Роль психолога во внедрении ФГТ
статья на тему

Маклова Наталья Александровна

выступление к презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_k_prezentatsii.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

(слайд 2) Необходимым условием реализации Федеральных Государственных Требований (ФГТ) в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса (п.3.3 приказа Минобрнауки России от 23.11. 2009г. № 655). (слайд 3) При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом, а именно – руководитель образовательного учреждения, старший воспитатель, воспитатели всех возрастных групп, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, социальный педагог.

Но в последнее время все чаще приходится слышать о том, так ли нужен педагог-психолог детскому саду или школе, в состоянии ли он оказывать реальную помощь всем, кто в ней нуждается? (слайд 4) Виталий Владимирович Рубцов, доктор психологических наук, директор Психологического института Российской академии образования, президент Федерации психологов образования России отвечает так – «Просто необходим, так как он может оказывать реальную помощь детям, педагогам, родителям, если конечно перед ними ставить четкие задачи. В настоящее время образовательные учреждения переходят на новые стандарты образования, что задает жесткие требования  к работе детских садов и школ, в том числе требования к педагогам-психологам. С одной стороны, он должен оценивать результаты введения новых образовательных стандартов, а с другой стороны – влиять на них, через взаимодействие с администрацией, педагогами, родителями, чтобы совершенствовать образовательные траектории каждого ребенка. Также педагогу-психологу необходимо владеть технологиями оценки развития надпредметных и личностных компетенций. Руководитель, который понимает, что от образовательных результатов обучающихся и воспитанников зависит работа его учреждения, сделает все, чтобы педагог-психолог остался в штате».

Каковы основные подходы к психологическому обеспечению образовательного процесса в ДОУ в контексте введения федеральных государственных требований? (слайд 5)

Это способствование созданию оптимальных условий развития ребенка:

- построение образовательной работы с детьми с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития;

- своевременная корректировка образовательного процесса;

- профилактика и минимизация трудностей освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Если мы рассмотрим направления деятельности педагога-психолога с каждым из участников педагогического процесса, то в них можно выделить общие моменты, а именно:

(слайд 6)

Направления деятельности педагога-психолога

  1. Участие в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ.
  2. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей, так и воспитателей.
  3. Психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
  4. Психологический мониторинг результатов освоения основной общеобразовательной программы.
  5. Тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.

(слайд 7) Подробнее остановимся на деятельности психолога непосредственно с руководителем ДОУ. Он:

  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.
  2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
  3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
  4. Дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников.
  5. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.

6.Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.

             7.Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.

              8.Осуществляет поддержку информационных компьютерных технологий (ИКТ). Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ.

         (слайд 8)

               9. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).

10. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.

  1. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  2. Участвует в городской экспериментальной площадке, научных работах, курсах повышения квалификации.
  3. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.

Деятельностью психолога со старшим воспитателем включает в себя:

  1. Участие в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ. (слайд 9)
  2. Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты.
  3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
  4. Участие в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
  5. Содействие гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.
  6. Разработка программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
  7. Участие в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.
  8. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
  9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
  1. Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК (если на базе ДОУ есть ПМПК).
  2. Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды.
  3. Участвует в психологическом сопровождении инновационной деятельности, городской экспериментальной площадке.
  4. Психолог оказывает поддержку в развитии информационных компьютерных технологий  (ИКТ). (слайд 10)
  5. Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
  6. Проводит психологическое сопровождение конкурсов («Знай-ка!», «Веселые старты», «Воспитатель года» и т. д.).
  7. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии

(слайд 11)

  1. Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.
  2. Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.

Направления деятельности педагога-психолога с музыкальным руководителем

(слайд 12)

  1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
  2. Осуществляет психологическое сопровождение детей, особенно заикающихся, на музыкальных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений и досуга.
  3. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для комбинированных и компенсирующих садов).
  4. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях. (слайд 13)
  5. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
  6. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
  7. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
  8. Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.
  9. Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
  10. Участвует в проведении музыкальной терапии.

         11.Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях.

           12.Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.

           13.Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

Основные направления деятельности с воспитателем (слайд 14)

1. Создание системы поддержки внедрения инновационных технологий в педагогическом коллективе ДОУ.

