Программа дополнительного образования "Академия маленьких гениев"(старший дошкольный возраст)
рабочая программа по математике (старшая группа)
Каждому родителю хотелось бы, чтобы ребенок был успешен в учебе. Успешность в математике часто обуславливает успешность во многих школьных дисциплинах. При этом математика чаще других предметов может вызывать у детей сложности и негативное отношение.
Актуальность интеллектуального развития определяется современным заказом общества. Одной из главных задач выступает раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Одним из направлений интеллектуального потенциала детей становится логико-математическое развитие дошкольников. Оно не сводится к тому, чтобы сформировать у дошкольника умение считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников. Принципы, заложенные в основу этих игр (интерес - познание – творчество) становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_akademiya_malenkih_geniev.docx | 81.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОО РАЙОНА
«ДЕТСКИЙ САД № 20 «Островок»
г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
«Согласовано» Заместитель заведующей по ВМР _____ /Верещагина Е.А./ | Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ___от «__» 09. 2022г. | «Утверждено» Заведующая МДОУ ВМР «Детский сад № 20 «Островок» _____ /Саенко Л.А./
Приказ №______ От «__» 09. 2022г. |
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление: интеллектуально – математическое развитие
«Академия маленьких гениев»
(адаптированная)
для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
срок реализации программы 1 год
Составитель:
Воспитатель высшей категории Стадник М.Н.
Вольск
2022 - 2023 уч. г
Оглавление:
1. Пояснительная записка
2. Основанные направления и содержание деятельности
3. 1. Методический инструментарий
Приложения
| 3 4 5 6 7 8 10 10 14 15 16 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Паспорт программы
Наименование дополнительной образовательной услуги | Программа дополнительного образования по интеллектуально – математическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Академия маленьких гениев» |
Основание для разработки программы |
|
Заказчик программы | Родительская общественность, педагогический коллектив МДОУ ВМР № 20 «Островок» |
Организация исполнитель программы | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района детский сад № 20 «Островок» |
Целевая группа | Воспитанники старшего дошкольного возраста |
Составители программы | Воспитатель высшей категории МДОУ ВМР № 20 «Островок» Стадник Марина Николаевна |
Цель программы | Создание условий для логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания для успешной познавательной адаптации детей к школе. |
Задачи программы | Формировать:
Развить:
|
Ожидаемые результаты | Предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. |
Сроки реализации программы | 1 год |
«Чем больше органов наших чувств принимают участие в восприятии какого-либо впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее, сохраняются ею, и легче потом вспоминаются»
К.Д. Ушинский
- Актуальность
Каждому родителю хотелось бы, чтобы ребенок был успешен в учебе. Успешность в математике часто обуславливает успешность во многих школьных дисциплинах. При этом математика чаще других предметов может вызывать у детей сложности и негативное отношение.
Актуальность интеллектуального развития определяется современным заказом общества. Одной из главных задач выступает раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Одним из направлений интеллектуального потенциала детей становится логико-математическое развитие дошкольников. Оно не сводится к тому, чтобы сформировать у дошкольника умение считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами.
Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества дошкольников: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей. Многолетние исследования показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников. Принципы, заложенные в основу этих игр (интерес - познание – творчество) становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
В математике логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать общую логическую культуру мышления; и основным моментом воспитательной функции математического образования считается развитие у детей способностей к полноценности аргументации. Поэтому лучше, чтобы процесс развития познавательных способностей осуществлялся целенаправленно. Это определяет педагогическую целесообразность программы кружка «Академия маленьких гениев», рассчитанную на детей от 5 до 7 лет. Название кружка отражает основное направление деятельности на нем – использование современных развивающих игр с коврографом «Ларчик» В.В. Воскобовича, логическими блоками Дьенеша, цветными палочками Х. Кюизенера, кубиками Б.П. Никитина, лабиринты, головоломки и т. д.
Логические блоки Дьенеша (ЛБД)
Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении, и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Игры Воскобовича с коврографом «Ларчик».
Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Коврограф Ларчик используется как средство развития через сказочный сюжет мелкой моторики, ориентировке в пространстве, развития внимания, памяти, мышления, речи, творческих способностей, тактильной чувствительности, установлению симметричности, тождественности частей конструируемых фигур, расположению конструкции на плоскости, соединению её в единое целое.
Цветные палочки Д. Кюизенера.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Д. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Цветные палочки как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше—меньше», «больше—меньше на...», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между» и др. С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной «цветной алгеброй», готовящей к изучению школьной алгебры.
Игры Б.П. Никитина. В развивающих творческих играх Никитина (в этом и заключается их главная особенность) удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям». Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей; ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи; игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
К развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Сложи узор».
Дары Фридриха Фрёбеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор. Ф. Фребель разработал первые в мире дидактические игры для детей дошкольного возраста и, также предложил и ввел пальчиковые игры, было это в 1844 году. По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил он. Кроме того, именно Фрёбель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам.
Актуальность использования дидактического материала «Дары Фрёбеля» заключается в развитии у детей социальных и коммуникативных умений и мелкой моторики, познавательно-исследовательской деятельности и логических способностей; формируются элементарные математические умения. Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребёнка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
Головоломки и лабиринты. Данные виды игр способствует развитию логического мышления, внимания и находчивости.
В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.
Программа реализуется на платной основе в процессе организации игр и упражнений развивающего характера.
- Цель программы: логико-математическое развитие детей 5-7 лет в процессе логических игр и упражнений математического содержания.
Задачи:
Формировать:
- углубленные математические представления;
- приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, закономерности);
- общеучебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. Д.);
- умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладение навыками моделирование;
- развитие познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение, внимание);
Развить:
- речевую активность, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми);
- мелкую моторику пальцев рук и глазомер;
- способствовать практическому применению умений и навыков, полученных в ходе игровых занятий и упражнений;
- образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Воспитывать:
- самостоятельность, активность, инициативность, усидчивость и целеустремлённость;
- вырабатывать умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Эти задачи решаются в процессе экспериментально-исследовательской деятельности, моделирования, наблюдений, конструирования, логических игр.
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
- Принцип занимательности – используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны – позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
- Принцип динамичности – заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- Принцип сотрудничества – позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
- CОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Организация непосредственной образовательной деятельности
Занятия посещают воспитанники – 5-7 лет. Количество детей в группе – 10 -15 человек.
Форма проведения: Игра – занятие. Проводится с подгруппой.
Длительность непосредственной образовательной деятельности один раз в неделю в группе составляет 25-30 минут.
Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Наряду с традиционными формами работы – «занимательным делом» используются и нетрадиционные:
Непосредственная образовательная деятельность в форме игры.
Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты. Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей. Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.
Непосредственная образовательная деятельность в форме путешествия.
Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому. Материал, который широко используется в «путешествиях» (карты придуманной страны, знакомого микрорайона; стрелки, указатели, схемы), направляет внимание ребенка, развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес детей, стимулировать активность.
Непосредственная образовательная деятельность в форме беседы.
Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу. Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, формирует культуру общения.
При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно–познавательной линий. Нельзя увлекаться одной формой организации занятий, например, занятия – игра или путешествия. Вместе с тем, в какой бы форме не проходило занятие, важно научить ребенка преодолевать трудности, не бояться ошибок, стремиться рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач, эти умения пригодятся ему не только на уроках математики, но и в повседневной жизни.
Кружковая работа организуется в специально отведенном кабинете, оборудованном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.
2.2. Ожидаемые результаты:
К концу освоения программы «Академия маленьких гениев» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:
∙ Умение самостоятельно решать поставленные задачи, ориентируясь на схемы, модели, алгоритмы
∙ Умение аргументированно высказывать своё мнение.
∙ Умение сравнивать.
∙ Умение классифицировать предметы по нескольким свойствам (объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым).
