Организация проектной деятельности по нравственно- патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольников
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Выступление на МО старших воспитателей города.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности по нравственно-патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольников.
В. В. Сухомлинский утверждал, что детство-это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является ознакомление дошкольников с природным и экологическим своеобразием родного региона. Одним из эффективных методов и приёмов в работе по воспитанию юных экологов является краеведческая работа, которая направлена на решение задач, связанных с личностным развитием ребёнка и созданием условий , обеспечивающих процесс социализации.
Для этого в ДОУ созданы следующие условия.
Совместно с государственным биосферным Лапландским заповедником в ДОУ реализуется программа «Знакомство с Лапландией». Ежегодно с коллегами ДОУ , старшим воспитателем и организатором работы заповедника Макаровой Юлией Алексеевной определяем объём содержания, составляем совместный план работы
Задачи охраны природы и сохранение богатств родного края актуальны всегда. Взаимопроникновение разделов «Ребёнок и природное окружение» и « Социализация» позволило выйти на интеграцию по единому проекту . Выделили главное направление работы - это осознание детьми оздоровительной, эстетической и практической ценности окружающей природы.
Учитывая специфику нашего региона , сделали большой упор на становление понимания и переживания ребёнком своего единства и неразрывной связи с живой природой Кольской земли, на формирование осознанного и бережного отношения к природе Крайнего Севера. Метод проектной деятельности способствовал эффективной реализации цели и задач:
Тема проекта : ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ.
Проблемный вопрос : Как спасти родник?
Цель проекта : Формирование первоначальных практических навыков рационального природопользования как средства развития основ экологической культуры
Задачи проекта : Познакомит дошкольников с живой и неживой природой.
Осваивать различные формы приобретения опыта.
Развивать познавательные и творческие способности.
Формировать у дошкольников осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам.
Ожидаемые результаты:
Развитие познавательного интереса детей , расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения.
Формирование проектно- исследовательских навыков и умений детей.
Положительно – эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребят.
Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.
Сформированность навыков культурного поведения в природе , умение беречь её и заботиться о ней .
Участники проекта :
Дети подготовительной группы.
Воспитатели Скрибченко О.И. и Сиктурашвили Г.А.
Координатор проекта – старший воспитатель Гончар Т. М.
Родители.
Основные направления работы с детьми :
Диагностика (определения уровня умений и знаний детей по экологии)
Организованные формы обучения на занятиях.
Экскурсии и развлечения.
Опыты и эксперименты.
Ознакомление с окружающим.
Самостоятельная деятельность ребёнка.
Познавательные лекции на базе ДОУ и в Лапландском заповеднике, слайд- фильмы, выставки.
Развитие речи , художественная литература.
Игра.
Досуги и развлечения.
Методическое сопровождение:
Подборка наблюдений в природе.
Подборка худ. литературы по экологии.
Конспекты занятий , бесед, развлечений
Консультационный материал для родителей.
Сотрудничество с родителями:
Участие в природоохранной акции «Родничок», изготовление водоохранных плакатов.
Совместная работа детей и родителей :Сказки о родничке».
Изготовление салфеток «Паруса».
Участие в конкурсе «Эмблема родничка».
Помощь в создании фонда в библиотеке ДОУ ( подборка книг о морях и реках)
Выполнение домашнего задания: Где находятся братья родники?
Проведение вместе с воспитателями прогулок и экскурсий к родникам на Монче.
Мы имеем для осуществления проекта достаточное ресурсное обеспечение:
Центр науки в группе.
Экологическая комната.
Видеоматериалы Лапландского заповедника.
Наглядный материал : картины и иллюстрации, фото и плакаты;
-дидактические игры по экологии;
-видеокассеты;
-атласы и энциклопедии.
Сотрудничество с биосферным Лапландским заповедником.
Таким образом, проект позволил интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применить их на практике. Дети учились сначала думать, потом составлять план действий и выполнять их.
Деятельность каждого ребёнка была направлена на достижение намеченного результата. Для родителей участие в проекте было ещё одним шагом к сближению с детьми, к воспитанию экологического сознания, приобщением к красоте родного края .
Для нас это оказалось интересным видом инновационной деятельности.
Определили с детьми, что вода – жизненно-важный фактор для людей, растений и животных. Для этого провели простейшие опыты с водой, опыты с растениями: наблюдали, как комнатные растения реагируют на недостаточный полив
.
Ребята провели наблюдения дома: сколько воды расходуется и для чего. Затем обсудили всё это в группе и отразили в рисунках.
Провели экскурсии на улицу Морошковую, на берег озера Имандра, к роднику у спортшколы. Сравнивали воду из различных водоёмов. Самой чистой оказалась вода из родника.
В группе читали стихи Октябрины Вороновой из сборника «Чахкли» и главы из книги Ольги Тимофеевой «Страна Мончегория», особенно останавливались на тех, которые касаются родника на солдатских горках.
В городской детской библиотеке сделали подборку газетных статей об озере Имандра и источниках воды вокруг Мончегорска. Таких источников оказалось 6, и все они посещаются жителями нашего города . Есть даже источник минеральной воды - : км южнее Мончегорска.
Подборку в библиотеке помогали делать родители.
Также обсуждали, почему вода в реках не замерзает – она всё время находится в движении.
В ходе работы над проектом ребята установили, что оформлен и укрыт только один родник – у спортшколы. Дети предлагали свои варианты материалов, из которых можно изготовить постройку над родником – металл, пластик, дерево , стекло, кирпич, даже картон и пряничное тесто.
Выбрали самые оптимальные – пластик, металл, камень. Металлические конструкции решили украсить растениями и цветами. На экологических занятиях сочиняли рассказы и сказки о Родничке, свои рассказы отразили в рисунках.
Из бросового материала дети с родителями оформили 5 макетов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного проекта в проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Актуальность проекта, цель, задачи, ход работы над проектом, возможности развития детей, методы проектной деятельности по ознакомлению с родным краем, ожидаемые результаты....
Нравственное, патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.
Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Дошкольное детство - в...
Организация проектной деятельности по нравственно- патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольников
Организация проектной деятельности по нравственно патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольниковВыступление и мультимедиа МО старших воспитателей города...
"Нравственно - патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников в музыкальной деятельности через знакомство с историей и культурой страны."
Данная статья раскрывает опыт работы по одному из важных направлений музыкально - образовательной работы с дошкольниками...
"Проектная деятельность по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"
quot;Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"...
Творческо-исследовательский проект «Марш Победы» Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию как форма позитивной социализации дошкольников
Проект нацелен на патриотическое воспитание дошкольников....
Образовательная деятельность в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Куклы наших бабушек» по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Из бабушкиного сундучка» (старшая группа)
Образовательная деятельность в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Куклы наших бабушек» по образовательной области «Познавательное развитие...