ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Конструирование и робототехника в детском саду».
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_robototehnika_gotovo_2.docx | 65.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Конструирование и робототехника в детском саду».
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Лубрикова А.Г.
г.Южно-Сахалинск
2020г
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………..………………………………......3
- Пояснительная записка………………………………………………….....3
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………....14
- Учебно-методический план…………………………………………...….15
- Содержание Программы……………………………………………....….17
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..36
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Современное общество отличается динамичностью и внедрением во все сферы жизнедеятельности информационных и компьютерных технологий, требующих от человека специальных знаний и умений. В связи с этим, существует социальный заказ государства на подготовку квалифицированных инженерно-технических кадров, способных к успешной и продуктивной деятельности реалиях информационного общества. Подготовка таких кадров возможна лишь при условии раннего развития творческих технических способностей у детей начиная уже с дошкольного периода, создания в образовательных учреждениях и организациях необходимых для этого условий. Всё это требует коренных изменений в системе образования, в том числе и дошкольного.
На данном этапе развития страны, наиболее востребованной является профессия инженера. В связи с тем, что использование роботов в быту, на производстве требует от пользователей обладания современными знаниями в области робототехники, становится необходимым вести популяризацию профессии инженера, начиная уже с дошкольного возраста.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 21.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26).
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. - дополнительное образование детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить индивидуальные познавательные, эстетические и творческие запросы.
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений дети осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию. Обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на основе ранее заложенных знаниях.
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
Направленность программы - научно-техническая. Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст, так как в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.
Конструирование в старшем дошкольном возрасте характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети становятся требовательнее к своим конструкциям, способны критически к ним относиться, обращать внимание на сходство с реальной постройкой, на декоративность, выразительность, прочность, функциональность.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения, когда должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.
Достижения этого возраста характеризуются структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием конструктивно-модельной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование при помощи различных образовательных конструкторов, включая программируемые, знакомятся с азами графических программных сред.
Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Совершенствуется и усложняется техника конструирования. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. Дети способны также конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. В постройках появляется много интересных конструктивных решений.
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.
Проявляют интерес к коллективным работам, дети могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна. Дошкольники в этом возрасте особенно склонны перенимать друг у друга опыт, что способствует развитию творческих конструкторских способностей. Участие в конкурсах и соревнованиях повышает их самооценку, самостоятельность.
К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. Зарождается оценка и самооценка.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Основным методом реализации Программы является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о том, чтобы пронизывать деятельность игровым началом, сделать игру ее органическим компонентом. Каждая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире. Так же используются и другие методы обучения: наглядный метод – показ демонстрационных материалов, (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии); словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы); практические методы (упражнения, задачи направленные на отработку навыков); проблемные методы (методы проблемного изложения); частично-поисковые методы- большая возможность выбора вариантов; исследовательские методы – дети сами открывают и исследуют знания; конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.
Для определения готовности детей к работе с конструктором и усвоению программы «Робототехника в детском саду», 2 раза в год проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей. Мониторинг проводится в виде наблюдения за детьми в процессе конструирования в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. Мониторинг позволяет определить уровень развития интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребёнка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Программа рассчитана на два года обучения. Один год обучения составляет 66 учебных часов. Форма обучения очная, предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности два раза в неделю с подгруппой детей 8-10 чел.
Учебная нагрузка составлена с учётом требований инструктивно- методического письма Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №3665/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», в соответствии с «Постановлением Главного Государственного Санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24» и составляет: 25 минут – старшая группа, 30 минут- подготовительная группа.
Цель программы – развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники.
