Роль психолога в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных условиях
статья на тему

Поспелова Ольга Геннадьевна

Статья

Ориентируясь на возникшие новые социально-экономические условия в нашей стране в системе образования происходят изменения, основная задача которых - ориентация на личность обучаемого. На эффективностьвоспитания и обучения влияет компетентность педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

 «Психологическое сопровождение введения ФГОС ДО»

 «Роль психолога в повышении

профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных условиях»

        

Содержание

Введение

  1. Профессиональная педагогическая и психологическая компетентность педагогов ДОО
  2. Роль педагога-психолога в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОО

Заключение

Список литературы

Введение

Ориентируясь на возникшие новые социально-экономических условия в нашей стране в системе образования происходят изменения, основная задача которых - ориентация на личность обучаемого. Современный ребенок нуждается не только в получении информации, но и в методах и способах ее получения. На эффективность воспитания и обучения влияет профессиональная компетентность педагога. Необходимость повышения уровня профессионализма работников образования, и развитие их психологической компетентности является достаточно актуальной проблемой.

Новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования не только к содержанию образования, к его результатам, но и, самое главное отличие от ФГТ, к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности. 

Несмотря на многообразие существующих исследований в данной области, в системе образования до сих пор существует проблема существования низкого уровня психологической компетентности педагогов, которые в своей педагогической деятельности не учитывают психологические состояния детей, их своеобразное поведение, мотивы учения и межличностных отношений в коллективе, что порождает негативные явления в системе образования.

  1. Профессиональная педагогическая и психологическая компетентность педагогов ДОО

Основная функция современного детского сада любого вида - целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

В связи с этим, социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования меняет требования и к профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений. Это обусловлено тем, что в психологии развития возникли новые представления об источниках и механизмах развития детей дошкольного возраста, новые представления о роли и месте взрослого в формировании ребенка как личности, способной реализовать себя как часть социума. Развивающаяся стратегия инновационной деятельности в дошкольном образовании требует не просто повышения квалификации воспитателя – в традиционном понимании прироста у него профессиональных знаний, умений и навыков, но изменения профессионального мышления как показателя его профессиональной компетентности. Профессиональное мышление может проявиться в способности педагога обнаруживать, ставить и решать новые педагогические задачи разного уровня – стратегического, тактического, оперативного.

Как показывает практика, качество дошкольного образования неоднозначно воспринимается разными людьми. Родители под качеством дошкольного образования понимают развитие индивидуальности детей и степень их подготовленности к поступлению в школу. Школа, соответственно, так же требует от ДОУ готового к получению знаний ребенка, но уже с определенным «багажом» умений.

Существующая практика становления и формирования воспитателя как профессионала показывает очевидное несоответствие между запросами общества, социальным заказом родителей и уровнем профессиональной компетентности воспитателя.

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения". От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения? Это, прежде всего:

1.От качества работы педагогов, в первую очередь, воспитателей.
2.Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
3.Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.
4.Объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Качество - это результат деятельности всего педагогического коллектива. Немаловажным является и тот факт, что каждый участник образовательного процесса должен уметь взаимодействовать с другими членами коллектива, что бы стать единомышленниками. То есть выявляется необходимость приоритета субъективной позиции педагога по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма. Тогда, прежде всего, он сам определяет, что, когда и в какой форме ему делать, дабы измениться самому и таким образом повлиять на результаты своего труда (а значит, и на результаты работы дошкольного учреждения). При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностный рост педагога, на процесс и результат этого роста, и поиском эффективных форм работы и средств обеспечения этого роста.

К.Д.Ушинский сказал: "В деле обучения и воспитания: ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя".

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования профессиональной компетентности воспитателя.

Решение данной проблемы усугубляется рядом проблем: внешние условия для полного и творческого развития воспитателя в дошкольном учреждении ещё не созданы (оплата труда, материально-техническое оснащение воспитательно-образовательного процесса, социально-психологический климат и т.д.). Не случайно многие воспитатели испытывают в той или иной степени нервные срывы, стрессы, обусловленные личными проблемами и бытовыми трудностями, перегрузками в работе. Такая ситуация делает проблематичным для воспитателя стремление к самосовершенствованию, самообразованию, повышению своего профессионального уровня.

Однако, несмотря на всю сложность объективных условий, большую роль играют также причины субъективные, зависящие во многом от воспитателя.

Многие воспитатели считают, что им самим не хватает целеустремлённости и настойчивости в повышении своей профессионально-педагогической культуры. Большинство воспитателей не имеют навыков самообразовательной работы, не владеют приёмами переработки информации.

