Организация проектной деятельности по нравственно- патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа) на тему

Скрибченко Ольга Ивановна

Организация проектной деятельности по нравственно патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольников

Выступление и мультимедиа 

МО старших воспитателей города

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

         Организация проектной деятельности по нравственно-патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольников.

   В. В. Сухомлинский утверждал, что детство-это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

    Базовым этапом формирования  у детей любви к Родине является ознакомление дошкольников с природным и экологическим своеобразием родного региона. Одним из эффективных методов и приёмов в работе по воспитанию юных экологов является краеведческая работа, которая направлена на решение задач, связанных с личностным развитием ребёнка и созданием условий , обеспечивающих процесс социализации.

  Для этого в ДОУ созданы следующие условия.

Совместно с государственным биосферным Лапландским заповедником в ДОУ реализуется программа «Знакомство с Лапландией». Ежегодно с коллегами ДОУ , старшим воспитателем и организатором работы заповедника Макаровой Юлией Алексеевной определяем объём содержания, составляем совместный план работы

    Задачи охраны природы и сохранение богатств родного края актуальны всегда. Взаимопроникновение разделов «Ребёнок и природное окружение» и « Социализация» позволило выйти на интеграцию по единому проекту . Выделили главное направление работы  - это осознание детьми оздоровительной, эстетической и практической ценности окружающей природы.

   Учитывая специфику нашего региона , сделали большой упор на становление понимания и переживания ребёнком своего единства и неразрывной связи с живой природой Кольской земли, на формирование осознанного и бережного отношения к природе Крайнего Севера. Метод проектной деятельности способствовал эффективной реализации цели и задач:  

Тема проекта : ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ.

  Проблемный вопрос : Как спасти родник?

Цель проекта : Формирование первоначальных практических навыков рационального природопользования как средства развития основ экологической культуры

Задачи проекта : Познакомит дошкольников с живой и неживой природой.

Осваивать различные формы приобретения опыта.

Развивать познавательные и творческие способности.

Формировать у дошкольников осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам.

Ожидаемые результаты:

Развитие познавательного интереса детей , расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения.

Формирование проектно- исследовательских навыков и умений детей.

Положительно – эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребят.

Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.

Сформированность навыков культурного поведения в природе , умение беречь её и заботиться о ней .

Участники проекта :

Дети подготовительной группы.

Воспитатели Скрибченко О.И. и Сиктурашвили Г.А.

Координатор проекта – старший воспитатель Гончар Т. М.

Родители.

Основные направления работы с детьми :

Диагностика (определения уровня умений и знаний детей по экологии)

Организованные формы обучения на занятиях.

Экскурсии и развлечения.

Опыты и эксперименты.

Ознакомление с окружающим.

Самостоятельная деятельность ребёнка.

Познавательные лекции на базе ДОУ и в Лапландском заповеднике, слайд- фильмы, выставки.

Развитие речи , художественная литература.

Игра.

Досуги и развлечения.

Методическое сопровождение:

Подборка наблюдений в природе.

Подборка худ. литературы по экологии.

Конспекты занятий , бесед, развлечений

Консультационный материал для родителей.

Сотрудничество с родителями:

Участие в природоохранной акции «Родничок», изготовление водоохранных плакатов.

Совместная работа детей и родителей :Сказки о родничке».

Изготовление салфеток «Паруса».

Участие в конкурсе «Эмблема родничка».

Помощь в создании фонда в библиотеке ДОУ ( подборка книг о морях и реках)

Выполнение домашнего задания: Где находятся братья родники?

Проведение вместе с воспитателями прогулок и экскурсий к родникам на Монче.

Мы имеем для осуществления проекта достаточное ресурсное  обеспечение:

Центр науки в группе.

Экологическая комната.

Видеоматериалы Лапландского заповедника.

Наглядный материал : картины и иллюстрации, фото и плакаты;

-дидактические игры по экологии;

-видеокассеты;

-атласы и энциклопедии.

Сотрудничество с биосферным Лапландским заповедником.

   Таким образом, проект позволил интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применить их на практике. Дети учились сначала думать, потом  составлять план действий и выполнять их.

  Деятельность каждого ребёнка была направлена на достижение намеченного результата. Для родителей участие в проекте было ещё одним шагом к сближению с детьми, к воспитанию экологического сознания, приобщением к красоте родного края .

   Для нас это оказалось интересным видом инновационной деятельности.                

         Определили с детьми, что вода – жизненно-важный фактор  для людей, растений и животных. Для этого провели простейшие опыты с водой, опыты с растениями: наблюдали, как комнатные растения реагируют на недостаточный полив

.

   Ребята провели наблюдения дома: сколько воды расходуется и для чего. Затем обсудили всё это в группе и отразили в рисунках.

   Провели экскурсии на улицу Морошковую, на берег озера Имандра, к роднику у спортшколы. Сравнивали воду из различных водоёмов. Самой чистой оказалась вода из родника.

В группе читали стихи Октябрины Вороновой из сборника «Чахкли» и главы из книги Ольги Тимофеевой «Страна Мончегория», особенно останавливались на тех, которые касаются родника на солдатских горках.

   В городской детской библиотеке сделали подборку газетных статей об озере Имандра и источниках воды вокруг Мончегорска. Таких источников оказалось 6, и все они посещаются жителями нашего города . Есть даже источник минеральной воды - : км южнее Мончегорска.

   Подборку в библиотеке помогали делать родители.

   Также обсуждали, почему вода в реках не замерзает – она всё время находится в движении.

   В ходе работы над проектом ребята установили, что оформлен и укрыт только один родник – у спортшколы. Дети предлагали свои варианты материалов, из которых можно изготовить постройку над родником – металл, пластик, дерево , стекло, кирпич, даже картон и пряничное тесто.

   Выбрали самые оптимальные – пластик, металл, камень. Металлические конструкции решили украсить растениями и цветами. На экологических занятиях сочиняли рассказы и сказки о Родничке, свои рассказы отразили в рисунках.

   Из бросового материала дети с родителями оформили 5 макетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного проекта в проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Актуальность проекта, цель, задачи, ход работы над проектом, возможности развития детей, методы проектной деятельности по ознакомлению с родным краем, ожидаемые результаты....

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Дошкольное детство - в...

"Нравственно - патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников в музыкальной деятельности через знакомство с историей и культурой страны."

Данная статья раскрывает опыт работы по одному из важных направлений музыкально - образовательной работы с дошкольниками...

"Проектная деятельность по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"

quot;Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"...

Образовательная деятельность в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Куклы наших бабушек» по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Из бабушкиного сундучка» (старшая группа)

Образовательная деятельность в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Куклы наших бабушек» по образовательной  области «Познавательное развитие...