Проектный метод как средство включения родителей в единое образовательное пространство
учебно-методический материал на тему
Введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования обуславливает в воспитательно-образовательном процессе перенос акцентов на обучение во всех режимных моментах, самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность взрослого и ребенка. ФГОС ДО предполагает привлечение семьи не просто к взаимодействию с ДОУ, а к проблемно-поисковой деятельности, конкретно к разработке проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnyy_metod_kak_sredstvo_vzaimodeystviya_dou_i_semi.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектный метод как средство включения родителей
в единое образовательное пространство
Методическая разработка Бодровой М.А.
Старшего воспитателя ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины
структурное подразделение детский сад «Солнышко»
Новые социально-экономические условия в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, которое на сегодняшний момент поднялось на более высокий уровень. Введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования обуславливает в воспитательно-образовательном процессе перенос акцентов на обучение во всех режимных моментах, самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность взрослого и ребенка. ФГОС ДО предполагает привлечение семьи не просто к взаимодействию с ДОУ, а к проблемно-поисковой деятельности, конкретно к разработке проектов.
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Проектный метод нашел свое отражение еще в идеях отечественных педагогов в 20-е годы ХХ века: Б.В.Игнатьева, М.В.Крупенина, Н.К.Крупской. «Педагоги считали, что метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельность в обучении»[1,с.5]. В 30-е годы данный метод был незаслуженно запрещен. В конце ХХ века проектирование превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности детей.
Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения. Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут не только стать для ребенка источником информации, но и оказать реальную помощь ребенку и педагогу в работе над проектом, а также стать непосредственным участником.
Обращаясь к методу проектов в своей работе, мы остановились на взросло-детских проектах. Содержание проектной взросло-детской деятельности обогащает воспитательно-образовательный процесс. Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности, находятся в непосредственном контакте с разными объектами социальной среды (экскурсии к объектам социальной среды, встречи с интересными людьми разных профессий, практические полезные дела и др.). Однако, прежде чем привлечь родителей непосредственно к разработке проектов, нами была проведена консультация для педагогов и родителей с целью разъяснения принципов и методов проектов. Так нами был предложен примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
- Определить цель проекта на основе изученных проблем детей.
- Разработать план достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
- Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составить план - схему проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включить в план схему проекта игры и другие виды детской деятельности.
- Домашние задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта.
Основные этапы метода проектов:
1. Целеполагание: педагог или родители помогают ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Важно отметить, что проект должен быть не просто посильным для ребенка, но и эмоционально окрашенным. Необходимо, чтобы ребенок был заинтересован в получении результата.
Для реализации были предложены следующие виды проектов:
1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет («Как люди делают запасы?», «Волшебные коробки»);
2. Сюжетно-ролевые (с элементами творческих игр): когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы (« Кто она такая- Баба – Яга?», «Как сказочные вещи стали служить людям?»);
3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.
Все проекты, разрабатываемые взрослыми и детьми, по своей сути краткосрочные, что обусловлено возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Данные социологического опроса, представленные на показали, что родители, включенные в разработку проектов, их защиту стали более отзывчивы к просьбам педагогов, они более заинтересованы тем, что происходит в дошкольном учреждении, как проживает каждый день их ребенок.
Данные мониторинга результативности проектной деятельности показали, что в процессе работы над проектами у детей формируются, не только познавательно-исследовательские навыки, но и совершенствуются психические процессы. Так, в младшем дошкольном возрасте отмечалось формирование эмоциональной заинтересованности; знакомство с предметами и действиями с ними; развитие мышления и воображения. В старшем дошкольном возрасте посредством проектов формируются предпосылки учебной деятельности:
• произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
• потребности в создании собственной картины мира;
• навыков коммуникативного общения.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что метод проектов в дошкольном учреждении является не только эффективным средством познавательно – личностного развития дошкольников, но и связующим элементом между педагогами и родителями. Следует отметить, что применение проектных методов требует обдуманности и разумности в использовании; он не может быть обособленно главенствующим, а должен быть рационально интегрирован в системе воспитательно-образовательного процесса.
Список используемой литературы:
- Битютская Н.П. система педагогического проектирования: опыт работы, проекты.- Волгоград, Учитель, 2012.-212с.
- Ильина Т.Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. [Текст]/ Т.Н. Ильина // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно – практический журнал. – 2008. N 1. – С. 75–77.
- Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.
- Майер, А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. [Текст]/ А.А.Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2008. № 3, - С. 8–12.
- Тебенева, Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ. [Текст] / Т.Н. Тебенева // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2007. № 1. – С. 64–73.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова .- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. -96 с.
- Материалы журнала «Дошкольное педагогика»: № 2; 5 – 2010 г.
Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение проблемного педагогического совета «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства»
Цель– определение инновационных ресурсов организации образовательного пространства ДОУ с использованием метода проектов. Форма: организационно-деятельностная игра. Метод:"мозговой штурм".Установочное ...
«Использование проектных технологий по курсу «Здравствуй, мир!» - как условие создания единого образовательного пространства и развития творческих способностей детей» (подг. гр.)
Работая по комплексной программе «Детский сад –2100», которая является структурным компонентом образовательной системы «Школа – 2100» реализую курс «Здравствуй, мир!». Одним и...
План по самообразованию на 2014-2015 учебный год. Тема: «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства».
В статье представлен план по самообразованию на 2014 -2015 учебный год. Тема " Метод проектов ка форма организации единого образовательного пространства. Старшая группа....
Открытый просмотр к педагогическому совету «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства» Конспект совместной деятельности в режимные моменты взрослого с детьми старшего дошкольного возраста
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних ...
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ВНЕДРЕНИЯ ФГОС В СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОУ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Дружинина Софья Александр...
Создание единого образовательного пространства через современные формы и методы взаимодействии с семьёй.
Проект работы с родителями «Создание единого образовательного пространства через современные формы и методы взаимодействии с семьёй. »...
Статья "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОО"
В настоящее время семья и семейное воспитание стали приоритетными в осуществляемой государством политике. Исследователи признают - семья - уникальный и специфический социальный институт, посредник меж...