Статья "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОО"
статья (старшая, подготовительная группа)
В настоящее время семья и семейное воспитание стали приоритетными в осуществляемой государством политике. Исследователи признают - семья - уникальный и специфический социальный институт, посредник между индивидуумом и государством, транслятор функциональных ценностей от поколения к поколению. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОО
В настоящее время семья и семейное воспитание стали приоритетными в осуществляемой государством политике. Исследователи признают - семья - уникальный и специфический социальный институт, посредник между индивидуумом и государством, транслятор функциональных ценностей от поколения к поколению. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Взаимодействие с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагога, которая включает в себя повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Переход школ к новым программам обучения потребовало от дошкольных учреждений совершенствования учебно - воспитательного процесса Важной проблемой является не только обучение детей, сообщение им определённую систему знаний, но и научит детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас - и от взрослого, и от ребёнка - проявление поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Роль педагога сегодня — это роль внимательного советника и консультанта, что помогает построить более доверительные отношения. Родителям нужна достоверная информация о том, как та или иная образовательная программа или услуга будут способствовать более успешному развитию их ребёнка. Совместные усилия семьи и педагогов помогают добиться эффективных результатов в развитии ребенка. Для того чтобы у ребёнка появилось осознанное желание делать что- либо, он должен быть включён в интересующую его деятельность. Это может сделать родитель или педагог, который знает интересы ребёнка и организует такую деятельность, в процессе которой ребёнок способен самостоятельно выполнять необходимые действия или же способен научиться выполнять их.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются в одно целое. Проект — это «игра всерьез»; результаты ее значимы для детей и взрослых.
Цель нашей работы: повышение родительской активности и заинтересованности формированию познавательных интересов детей в проектно - исследовательской деятельности.
Модель взаимодействия педагога, родителя и ребёнка в проектно –исследовательской деятельности
Педагог:
- создаёт условия для участия родителей в образовательной деятельности;
- налаживает и взаимодействие с родителями по вопросам интересов ребёнка;
- обеспечивает поддержку родителей на поисково - исследовательской деятельности;
- направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией;
- наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью;
Родитель:
- обсуждает предмет исследования с ребёнком, задаёт вопросы и мотивирует ребёнка на проектно - исследовательскую деятельность;
- вырабатывает план действий, формулирует цели и задачи исследования;
- помогает выполнять исследования, решает практические задачи;
- подводит ребёнка к выводу, анализу обобщению исследования;
- оформляет проект и подготавливает выступление ребёнка.
Ребёнок:
- выполняет исследование, работает над проектом совместно с родителем, готовится к выступлению, делится со своими сверстниками своими новыми знаниями и умениями.
- реализация поставленной цели и задач проходила в 3 этапа, Каждый этап включает в себя:
а) предварительную работу с детьми и с родителями (беседа с детьми на определённые темы, связанные с интересами детей);
б) взаимодействие с родителями (беседа с родителями об интересах и увлечениях детей, выбор темы, постановка цели и задач по проектной деятельности);
в) взаимодействие с детьми (эмоциональный настрой и подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, презентация проекта).
При этом, в организации работы важна роль педагога, последовательность его работы над проектно – исследовательской деятельностью состоит из:
- постановки педагогом цели исследования;
- вовлечение дошкольников в решение проблемы;
- разработка плана движения к цели для поддержания интереса у детей и родителей;
- обсуждения плана работы с родителями;
- сбора необходимой информации;
- подготовка домашних заданий для детей и родителей;
- поощрения самостоятельной творческой работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление рисунков, поделок, альбомов, проведение опытов и экспериментов и т.д.); составления совместно с детьми книги, альбома;
- организации презентации проекта мини научной – практической конференции в группе или в саду, подведение итогов.
Подводя итоги творческой разработки по теме «Проектно - исследовательская деятельность как способ вовлечения родителей в единое образовательное пространство ДОО» можно сделать вывод: развитие любознательной, активной, творческой личности ребенка, способной к принятию собственных решений возможно в познавательно-исследовательской деятельности при полноценном сотрудничестве ДОО и семьи.
Литература:
1. Парамонова В.А. Дошкольное образование в России: состояние, тенденции, перспективы /Образование в социально - гуманитарной сфере Российской федерации//Аналитический вестник Совета Федерации ФСРФ-2003- №2
2. Слободчиков В.И. Концепция дошкольного образования //Детский сад со всех сторон. - 2006 №19
3. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб: Детство-Пресс, 2011.
4.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. -2004 -№ 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вовлечение родителей в единое образовательное пространство ДОУ и СЕМЬИ.
Опыт работы по вовлечению родителей в единое образовательное пространство ДОУ и СЕМЬИ....
Вовлечение родителей в единое образовательное пространство "Детский сад-семья" посредством различных форм работы
Жизнь в детском саду очень активна. И чем больше в ней разнообразных мероприятий, тем интереснее.Для чего нужны выставки в детском саду?Они воспитывают интерес к окружающему миру, развивают креа...
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.Реализация единого подхода к воспитанию и обучению де...
Доклад на тему:«Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем современных форм взаимодействия с семьями воспитанников»
Свое выступление, я бы хотела начать такими словамиСемья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал.Е.А Мухачева...
Консультация "Вовлечение родителей в единое образовательное пространство, в педагогический процесс ДОУ."
Вовлечение родителей в единое образовательное пространство, в педагогический процесс ДОУ....
Доклад "Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем современных форм взаимодействия с семьями воспитанников"
Семья - поистине великое творенье.Она заслон надежный и причал.Она дает призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал....
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ...