Роль психолога в создании условий успешного развития и обучения ребенка в дошкольном образовании.
статья на тему
Материал всероссийской научно-практической конференции 25 апреля 2014г., г.Уфа.
Практическая психология образования: опыт , проблемы, перспективы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ПСИХОЛОГА В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Газиева О.Г., педагог-психолог
МАДОУ №36, г.Белебей
Сопровождение — это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог.
На современном этапе методологическими основами системы психолого-педагогического сопровождения выступают: личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К. Роджерс, И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягина), антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Б.С. Братусь), концепция психического и психологического здоровья детей (И.В. Дубровина), парадигма развивающего образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В. Бурмистрова, М.Р. Битянова, А.И. Красило).
Существует много подходов к толкованию понятия «психологическое сопровождение». Все авторы сходятся в том, что психологическое сопровождение – это определенная система деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в образовательной ситуации.
Для нас важны содержательные аспекты теории сопровождения
М.Р. Битяновой, а именно:
- Безусловная ценность внутреннего мира ребенка.
- Создание условий для самостоятельного творческого освоения ребенком мира и отношений с ним.
- Создание условий в рамках объективной данной ребенку педагогической среды для максимального раскрытия индивидуально- личностного потенциала.
- Осуществление сопровождения преимущественно педагогическими средствами и при ведущей роли педагога.
Одно из направлений деятельности педагога-психолога связано с решением проблем, касающихся построения учебно-воспитательного процесса ДОУ в целом. Психолог производит экспертную оценку сущности и содержания образовательной программы учреждения. В этом смысле происходит анализ программы развития ДОУ, где оцениваются инновационные моменты и внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольников.
Описанные М.Р. Битяновой компоненты сопровождения деятельности психолога в школе применимы к деятельности педагога – психолога в ДОУ. Аналогичным образом в структуру деятельности педагога-психолога ДОУ входят:
- Осуществление анализа учебно-воспитательной среды ДОУ с учетом тех возможностей и требований, которые она предъявляет к возможностям ребенка и уровню его развития;
- Определение психологических критериев эффективности обучения и развития дошкольника;
- Разработку и внедрение определенных мероприятий, которые рассматриваются как условие успешного развития и обучения ребенка;
- Разработку определенной системы деятельности психолога, обеспечивающей максимальный эффект развития ребенка в данной конкретной обстановке.
Однако практика показывает, что разнообразие и свобода выбора ДОУ образовательных программ иногда вносит существенные коррективы в реализацию системы сопровождения. Поэтому мы считаем, что для эффективной реализации технологии сопровождения необходимо учитывать мотивацию администрации и заинтересованность родителей. Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что в системе дошкольного образования возможно осуществление не только индивидуального сопровождения развития личности ребенка, но и системное сопровождение образовательного процесса.
Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные цели и занимает различные позиции по отношению к происходящему. Сложились различные модели деятельности психолога. Модель определяется не столько квалификацией психолога, сколько его профессиональной позицией, с одной стороны, запросом и позицией администрации — с другой.
Одно из направлений сопровождения образовательного процесса мы видим в разработке и внедрения определенных мероприятий, которые рассматриваются как условие успешного развития и обучения ребенка.
В своей работе мы выделили несколько направлений:
1. Метод проектов – система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенного усложняющихся практических заданий того или иного проекта.
На базе детского сада нами были созданы проекты-пособия:
«Трудиться – хлеба добиться»- которое помогло детям увидеть весь цикл производства не только хлеба из пшеницы, ржи, но и продуктов из гречихи, овса, проса; «Земля» - помогло детям понять роль земли в жизни человека, увидеть ее недра и оценить их значимость в жизни; «Материки планеты «Земля»» - дети знакомятся с материками, а также с государствами граничащих с Российской Федерацией.
Ценность данных проектов-пособий в том, что:
пособия позволяют четко структурировать и систематизировать информацию, могут использоваться педагогами в своей работе при освоении образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы» и др, позволяет детям в занимательной форме знакомиться с малоизвестными профессиями.
Пособия мобильны, компактны. После совместной работы с педагогом, ребенок может самостоятельно работать с этим материалом. Электронный материал создан таким образом, что педагог может отбирать материал в соответствии с темой и возрастными возможностями детей, может сам создать слайд презентацию, и добавить свои видео материалы. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
2. Создание развивающей среды в группах детского сада.
Мы активно ведем сотрудничество с родителями, родители помогают в создании развивающей среды, создано пособие «Бабушкин сундучок» с помощью него дети могут переодеваться в разных героев, что способствует развитию творческих и актерских способностей. Создаются игровые зоны как «Сенсорный коврик» / «Коврик Дружбы»/ с его помощью, у детей формируется мотивация к общению и развитию коммуникативных навыков.
3. Выставки и конкурсы детских работ.
С педагогами проводим выставки и конкурсы работ, сделанные руками родителей и детей «Елочная игрушка», «Золотая ниточка, волшебная иголочка», «Машины прошлого и будущего» и др., которые приурочиваются к праздникам.
Наш опыт работы показал, при занятии с ребенком родители могут передать свои знания и опыт, показать, что многие вещи можно сделать своими руками. Это способствует развитию вкуса, воображения, мышления, а также формированию умения ценить поделки, сделанные своими руками и руками других людей. У ребенка повышается самооценка, изменяется негативное отношение к себе, вырабатывается уверенность, стремление к успеху. Успехи влияют на развитие интереса к учебе, ребенку непременно хочется повторить свой успех. Закрепление же успеха будет способствовать формированию познавательного мотива. Ребенок учится трудиться и получать удовлетворение от своей работы. В глазах сверстников ребенок приобретает значимость, чувствует себя взрослым, а также у него появляется гордость за своих родителей, которые его чему- то научили.
4. Всероссийские конкурсы.
Организуя в детском саду участие детей во всероссийских конкурсах, мы оказываем психологическую поддержку творчески одаренным детям, и детям с ограниченными возможностями развития, тем самым способствуем их развитию.
Работая в инновационном режиме, педагог-психолог находится в активном творческом поиске, осваивает эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих способностей воспитанников, экспериментирует и исследует, стремится повысить результаты своего труда.
На основании вышеизложенного мы можем сказать, что разработка определенной системы деятельности психолога обеспечивает максимальный эффект развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Литература:
- Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении/ по общ .ред Л.А.Венгер - М., 1993
- Венгер Л.А. Психолог в детском саду. - М., 1995
- Психологическая служба: детский сад, школа, вуз /Под ред.И.Б. Котовой, Е.И.Рогова. Ростов н/Д, 1991.
- АлександроваЭ.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учеб.-метод.пособие.Ч1. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Создание условий для развития творческого потенциала ребенка в семье»
Интерес к проблеме развития творческого потенциала у детей как возрастает в последнее время как к начальному этапу....