2. Информирование педагогического персонала по вопросам внедрения ФГТ.

3. Обеспечение психологически комфортного климата, создание безопасной образовательной среды.

4. Оказание помощи и поддержки педагогам в решении проблем, возникающих в период внедрения ФГТ.

5. Формирование у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию.

6. Снятие психоэмоционального напряжения педагогов через снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные.

7. Оказание помощи воспитателю в целях осознания им своего профессионализма и личностного роста.

(слайд 15)

В итоге психолого-педагогическое сопровождение педагогов обеспечивает:

  • Предупреждение профессионального выгорания и деформации личности педагога
  • Повышение психологической компетенции педагога
  • Предупреждение профессиональных конфликтов в период внедрения ФГТ
  • Обретение профессиональной самоидентичности

(слайд 16)

Направления деятельности педагога-психолога с родителями воспитанников

               Обучает родителей:

  • способам применения разных видов игровых средств и оборудования;
  • умению организовывать и направлять разные игры детей;
  • методам игрового взаимодействия с ребенком;
  • созданию оптимальной развивающей среды дома;
  • правилам выбора игровых средств и оборудования.

              Проводит:

  • индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;
  • групповые тематические консультации для родителей;
  • игровые детско-родительские сеансы;
  • психологическую диагностику детей. 
  • консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта

                        Знакомит родителей:

  • с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
  • со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

           Объясняет родителям значимость:

  • создания условий для успешной социализации детей;
  • обучения игровому взаимодействию с детьми.

                       Формирует:

  • психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
  • потребность к овладению психологическими знаниями;
  • модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
  • личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);
  • предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

С воспитателем по физическому воспитанию и инструктором по физической культуре

  1. Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГТ.
  2. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
  3. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
  4. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
  5. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
  6. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  7. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя соревнования между возрастными группами: старшей и подготовительной).
  8. Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
  9. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
  1. Участвует в организации взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями и центрами (при наличии договора с ними).
  2. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
  3. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
  4. Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада).
  5. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).

(слайд 17) Результатом плодотворного сотрудничества психолога с педагогами дошкольного учреждения, родителями воспитанников должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе:  

  1. физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

У ребенка сформированы основные физические качества:

  1. любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире
  2. эмоционально отзывчивый
  3. овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
  4. способный управлять своим поведением и планировать свои действия
  5. способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
  6. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
  7. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  8. овладевший необходимыми умениями и навыками.

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

(Слайд 18)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №53 «Светофорик» г. Альметьевска»

Выступление на городском методическом объединении педагогов – психологов на тему

«Роль психологической службы во внедрении федеральных государственных требований»

(совместно с музыкальными руководителями ДОУ города)

Подготовила и провела:

педагог-психолог  

Маклова Н.А.

г. Альметьевск 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль психолога в создании условий успешного развития и обучения ребенка в дошкольном образовании.

Материал всероссийской научно-практической конференции 25 апреля 2014г., г.Уфа.Практическая психология образования: опыт , проблемы, перспективы....

Роль психолога во внедрении ФГТ

Описаны основные подходы к психологическому обеспечению образовательного процесса в ДОУ в условиях ФГТ...

Роль психолога во внедрении ФГТ

Описаны основные подходы к психологическому обеспечению образовательного процесса в ДОУ в условиях ФГТ...

Роль педагога по внедрению ФГОС в ДОО

В нашем современном обществе  в условиях внедрения ФГОС  в ДОО  роль каждого педагога очень важна и огромна....

Роль психолога в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных условиях

СтатьяОриентируясь на возникшие новые социально-экономические условия в нашей стране в системе образования происходят изменения, основная задача которых - ориентация на личность обучаемого. На эффекти...

Роль психолога в создании коммуникации : педагог-родитель-педагог

презентация для педагогов. взаимодействие воспитателей и родителей...

Роль психолога в дошкольном образовательном учреждении

     Увеличение объёма информации, роста темпа жизни, объема человеческих контактов, кризисные явления в обществе – эти и многие другие факторы повышают «температуру...