Задачи Программы:
- Образовательные:
- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;
- формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки начального программирования
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре)
- Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- Развивающие:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и техническому конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество
- развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных;
- развитие способностей к решению проблемных ситуаций (умению исследовать проблему, анализировать ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и их реализацию);
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
-привитие общей культуры, этики общения и поведения;
-освоение умений оценивать собственные возможности и работать в группе;
-воспитание личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности;
-воспитание нравственных ориентиров;
-воспитание трудолюбия, дисциплинированности
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
-ознакомиться с начальными техническими законами;
-знать правильное скрепление деталей;
-правильно составлять алгоритм действий в программе;
-овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта;
-умения выполнять и устно строить алгоритмы и стратегии в игре;
Метапредметные результаты:
-развитие у обучающихся инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем;
-развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности;
-развитие изобретательского мышления и анализа;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
В рамках программы предусмотрена работа с родителями (законными представителями) при практических занятий. Родители участвуют в открытых занятиях, оказывают помощь в подготовке выставок, конкурсов, фестивалей, в проведении экскурсий, поездок. Для родителей дети демонстрируют свои умения на показательных (открытых) занятиях мероприятиях, соревнованиях.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебный план
Учебно-тематический план 1 год обучения (старшая группа)
№ п/п | Раздел | Количество часов | |
1 | «Вводное» | 3 | |
2 | «Я и мои друзья» | 1 | |
3 | «Моя семья» | 3 | |
4 | «Транспорт» | 4 | |
5 | «Природа. Животные» | 15 | |
6 | «Всё о роботах. Техника вокруг нас» | 3 | |
7 | Конструирование по замыслу | 3 | |
8 | Работа с собственным проектом | 4 | |
Второе полугодие | |||
2 | «Спорт» | 5 | |
3 | «Транспорт» | 5 | |
4 | «Природа. Животные» | 4 | |
5 | «Наши помощники» | 6 | |
6 | «Друзья» | 5 | |
7 | Конструирование по замыслу | 5 | |
8 | Работа с собственным проектом | 6 | |
Всего: | 72 |
Учебно-тематический план 2 год обучения (подготовительная группа)
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | «Первые шаги LEGO “WeDo.» | 6 |
2 | «Забавные механизмы» | 5 |
3 | «Звери» | 5 |
4 | «Футбол» | 7 |
5 | «Приключения» | 7 |
6 | Конструирование по замыслу | 4 |
7 | Выбор и защита проектов | 3 |
Второе полугодие | ||
8 | Первые шаги LEGO “WeDo2.0”. | 2 |
9 | Проекты с пошаговыми инструкциями | 25 |
10 | Самостоятельные проекты | 8 |
Всего | 72 |
2.2. Содержание Программы
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения (старшая группа)
Раздел «Спорт» | |||||
«Робот для реслинга» | Познакомить с новым видом спорта и его особенностями. Показать новые детали, схемы. Развивать мелкую моторику и навыки конструирования. Совместно собрать модель робота. | 1 | |||
«Робот для настольных игр» | Беседа о видах настольных игр. Самостоятельная работа со схемой. Вызвать интерес к новому заданию. Сборка модели. | 1 | |||
февраль | «Робот футболист» | Просмотр презентации о игре футбол и ее правилах. Сборка модели и ее программирование. | 1 | ||
«Робот лыжник» | Беседа о зимних видах спорта. Просмотр короткометражного ролика о лыжниках. Сборка по схеме. Программирование. | 1 | |||
«Робот хоккеист» | Беседа о хоккее и его правилах. Вызвать интерес к новому заданию. Разбор особенностей схемы. Сборка модели. Программирование. | 1 | |||
Конструирование по замыслу «Мы спортсмены» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 1 | |||
Раздел «Транспорт» | |||||
Модель «Трактор» | Беседа о хозяйственной технике и ее использование. Просмотр презентации сельскохозяйственная техника. Сборка и программирование. | 1 | |||
Модель «Яхта» | Просмотр презентации «Водный транспорт». Работа по схеме. Сборка и программирование. | 1 | |||
Модель «Вертолет» | Просмотр презентации «Воздушный транспорт». Работа по схеме. Сборка и программирование. | 1 | |||
Модель «Поезд» | Беседа – презентация «Наземный транспорт». Построение модели поезда и ее испытание. Усложнение поведения за счет установки на модель датчика расстояния и движения модели. | 1 | |||
март | Модель «Велосипед» | Беседа – «Транспорт без мотора». Построение модели велосипеда и ее испытание. | 1 | ||