∙ Умение правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
∙ Умение оперировать цифрами.
∙ Проявление интереса к выполнению заданий логического, исследовательского и творческого характера.
- Умение ориентироваться в пространстве, тактильной чувствительности, установлению симметричности, тождественности частей конструируемых фигур.
- Умение делить целое на части и измерять объекты.
- Овладеют арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.
- Освоят начальные представления трехмерного пространства.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования развития познавательных процессов в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Результатом программы следует считать развитие у детей следующих умений и способностей:
- Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
- Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
- Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
- Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
Оценка результатов работы детей для родителей проводится в виде:
∙ фотовыставок;
∙ диагностики (мониторинга);
∙ консультирование родителей на конец учебного года по вопросам динамики развития познавательной деятельности ребёнка, выдача заключительных методических рекомендаций родителям.
2.3. Учебно – тематический план
Содержание программы | Объем учебной нагрузки по программе (количество занятий) |
| 4*30 мин. = 120 мин. |
| 16*30мин. = 480 мин. |
| 8*30мин. = 240 мин.. |
| 8*30 мин. = 240 мин. |
| 12*30мин. = 360 мин. |
| 4*30 мин. = 120 мин |
| 12*30 мин. = 300 мин. |
Всего занятий в год | 64*30 = 1920 мин. |
2.4. Календарно-тематическое планирование
Месяц | Темы занятий. Задачи | Информационно-методическое обеспечение |
СЕНТЯБРЬ | Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 5-7 лет; корректировка содержания программы. | Диагностика познавательного развития |
ОКТЯБРЬ |
Цель: обучение рациональным приемам осязательного и зрительного обследования предметов. Ознакомление с символами свойств фигур, с понятиями кодирование и декодирование информации. | набор логических блоков Дьенеша. |
Цель: Развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию. Закрепление умения находить фигуру по знаково-символическим обозначениям свойств, ориентироваться по карточкам-признакам, классифицировать блоки по 2, 3,4 признакам. | набор логических блоков Дьенеша. | |
Цель: закрепить понятия «внутри» и «вне» круга. Закрепить умение распределять фигуры по 2-м, 3-м, 4-м признакам. Развитие логического мышления, умение рассуждать. | набор логических блоков Дьенеша. обручи красного, синего и жёлтого цветов | |
Цель: Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства. Развитие умений расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. | набор логических блоков Дьенеша. коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей. Игрушка Муравей | |
Цель: Развитие способности к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий творческого мышления, воображения. | набор логических блоков Дьенеша. Таблицы с правилами построения фигур 4А для парной работы | |
Цель: развитие умения анализировать форму предметов, сравнивать их по свойствам; развитие художественных способностей (выбор фона, цвета, расположения). | набор логических блоков Дьенеша. | |
Цель: развитие умения кодировать и декодировать информацию, изображенную на схеме, развивать способности к логическим действиям и операциям. Способствовать развитию творческого и пространственного мышления. | набор логических блоков Дьенеша. алгоритмы № 1,2 стр.22-23 | |
Цель: развитие способностей к логическим действиям и операциям, умению декодировать информацию, изображенную на карточке; умению видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой на карточке, умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами | набор логических блоков Дьенеша. 3 паровоз (красный, синий, жёлтый) с номерами №1234, №5678, №9101112. 4 вагона, карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением соотношений между числами (стр.26-27) | |
НОЯБРЬ | 9. «Разноцветные палочки» Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание. Учить детей работать с алгоритмами. | Цветные палочки Кюизенера Альбомы «На золотом крыльце…» «Вместе весело играть», «Посудная лавка» детям 5-8 лет. |
10.«Измерение с помощью палочки - мерки» Цель: Учить детей измерять объекты. Знакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать. | Цветные палочки Кюизенера картинки, игрушки, Тетради, цветные карандаши | |
