Роль психолога в дошкольном образовательном учреждении
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Увеличение объёма информации, роста темпа жизни, объема человеческих контактов, кризисные явления в обществе – эти и многие другие факторы повышают «температуру» общества и требуют развития новых форм воздействия на ребенка, к одной из которых относится психолого – педагогическое сопровождение. Оно предполагает обеспечение наиболее комфортных условий пребывания ребенка в образовательных учреждениях, позволяющих в полной мере реализовать способности и устремления ребенка, сформировать успешность его деятельности и адекватную самооценку.
Необходимо так же отметить, что современный этап развития возрастной психологии, коррекционной педагогики и системы коррекционно-развивающего обучения характеризуется усилением внимания к особенностям психического и физического развития детей. Возрастает число детей с нарушениями развития, несформированностью отдельных когнитивных функций и эмоционально-волевых процессов. Это вызывает необходимость изучения детей не только до, но и в процессе их организованного обучения для определения и постоянной корректировки, индивидуализации процесса обучения и развития каждого ребенка. На протяжении 10 – 15 лет вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка. Как социальный организм дошкольное образовательное учреждение находится в общем вихре тенденций нашего бурного века.
В типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (1995) сформулированы основные задачи ГДОУ:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей
- обеспечение интеллектуального, личностного, и физического развития ребенка
- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка
- приобщение к общечеловеческим ценностям
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка
Все это объективно определило потребность общества в таком специалисте как психолог.
Психолог в детском саду – сегодня это словосочетание употребляют как сотрудники дошкольных учреждений, так и родители, но к сожалению не все воспитатели и родители хорошо себе представляют смысл и содержание его работы.
У педагогической практики сформировалась определенная необходимость в психологическом знании о ребенке. Именно единство потребностей практики образования в научном знании о детях дошкольного возраста и готовность науки удовлетворить и углубить эти потребности можно рассматривать как основное условие реального решения задач полноценного психического и личностного развития каждого ребенка.
Психолог в дошкольном учреждении — человек, знающий и понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных и индивидуальных особенностях. Вместе с тем он должен ориентироваться в психологии взрослых, чтобы определить позицию, занимаемую ими по отношению к ребенку.
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих специалистов из разных областей науки и практики. Основу этого термина составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза,
Эксперты ВОЗ (Всемироной организации здравоохранения), обратили внимание на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.
Создание психолого-педагогических условий, в окружающей обстановке, обеспечивающих такое развитие, является главной целью работы психолога дошкольного образовательного учреждения.
Нарушение этих условий мешает своевременной работе реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной работы с ними.
Психолог, работая в детском саду, видит детей не в статике, а в динамике – на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени онтогенеза на другую. Помочь этому переходу – одна из важных и сложных задач психолога. Поэтому в центре его внимания – психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни.
Работа психолога в ГДОУ предполагает не только взаимодействие с детьми, но и работу с родителями детей и их родственниками, воспитателями, администрацией образовательного учреждения. При этом главное, чтобы в центре всей работы находились интересы ребенка как формирующейся личности.
Психолог – равноправный член педагогического коллектива и отвечает за такую сторону педагогического процесса, как психическое (интеллектуальное, эмоциональное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровья детей.
Положение о социальной обусловленности психического развития, признание перспектив в развитии способностей детей и принцип компенсации определяют гуманистическую направленность целей и задач работы психолога в обучении детей.
Приоритеты в работе дошкольного педагога-психолога:
- Психологическое здоровье детей и охрана прав ребенка — основная цель деятельности психологической службы в ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях).
- Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка.
- Профилактическая (гр. prophylaktikos - предохранительный) и пропедевтическая (гр. propaideuo - предварительно обучаю) работа с воспитателями по развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства.
- Внимание к созданию эмоционального, психологического комфорта в детском саду как профилактике психосоматических заболеваний,
- Обучение всех сотрудников ДОУ полноценному, развивающему общению с детьми.
- Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
- Изучение (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
- Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации их деятельности.
- Содействие повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях развитии ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.
- Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение и консультирование, психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция. Все перечисленные виды работы на практике существуют в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики или профиля учреждения, где он работает.
