сегодня мы убедились, что на смену классической форме дошкольного образования пришли новые вариативные формы. Это дало новый импульс для развития инициатив и творчества педагогов, в том числе и по разработке вариативных форм.  

  Вариативные формы дошкольного образования — это современные модели, направленные на наиболее полное удовлетворение спроса населения на услуги дошкольного образования и качество оказываемых услуг, в том числе, на создание условий для развития негосударственного сектора ДО, обеспечение поддержки семейного воспитания, структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет).

   Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями[3].

Основные задачи:

  1. Реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;
  2. Обучение родителей, специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;
  3. Помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком;
  4. Подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей.

   Осознание педагогами смысла происходящих процессов в немалой степени связано с принятием ими вариативности образования, стремлением к обновлению его содержания и технологий.

  Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.          Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

Служба ранней помощи – служба помощи детям раннего возраста с особыми потребностями и их семьям. Термин, использующийся в практике наряду с такими терминами как «службы реабилитации» и «службы раннего вмешательства».

   Создание Службы ранней помощи в составе многопрофильных детских реабилитационных Центров особенно актуально в связи с тенденцией к увеличению числа детей-инвалидов. Рождение ребенка-инвалида долгое время воспринималось как фатальность. Родители очень тяжело переживают сообщение о наличии у ребенка врожденной патологии или нарушения развития. Понимание того, что их ребенок не такой, как они себе представляли, является для родителей тяжелым потрясением. Необходимо создавать социальное, медицинское, психологическое сопровождение детей-инвалидов, а также членов их семей для того, чтобы оказывать помощь семьям, испытывающим страдание, чтобы обеспечить гуманное отношение окружающих к «проблемным» детям, чтобы максимально обеспечивать медицинскую, психологическую и социальную безопасность для их полноправной интеграции в общество[4].

 Предметно-пространственная среда предполагает возможности для организации различных видов деятельности детей дошкольного возраста, а также включает условия для их полноценного питания и отдыха. Для обучающих занятий существуют специально организованные места; для организации совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми пространство группы детского сада располагает возможностями гибко перестраивать предметную среду, постоянно подстраивать ее под развивающие задачи и инициативу детей; при этом все дошкольные образовательные учреждения располагают пространством для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Образовательный процесс строится в соответствии с существующими образовательными программами для детей старшего дошкольного возраста. Составляющие образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста уравновешены и составляют гармоничное единство. Учебный блок представлен обучающими занятиями, соответствующими возрасту детей и организуемыми в соответствии с дошкольными образовательными программами; отличается высокой технологичностью, доступностью любому профессионально обученному педагогу. Совместная деятельность занимает ведущее место в образовательном процессе. Данный блок предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.

Организация самостоятельной деятельности детей направляет усилия воспитателя на создание предметной среды, в его функции входит подбор развивающего материала. Данный блок ограничивает образовательную среду только предметным материалом и ставка на «саморазвитие» ребенка приводит к исчезновению систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты ребенка. При этом, данный блок образовательного процесса технологичен и не требует творческих усилий от взрослого.

Дошкольные образовательные программы, предназначенные для реализации в ДОУ, бывают двух типов: 1) комплексные и 2) парциальные. Комплексные программы определяют основное содержание образовательной деятельности детского сада. Парциальные программы способствуют углублению образовательного процесса по определенным направлениям образования и развития детей старшего дошкольного возраста, позволяют расширить возможности организации образовательного процесса за счет расширения форм взаимодействия воспитывающего взрослого с детьми.

В дошкольных образовательных учреждениях существуют все возможности для многостороннего развития детей дошкольного возраста, охватывающего практически все основные сферы. Одной из приоритетных задач выступает физическое развитие, формирование здорового образа жизни и охрана здоровья детей.

Введение вариативных форм образования детей раннего возраста  достигает несколько целей одновременно, но  главная из них - это, конечно же, раннее развитие ребенка в соответствии с требованиями  и запросами общества.

Общество ожидает от введения вариативных форм дошкольного образования, в нашем случае связанного с  ранним развитием ребенка, решение стоящих перед ним определенных задач. Причем базироваться данные инновационные формы дошкольного образования должны на постулате о непременном   наличии трех слагаемых успешного воспитательно-образовательного процесса – квалифицированного, компетентного  педагога,  педагогически грамотного родителя и развивающей  образовательной среды. Результаты решения этих задач можно   представить в подобии некой пирамиды.  