11.«Подбери цифру» Цель: Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте. Развивать внимание, память, логическое мышления | Цветные палочки Кюизенера Цифры Картинки «Что изменилось?» Тетради, цветные карандаш | |
12.«Весы» Цель: Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (больше, меньше, больше на…, меньше на…), умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Закреплять знания о составе числа. Упражнять в решении простых арифметических действий. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление | Цветные палочки Кюизенера Цифры Задачи и примеры в картинках и цифрах Тетради, цветные карандаши Альбомы «На золотом крыльце…» «Вместе весело играть» | |
13. «Разведчик» Цель: Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой. | Цветные палочки Кюизенера Тетради, цветные карандаши Альбомы «На золотом крыльце…» «Вместе весело играть» | |
14. «Число - головоломка» Цель: Совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. Развивать умения соотносить число с цифрой. Развивать образное, логическое мышление | Цветные палочки Кюизенера Тетради, цветные карандаши Альбом «Вместе весело играть» | |
15. «Выкладываем сюжеты» Цель: Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение | Цветные палочки Кюизенера Тетради, цветные карандаши Альбомы «На золотом крыльце…» «Посудная лавка» | |
16. «Пила», «Ёлочка», «Бантик» Цель: развивать умение работать со схемой, выкладывать на схему и рядом; Способствовать развитию произвольности, наглядно-образного мышления, сформированности сенсорных эталонов цвета, восприятия величины и формы, пространственного ориентирования и комбинаторных способностей. | Цветные палочки Кюизенера Тетради, цветные карандаши Альбомы «На золотом крыльце…» «Вместе весело играть» | |
ДЕКАБРЬ |
Тренировка умения двигаться в заданном направлении, использование в речи предлогов НАД, ПОД; тренировка внимания и памяти. | Коврограф «Ларчик», разноцветные квадраты, разноцветные гномы |
Развивать умение сравнивать элементы игры по цвету или размеру, классифицировать и группировать их; развивать понимание пространственных отношений (вверх, вниз, середина, вправо, влево) | Коврограф «Ларчик Разноцветные кружки Разноцветные веревочки, персонажи Круговерт, Магнолик | |
Развивать пространственное мышление и представления, закрепить понятия: вверх, вниз, середина, вправо, влево. | Коврограф «Ларчик Разноцветные кружки Разноцветные веревочки, кармашки разноцветные квадраты | |
Развитие графических навыков, развитие мелкой моторики, внимания, работа над симметрией | Коврограф «Ларчик» Разноцветные кружки Разноцветные веревочки Тетради, цветные карандаши | |
Тренировать умение двигаться по игровому полю в заданном направлении; упражнять в умении сравнивать длины с помощью мерки; закрепить понятия «отрезок», «ломаная», «кривая». | Коврограф «Ларчик» Разноцветные кружки Разноцветные веревочки Тетради, цветные карандаши | |
Тренировать зрительную и слуховую память, пространственное представление; логическое мышление; концентрацию и объем памяти | Коврограф «Ларчик» Разноцветные кружки Разноцветные веревочки Пространственные карточки | |
Обучать передаче метрических отношений (равномерно повторяющихся), заданных наглядной схемой; развитие мелкой моторик пальцев рук; зрительного восприятия. | Коврограф «Ларчик» Разноцветные кружки Разноцветные веревочки Тетради, цветные карандаши | |
Закрепить понимания положения предмета относительно другого предмета, понимания предметов «над», «под», «между». Развитие умения группировать предметы, ориентируясь на количество, размер, цвет элементов. | Коврограф «Ларчик» Разноцветные кружки Разноцветные веревочки Тетради, цветные карандаши | |
ЯНВАРЬ |
Цель: Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач. | Колумбово яйцо на каждого ребенка, схемы фигур |
Цель: создание силуэтного изображения путём последовательного укладывания деталей на расчленённый образец. Тем же способом можно получать силуэтные изображения, пользуясь нерасчленённым образцом. | Колумбово яйцо на каждого ребенка, схемы фигур | |
Цель: умение производить логические операции, осознанно их аргументируя, продолжать развиваться образное мышление | Наборы лабиринтов с усложнениями на каждого ребенка, карандаши, мелкие фигурки | |