Психологическое просвещение в дошкольных учреждениях нацелено на знакомство воспитателей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психологического развития ребенка, а так же на повышение образовательного уровня указанных участников образовательного процесса.
Психопрофилактика – это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного возраста.
Психологическая профилактика предполагает:
1.Работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для развития.
2.Создание в учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе.
3.Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, поведении и отношениях.
Психологическая диагностика детей дошкольного возраста представляет собой научно-практическую деятельность, которая заключается в изучении ребенка с психологической точки зрения в условия семьи и ДОУ.
Предмет психодиагностики – индивидуальные черты ребенка, связанные с его личностью и возрастом, отклонения в психическом развитии и их причины. Этот вид деятельности может быть направлен на ребенка, его родителей или воспитателей.
Психокоррекция – комплекс психологических средств и методов, направленных на создание оптимальных условий для нормального психического развития ребенка.
В дошкольном образовательном учреждении психокоррекция определяется направлением психокоррекционного воздействия (ребенок, семья или воспитатель), контекстом отклонений в развитии, коррекционной задачей.
Оптимальной адаптивной формой данного направления психологической работы в детском саду считается игра с развивающими и обучающими элементами, направленная на стабилизацию психического развития ребенка.
Психологическое консультирование проводится в рекомендательной форм по инициативе администрации, родителей, воспитателей. Основной метод проведения этого вида работы – беседа в форме индивидуальной консультации. Психолог образовательного учреждения непосредственно находится внутри социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений всех участников образовательного процесса. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.
Важно помнить, что успешное проведение психологической работы во многом определяется наличием соответствующих условий для ее проведения. Поэтому создание интерьера кабинета психолога чрезвычайно важно.
Психолог должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально необходимые: интеллектуальность, эмоциональная сдержанность, деликатность, гибкость поведения.
Специалисту необходимо придерживаться правил, основанных на социально-правовых и этических нормах:
1.Принцип «Не навреди!». Всякое неосторожное использование диагностических данных, поспешные выводы и рекомендации, необдуманное применение методик может нанести вред психологическому состоянию ребенку и окружающих его взрослым.
2.Профессиональная тайна – неотъемлемый элемент деятельности специалиста. Не распространять сведения, полученные в результате разных видов работ, если ознакомление с ними не может нанести ущерба ребенку или его окружению.
3.Не советовать! Квалификация психолога обратно пропорциональна количеству даваемых советов.
4.Не предлагать свои услуги, а ждать, когда об этом попросят.
5.Делать выводы и выбирать методы работы, не противореча научным данным.
6.Препятствовать проведению различных видов психологической работы некомпетентным лицам, не обладающим соответствующей профессиональной подготовкой.
7.В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.
8.Психолог несет профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.
9. Профессионально расти
10. Ориентироваться в своей работе на ценность другого человека.
Таким образом, эффективность образования и психического развития зависят от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития.
Первый опыт работы психологов в наших отечественных детских садах состоялся. Руководители системы дошкольного образования признают, что психологи активно включились в решение непростых задач полноценного эмоционального, интеллектуального, волевого развития детей. Психологи оказались востребованы не только педагогическими коллективами, но и родителями, так как оказание своевременной квалифицированной помощи семье исключает возможность негармоничного воспитания и развития ребенка. Hа психолога возлагают большие надежды в инновационных про - цессах в системе дошкольного образования, в повышении психологической компетентности всех, кто работает с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psiholog_v_detskom_sadu12.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль психолога в дошкольном образовательном учреждении
Климон Н.Л., Старобина Е.М.
ФГУ СПб НЦЭР им. Альбрехта Росздрава,
Соснина Н.В. ГДОУ№5 г. Санкт-Петербурга
Увеличение объёма информации, роста темпа жизни, объема человеческих контактов, кризисные явления в обществе – эти и многие другие факторы повышают «температуру» общества и требуют развития новых форм воздействия на ребенка, к одной из которых относится психолого – педагогическое сопровождение. Оно предполагает обеспечение наиболее комфортных условий пребывания ребенка в образовательных учреждениях, позволяющих в полной мере реализовать способности и устремления ребенка, сформировать успешность его деятельности и адекватную самооценку.