Так, первым уровнем этой пирамиды будет реформирование современной системы дошкольного образования в соответствии с ФГОС на основе введения многообразия форм  организованной работы с детьми раннего возраста, не посещающих детский сад.  Здесь следует сказать, что именно организованный образовательный процесс, осуществляемый как с детьми, так и с родителями, является более эффективным, в отличие, скажем, от такой формы  развития ребенка раннего возраста как семейные группы детского сада.

Семейная группа детского сада (или СДС – семейный детский сад) - это, по сути, такая форма организации дошкольного образования, которая направлена на обеспечение всестороннего в том числе и раннего развития детей, по тем или иным причинам не имеющих возможности посещать детский сад.  

Семейные группы детского сада реализуют учебно-воспитательные программы согласно  требованиям ФГОС с учетом принципов индивидуального подхода в воспитании конкретного  ребенка. При этом необходимо сказать, что само название - семейные группы или семейный детский сад подразумевает, что в качестве педагога в воспитательном процессе участвует родитель (опекун, либо иной законный представитель ребенка). Нередко данная форма рассматривается многодетными родителями, так как она позволяет решить проблему воспитания дошкольников, занятости родителей  и развития детей в соответствии с требования стандартов российского дошкольного образования.       

Однако, несмотря на всемерную поддержку, которую оказывают педагоги дошкольной организации семейным группам, например:

- родителям (опекунам, другим законным представителям) помогают оформлять нормативную  документацию на открытие таких групп;

- родители (или опекуны,  другие законные представители) являются сотрудниками дошкольного учреждения - на них распространяются все нормы, обязанности и права согласно  трудовому законодательству РФ;

-  сотрудники дошкольной организации помогают воспитателям семейных групп составлять план работы в соответствии с требованиями к проведению воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста;

-  дети, посещающие семейные группы включаются в педагогический процесс дошкольного отделения, например, участвуют в общих мероприятиях, посещают музыкальные, спортивные занятия, занимаются со специалистами (логопедом, дефектологом, психологом);

- для воспитателей семейных групп проводятся специальные учебно-методические мероприятия, оказывается педагогическая поддержка в виде бесед, консультаций, открытых занятий, такие формы обеспечения дошкольного образования детей раннего возраста, к сожалению, не получили широкого распространения среди родителей. Кроме того, налицо, все-таки существенный недостаток такой формы - содержание программы образования и форм его подачи, даже при условии постоянного педагогического сопровождения со стороны специалистов дошкольного отделения, полностью зависит от квалификации и уровня педагогической грамотности  воспитателя семейной группы.

Второй уровень пирамиды результатов вариативных форм в дошкольной организации можно  определить так: формирование на основе компетентностного подхода инновационной образовательной модели, которая обеспечит полноценное развитие ребенка, в том числе формирование инклюзивного, интегративного и специального образования, обеспечивающего доступность дошкольного образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Реализация вариативных форм, помогающих достичь целей, поставленных современным ФГОС,    напрямую связана педагогической грамотностью родителей. И здесь следует рассмотреть такие формы дошкольного образования как консультационный пункт (КП) и Службы ранней помощи (СРП).

Консультационный пункт (КП) предназначен для методического обеспечения единства и преемственности семейного о общественного воспитания и предназначен в основном, для оказания психолого-педагогической помощи родителям в целях поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Задачи, стоящие перед КП, являются, на наш взгляд, моновекторными, так как направлены больше на оказание теоретической помощи родителям. Несмотря на то, что пропагандируется КП как  вариативная форма  дошкольного образования, назвать ее таковой можно с большой натяжкой. Решение с ее помощью задач разностороннего, гармоничного развития ребенка раннего в условиях комфортной и грамотно выстроенной психолого-педагогической среды, невозможно по той причине, что здесь, как и в семейных группах,  результаты воспитательно-образовательного процесса зависят от уровня педагогической грамотности и компетентности родителей. Надо признать, что далеко не всегда этот уровень соответствует уровню воспитателя в детском дошкольном учреждении[5]

В Службе ранней помощи (СРП) целью  работы  является психолого-педагогическая и социальная  поддержка семьи, имеющей ребенка от 2-х месяцев до 4 лет, с выявленными нарушениями развития (либо риском нарушения, когда ребенку требует компенсаторная помощь, реабилитация и проч.), не посещающего дошкольное образовательное учреждение. В понятие поддержки здесь вкладывается достаточно широкий смысл - это и подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, способов организации воспитательного процесса, поиск наиболее эффективных форм коррекции отклонений в развитие ребенка.