Цель: развивают пространственные представления, геометрическое воображение, конструктивное мышление, зрительный контроль своих действий, комбинаторные способности, способствует развитию фантазии, логического и образного мышления. | Танаграм на каждого ребенка, схемы, образцы | |
Цель: Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач. | Колумбово яйцо на каждого ребенка, схемы фигур | |
Цель: создание силуэтного изображения путём последовательного укладывания деталей на расчленённый образец. Тем же способом можно получать силуэтные изображения, пользуясь нерасчленённым образцом. | Колумбово яйцо на каждого ребенка, схемы фигур | |
Цель: Развитие слухового внимания, умения перерабатывать информацию и ориентироваться по заданным координатам, упражнение в чтении координат и самостоятельном выполнении задания | Геовизоры и маркеры на каждого ребенка | |
Цель: Развитие слухового внимания, умения перерабатывать информацию и ориентироваться по заданным координатам, упражнение в чтении координат и самостоятельном выполнении задания | Геовизоры и маркеры на каждого ребенка | |
ФЕВРАЛЬ |
Цель: Познакомить с Уникубом, понятием «грань». Развивать мыслительные операции, способность детей к анализу и синтезу, способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы. Учить разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действия в игре. | Уникуб Никитина Таблицы с образцами узоров |
Цель: Познакомить с Уникубом, понятием «грань». Развивать мыслительные операции, способность детей к анализу и синтезу, способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы. Учить разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действия в игре. | Уникуб Никитина Таблицы с образцами узоров | |
Цель: Развитие у детей трехмерное пространственное мышление, учить мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать; развивать навыки комбинаторики и пространственного мышления, учить мыслить объемными фигурами; помогать овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж. | «Кубики для всех» Образцы фигур цветные Тетради Цветные карандаши | |
Цель: Учить анализировать закономерности окраски кубиков. Тренировать в развитии цветоощущения и сообразительности. Развивать мыслительные операции, способность детей к анализу и синтезу, способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы. | кубики Никитина, образцы узоров тетрадь цветные карандаши | |
Цель: Развивать мыслительные операции, способность детей к анализу и синтезу, способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы. Развить внимание ребенка, находчивости и сообразительности. | Уникуб Никитина Тетради Схемы для выкладывания | |
38. «Лесенка к Солнышку» Цель: Развивать мыслительные операции, способность детей к анализу и синтезу, способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы. Развить внимание ребенка, находчивости и сообразительности. | Уникуб Никитина Тетради Схемы для выкладывания | |
39. «Волшебный диван» Цель: Развитие у детей трехмерное пространственное мышление, учить мыслить пространственными образами, уметь их комбинировать; развивать навыки комбинаторики и пространственного мышления, учить мыслить объемными фигурами; помогать овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж. | «Кубики для всех» Образцы фигур цветные Тетради Цветные карандаши | |
40. «Робот Роберт» Цель: Учить анализировать закономерности окраски кубиков. Тренировать в развитии цветоощущения и сообразительности. Развивать мыслительные операции, способность детей к анализу и синтезу, способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы. | Кубики для всех Никитина, образцы узоров тетрадь цветные карандаши | |
МАРТ |
Цель: Развитие зрительно-пространственной ориентации; анализа и синтеза, способности к комбинированию; развитие конструктивных способностей; развитие смекалки, сообразительности. | Кубики для всех Никитина, образцы узоров Тетрадь Цветные карандаши |
Цель: развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие ориентировки в пространстве; развитие мелкой моторики; формирование символического и графического мышления. | Кубики для всех Никитина, образцы схем Тетрадь Цветные карандаши | |
Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, учить детей работать по образцу. | Уникуб Никитина, образцы схем Тетрадь Цветные карандаши | |
Цель: Способность к комбинированию. придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков. Развивать способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям; | Кубики для всех Никитина, Тетрадь Цветные карандаши | |
