Программа дополнительного образования дошкольников «Маленький Гений» (Студия детского дизайна)
рабочая программа по теме
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_doshkolnikov.docx | 355.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования дошкольников «Маленький Гений» (Студия детского дизайна) |
Автор: Кайкова Марина Алексеевна, воспитатель по изобразительной деятельности
Тюмень, 2007 |
Объяснительная записка
В современном обществе мы сталкиваемся с немаловажной проблемой, которая замедляет процесс полноценного, всестороннего развития личности. Проблема заключается в том, что человек на современном этапе развития стал мало интересоваться искусством: посещать театры, знакомиться с предметами живописи, архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Наша педагогическая задача заключается в том, чтобы с помощью приобщения детей к искусству помочь им приобрести место в современном обществе, как всесторонне развитой личности.
Человек как субъект (личность) формируется в системе разнообразных отношений и в условиях художественной деятельности. Искусство и собственно художественная (изобразительная) деятельность – это одновременно огромное пространство общественных отношений, в которые вступает человек, в том числе ребенок. Достаточно сказать, что содержание художественных образов в искусстве это, по существу, материализованные, опредмеченные общественные отношения. В них запечатлены потребности, интересы, идеалы, убеждения, нравы не только личности художника, но и его современников или людей иного времени.
В настоящее время человечество стало активно употреблять (в отношении художественной деятельности) термин «Дизайн». В связи с этим появляется необходимость и внедрение дизайн - технологий и в сферу образования.
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в образование дизайн – технологий влияет на формирование современной, нетрадиционно мыслящей творческой личности.
Диза́йн (англ. design инженер-конструктор, от лат. designare отмерять) — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.
Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение.
Основные категории объекта дизайна
Образ — идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.
Функция — работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи.
Морфология — строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающая замысел дизайнера.
Эстетическая ценность — особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.
Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни ребенка. Познавая окружающий мир предметов, ребенок учится точно и расчленено их воспринимать, действовать ими, узнает о разнообразии их свойств и отношений – о цвете, форме, величине.
Методика обучения детей изобразительному (дизайнерскому) искусству строится с учетом определенных условий:
- Художественно-изобразительная деятельность приобретает широкое воспитательное значение, если она имеет место не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в условиях семьи;
- В младшем дошкольном возрасте процесс обучения навыкам, умениям связан с формированием предпосылок творчества, художественно-образного начала, с обогащением у детей представлений об окружающем мире;
- Дети успешно овладевают способами самостоятельной деятельности, самостоятельно выбирают художественные средства при передаче образа, если учебные и творческие задания даются успешно и в системе.
Данная программа предполагает занятия с детьми всех возрастных групп. В зависимости от возраста могут упрощаться или усложняться способы изготовления того или иного изделия.
Целевое назначение программы
Целью программы является воспитание гуманной, творческой, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- Обеспечение необходимых научно-методических, материально-технических условий для реализации программы: наличие художественной литературы, создание развивающей среды;
- Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким;
- Воспитание эстетического вкуса через изучение навыков дизайнерского искусства;
- Развитие чувства прекрасного, воспитание усидчивости, аккуратности, воли.
Принципы реализации программы
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности6 фотографии, иллюстрации, репродукции;
- Принцип последовательности – предполагает планирование материала последовательно ( от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания и накапливали навыки практической работы постепенно, в определенной системе;
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, это принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Формы реализации программы
В дошкольной педагогике применяются разнообразные методы и формы работы с детьми. Для работы по данной программе мы выделяем следующие:
- Практическое занятие.
- Игровая площадка.
- Виртуальный музей изобразительного искусства.
- Этическая беседа.
- Показ кинофильмов, презентаций.
- ИЗО - КВН.
- Занятие – экскурсия, занятие - аукцион.
- Коллективное оформление стендов, газет, журналов.
- Видеолекторий.
- Устный журнал.
В данном случае очень важен эмоциональный настрой детей.
Для проверки полученных знаний детьми используются и игровые приемы: дидактические игры, эмоциональны игры, творческие игры.
Для подведения итогов работы, организуются выставки работ детей, где дети дают оценку своей работе, анализируя и сравнивая ее с работами товарищей.