Конструирование по замыслу «Транспорт» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. | 1 | |||
Раздел «Мир Животных» | |||||
Модель «Бык» | Беседа – презентация «О пользе домашних животных». Построение модели быка и ее испытание. | 1 | |||
Модель «Стрекоза» | Беседа по рассказу «Стрекоза и муравей». Работа по схеме. Сборка и программирование. | 1 | |||
Модель «Динозавр» | Беседа о жизни на земле до нашей эры. Просмотр фрагмента мультфильма «Земля до начала времен». Подробный разбор схемы. Сборка и программирование модели. Ее испытание. | 1 | |||
Создание сценария по теме «Назад в прошлое, путешествие динозавра». | Придумывание сценария с участием моделей, обыгрывание ситуации. Продолжать учить работать в коллективе. Развивать речь, воображение. | 1 | |||
Раздел «Наши помощники" | |||||
Модель «Робот помощник» | Беседа - презентация «Техника- помощник человека». Отрабатываем умение самостоятельно работать со схемой. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Развивать терпение. | 1 | |||
Модель «Снегоочиститель» | Делаем искусственный снег. Построение модели снегоочистителя и ее испытание. | 1 | |||
Модель «Светлячок» | Просмотр обучающего фильма «Первая лампочка». Сборка и программирование модели. | 1 | |||
апрель | «Робот уборщик» | Беседа - презентация « Мамины помощники». Построение модели и ее испытание. | 1 | ||
«Робот Исследователь» | Беседа о ЗОЖ. Работа с платой дистанционного приемника, с контактным датчиком и платой мелодий. | 1 | |||
«Военный робот» | Придумывание сценария с участием модели бактерии, обыгрывание ситуации. Развивать речь, воображение. | 1 | |||
По замыслу «Мой помощник» | Построение модели краба, испытание её движения. Усовершенствование модели с помощью доски кодирования. | 1 | |||
Раздел «Друзья» | |||||
Модель «Рудольф» | Беседа о дружбе. Работа с платой дистанционного приемника. Сборка и программирование. | 1 | |||
Модель «Рино» | Построение модели и ее испытание. Работа с платой дистанционного приемника, с контактным датчиком. | 1 | |||
Модель «Музыкальная кукла» | Построение модели музыкальная кукла и испытание её в действии. Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. Работа в парах. | 1 | |||
Модель «Гумоноид» | Построение модели, испытание её движения. Усовершенствование модели с помощью доски кодирования. | 1 | |||
Май | |||||
Модель «Пугало» | Беседа «Огород». Построение модели и ее испытание. | 1 | |||
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки. | 2 | |||
Обсуждение и выбор проектов | Развивать творческую инициативу. | 1 | |||
Сборка и программирование выбранной модели | Создание самостоятельных проектов (работа в группах), моделирование. Продолжать учить работать в парах и группах. | 3 | |||
Защита проектов | Закреплять интерес к конструированию и конструктивному творчеству. | 2 |
Календарно-тематическое планирование 2 год обучения (подготовительная группа) первое полугодие
Месяц | Тема занятия | Краткое содержание занятия | Кол-во занятий | ||||
Вводные занятия | |||||||
Сентябрь | Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. | Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Беседа, просмотр презентации «Роботы вокруг нас». Виды роботов, применяемые в современном мире. | 1 | ||||
Знакомство с конструктором Lego WeDo. | Что входит в конструктор LEGO WeDo. О сборке и программировании. Как работать с инструкцией. Организация рабочего места. Техника безопасности. | 1 | |||||
Первые шаги в конструировании с Lego WeDo. Знакомство с символами и терминами. | Познакомить детей с названиями символов и терминов, как с основным компонентом программирования. Познакомить с основными принципами составления программы. | 1 | |||||
Первые шаги в конструировании с Lego WeDo. Мотор и ось, зубчатое колесо, промежуточное зубчатое колесо. | Мотор, ось, зубчатое колесо, промежуточное зубчатое колесо. Понятие. Назначение. Беседа о том, где и для чего могут быть использованы данные детали в конструируемых моделях. Познакомить детей на практике с принципом работы, и составлением простейшей программы. | 1 | |||||
Первые шаги в конструировании с Lego WeDo. Понижающая зубчатая передача, повышающая зубчатая передача, датчик наклона. | Понятие. Назначение. Беседа о том, где и для чего могут быть использованы данные детали в конструируемых моделях. Познакомить детей на практике с принципом работы, и составлением простейшей программы. | 1 | |||||
Первые шаги в конструировании с Lego WeDo. Шкивы и ремни, перекрестная ременная передача, снижение скорости, увеличение скорости, датчик расстояния, блок «Цикл», рычаг. | Понятие. Назначение. Беседа о том, где и для чего могут быть использованы данные детали в конструируемых моделях. Обсудить: чем отличается работа Блока цикл со входом и без него. Дать понятие, что такое рычаг и принцип его работы в робототехнике. Познакомить детей на практике с принципом работы, и составлением простейшей программы с использованием блока Цикл. | 1 | |||||