Цель: развитие сенсорных навыков в познавательно-исследовательской деятельности; знакомство с объёмными геометрическими телами (куб, шар, цилиндр), формировать грамматически правильный строй речи. | Дары Фрёбеля № 2,7, 11 | |
Цель: Закрепление представления об объёмных геометрических фигурах; развив | Дары Фрёбеля № 2,3,4,5,6 | |
Цель: развивать тактильную память, умение различать и называть основные плоские и объемные фигуры; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук | Дары Фрёбеля № 2,3,4,5,6,7 | |
Цель: формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира. | Дары Фрёбеля № 7,8,9,10 | |
АПРЕЛЬ |
Цель: Развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию. Закрепление умения находить фигуру по знаково-символическим обозначениям свойств, ориентироваться по карточкам-схемам с 3 свойствами. | набор логических блоков Дьенеша. |
Цель: Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства. Развитие умений расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. | набор логических блоков Дьенеша. схемы - планы расположения зданий с заданными свойствами деталей | |
Цель: Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства. Развитие умений расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. | набор логических блоков Дьенеша. | |
Цель: Развитие комбинаторных способностей, умения моделировать, сочетая несколько видов пособий, творческого мышления, воображения. | набор логических блоков Дьенеша. схемы с заданными свойствами деталей | |
Цель: Развитие умения анализировать форму предметов, сравнивать их по свойствам; развитие художественных способностей (выбор фона, цвета, расположения). | набор логических блоков Дьенеша. | |
Цель: Развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию. Закрепление умения находить фигуру по знаково-символическим обозначениям свойств, ориентироваться по карточкам-признакам, классифицировать блоки по 2, 3,4 признакам. | набор логических блоков Дьенеша. схемы | |
Цель: Развитие умений расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. Развитие логического мышления, умение рассуждать. | набор логических блоков Дьенеша. Карта сокровищ | |
Цель: Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства. Развитие умений расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. | набор логических блоков Дьенеша. | |
МАЙ |
Цель: Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач. | Колумбово яйцо на каждого ребенка, схемы фигур |
Цель: Развитие слухового внимания, умения перерабатывать информацию и ориентироваться по заданным координатам, упражнение в чтении координат и самостоятельном выполнении задания | Геовизоры и маркеры на каждого ребенка | |
Цель: умение производить логические операции, осознанно их аргументируя, продолжать развиваться образное мышление | Наборы лабиринтов с усложнениями на каждого ребенка, карандаши, мелкие фигурки | |
Цель: развивают пространственные представления, геометрическое воображение, конструктивное мышление, зрительный контроль своих действий, комбинаторные способности, способствует развитию фантазии, логического и образного мышления. | Танаграм на каждого ребенка, схемы, образцы |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Для успешной реализации программы необходимо:
- Светлое проветриваемое помещение
- Оборудование: рабочие тетради, цветные и простые карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, доска, художественная литература (стихи, загадки), развивающие игры на каждого ребенка: «Логические блоки Дьенеша», игровой комплект Коврограф «Ларчик» Воскобовича, «Геовизор», «Кубики Никитина», «Палочки Кюизенера», игрушка кот Бегемот.
- Демонстрационная магнитная доска, фланелеграф. Цветные маркеры.
- Оформленное развивающее пространство для свободной деятельности детей.
- Музыкальный центр, аудиоматериалы, физминуток, гимнастик, развивающих игр и занятий.
- Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи, объемные геометрические фигуры, магнитные карточки и др.
Документация и отчетность
- Папка руководителя кружка (программа, список обучающихся).
- Журнал посещаемости.
- Дневник наблюдения и диагностики.
- Отчёт за год (в свободной форме).
Структура занятий:
Структура занятий-игр с дошкольниками включает шесть основных этапов:
1. Введение в игровую ситуацию. На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную активность. Это означает, что началу занятий должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре.