Необходимо так же отметить, что современный этап развития возрастной психологии, коррекционной педагогики и системы коррекционно-развивающего обучения характеризуется усилением внимания к особенностям психического и физического развития детей. Возрастает число детей с нарушениями развития, несформированностью отдельных когнитивных функций и эмоционально-волевых процессов. Это вызывает необходимость изучения детей не только до, но и в процессе их организованного обучения для определения и постоянной корректировки, индивидуализации процесса обучения и развития каждого ребенка. На протяжении 10 – 15 лет вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка. Как социальный организм дошкольное образовательное учреждение находится в общем вихре тенденций нашего бурного века.
В типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (1995) сформулированы основные задачи ГДОУ:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей
- обеспечение интеллектуального, личностного, и физического развития ребенка
- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка
- приобщение к общечеловеческим ценностям
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка
Все это объективно определило потребность общества в таком специалисте как психолог.
Психолог в детском саду – сегодня это словосочетание употребляют как сотрудники дошкольных учреждений, так и родители, но к сожалению не все воспитатели и родители хорошо себе представляют смысл и содержание его работы.
У педагогической практики сформировалась определенная необходимость в психологическом знании о ребенке. Именно единство потребностей практики образования в научном знании о детях дошкольного возраста и готовность науки удовлетворить и углубить эти потребности можно рассматривать как основное условие реального решения задач полноценного психического и личностного развития каждого ребенка.
Психолог в дошкольном учреждении — человек, знающий и понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных и индивидуальных особенностях. Вместе с тем он должен ориентироваться в психологии взрослых, чтобы определить позицию, занимаемую ими по отношению к ребенку.
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих специалистов из разных областей науки и практики. Основу этого термина составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза,
Эксперты ВОЗ (Всемироной организации здравоохранения), обратили внимание на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.
Создание психолого-педагогических условий, в окружающей обстановке, обеспечивающих такое развитие, является главной целью работы психолога дошкольного образовательного учреждения.
Нарушение этих условий мешает своевременной работе реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной работы с ними.
Психолог, работая в детском саду, видит детей не в статике, а в динамике – на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени онтогенеза на другую. Помочь этому переходу – одна из важных и сложных задач психолога. Поэтому в центре его внимания – психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни.
Работа психолога в ГДОУ предполагает не только взаимодействие с детьми, но и работу с родителями детей и их родственниками, воспитателями, администрацией образовательного учреждения. При этом главное, чтобы в центре всей работы находились интересы ребенка как формирующейся личности.
Психолог – равноправный член педагогического коллектива и отвечает за такую сторону педагогического процесса, как психическое (интеллектуальное, эмоциональное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровья детей.
Положение о социальной обусловленности психического развития, признание перспектив в развитии способностей детей и принцип компенсации определяют гуманистическую направленность целей и задач работы психолога в обучении детей.
Приоритеты в работе дошкольного педагога-психолога:
- Психологическое здоровье детей и охрана прав ребенка — основная цель деятельности психологической службы в ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях).
- Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка.
- Профилактическая (гр. prophylaktikos - предохранительный) и пропедевтическая (гр. propaideuo - предварительно обучаю) работа с воспитателями по развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства.
- Внимание к созданию эмоционального, психологического комфорта в детском саду как профилактике психосоматических заболеваний,
- Обучение всех сотрудников ДОУ полноценному, развивающему общению с детьми.
- Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
- Изучение (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
- Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации их деятельности.
- Содействие повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях развитии ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.
- Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение и консультирование, психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция. Все перечисленные виды работы на практике существуют в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики или профиля учреждения, где он работает.
Психологическое просвещение в дошкольных учреждениях нацелено на знакомство воспитателей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психологического развития ребенка, а так же на повышение образовательного уровня указанных участников образовательного процесса.
Психопрофилактика – это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного возраста.
Психологическая профилактика предполагает:
1.Работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для развития.
2.Создание в учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе.
3.Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, поведении и отношениях.