И коль скоро мы не в состоянии коренным образом изменить окружающие воспитателя обстоятельства, тем полнее следует использовать социально-психологические ресурсы личности педагога, его профессионально-личностный потенциал. Кроме того, как показал анализ наших наблюдений по мере накопления опыта большинство воспитателей значительно сужает сферу своих профессиональных интересов, всё более соотнося их только со своей конкретной деятельностью. Всё меньше остаётся областей знания, к которым воспитатель обращается ради общего развития и ознакомления с новыми направлениями науки, идеями, фактами. А чем уже круг интересов воспитателя, тем он более ограничен как профессионал. Вот и получается парадоксальная ситуация, когда молодой воспитатель считает, что ему теоретические знания ещё не нужны, а воспитатель со стажем, что уже не нужны.

Необходимость развития профессиональной компетентности воспитателя диктуется особенностями современной социально-образовательной ситуации. Предъявляются требования, основанные на, происходящих в образовании, инновационных процессах, личностных потребностях, мотивах в совершенствовании профессиональной компетентности воспитателя, определение критериев профессиональной компетентности на уровне самооценки воспитателей, оценок родителей.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

– воспитательно-образовательной;

– учебно-методической;

– социально-педагогической.

Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

- осуществление целостного педагогического процесса;

- создание развивающей среды;

- обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

- знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

- умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой;

- умение руководить основными видами деятельности дошкольников;

- умение взаимодействовать с дошкольниками.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

- планирование воспитательно-образовательной работы;

- проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

- знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;

- умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

- владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

- консультативная помощь родителям;

- создание условий для социализации детей;

- защита интересов и прав детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

- знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

- умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

В связи с этим, только изменяя и формируя профессиональные потребности воспитателя, создавая условия для саморазвития личности, возможно, изменить некоторым образом содержание его самообразовательной работы, отношение к профессиональному росту и, в целом, отношение к труду. Появилась острая необходимость в ускорении процесса стимулирования потребностей воспитателя, обогащении и модернизировании содержания своей деятельности посредством критического, творческого освоения и применения достижений психолого-педагогической науки, передового опыта.

Таким образом, в условиях реализации нового ФГОС ДО, в рамках профессионального стандарта педагога неотъемлемой частью педагогической деятельности является непрерывное повышение своей профессиональной квалификации, непрерывное самообразование. 

Поэтому необходимость повышения уровня профессионализма работников образования, и развитие их педагогической и психологической компетентности является достаточно актуальной проблемой. Эта проблема может быть успешно решена, если выявить психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня психологической компетентности педагога.

  1. Роль педагога-психолога в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОО

Решение современных задач дошкольного воспитания является сложной многогранной проблемой, подходы к которой не могут быть исчерпаны даже проверенными многолетней практикой методами и приемами. Это связано с рядом объективных обстоятельств, прежде всего с тенденцией к широкому внедрению разных вариантов интеграции детей с проблемами в развитии и усовершенствованием диагностики, лечения, коррекции, обучения, воспитания. В этой связи все большую значимость приобретает технология психолого-педагогического, медико-социального сопровождения развития ребенка.

Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти "ключик" к каждому ребенку, родителю, иметь свою "изюминку", быть интересным для окружающих. Важно, чтобы воспитатель не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса, но и был открыт к общению. Построение данного процесса в соответствии с новыми требованиями предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с детьми и родителями. Этот процесс требует больших эмоционально-личностных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов.

В прояснении личностных возможностей и психологических ресурсов, а также развитии коммуникативности воспитателей может оказать помощь педагог-психолог. Его основная задача при этом – способствовать решению профессиональных и личностных проблем, возникающих из-за отсутствия психологических знаний о своем внутреннем "Я", о педагогических возможностях общения с детьми и особенно с родителями. Особый акцент психолог должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, т.к. именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников. Психолог может оказывать помощь в построении системы управления именно данным коллективом, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок.

Конечно же реализация психологической поддержки деятельности ДОУ определяется статусом психолога и психологической грамотностью администрации.

Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности педагогов.

В ходе психологического сопровождения необходимо решение следующих задач:

• помогать воспитателю осознавать свой профессионализм и личностный рост;

• формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию;

• отслеживать психолого-педагогический статус педагога;

• снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через психологические игры и тренинги;

• создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы.

Так же ставится задача разработки методов по решению наиболее типичных проблем педагогов в сфере профессиональной компетентности. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся:

  • авторитаризм в общении с родителями;
  • отсутствие согласованности, взаимные претензии;
  • неумение педагогов планировать и выстраивать позитивное общение с «трудными» родителями.