Решение задач, поставленных перед СРП так или иначе связано со специальной психолого-педагогической поддержкой родителей особенных детей, причем чаще всего речь идет   об инклюзивном образовании.

Похожие задачи имеет и такая вариативная форма как лекотека. Она предназначена для помощи родителям детей   2-х месяцев - 7 лет, то есть до первой ступени общеобразовательной школы. 

Главное отличие такой формы дошкольного образования - это реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей воспитанников детских дошкольных коррекционных учреждений. Здесь речь также идет о детях, имеющих особенности в развитии, но при этом упор делается на создание образовательной среды, как в стенах учреждений, так и в семейной среде.

Нужно отметить, что и СРП и лекотека - это прекрасней вариант организации грамотной воспитательно-образовательной развивающей среды для детей, имеющих  выявленные нарушения психофизического развития. 

И, наконец, третий уровень нашей пирамиды результатов вариативных форм в дошкольной организации   определяем как организацию на базе дошкольных образовательных учреждений  психолого-педагогического процесса повышения педагогической грамотности родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, в целях обеспечения преемственности семейного и общественного образования и в условиях обеспечения тесного взаимодействия с семьей ребенка.

Здесь мы видим наиболее приемлемыми вариативными  формами дошкольного образования детей раннего возраста  ЦИПР и ГКП.

ЦИПР – центр игровой поддержки детей создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка от 6 месяцев до 3-х лет, в процессе которой происходит адаптация ребенка к поступлению в дошкольную образовательную организацию.

Несколько лет назад   ЦИПР чаще всего был представлен в виде Центров раннего развития ребенка, которые занимались по определенным игровым методикам раннего развития, получившим признание как среди педагогов, так и среди родителей.

Так как основными задачами ЦИПР являются оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности и обучение родителей способам применения различных развивающих игр, обучение методам игрового взаимодействия с детьми, организации развивающей среды в условиях семейного воспитания  на базе   программы образовательного учреждения,  в полном соответствии с программами дополнительного образования, индивидуально – ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми конкретным образовательным учреждением,  то  здесь мы видим перекликание задач ЦИПРа с задачами ГКП.

Однако, необходимо сказать, что посещение ребенком раннего возраста варьируется в переделах 1 часа в среднем один - максимально – два раза в неделю, всегда в присутствии родителя, то есть речь о стабильной бесконфликтной адаптации ребенка к условиям дошкольной организации не идет.

В отличие от ЦИПР, группа кратковременного пребывания  обеспечивает полноценный образовательный процесс, ибо ребенок постепенно адаптируется к условиям дошкольного образовательного, привыкая к новой окружающей среде, у него вырабатывается система социально значимых в раннем возрасте привычек- маяков, которые помогают ребенку успешно осваивать образовательные навыки и умения. В этом случае преимущество ГКП как системообразующей формы, способной удовлетворить потребности как детей так и родителей, налицо.

Итак, мы пришли к выводу, что именно группа кратковременного пребывания является на данный момент наиболее приемлемой формой обеспечения права каждого ребенка на дошкольное образование.

Кроме того, по  популярности у родителей, дети которых не достигли трех лет, группы кратковременного пребывания или ГКП,  по праву занимают первое место. Такая популярность обусловлена рядом   причин:

  • во-первых, таким группам присуща малая наполняемость (8-20 детей); 
  • во-вторых, для них характерен гибкий график  посещения (3-5 дней в неделю);
  • в-третьих, родители имеют подтвержденное законодательством право  находиться вместе с детьми весь период пребывания в группе;
  • в-четвертых, для детей, посещающих ГКП, реализуется полноценная образовательная  программа.

Однако, здесь необходимо отметить, что работа ГКП может быть реализована только при выполнении трех взаимосвязанных условий:

1. Построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей и развитие способностей каждого ребенка, и реализацию творческого потенциала педагогов  и родителей[6];

2. Организация педагогического процесса на основе рационального использования помещения и полифункциональной деятельности специалистов;

3. Координация взаимодействий взрослых на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей.

Группа кратковременного пребывания – это  группа детского сада, которая функционирует в гибком режиме: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей) и решает задачу обеспечения всестороннего развития детей.