Раздел: «Забавные механизмы» | |||||||
Октябрь | Модель «Танцующие птицы» - сборка. | Обсуждение: где вы могли встретить танцующих птиц. Вызвать интерес к новому заданию. Сборка модели. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Знакомство с системой шкивов и ремней (ременных передач), работающих в модели. Анализ влияния смены ремня на направление и скорость движения модели «Танцующие птицы». | 1 | ||||
Модель «Танцующие птицы» - программирование. Создание группы «Танцующие птицы» | Программирование модели «Танцующие птицы». Установление связи между скоростью и сменой шкива и ремня. Продолжать учить работать в коллективе. Создать группу танцующих птиц. | 1 | |||||
Модель «Вертушка» - сборка и программирование. | Сбор и программирование крутящейся конструкции. Развивать творческие конструктивные способности. Дидактическая игра «Множества». | 1 | |||||
Модель «Обезьянка – барабанщица» - сборка. | Беседа «Где мы можем увидеть обезьяну, которая барабанит?» Компьютерная презентация «Обезьяны в цирке». Создание и испытание модели барабанящей обезьянки. Модификация конструкции модели путём изменения кулачкового механизма с целью изменения ритма движений рычагов. | 1 | |||||
Модель «Обезьянка – барабанщица» - программирование. | Программирование соответствующего звукового сопровождения, чтобы поведение модели стало более эффектным. Программные блоки: «Мотор по часовой стрелке», «Вход Число», «Звук», «Цикл», «Начало», «Начать нажатием клавиши». | 1 | |||||
Раздел «Звери» | |||||||
Модель «Голодный аллигатор» - сборка. | Беседа - презентация «Кто такие аллигаторы и где они живут». Построение модели аллигатора и ее испытание. Усложнение поведения за счет установки на модель датчика расстояния и синхронизации звука с движением модели. Словарь: ремни, датчик расстояния, шкивы. | 1 | |||||
Ноябрь | Модель «Голодный аллигатор» - программирование. | Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение систем шкивов и ремней (ременных передач) и механизма замедления, работающих в модели. Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. | 1 | ||||
Модель «Рычащий лев» - сборка | Беседа «Где живут львы?» Создание моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Создание и испытание движущейся модели льва. Усложнение поведения путем добавления датчика наклона. | 1 | |||||
Модель «Рычащий лев» - программирование. | Программирование модели аллигатора. Учить программировать сконструированные модели. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Ознакомление с работой коронного зубчатого колеса в этой модели. Испытание модели. | 1 | |||||
Модель «Порхающая птица» - сборка и программирование. | Беседа и презентация о птицах «Вы видели когда-нибудь порхающую птицу?» Изучение рычажного механизма, работающего в данной модели. Изучение потребностей животных. Реализация проекта Создание и тестирование движения птицы. Закреплять представление о животном мире, продолжать учить анализировать. Словарь: датчик расстояния, датчик наклона, размах крыльев. | 1 | |||||
Раздел «Футбол» | |||||||
Модель «Нападающий» - сборка. | Презентация «На футболе». Конструирование и программирование механического футболиста, который будет бить ногой по бумажному мячу. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение системы рычагов, работающих в модели. Построение модели футболиста и испытание её в действии. Изменение поведения футболиста путём установки на модель датчика расстояния. Использование чисел при программировании длительности работы мотора. | 1 | |||||
Модель «Нападающий» - программирование | Создание моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. | 1 | |||||
Модель «Вратарь» - сборка. | Сконструировать и запрограммировать механического вратаря, который был бы способен перемещаться вправо и влево, чтобы отбить бумажный шарик. Дать понимание того, как сила трения влияет на работу модели. Усложнение поведения вратаря путём установки на модель датчика расстояния и программирования системы автоматического ведения счёта игры. | 1 | |||||
Модель «Вратарь»- программирование | Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. | 1 | |||||
«Ликующие болельщики» - сборка. | Конструирование механических футбольных болельщиков, которые будут издавать приветственные возгласы и подпрыгивать на месте. Изучение кулачкового механизма, работающего в модели. Понимание основных принципов проведения испытаний и их обсуждение. | 1 | |||||
Модель «Ликующие болельщики» - программирование. | Программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Изменение поведения болельщиков путём установки на модель датчика расстояния. | 1 | |||||