2. Затруднение в игровой ситуации. Организуется актуализация знаний и предметная деятельность детей, возникшая в мотивированной ситуации. Завершение этапа связано с фиксированием затруднения в предметной деятельности и установлением его причины.
3.«Открытие» нового способа действий. Детям предлагается и после согласования с ними, принимается новый способ действий.
4. Воспроизведение нового способа действий в типовой ситуации. На этом этапе осуществляется выход из затруднения с помощью построенного способа действий и его использование в аналогичных ситуациях.
5. Повторение и развивающие задания. Если позволяет время, в заключительную часть занятия возможно включение игры, направленной на развитие ранее сформированных способностей.
6. Рефлексия. В завершение совместно с детьми организуется осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Во что играли?», «Что понравилось?» и т.д.
Разминка в виде загадки, стиха, задачи – шутки, считалки, знакомства со сказочным персонажем и др. позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, настроить детей на продуктивную деятельность.
Основное содержание представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на исследование и решение поставленных задач данного занятия.
Динамическая пауза позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала даёт педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием и поставить цель к следующему занятию.
Развивающая игра, работа в тетради по теме, работа с палочками, полосками, геометрическим материалом, кубиками Никитина, палочками Кюизенера и пр., в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служит стимулом для ее продолжения.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее. Это можно определить, как одно из требований общества к человеку.
Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Список используемой литературы.
- Воскобович В.В. «Игровой комплект «Мини-ларчик» Санкт – Петербург, 2016.
- Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности» Мозаика-Синтез, 2010
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». - М.: «Просвещение», 2001.
- Никитин Б.П. «Ступеньки творчества, или Развивающие игры». 7-е издание, исправленное и дополненное. Издательский дом «Самокат», Москва, 2017
- «На золотом крыльце» Конспекты игр и упражнений с цветными счётными палочками Д.Кюизенера.- : СПб, 2003.
- Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.
- Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры» Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов.
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме).
1. Развитие внимания
За ребенком ведется наблюдение в ходе организации непосредственной образовательной деятельности. При этом:
- удерживает внимание на 25-30 мин.
2. Развитие памяти.
Ребенку предлагается рассмотреть 10-15 картинок или предметов. А затем назвать:
– 6-7 из них.
3. Развитие восприятия.
Оценивается знание ребенком формы, цвета и размера в соответствии с возрастом.
4. Развитие воображения.
Ребенку предлагается выполнить: – «Сочини сказку».
5. Развитие мышления.
Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:
1. «Чего не хватает на рисунке?»
2. «Что лишнее на рисунке?»
3. «Раздели на группы и назови одним словом»
4. «Сложи картинку»
5. «Что перепутал художник?»
6. «Продолжи ряд»
7. «Заплатки к коврикам»
8. «Что сначала, что потом?»
9. «Так бывает или нет?»
10. «Сложи картинку» – из 10 частей.
6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Наполняемость заданий должна соответствовать возрасту воспитанников, при этом их количество не сокращается.
Например, при выполнении задания
Оценивание проходит по трехбалльной системе:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Общий уровень усвоения программы:
2,45 – 3 б – высокий уровень
1,9 – 2,4 б– средний уровень
1,85б и ниже – низкий уровень
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Развитие внимания | Развитие памяти | Развитие восприятия | Развитие воображения | Развитие мышления | Развитие мелкой моторики пальцев рук | Общий уровень усвоения программы | |||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста БОС - Здоровье «Побосик»
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возрастаБОС -Здоровье - «Побосик»В 2013 г. составила и реализую программу дополнительного образования для детей старшего...
Программа дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей "Волшебники"
Цель программы: Воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. Формировать художественное мышление и н...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палитра»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палитра»...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Бумажная фантазия»
Программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности "Бумажная фантазия" расчитана на два года обучения детей с 5 до 7 лет навыкам практической работы на основе использов...
Программа дополнительного образования одаренных детей старшего дошкольного возраста по вокалу.
Чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научитьс...
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Мастера и мастерицы»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».
Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...