Статья "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОО"
статья (старшая, подготовительная группа)

Кокорина Елена Геннадьевна

В настоящее время семья и семейное воспитание стали приоритетными в осуществляемой государством политике. Исследователи признают - семья - уникальный и специфический социальный институт, посредник между индивидуумом и государством, транслятор функциональных ценностей от поколения к поколению. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОО

В настоящее время семья и семейное воспитание стали приоритетными в осуществляемой государством политике. Исследователи признают - семья - уникальный и специфический социальный институт, посредник между индивидуумом и государством, транслятор функциональных ценностей от поколения к поколению. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Взаимодействие с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагога, которая включает в себя повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Переход школ к новым программам обучения потребовало от дошкольных учреждений совершенствования учебно - воспитательного процесса Важной проблемой является не только обучение детей, сообщение им определённую систему знаний, но и научит детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас - и от взрослого, и от ребёнка - проявление поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.

 В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

 Роль педагога сегодня — это роль внимательного советника и консультанта, что помогает построить более доверительные отношения. Родителям нужна достоверная информация о том, как та или иная образовательная программа или услуга будут способствовать более успешному развитию их ребёнка. Совместные усилия семьи и педагогов помогают добиться эффективных результатов в развитии ребенка. Для того чтобы у ребёнка появилось осознанное желание делать что- либо, он должен быть включён в интересующую его деятельность. Это может сделать родитель или педагог, который знает интересы ребёнка и организует такую деятельность, в процессе которой ребёнок способен самостоятельно выполнять необходимые действия или же способен научиться выполнять их.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются в одно целое. Проект — это «игра всерьез»; результаты ее значимы для детей и взрослых.

Цель нашей работы: повышение родительской активности и заинтересованности формированию познавательных интересов детей в проектно - исследовательской деятельности.

Модель взаимодействия педагога, родителя и ребёнка в проектно –исследовательской деятельности

Педагог:

  • создаёт условия для участия родителей в образовательной деятельности;
  • налаживает и взаимодействие с родителями по вопросам интересов ребёнка;
  • обеспечивает поддержку родителей на поисково - исследовательской деятельности;
  • направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией;
  • наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью;

Родитель:

  • обсуждает предмет исследования с ребёнком, задаёт вопросы и мотивирует ребёнка на проектно - исследовательскую деятельность;
  • вырабатывает план действий, формулирует цели и задачи исследования;
  • помогает выполнять исследования, решает практические задачи;
  • подводит ребёнка к выводу, анализу обобщению исследования;
  • оформляет проект и подготавливает выступление ребёнка.

Ребёнок:

  • выполняет исследование, работает над проектом совместно с родителем, готовится к выступлению, делится со своими сверстниками своими новыми знаниями и умениями.
  • реализация поставленной цели и задач проходила в 3 этапа, Каждый этап включает в себя:

а) предварительную работу с детьми и с родителями (беседа с детьми на определённые темы, связанные с интересами детей);

б) взаимодействие с родителями (беседа с родителями об интересах и увлечениях детей, выбор темы, постановка цели и задач по проектной деятельности);

в) взаимодействие с детьми (эмоциональный настрой и подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, презентация проекта).

При этом, в организации работы важна роль педагога, последовательность его работы над проектно – исследовательской деятельностью состоит из:

  • постановки педагогом цели исследования;
  • вовлечение дошкольников в решение проблемы;
  • разработка плана движения к цели для поддержания интереса у детей и родителей;
  • обсуждения плана работы с родителями;
  • сбора необходимой информации;
  • подготовка домашних заданий для детей и родителей;
  • поощрения самостоятельной творческой работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление рисунков, поделок, альбомов, проведение опытов и экспериментов и т.д.); составления совместно с детьми книги, альбома;
  • организации презентации проекта мини научной – практической конференции в группе или в саду, подведение итогов.

Подводя итоги творческой разработки по теме «Проектно - исследовательская деятельность как способ вовлечения родителей в единое образовательное пространство ДОО» можно сделать вывод: развитие любознательной, активной, творческой личности ребенка, способной к принятию собственных решений возможно в познавательно-исследовательской деятельности при полноценном сотрудничестве ДОО и семьи.

Литература:

1. Парамонова В.А. Дошкольное образование в России: состояние, тенденции, перспективы /Образование в социально - гуманитарной сфере Российской федерации//Аналитический вестник Совета Федерации ФСРФ-2003- №2

2. Слободчиков В.И. Концепция дошкольного образования //Детский сад со всех сторон. - 2006 №19

3. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб: Детство-Пресс, 2011.

4.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. -2004 -№ 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство ДОУ и СЕМЬИ.

Опыт работы по вовлечению  родителей  в единое  образовательное пространство  ДОУ и СЕМЬИ....

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство "Детский сад-семья" посредством различных форм работы

Жизнь в детском саду очень активна. И чем больше в ней разнообразных мероприятий, тем интереснее.Для чего нужны выставки в детском саду?Они воспитывают интерес к окружающему миру, развивают креа...

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

«Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс»....

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.Реализация единого подхода к воспитанию и обучению де...

Доклад на тему:«Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем современных форм взаимодействия с семьями воспитанников»

Свое выступление, я бы хотела начать такими словамиСемья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал.Е.А Мухачева...

Консультация "Вовлечение родителей в единое образовательное пространство, в педагогический процесс ДОУ."

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство, в педагогический процесс ДОУ....