Эти задачи решаются через психолого-педагогическое просвещение педагогов в различных консультациях, семинарах, семинарах-практикумах.

В настоящее время одна из наиболее актуальных проблем, с которой сталкиваются педагоги–психологи муниципального образования – конфликты в педагогической практике.

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО организуется в несколько этапов.

На подготовительном этапе основными задачами являются: изучение потенциала личности педагога, выявление способности педагога к развитию, анализ условий образовательной среды. В результате диагностической деятельности определяется психологическая готовность педагогического коллектива дошкольной организации:

• выявление индивидуальных (психологических и психофизиологических) особенностей специалистов и воспитателей;

• профессиональная компетентность;

• владение информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;

• определение уровня общения взрослого и детей;

• взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей);

• работа педагога по самообразованию;

• самоанализ педагога.

Выделены несколько направлений психолого-педагогического сопровождения:

1. Информационно-аналитическое сопровождение через повышение профессиональной компетентности педагогов ОО (далее по тексту дошкольной организации) в вопросах организации планировании и организации деятельности в соответствии с ФГОС, знакомство со спецификой реализации ФГОС ДО.

2. Актуализацию интереса к ФГОС и мотивационную готовность воспитателей ОО. Мотивация является системообразующим компонентом в осуществлении педагогической деятельности.

3. Повышение квалификации и переподготовка педагогов ОО для получения новых специализаций.

4. Организация профессионального общения педагогов через интернет, участие в работе вебинаров, городских методических мероприятий.

5. Психолого-педагогическая поддержка педагогов ОО по вопросам планирования и организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.

6. Разработка индивидуальных программ самообразования педагогических работников.

Психологическое обеспечение воспитательного процесса основано на психологизации стратегий воспитания и представляет собой совокупность психологических установок, задающих направление педагогических воздействий. Основной установкой является признание самоценности и уникальности каждой личности.

Практика реализации плана развития должна включать профессиональную компетентность, саморазвитие педагогов в направлениях, по которым существуют затруднения и необходима помощь. Работа, проводимая в Организации со специалистами и педагогами, способствует развитию у них познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми, позволяет развивать навыки самооценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать свое образование и квалификационный уровень.

Для обобщения результатов, динамики профессионального роста педагогов, необходимо проводить опросы, анкетирования с целью определения рейтинга воспитателей среди родителей, их удовлетворенность работой, отношение воспитанников, насколько сами педагоги удовлетворены своей деятельностью, отношениями с детьми, родителями, коллективом. Необходим самоанализ своей деятельности за учебный год. Основная работа заключается в оценке качества образовательного процесса, анализе и распространении успешного инновационного педагогического опыта работы.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития.

Заключение

В заключение можно сказать, что работа по формированию профессиональной компетентности обеспечивает стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а так же повышение эффективности образовательного процесса ДОО.

Таким образом, формирование профессиональных компетентностей воспитателей дошкольных учреждений – это непрерывный, разноуровневый процесс, состоящий из формирования перечня дефицитных компетентностей воспитателей, определения образовательных траекторий для воспитателей ДОО, методического обеспечения повышения квалификации воспитателей, организации профессионального обучения и оценки эффективности использования профессиональных компетенций в деятельности воспитателей.

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 г.Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
  3. Банщикова Т. Н., Ветров Ю. П., Клушина Н. П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом М., 2013.
  4. Мерзлякова Е. Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения -СПб. : Речь, 2012.
  5. Дубейковская Я. Стоп. Кадры. Управление персоналом для умных. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2012.
  6. Дуброва В.Н., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ. – М., 2011.
  7. Интернет-источники.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управленческий проект "Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях перехода к ФГТ"

Данный проект предусматривает управленческие действия по повышению профессиональных компетенций всех педагогов ДОУ в зависимости от опыта работы, заинтересованности в самообразовании и развитии....

Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....

Презентация Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОУ как ресурс повышения качества образования

Согласно ФГОС дошкольное учреждение является первой ступенью образования, а повышение его качества является приоритетной задачей модернизации образовательной системы...

Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями».

Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями»....

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях ДОУ на современном этапе

В представленной методической разработке раскрыта актуальность проблемы, раскрыт потенциал самообразования педагогов как условия повышения профессиональной компетентности, даны рекомендации по планиро...

консультация для педагогов ДОО "Повышение профессиональной компетентности педагога как необходимое условие качества образовательного процесса в ДОО"

Материал для педагогов детского сада  необходимый для повышения профессиональных компетенций воспитателей и повышения качества образовательного процесса в ДОО...