Создание сценария по теме «Футбол». Обыгрывание ситуации. | Придумывание сценария с участием трех моделей (нападающий, вратарь, болельщики), обыгрывание ситуации. Продолжать учить работать в коллективе. Развивать речь, воображение. | 1 | |||||
Раздел «Приключения» | |||||||
Декабрь | Модель «Спасение самолёта» - сборка. | Построение модели самолёта, испытание её движения и уровня мощности мотора. Усовершенствование модели самолёта путём программирования звуков, зависящих от показаний датчика наклона. Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. | 1 | ||||
Модель «Спасение самолёта» - программирование. | Программирование модели самолета и испытание еѐ в действии. Моделирование и обыгрывание ситуации «Мы - спасатели». | 1 | |||||
Модель «Спасение от великана» - сборка | Построение модели великана и испытание её в действии. Изучение работы шкивов и зубчатых колёс в данной модели. Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. Работа в парах. | 1 | |||||
Модель «Спасение от великана»- программирование | Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. | 1 | |||||
«Непотопляемый парусник». Сборка модели парусника | Беседа «Что такое парусник». Построение модели лодки, испытание её в движении и проверка работы мотора при разных уровнях мощности. Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. | 1 | |||||
«Непотопляемый парусник». Программирование модели парусника. | Программирование модели парусника. Установка датчика наклона и программирование воспроизведения звуков синхронно с сигналами, поступающими от датчика для усложнения поведения модели лодки. Обыгрывание ситуации. Закреплять интерес к конструированию и конструктивному творчеству. | 1 | |||||
Создание сценария по теме «Приключения». Обыгрывание ситуации. | Придумывание сценария с участием трех моделей (великана, самолета, парусника), обыгрывание ситуации. Продолжать учить работать в коллективе. Развивать речь, воображение. | 2 | |||||
Занятие обсуждение «Выбор проекта» | Придумывание и обсуждение собственной модели. | 1 | |||||
Январь | Конструирование по теме проекта | Создание самостоятельных проектов (работа в группах), моделирование. Продолжать учить работать в парах и группах. | 2 | ||||
Защита проектов | Закреплять интерес к конструированию и конструктивному творчеству. | 2 |
Календарно-тематическое планирование 2 год обучения (подготовительная группа) второе полугодие, введение в конструктор Lego We Do 2.0
Месяц | Тема занятия | Краткое содержание | Кол-во часов |
Январь | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | Беседа «Техника безопасности. Правила поведения | 1 |
Обзор набора Lego WeDo 2.0 | 1 | ||
Февраль | «Создание модели «Майло – научный вездеход» | Изучение способов, которыми ученые могут достичь недоступных мест. Моделирование вездехода. Учить доводить дело до конца. Воспитывать терпение. | 1 |
«Программирование модели «Майло – научный вездеход» | Программирование модели научного вездехода. Развивать фантазию, самостоятельность, воспитывать усидчивость. Испытание модели вездехода. | 1 | |
«Создание модели «Датчик перемещения Майло» | Создание манипулятора с детектором объектов. Закреплять умение работать по схемам. Д/игра «Назови детали». | 1 | |
«Программирование модели «Датчик перемещения Майло» | Программирование модели манипулятора с датчиком перемещения. Учить программировать сконструированные модели. Испытание модели. | 1 | |
«Создание модели «Датчик наклона Майло» | Создать манипулятор отправки сообщений, используя датчик наклона. | 1 | |
«Программирование модели «Датчик наклона Майло» | Программирование модели манипулятора с датчиком наклона. Учить программировать сконструированные модели. Учить документировать процесс общения робота с базой. | 1 | |
«Конструирование по замыслу» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 2 | |
Март | «Проект «Тяга» Создание модели робот-Тягач» | Беседа «Что такое сила». Как силы заставляют предметы перемещаться. Создать робота для изучения действия уравновешенных и неуравновешенных сил на движение предмета | 2 |
«Программирование модели робот-тягач» | Программирование модели робота-Тягача. Обыгрывание ситуации. Сделать выводы о силах. | 1 | |
«Проект «Скорость». Создание модели гоночного автомобиля» | Изучить гоночный автомобиль. Создание гоночного автомобиля. | 1 | |
«Программирование модели гоночного автомобиля» | Программирование модели и изучение факторов влияющих на его скорость. | 1 | |
«Проект «Прочные конструкции» Создание модели «Симулятор землетрясений»» | Изучить природу и признаки землетрясений. Создание устройства, которое позволит испытывать здания на устойчивость к землетрясениям. | 2 | |
«Программирование модели «Симулятор землетрясений»» | Программирование модели. Задокументировать результаты испытаний и сделать выводы – какие модели оказались устойчивее. | 1 | |