Содержание предметно-развивающей среды
Неоспоримо значение правильно организованной предметно-развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. При проектировании предметно-развивающей среды в изостудии мы руководствовались принципом гуманизации с опорой на личностно-ориентированный подход, который создает условия для развития способностей, а так же, современными требованиями к организации жизненного пространства детей. Для активного включения детей в социально-игровую деятельность в изостудии были организованы:
-уголки ряжения для организации игры эмоциональных и артистических;
-неоформленный материал для проведения творческих игр;
-исследовательский, проблемный материалы для организации игр-экспериментирований;
При проектировании мы исходили из того, что все модули должны быть полифункциональны, легко трансформируемы, удобны и практичны в использовании, что позволяет обеспечить сменяемость «мира» впечатлений, чувств, эмоций ребенка и ориентировать его на деятельный подход.
Критерии оценки
Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства.
Для выявления уровня развития детей по данной программе был разработан опросник для всех возрастных групп, который составлялся с учетом критериев детского творчества: композиционных навыков, графических навыков, владение цветом, самостоятельность и оригинальность в выборе или изобретении способов решения.
Младшая группа
1.Какие формы ты умеешь рисовать?
2.Какие линии ты умеешь рисовать? (прямые, кривые, длинные, короткие).
3.Какие цвета ты знаешь?
4.Нарисуй словесную картину на тему: «Мои игрушки».
Средняя группа
1.Кто больше? : Медведь- заяц; мячик- самолет; дерево- цветок; карандаш- книга.
2.Как получить голубой цвет? Розовый? Оранжевый? Светло-зеленый?
3.Какой линией нарисуем речку? Ручеек?
4.Дорисуй предмет из овала, треугольника, квадрата и т.д.
Старшая группа
1.Как получить голубой, розовый цвета? (2 способа)
2.Какие цвета основные? Почему?
3.Как нам лучше расположить лист для того, чтобы нарисовать:
машину, дерево, жирафа, речку, горы и т.д.?
Подготовительная группа
1.Что такое линейный рисунок?
2.Что бывает персикового цвета? Желто-зеленого? Малинового? Серо-голубого?
3.Какие предметы на картине нам кажутся больше? Меньше?
4.Придумай необычное применение предметам: шарф, линейка, проволока, носовой платок и т.д.
Уровень творческих способностей детей фиксируется, опираясь на трехбалльную систему.
«3» балла - если ребенок четко, уверенно формулирует ответ;
«2» балла - если у ребенка возникают некоторые трудности при ответах; ответы не полные; размытые.
«1» балл - если нет ответа.
Исходя из подсчета балов, делается соответствующий вывод.
Примерный тематический план работы кружка
№ | Тема | Количество занятий |
1. 2. 3. 4. | Волшебная глина (см. Горичева В.С.) 1.Что такое глина? Гриб-боровик. 2.Колобок-румяный бок. 3.Украшение колобка (роспись красками). 4.Тарелочка в подарок. 5.Ах, эта чудная тарелка (роспись). Чудеса из бумаги (см. Чернова Н.) 1.Зайчик. 2.Змейка. 3.Гофрированный фонарик. 4.Цепочка из колец, цветков и лепестков. 5.Снежинки разные. 6.Елочка разборная. 7.Маска к празднику. 8.Головной убор любимого героя. 9.Сумочка из плетеной бумаги. 10.Ложка. 11.Цветок. 12.Волшебный дворик. Техника изонити (см. Гусарова Н.Н.) 1.Грибок. 2.Домик. 3.Рыбка. 4.Морковка. 5.Парус. Удивительное соленое тесто (см. Синеглазова М.О.) 1.Веселые зверушки. 2.Рамка для фотографий. 3.Вазочка для мамы. 4.Рельеф «Деревенька» | 5 17 5 9 |
Список используемой литературы
- Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности[Текст]/Г.Г. Григорьева.- М.: Кафедра,2000.- 343 с.
- Грибкова, А.А. Ознакомление дошкольников с архитектурой[Текст]/ А.А. Грибкова.-М.: Пед.общество, 2005.-93с.
- Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, пластилина [Метод.пособие]/ В.С. Горичева.- Я.: Академия К, 1998.- 189с.
- Казакова,Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]/ Т.Г. Казакова.- М.: Просвещение, 2002.- 1247с.
- Комарова, Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду [Текст]/ Т.С. комарова.- М.: Прсвещение, 2000.- 149 с.
