Опыт работы по теме: "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников".
опыты и эксперименты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_gorenkova_3.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 15 «Сказка»
Из опыта работы по теме:
"Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников".
Подготовила:
воспитатель
высшей квалификационной
категории
Горенкова И.Н.
2023 г
«От того, как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в разум и сердце из окружающего мира,
- от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А. Сухомлинский
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.
Наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознано-правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста является экспериментирование.
Почему я решила уделить особое внимание опытно – экспериментальной деятельности дошкольников?
Русский естествоиспытатель Климент Арка́дьевич Тимиря́зев сказал: "Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел."
В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. Поэтому, я веду целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников ".
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, в нашей группе ведется совместная работа (воспитатель- дети- родители) по технологии экспериментальной деятельности.
Основная цель педагогической идеи: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
• Формирование у детей познавательной инициативы, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
• Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа.
• Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
• Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
Технологию экспериментальной деятельности применяю поэтапно, ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона.
Работа ведётся по разделам:
- ВОДА;
- ВОЗДУХ;
- ПЕСОК, ГЛИНА И КАМНИ;
- ФАУНА И ФЛОРА.
В группе я оборудовала уголок экспериментирования, для проведения небольших открытий. Работа в уголке предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Оснащением уголка экспериментирования являются:
-Приборы – помощники: увеличительные стекла, песочные часы, компас и магниты, пипетки, вата, воронки, акварельные краски;
-Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
-Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я использую - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. В работе по разделам: «Песок, глина» , «Вода, воздух» и др. дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой и живой природы: изучают свойства песка, глины, камней, "Как обнаружить воздух", "Что такое радуга?", "Что такое воздух?", "Снег тоже вода","Выйти сухим из воды", "Что нужно для питания растения?".
В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка, группы детей, использую коллективную форму работы. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное, ребята всё проделывают сами. На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.
Исследовательская деятельность развивает речевую активность дошкольников. Дети научились составлять вопросительные и восклицательные предложения, отвечать на вопросы, передавать свои чувства и мысли, понимать и использовать в связной речи различные грамматические категории, обозначающие названия, действия, качества и помогающие анализировать предмет и явление со всех сторон.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.
Мотивом к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Я предлагаю задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Куклы вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников.
Уже сейчас видны результаты работы. Дети научились анализировать,
делать выводы, могут сами объяснить младшим товарищам некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений.
В беседах с ребятами и наблюдении за их деятельностью выявляется степень популярности и использования уголков экспериментирования, намечаются пути коррекции воспитательно-образовательного процесса.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, памятки. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования в группе и регулярно пополняют его необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Семьи моих воспитанников приняли активное участие в экологических проектах: «Сохраним природу Ставрополья», «Мой край родной», «Каждой пичужке – кормушку», «Огород на окне». Результаты каждого проекта оформляю в виде презентации и демонстрирую на родительских собраниях.
Для успешной работы в этом направлении я нахожу ответы на свои вопросы, занятия в разных источниках, опираюсь на опыт других педагогов. Очень помогает моей работе статьи из журнала «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Старший воспитатель», интернетресурсы.
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Я уверена в том, что опытно - экспериментальная деятельность, так же как и игровая, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят—любознаек и почемучек.
Список используемых источников:
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2013.
2. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет, издательство. – Волгоград: Учитель, 2012.
3. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3–7 лет – Волгоград: Учитель, 2013.
4. Шорыгина, Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации». – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
5.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240с. (Серия «Программа развития»)
6. И.Э.Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2003. -80 с.
7. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011г.
8.Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
9.Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
10.Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ....
Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
Исследовательская деятельность - это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...
Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает ...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
Опыт работы по теме : "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
Консультация для родителей о том, как организовать эксперментальную деятельность дома....
«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников».
Материал предоставлен для воспитателей. Эксперименатальная деятельность в детском саду....
«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников».
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...