Выступление на тему: «Значение изучения сказок народов мира для речевого, мыслительного развития и воспитания старшего дошкольника»
консультация (старшая группа) на тему
Выступление на тему:
«Значение изучения сказок народов мира
для речевого, мыслительного развития и воспитания старшего дошкольника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_narodov_miraa.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
«Значение изучения сказок народов мира
для речевого, мыслительного развития и воспитания старшего дошкольника»
Выполнила: воспитатель группы
комбинированной направленности
МБДОУ детский сад № 215
Горохова Галина Александровна
г. Нижний Новгород
2014год.
Сказка – это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Как справедливо писал А. С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Сложно представить себе жизнь ребенка без сказок.
Актуальность нашей работы заключается в том, что сегодня стали незаслуженно забываться и недооцениваться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. На первые позиции все увереннее и масштабнее выходят комиксы, мультфильмы, компьютерные игры… А между тем бесполезность, а зачастую и серьезная опасность пристращения к ним детей не всеми до конца осознается. Сказки же представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, расширяют горизонт познаний ребенка, то есть имеют огромное вневременное значение. В связи с этим отказ от данного метода воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением.
В нашей работе мы более подробно подойдем к вопросу значения изучения сказок народов мира для воспитания, речевого и мыслительного развития старшего дошкольника. Так чем же кроме привлекательности формы и содержания полезны сказки?
Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Используя на занятиях сказки народов мира, педагог расширяет представления ребенка о мире, воспитывает уважительное и бережное отношение к другим народам, чувство любви к Родине и ощущение ее неповторимости. Читая сказки самых разных народов, ребенок узнает, что в каждом из них, при всей их непохожести, живут одни и те же нравственные законы: добра, справедливости, сострадания к слабым, помощи ближним, дружбы, преданности, совести и другие.
Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою».
В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. В действиях и поступках сказочных героев всегда противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости, честность – лживости, отзывчивость – черствости и т. д. И к каждой этой нравственной категории выражено отношение автора и сказочных героев. Симпатии детей привлекает все доброе и бескорыстное. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. Так сказка воспитывает.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должна быть хорошо развита речь. То, насколько хорошо ребенок в подготовительной группе владеет связной речью, может говорить о том, насколько легко и успешно он будет учиться. Развитие связной речи на занятиях с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Присущая сказкам необычайная простота, яркость, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы выдвигают их как фактор развития связной речи детей на первенствующее место.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказки являются для ребенка примером правильной, образной, богатой речи.
Опыт работы со сказками народов мира
В своей работе со сказками народов мира в подготовительной группе мы использовали:
1. Чтение или рассказывание одной сказки.
2. Чтение нескольких сказок, объединенных единой тематикой или единством образов. На таких занятиях объединяется новый и уже знакомый материал.
3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
А) чтение сказки и рассматривание репродукций с картины известного художника;
Б) чтение в сочетании с музыкой.
На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.
4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
А) чтение и рассказывание с игрушками;
Б) настольный театр (картонный или фанерный);
В) кукольный и теневой театр, фланелеграф;
Г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
5. Чтение как часть занятия по развитию речи:
А) оно могло быть логически связано с содержанием занятия;
Б) чтение могло быть самостоятельной частью занятия.
Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки осуществлялась по-разному. Например: мы помещали в книжном уголке новую книгу или отдельно рисунки художников к этой сказке. Дети, рассматривая иллюстрации, пытались определить, что это за сказка, о чем она. В начале занятия мы расспрашивали детей об их предположениях, хвалили за наблюдательность, догадливость. А затем называли произведение.
Либо мы в начале занятия мы демонстрировали игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки, и малознакомые детям, помогали запомнить их названия, объясняли назначение, рассказывали об особенностях.
Занимались речевой работой. Например, перед чтением русской народной сказки «Заяц-хваста» говорили: «Стоит дом-великан. “Не дом, а домище!” - восхищаются прохожие». И предлагали детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы, по аналогии. Просили заканчивать фразы, которые мы будем произносить («У кота усы, у тигра? – усищи, у кота лапа, у льва? – лапища»). Объясняли, что слова усищи, лапищи принадлежат зайцу – герою новой сказки «Заяц-хваста».
Далее по названию сказки предлагали сочинить ее начало. Затем просили придумать концовку.
В работе со сказкой часто использовали присказки, традиционные концовки, зачины (например: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»), чтобы дети могли почувствовать особенный колорит жанра сказки.
После чтения (рассказывания) сказки мы проводили беседу, которая помогала детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковые особенности сказки.
В то же время мы стремились, чтобы беседа по содержанию сказки не заслоняла от ребенка саму сказку, а как бы «высветляла» ее, повернув к малышу всеми гранями. Ведь чтобы ребенок наслаждался сказкой, нужно чтобы он хорошо понимал ее.
Приемы, используемые в беседах по сказкам
Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам. Условно их можно разделить на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и языки сказки.
Приемы первой группы:
1. Вопросы. Они должны быть разнообразными по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.
- Какая лиса в сказке «Волк и лиса»? – спрашивает педагог. - И только-то?
И воспитатель зачитывает отрывок, в котором раскрывается характер лисы. Дети приходят к выводу, что лиса еще и хитрая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса…
Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, просит рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Он может также спросить: «Как вы думаете, почему так случилось?» Это даст детям возможность порассуждать, разовьет их мыслительную активность и упрочит интерес к прочитанному.
Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?».
2. Рассматривание иллюстраций и беседа по ним. Они накапливают у дошкольников представления о том, как рисунки художников помогают понять произведение. С помощью этого приема дошкольники учатся вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки. Для старших дошкольников важными оказываются те картинки, в которых ярче представлены действия и взаимоотношения персонажей, позволяющие понять нравственную сущность их поступков.
Важным в описании картинки является вопрос, с которым взрослый обращается к рисунку. Спрашивая о том, что изображено, взрослый ориентирует ребенка на перечисление нарисованных предметов. Вопрос «что делают на картинке»? приводит ребенка к раскрытию функциональных связей, то есть действий персонажей. На просьбу «расскажи о событиях, изображенных на картинке» ребенок, пытаясь их понять, истолковать, дает связные высказывания. Он определяет центр, ядро картинки, устанавливает пространственное местоположение предметов, различные видимые и предполагаемые логические взаимосвязи между ними, воспринимает рисунок как целое.
Если ребенок дает картинке название, выраженное одним-двумя словами, то он обобщает увиденное, относит конкретный предмет или событие к соответствующей группе. В таком описании рисунка прослеживаются взаимосвязи восприятия, мышления и речи, анализа и синтеза.
3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Снегурочка? Какие у нее глаза? Каким цветом сапоги у твоего кота, почему? Почему он сказочный, а не такой, как обыкновенный домашний кот?» и т. п.).
В свободное от занятий время дошкольникам предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана.
Приемы второй группы:
1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.
2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.
3. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее)?».
4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса.
Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница - комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения; вопрос к детям о значении слова.
Хорошо подходить к работе со сказкой нетрадиционно. Можно просить детей преобразовывать ход повествования: придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации (а что будет, если...), смешивать несколько сюжетов или героев разных сказок в один и т. д. Все это активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает его воображение, тренирует речевую активность, помогает выстраивать речь логически, последовательно, заинтересовывает в рассказывании.
Проводя занятия по изучению сказок народов мира, хорошо чтение (рассказывание) сказки в простой и доступной для детей форме сопровождать рассказом (если есть возможность, и наглядностью) о природе этой страны, о людях (показать национальные костюмы и традиционное жилье), обычаях и культуре и т. п. Это расширяет кругозор детей, заинтересовывает их и настраивает на дальнейшее слушание сказки.
На занятиях по изучению сказок народов мира нужно непременно подчеркивать, что сказка как жанр присуща самым разным народам, что у каждого народа есть свои национальные сюжеты, а есть и так называемые «бродячие» сюжеты – это один и тот же сюжет, который встречается в сказках разных народов и отличается какими-то своими местными особенностями и деталями – т. е. это фактически поле для фантазии каждого народа. Например, в сказках разных стран - множество историй о мачехе и падчерице, о похищении жен и девушек, о скатерти-самобранке и т. п.
Узнавая через сказки народов мира о его широте и многогранности, ребенок понимает своеобразие и неповторимость собственной Родины. Дети узнают, что в мире множество разных народов, каждый неповторим и самобытен, но в каждом есть понятие о совести, дружбе, взаимопомощи, что отчетливо отражается в их сказках. На занятиях по сказкам народов мира дети учатся миролюбию, любви и уважению к другим народам и культурам.
Таким образом, значение изучения сказок народов мира для речевого, мыслительного развития и воспитания старшего дошкольника огромно, и пренебрегать таким серьезным, многовековым опытом воспитания подрастающего поколения неразумно. Напротив, необходимо как можно больше и чаще работать со сказкой, ведь в ней сосредоточена вся накопленная мудрость и национальный колорит народа. Сказка словно специально создана для ребенка. Его сознание само «требует» сказки, так как у него преобладает эмоционально-чувственное восприятие мира, а сказка говорит детским языком, и – удивительно: не уча напрямую, учит, воспитывает ребенка, своей удивительной формой развивает его речь, содержанием – мышление и воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Подвижные игры народов севера, как средство развития физических качеств старших дошкольников"
МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах» ПРОЕКТ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» Составител...
Проект педагогической технологииТема: «Познавательное развитие и воспитание старших дошкольников через совместную работу ДОУ и семьи по знакомству с Санкт-Петербургом»
Проект предусматривает знакомство детей с Санкт-Петербургом Разработан план НОД и продуктивно-художественной деятельности,а также работа с родителями...
Программа саморазвития по теме: "Художественно- эстетическое конструирование из бумаги, как средство развития творческих способностей старших дошкольников»
Программа саморазвития с целями, задачами и планом на год....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ!» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание) (старший дошкольный возраст)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:«ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ!»ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание)(старший дошкольный возраст)...
Тема самообразования «Изучение литературы, методов и приемов по развитию мелкой моторики у дошкольников»
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источн...
Перспективный план на год по развитию патриотического воспитания старших дошкольников
План создан на год в виде краткосрочных проектов, которые связаны между собой. План направлен на развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, на изучение народных традиций своего края. ...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕД. СОВЕТЕ ПО ТЕМЕ: "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в процессе музыкального воспитания старших дошкольников."
СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОМФОРТНОГО СОСТОЯНИЯ воспитанников в ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....