Внедрение в систему дошкольного образование ГКП  в течение последних 12 лет показало, что группы кратковременного пребывания  отлично справляются с адаптацией ребенка раннего возраста к условиям ДОУ. Однако, необходимым условием обеспечения целостного развития личности ребенка, в условиях группы кратковременного пребывания является развитие конструктивного взаимодействия с семьей (Т.Н. Доронова, И.М. Исаченкова, О.Л. Князева, Т.И. Оверчук и др.). Тесное социально-деловое и психолого-педагогическое сотрудничество с родителями,  влечет за собой создание  определенных  организационно - педагогических условий,  направленных на формирование ценностно- ориентационного единства педагогов и родителей.  Эти условия мы можем сформулировать так:

  • построение диалога между педагогом и родителями  с целью определения единых подходов к целостному развитию ребенка, на основе ценностно-ориентационного единства совместной педагогической деятельности в группе кратковременного пребывания;
  • осуществление своевременной экстраполяции образовательных запросов родителей в педагогический процесс группы кратковременного пребывания через совместное освоение проектной деятельности педагогами и родителями посредством последовательных, взаимосвязанных этапов осмысления, интерпретации и рефлексии организации взаимодействия;
  • практико-ориентированное освоение способов взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания направлено на преодоление отчуждения между участниками образовательного процесса в контексте деятельностного подхода.

 

Список литературы

  1. Анисимов, В.П. Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до трех лет [Текст] / В.П. Анисимов - М.: АРКТИ, 2016. - 184 с.
  2. Григорьева, Г.Г.  пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст] / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. — 6-е  изд. -М.: Просвещение, 2014. - 253 с.
  3. Зиченко, В.П. Психологический словарь [Текст] / под ред. Зиченко В.П., Мещерякова Б.Г., 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Педагогика-Пресс, 2016. — 440 с.
  4. Стеркина, Р. Развитие новых форм дошкольного образования: итоги и перспективы первого этапа всероссийского эксперимента [Текст] / Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С 11-16.
  5. Стеркина, Р. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования [Текст] / Р. Стеркина, О. Князева, М. Маханева // Дошкольное воспитание. — 2013. — №9.-С 14-20.


[1] Григорьева, Г.Г.  пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст] / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. — 6-е  изд. -М.: Просвещение, 2014. – С.125.

[2] Анисимов, В.П. Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до трех лет [Текст] / В.П. Анисимов - М.: АРКТИ, 2016. – С. 184.

[3] Анисимов, В.П. Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до трех лет [Текст] / В.П. Анисимов - М.: АРКТИ, 2016. – С.99.

[4] Зиченко, В.П. Психологический словарь [Текст] / под ред. Зиченко В.П., Мещерякова Б.Г., 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Педагогика-Пресс, 2016. — С. 33.

[5] Стеркина, Р. Развитие новых форм дошкольного образования: итоги и перспективы первого этапа всероссийского эксперимента [Текст] / Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С 11-16.

[6] Стеркина, Р. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования [Текст] / Р. Стеркина, О. Князева, М. Маханева // Дошкольное воспитание. — 2013. — №9.-С 23-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Вашему вниманию предлагается презентация с комментарием из опыта работы по использованию интерактивных технологий в образовательном процесе ДОУ  Этот материал был представлен на научно-практическ...

Статья на тему "Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм образования"

ОКАЗАНИЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Винокурова Ольга Николаевна-воспитатель,...

Центр игровой поддержки ребенка раннего возраста, не посещающего ДОУ, как вариативная форма дошкольного образования

Центр игровой поддержки ребенка – перспективный путь развития системы дошкольного образования применительно к раннему детству. Обеспечение комфортной адаптации ребёнка раннего возраста, а также ...

Консультация "Обновление содержания дошкольного образования в условиях вариативных моделей дошкольного образования"

Консультация  «Обновление содержания дошкольного образования в условиях вариативных моделей дошкольного образования»...

«Организация и работа вариативных форм дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет. Оказание помощи и консультирование родителей»

laquo;Организация и работа вариативных форм дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет. Оказание помощи и консультирование родителей»...

«Модель организации вариативных форм дошкольного образования в дошкольной образовательной организации в современных условиях»

Выступление на Всероссийской педагогической конференции «Применение инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации», всероссийский учебно-...