апрель | «Проект «Десантирование и спасение» Создание модели «Вертолет» | Изучить различные стихийные бедствия, которые могут быть в нашей местности. Собрать модель вертолета для спасения пострадавших | 2 |
«Программирование модели «Вертолет» | Программирование модели вертолета для перемещения людей и животных. Активизировать словарь: сантиметры, рычаг, измерение. | 1 | |
«Проект «Метаморфоз лягушки» Создание модели «Головастик» | Изучить стадии жизненного цикла лягушки от рождения до взрослой особи. Создание модели головастика. | 2 | |
«Программирование модели «Головастик». Доработка модели и ее программирование.» | Программирование модели головастика. Изменение ее до стадии лягушка и программирование. Учить работать в паре. Аккуратно убирать детали в ячейки. | 1 | |
«Проект сортировка мусора для переработки. Создание модели «Грузовик для сортировки» | Изучить, как усовершенствованные методы сортировки для переработки могут помочь в сокращении количества выбрасываемого мусора. | 2 | |
«Программирование модели «Грузовик для сортировки» | Программирование модели. Запись результатов. Продолжать учить работать в коллективе. Развивать речь, воображение | 1 | |
май | Создание модели «Движущийся спутник»» | Беседа «Что такое спутник?» Конструирование спутника. Активизировать словарь: кулачок, коронное зубчатое колесо, рычаг, ритм. | 1 |
«Программирование модели «Движущийся спутник» | Программирование модели спутника. Закреплять полученные навыки программирования. Учить изменять параметры, фиксировать результаты изменений. | 1 | |
Май | Выбор темы проекта. Занятие обсуждение. | Придумывание и обсуждение собственной модели. | 1 |
Создание самостоятельных проектов. Программирование. | Создание самостоятельных проектов (работа в группах), моделирование. Продолжать учить работать в парах и группах. | 3 | |
Программирование собственных моделей. | Программное программирование моделей. | 1 | |
Защита проектов. | Закреплять интерес к конструированию и конструктивному творчеству. | 2 |
2.3. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
Первый год | 14.09.22 | 31.05.22 | 36 | 72 | 72 | групповой |
Второй год | 14.09.22 | 31.05.22 | 36 | 72 | 72 | групповой |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Методическое обеспечение программы:
- презентации и учебные фильмы (по темам занятий)
- технологические карты (схемы сборки)
- учебно-методические разработки
- Комплект заданий
- Книга для учителя Lego Wedo 1.0, 2.0
Материально- технические условия:
классная комната
● мебель по количеству и росту детей
● компьютер с установленной операционной системой Windows,
● наличие программы Lego Education WeDo 1.0, 2.0
● наличие сети Internet
● наличие проектора
- наличие планетов
- конструктор UARO (базовый и ресурсные наборы)
- конструктор LEGO WeDo
- конструктор LEGO WeDo 2.0
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет:
∙ педагог Лубрикова Анастасия Геннадьевна, прошедшая курсы повышения квалификации:
- «Конструирование и проектная деятельность в ДОУ»
- «Использование информационных и коммуникационных технологий в сфере образования»
- «Основы обеспечения информационной грамотности детей»
- «Развитие STEM- компетентности детей дошкольного возраста в процессе LEGO-конструирования»
Список использованой литературы
- Комарова Л.Г. « Строим из ЛЕГО»
- Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2010. – 125 с.
- Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях
- введения ФГОС. Пособие для педагогов
- Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1973. – 80 с.
- Ташкинова Л. В. Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 230-232.
- Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2012 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по художественному творчеству в детском саду
Программа дополнительного образования по художественному творчеству в детском саду "Разноцветный калейдоскоп"...
Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития «Фабрика детского сада» для детей 5-6 лет.
Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчест...
LEGO-конструирование и робототехника в детском саду.
LEGO-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: «Конструирование и робототехника в детском саду» «Детальки»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Т...
Приказ об утверждении программ дополнительного образования "КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА"
приказ об утверждении программ дополнительного образования...
Образовательная программа дополнительного образования детей по робототехнике «Крохотными шажками в мир технологий»
Образовательная программадополнительного образования детей по робототехнике«Крохотными шажками в мир технологий»...