Роль психолога во внедрении ФГТ
статья на тему
Предварительный просмотр:
(слайд 2) Необходимым условием реализации Федеральных Государственных Требований (ФГТ) в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса (п.3.3 приказа Минобрнауки России от 23.11. 2009г. № 655). (слайд 3) При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом, а именно – руководитель образовательного учреждения, старший воспитатель, воспитатели всех возрастных групп, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, социальный педагог.
Но в последнее время все чаще приходится слышать о том, так ли нужен педагог-психолог детскому саду или школе, в состоянии ли он оказывать реальную помощь всем, кто в ней нуждается? (слайд 4) Виталий Владимирович Рубцов, доктор психологических наук, директор Психологического института Российской академии образования, президент Федерации психологов образования России отвечает так – «Просто необходим, так как он может оказывать реальную помощь детям, педагогам, родителям, если конечно перед ними ставить четкие задачи. В настоящее время образовательные учреждения переходят на новые стандарты образования, что задает жесткие требования к работе детских садов и школ, в том числе требования к педагогам-психологам. С одной стороны, он должен оценивать результаты введения новых образовательных стандартов, а с другой стороны – влиять на них, через взаимодействие с администрацией, педагогами, родителями, чтобы совершенствовать образовательные траектории каждого ребенка. Также педагогу-психологу необходимо владеть технологиями оценки развития надпредметных и личностных компетенций. Руководитель, который понимает, что от образовательных результатов обучающихся и воспитанников зависит работа его учреждения, сделает все, чтобы педагог-психолог остался в штате».
Каковы основные подходы к психологическому обеспечению образовательного процесса в ДОУ в контексте введения федеральных государственных требований? (слайд 5)
Это способствование созданию оптимальных условий развития ребенка:
- построение образовательной работы с детьми с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития;
- своевременная корректировка образовательного процесса;
- профилактика и минимизация трудностей освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Если мы рассмотрим направления деятельности педагога-психолога с каждым из участников педагогического процесса, то в них можно выделить общие моменты, а именно:
(слайд 6)
Направления деятельности педагога-психолога
- Участие в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей, так и воспитателей.
- Психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
- Психологический мониторинг результатов освоения основной общеобразовательной программы.
- Тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.
(слайд 7) Подробнее остановимся на деятельности психолога непосредственно с руководителем ДОУ. Он:
- Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.
- Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
- Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
- Дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников.
- Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
6.Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
7.Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
8.Осуществляет поддержку информационных компьютерных технологий (ИКТ). Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ.
(слайд 8)
9. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
10. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.
- Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
- Участвует в городской экспериментальной площадке, научных работах, курсах повышения квалификации.
- Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.
Деятельностью психолога со старшим воспитателем включает в себя:
- Участие в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ. (слайд 9)
- Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты.
- Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
- Участие в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
- Содействие гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.
- Разработка программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
- Участие в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.
- Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
- Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
- Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК (если на базе ДОУ есть ПМПК).
- Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды.
- Участвует в психологическом сопровождении инновационной деятельности, городской экспериментальной площадке.
- Психолог оказывает поддержку в развитии информационных компьютерных технологий (ИКТ). (слайд 10)
- Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
- Проводит психологическое сопровождение конкурсов («Знай-ка!», «Веселые старты», «Воспитатель года» и т. д.).
- Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии
(слайд 11)
- Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.
- Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.
Направления деятельности педагога-психолога с музыкальным руководителем
(слайд 12)
- Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
- Осуществляет психологическое сопровождение детей, особенно заикающихся, на музыкальных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений и досуга.
- Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для комбинированных и компенсирующих садов).
- Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях. (слайд 13)
- Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
- Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
- Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
- Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.
- Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
- Участвует в проведении музыкальной терапии.
11.Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях.
12.Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
13.Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
Основные направления деятельности с воспитателем (слайд 14)
1. Создание системы поддержки внедрения инновационных технологий в педагогическом коллективе ДОУ.
2. Информирование педагогического персонала по вопросам внедрения ФГТ.
3. Обеспечение психологически комфортного климата, создание безопасной образовательной среды.
4. Оказание помощи и поддержки педагогам в решении проблем, возникающих в период внедрения ФГТ.
5. Формирование у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию.
6. Снятие психоэмоционального напряжения педагогов через снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные.
7. Оказание помощи воспитателю в целях осознания им своего профессионализма и личностного роста.
(слайд 15)
В итоге психолого-педагогическое сопровождение педагогов обеспечивает:
- Предупреждение профессионального выгорания и деформации личности педагога
- Повышение психологической компетенции педагога
- Предупреждение профессиональных конфликтов в период внедрения ФГТ
- Обретение профессиональной самоидентичности
(слайд 16)
Направления деятельности педагога-психолога с родителями воспитанников
Обучает родителей:
- способам применения разных видов игровых средств и оборудования;
- умению организовывать и направлять разные игры детей;
- методам игрового взаимодействия с ребенком;
- созданию оптимальной развивающей среды дома;
- правилам выбора игровых средств и оборудования.
Проводит:
- индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;
- групповые тематические консультации для родителей;
- игровые детско-родительские сеансы;
- психологическую диагностику детей.
- консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта
Знакомит родителей:
- с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
- со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Объясняет родителям значимость:
- создания условий для успешной социализации детей;
- обучения игровому взаимодействию с детьми.
Формирует:
- психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
- потребность к овладению психологическими знаниями;
- модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
- личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);
- предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
С воспитателем по физическому воспитанию и инструктором по физической культуре
- Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГТ.
- Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
- Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
- Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
- Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
- Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя соревнования между возрастными группами: старшей и подготовительной).
- Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
- Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
- Участвует в организации взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями и центрами (при наличии договора с ними).
- Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
- Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
- Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада).
- Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).
(слайд 17) Результатом плодотворного сотрудничества психолога с педагогами дошкольного учреждения, родителями воспитанников должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе:
- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
У ребенка сформированы основные физические качества:
- любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире
- эмоционально отзывчивый
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
(Слайд 18)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №53 «Светофорик» г. Альметьевска»
Выступление на городском методическом объединении педагогов – психологов на тему
«Роль психологической службы во внедрении федеральных государственных требований»
(совместно с музыкальными руководителями ДОУ города)
Подготовила и провела:
педагог-психолог
Маклова Н.А.
г. Альметьевск 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль психолога в создании условий успешного развития и обучения ребенка в дошкольном образовании.
Материал всероссийской научно-практической конференции 25 апреля 2014г., г.Уфа.Практическая психология образования: опыт , проблемы, перспективы....
Роль психолога во внедрении ФГТ
Описаны основные подходы к психологическому обеспечению образовательного процесса в ДОУ в условиях ФГТ...
Роль психолога во внедрении ФГТ
Описаны основные подходы к психологическому обеспечению образовательного процесса в ДОУ в условиях ФГТ...
Роль педагога по внедрению ФГОС в ДОО
В нашем современном обществе в условиях внедрения ФГОС в ДОО роль каждого педагога очень важна и огромна....
Роль психолога в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных условиях
СтатьяОриентируясь на возникшие новые социально-экономические условия в нашей стране в системе образования происходят изменения, основная задача которых - ориентация на личность обучаемого. На эффекти...
Роль психолога в создании коммуникации : педагог-родитель-педагог
презентация для педагогов. взаимодействие воспитателей и родителей...
Роль психолога в дошкольном образовательном учреждении
Увеличение объёма информации, роста темпа жизни, объема человеческих контактов, кризисные явления в обществе – эти и многие другие факторы повышают «температуру...