«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников».
статья (старшая группа) по теме
Материал предоставлен для воспитателей. Эксперименатальная деятельность в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nadya_seminar.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников».
Воспитание экологически грамотных людей в настоящее время является одной из первостепенных задач. Это связано с тем, что люди все больше и больше отдаляются от мира природы. Она становится для многих отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием. Именно в детском саду закладываются гуманные начала личности, бережное отношение к природе и понимание ценности природных объектов. Воспитание у детей интереса к природе эффективнее всего проходит при проведении экспериментов и наблюдений за ней. Экспериментирование является наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознано-правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста.
Необходимо ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.
Кроме того, для детей первых семи лет жизни характерно наглядно -действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает воспитателя строить процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным способом, а путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира. Реализация деятельности осуществляется на основе следующих принципов:
- Постепенное – в течение учебного года и от возраста к возрасту – наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;
- Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности;
- Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству;
- Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ.
При проведении работы по экологическому воспитанию являются следующие методы:
- элементарные опыты;
- экологические проекты;
- проблемные и поисковые ситуации;
- моделирование объектов природы.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- Внешние (новизна, необычность объекта);
- Тайна, сюрприз;
- Мотив помощи;
- Познавательный мотив (почему так?)
Всегда это очень интересно для детей, мы- то клад ищем, то сказочного героя на участке или в воздухе. Свою работу с детьми провожу в форме игр-экспериментов по блокам:
«Неживая природа» (вода, воздух, глина, песок, камни, свет, магнетизм, притяжение).
В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогами, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
«Живая природа» (растения, животные, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, природные зоны, эволюция).
Осознано-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ существует ряд опасностей. Экспериментируя, дети отрывают насекомым крылья, ноги, усы, рвут на части дождевых червей. При этом они не расценивают свои действия как проявления зла, не осознают, что это может повлечь за собой страдания и гибель живого существа. Дети применяют негативные воздействия к тем животным, которые слабее их, говоря, что «…собачка может и укусить». Это создает привыкание действовать с позиции силы, обижать слабых, не считаясь с их состоянием и желаниями. Часто можно наблюдать ситуацию, когда дошкольники создают животным или растениям условия, комфортные для человека, не учитывая своеобразия реальных потребностей природного объекта. Подобные действия приводят к неблагоприятному состоянию или даже гибели живого существа. Поэтому важно умело направлять действия ребенка и роль взрослого заключается в том, чтобы познакомить ребенка с основными потребностями и свойствами живых и неживых объектов. Ведь дети, в силу своей неопытности, в большинстве случаев не желают зла, а наоборот хотят сделать как лучше.
«Человек и природа».
Наблюдая за растениями, учимся бережно и внимательно относится к ним.
В групповом помещении оборудован экспериментальный уголок, который оснащён необходимым материалом для самостоятельной деятельности детей. Развивающая среда побуждает детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию друг с другом. Материалы для опытов хранятся на полочках в доступных для детей местах, в коробках и контейнерах в экспериментальном уголке дети занимаются не только под моим руководством, но и самостоятельно. Материалы постоянно пополняются что способствует поддержанию интереса у детей. Наличие центра экспериментирования позволяет мне работать с небольшими группами (4-6 человек), что дает детям большую свободу действий, расширяет простор для творческой деятельности. А так же оборудован Центр « Песка и воды», центр «Юный эколог».
В поисково-исследовательской деятельности использую разные игры: словесные, подвижные, игры-диалоги, игры-имитации, что обогащает и разнообразит деятельность детей, развивает речь, активизирует словарь детей. Игры-экспериментирования провожу с использованием разных героев сказок, для этого в центре экспериментирования имеется набор масок-шапочек для создания выбранных детьми сказочных образов и сказочные герои из кукольного театра. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Но с учётом возраста детей их правильнее называть экологическими тропинками. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Небольшая полянка с лекарственными растениями: календула, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы,. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, убирают сорняк. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.
Эффективность моей работы зависит от взаимодействия семьями воспитанников. Обязательно я привлекаю родителей. Сначала провожу анкетирование, затем привлекаю к мероприятиям. Моя работа нравится мне и детям. Мы вместе познаем окружающую природу. Учимся ее беречь.
МКОУ Охрозаводская СОШ
Охрозаводской детский сад.
«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников».
Подготовила : воспитатель
Старшей разновозрастной группы
Каплиёв Надежда анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ....
Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
Исследовательская деятельность - это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...
Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает ...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
Опыт работы по теме : "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...
Опыт работы по теме: "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников".
Наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознанно - правильного отношения к природе у ребенка дошкольного возраста является экспериментирование. Это очень интересное и по...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
Консультация для родителей о том, как организовать эксперментальную деятельность дома....
«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников».
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...