- Петрова, И.М. Объемная аппликация [Метод.пособие]/ И.М. Петрова.- СПБ: Детство-Пресс, 2004.- 45с.
- Ремезова, Л.А. Играем с цветом [Метод.пособие]/ Л.А. Ремезова.- М.: Пресс, 2004.- 60с.
- Трофимова, М.В. И учеба и игра – изобразительное искусство [Метод.пособие]/ М.В. Трофимова.- Я.: Холдинг,2001.-239с.
- Туоркрео, Р. Коллекция идей [Метод.пособие]/ Р. Туоркрео.- М.: Линка-Пресс,2004.- 189с.
- Чернова, Н. Волшебная бумага [Метод.пособие]/ Н.Чернова.- М.: АСТ, 2005.- 201с.
Приложение 1
Гимнастика для глаз
- Быстро поморгай, закрой глаза и посиди спокойно, медленно считая до 5. Повтори 4 - 5 раз.
- Крепко зажмурь глаза (досчитай до 3), открой их и посмотри вдаль (досчитай до 5). Повтори 4 - 5 раз.
- Вытяни правую руку вперед. Следи глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повтори 4 - 5 раз.
- Посмотри на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенеси взор вдаль на счет 1 - 6. Повтори 4 - 5 раз.
- В среднем темпе проделай 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабь глаза, посмотри вдаль на счет 1 - 6. Повтори 1 - 2 раза.
- Расслабься. Медленно двигай глазами слева направо, затем справа налево. Повтори 3 раза в каждую сторону.
- Медленно переведи взгляд вверх – вниз, затем наоборот. Повтори 3 раза.
Комплекс пальчиковой гимнастики
Упражнения можно выполнять сидя или стоя
- Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз):
- ладонями вверх;
- ладонями вниз;
- обеих рук одновременно;
- правой и левой по очереди.
Упражнение выполняется с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 секунды.
- Вращение кистями рук (по 10 раз):
- в правую, затем в левую сторону;
- вовнутрь (обеими кистями);
- наружу.
Можно выполнять из положения «руки в сторону».
- Выгибание кистей рук (по 10-15 раз): одновременно, правой и левой по очереди.
- «Пальчики здороваются» - соприкосновение подушечек пальцев (по 10-15 раз):
- пальцы правой руки с большим пальцем правой руки;
- пальцы левой руки с большим пальцем левой руки;
- то же одновременно двумя руками;
- пальцы правой руки с соответствующими пальцами левой руки.
Сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются.
- «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев (по 10-12 раз).
- Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди (по 10 раз): правой руки, левой руки, обеих рук одновременно. Упражнение сначала начинают с большого пальца, а затем с мизинца.
- «Ножницы» - разведение пальцев в стороны (по 10 раз):
- правой, затем левой руки;
- обеих рук одновременно;
- соединив ладони вместе.
- «Замок» - ладони вместе, пальцы переплетены (по 10-20 раз):
- сдавливание ладоней с силой;
- вращение (поворот вправо – влево);
- наклон вправо – влево, сгибание и разгибание в лучезапястных суставах;
- разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев.
- «Фонарики» - вращение свободными кистями рук (по 10 раз).
- Потряхивание расслабленными кистями:
- руки вверх;
- руки в стороны;
- руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.
Упражнения выполняются сидя за столом
- Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
- Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой поочередно.
- Поочередное поднимание пальцев (кисти рук лежат на столе): правой руки, левой руки, обеих рук вместе.
- Имитация игры на пианино.
- Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
- «Бегают человечки» - указательный и средний пальцы правой, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.
- «Футбол» - забивание шариков или карандашей одним, двумя и т.д. пальцами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по художественному творчеству в детском саду
Программа дополнительного образования по художественному творчеству в детском саду "Разноцветный калейдоскоп"...
Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития «Фабрика детского сада» для детей 5-6 лет.
Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчест...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Конструирование и робототехника в детском саду».
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимо...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: «Конструирование и робототехника в детском саду» «Детальки»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Т...
Программа дополнительного образования "Академия маленьких гениев"(старший дошкольный возраст)
Каждому родителю хотелось бы, чтобы ребенок был успешен в учебе. Успешность в математике часто обуславливает успешность во многих школьных дисциплинах. При этом математика чаще др...
Программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - Усть - Баргузинский детский сад "Золотая рыбка"
Программы дополнительного образования детей дошкольного возраста...