Психологическая диагностика детей дошкольного возраста представляет собой научно-практическую деятельность, которая заключается в изучении ребенка с психологической точки зрения в условия семьи и ДОУ.
Предмет психодиагностики – индивидуальные черты ребенка, связанные с его личностью и возрастом, отклонения в психическом развитии и их причины. Этот вид деятельности может быть направлен на ребенка, его родителей или воспитателей.
Психокоррекция – комплекс психологических средств и методов, направленных на создание оптимальных условий для нормального психического развития ребенка.
В дошкольном образовательном учреждении психокоррекция определяется направлением психокоррекционного воздействия (ребенок, семья или воспитатель), контекстом отклонений в развитии, коррекционной задачей.
Оптимальной адаптивной формой данного направления психологической работы в детском саду считается игра с развивающими и обучающими элементами, направленная на стабилизацию психического развития ребенка.
Психологическое консультирование проводится в рекомендательной форм по инициативе администрации, родителей, воспитателей. Основной метод проведения этого вида работы – беседа в форме индивидуальной консультации. Психолог образовательного учреждения непосредственно находится внутри социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений всех участников образовательного процесса. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.
Важно помнить, что успешное проведение психологической работы во многом определяется наличием соответствующих условий для ее проведения. Поэтому создание интерьера кабинета психолога чрезвычайно важно.
Психолог должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально необходимые: интеллектуальность, эмоциональная сдержанность, деликатность, гибкость поведения.
Специалисту необходимо придерживаться правил, основанных на социально-правовых и этических нормах:
1.Принцип «Не навреди!». Всякое неосторожное использование диагностических данных, поспешные выводы и рекомендации, необдуманное применение методик может нанести вред психологическому состоянию ребенку и окружающих его взрослым.
2.Профессиональная тайна – неотъемлемый элемент деятельности специалиста. Не распространять сведения, полученные в результате разных видов работ, если ознакомление с ними не может нанести ущерба ребенку или его окружению.
3.Не советовать! Квалификация психолога обратно пропорциональна количеству даваемых советов.
4.Не предлагать свои услуги, а ждать, когда об этом попросят.
5.Делать выводы и выбирать методы работы, не противореча научным данным.
6.Препятствовать проведению различных видов психологической работы некомпетентным лицам, не обладающим соответствующей профессиональной подготовкой.
7.В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.
8.Психолог несет профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.
9. Профессионально расти
10. Ориентироваться в своей работе на ценность другого человека.
Таким образом, эффективность образования и психического развития зависят от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития.
Первый опыт работы психологов в наших отечественных детских садах состоялся. Руководители системы дошкольного образования признают, что психологи активно включились в решение непростых задач полноценного эмоционального, интеллектуального, волевого развития детей. Психологи оказались востребованы не только педагогическими коллективами, но и родителями, так как оказание своевременной квалифицированной помощи семье исключает возможность негармоничного воспитания и развития ребенка. Hа психолога возлагают большие надежды в инновационных про - цессах в системе дошкольного образования, в повышении психологической компетентности всех, кто работает с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы педагога-психолога Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №98 открытого акционерного общес
Технология работыпедагога-психолога Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №98 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»г. Тимашевска...
Городское методическое объединение педагогов – психологов муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Новошахтинска.
Цель работы методического объединения: содействие профессиональному росту и самореализации педагогов – психологов МБДОУ, повышение профессиональной компетентности в рамках реализа...
О роли базового (опорного) дошкольного образовательного учреждения в осуществлении духовно – нравственного воспитания дошкольников в рамках Городецкого муниципального района.ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
В Городецком муниципальном районе Учебно-методический центр УОиМП организует методическую работу в образовательных учреждениях через создание базовых (опорных) детских садов. ...
РОЛЬ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
Современная система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, каждое из которых отличается спецификой функционирования, основными напр...
Роль психолога в дошкольном образовательном учреждении
Роль психолога в дошкольном образовательном учреждении...
РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Статья посящена проблеме профессионального становления молодого педагога в дошкольном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели ,задачи и формы работы наставни...
Консультация: «Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении».
laquo;Всегда вперёд, после каждого совершённого шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что ещё предстоит сделать». Н.Н. Бурденко....