«Создание условий для развития правильной речи ребенка». Памятка для родителей.
laquo;Создание условий для развития правильной речи ребенка»....
«Роль педагога в создании условий для развития и коррекции эмоционально - волевой сферы воспитанников, через организацию развивающей предметно – пространственной среды»
При создании развивающей предметно – пространственной среды педагоги руководствуются принципами, определенными в ФГОС ДОО: содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариа...

«Роль педагога в создании условий успешного развития ребенка с ОВЗ»
laquo;Сделай шаг, и дорога появится сама собой.»Стив ДжобсНа мой взгляд, данная цитата является ответом на вопрос многих педагогов «Как работать с ребёнком ОВЗ?». Ведь стоит только ...

«Социальное партнерство ДОО и спортивной школы, как условие успешного развития физических качеств у детей дошкольного возраста»
Успешное развитие физических качеств у дошкольников....

Создание условий для развития лидерских проявлений ребенка старшего дошкольного возраста
Создание условий для развития лидерских проявлений ребенка старшего дошкольного возраста...

Создание условий для развития лидерских проявлений ребенка старшего дошкольного возраста.
Воспитание ребенка-лидера требует от воспитателя и родителей особого подхода. Как выявить лидерские задатки у ребенка, как действовать, учитывая его психологические особенности?Конечно же, первые проя...