Экологическое воспитание старших дошкольников посредством изобразительной деятельности.
статья на тему

Пыхова Татьяна Ивановна

 

Деятельность детей в детском саду разнообразна. И, на наш взгляд, передать   красоту окружающей природы, закрепить экологические знания и яркие впечатления помогает  изобразительная деятельность. Поэтому работа по экологическому воспитанию  в нашем детском саду ведется наряду с изобразительной  деятельностью. Это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Но для того чтобы что-то нарисовать, необходимо прежде всего научиться видеть и выделять - это главная задача воспитателя, помочь ребенку увидеть всю красоту природы.

 Мы используем следующие направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности:

— закрепление  экологических знаний в процессе рисования, аппликации, лепки;

— иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) — как изданных, так и собственных;

— совместное изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;

—  создание картинной галереи, выставочных уголков в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ekol.konferentsii_.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание старших дошкольников посредством  изобразительной деятельности.

Пыхова Татьяна Ивановна – старший воспитатель МАДОУ Центра развития ребенка – детского сада «Сказка» р.п. Красные Баки.

Махова Надежда Валентиновна-воспитатель МАДОУ Центра развития ребенка – детского сада «Сказка» р.п. Красные Баки.

«Природа есть родина всех талантов, начиная от росинки-солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры».

М. Пришвин.

Любые черты характера, а также умения и навыки закладываются с детства. С детства же закладывается у ребёнка и гуманное отношение к природе. И от того, кто находится около него в этот период, во многом зависит, разовьётся или угаснет естественный интерес к природе, свойственный дошкольному возрасту.

Кто как не воспитатель в дошкольном учреждении может и должен прививать и развивать любовь к родной природе, родному краю. Наш Центр развития ребенка «Сказка» много лет углубленно работает по экологическому направлению. Для решения  задач экологического воспитания детей созданы все необходимые условия:

-зимний сад………………………………..

-мини музеи…………………………………….

-экологическая тропа на территории учреждения…………………

-уголки природы….. и  творческие лаборатории в группах.

Деятельность детей в детском саду разнообразна. И, на наш взгляд, передать   красоту окружающей природы, закрепить экологические знания и яркие впечатления помогает  изобразительная деятельность. Поэтому работа по экологическому воспитанию  в нашем детском саду ведется наряду с изобразительной  деятельностью. Это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Но для того чтобы что-то нарисовать, необходимо прежде всего научиться видеть и выделять - это главная задача воспитателя, помочь ребенку увидеть всю красоту природы.

 Мы используем следующие направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности:

— закрепление  экологических знаний в процессе рисования, аппликации, лепки;

— иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) — как изданных, так и собственных;

— совместное изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;

—  создание картинной галереи, выставочных уголков в группах.

Следует отметить, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свои чувства, впечатления с помощью самых разных техник рисования.

Рассматривая, ребёнок учится наблюдать. Здесь нужно терпение, так как только самым настойчивым, наблюдательным и терпеливым природа раскроет и подарит свои тайны. Но главное качество, которое требуется при наблюдении – это внимательность. Вернувшись с экскурсии, мы с детьми проверяем себя, что удалось запомнить, прежде всего? Какие деревья встретились, птицы, насекомые. И с большим трепетом стараемся перенести свои наблюдения на лист бумаги.

Но нельзя обойтись и без точности. Если на прогулке мы с детьми встретили незнакомое растение, стараемся зарисовать его точно, указывая, какой цвет у лепестков, все ли листья одинаковые и другие признаки. Это помогает нам  правильно определить растение.

Дети – это маленькие волшебники и даже немного верят в волшебство. Когда мы предлагаем детям нарисовать портрет воды, то у каждого он получается свой. Кто-то рисует дождь, кто-то озеро, кто-то пар при этом используя разные  виды техники рисования: рисование пальчиком, ладошкой, тампонами,  печатки, градтаж и т.д. И каждый ребенок прав по-своему, потому что вода тоже волшебница, она постоянно меняет свой облик.

С  большим интересом наши воспитанники превращают   обычную корягу или шишку которую, например, принесли  с экскурсии из леса, в сказочного человека или животного. Очень важно, чтобы ребенок оставался еще ребенком – художником, ребенком – фантазером.Именно поэтому большое внимание уделяем  рисованию, аппликации, лепке, работе с природным материалом  поддерживая интерес детей.  

Научить или заставить любить невозможно, но если помогать ребенку увидеть необычное в обычном, обратить его внимание на красоту ажурной паутинки, блестящую спинку жука, вместе любоваться  закатом или удивляться  отражению облаков в луже, у ребенка появиться  желание перенести свои наблюдения на лист бумаги. В этом нам с детьми помогает иллюстрирование книг, совместно с детьми придумываем иллюстрации к прочитанным книгам, но больше удовольствия доставляет, когда дети самостоятельно придумывают экологические сказки, рассказы и делают к ним зарисовки, это любимое наше занятие- книгоиздательство.

Родители наши главные помощники. Уже стало традиционно совместное изготовление родителями, детьми и педагогами наглядных пособий, декораций и костюмов к экологическим  занятиям и праздникам. В совместной работе и взрослые,  и дети получают возможность творить, создавать красивое в рисунке  и получают массу удовольствия от результата.

Чтобы дети не только чувствовали красоту природы, но и стремились передавать свои впечатления о ней в ярких и трогательных творческих работах, организуем  выставки картинной галереи и тематические выставки детских работ.

Работая над данной проблемой стало ясно, что рисование - это ещё и огромный источник радости. Создавая свою картину, ребенок постигает не только окружающий мир, но, что очень важно, постигает самого себя - а это первый шаг к самовоспитанию.

Таким образом,  изобразительное искусство,  дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье рассматриваются основные аспекты использования игры как средства экологического воспитания дошкольника. Приводятся примеры наиболее эффективных на современном этапе игр с целью формиров...

Организация проектной деятельности по нравственно- патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольников

Организация проектной деятельности по нравственно патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольниковВыступление и мультимедиа МО старших воспитателей города...

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»

учить детей различать и называть деревья  и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....

Опыт работы по теме: "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников".

Наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознанно - правильного отношения  к природе у ребенка  дошкольного возраста  является экспериментирование. Это очень интересное и по...

«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников».

Материал предоставлен для воспитателей. Эксперименатальная деятельность  в детском саду....

«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников».

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...