Перспективное планирование дидактических игр по экологии во всех возрастных группах ДОУ
календарно-тематическое планирование на тему

Тихомирова Галина Васильевна

Перспективное планирование дидактических игр по экологии во 2 – ой младшей группе.

Месяц

Название игры, программные задачи

Месяц

Название игры, программные задачи

Сентябрь

«Посади огород» - овладение действием замещения.
«Узнай  на вкус» - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький)
«Угадай растение по описанию» - умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность
«Найди листок, какой покажу» - учить детей находить листочки по показу.
«Лото» -упражнять в умении объединять предметы по месту их произрастания
«Сложи картинку» (пейзажные) – учить собирать из частей целое изображение
«Да и нет»  (игр. упр)-  закрепить знания о частях тела котенка и какие звуки он издает

Октябрь

«Такой листок, лети ко мне» - упражнять в нахождении листьев по сходству
«Раз, два, три – дерево назови» (береза, сосна, рябина) –закрепить названия деревьев
«Собери дерево из частей» - учить собирать из частей целое (синтез)
«Где, спряталась матрешка» - закрепить названия растений, воспитывать любознательность.
«Найди, о ком расскажу» - воспитывать умение находить животное по его характерным признакам.
«Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты) – закреплять умение называть овощи и фрукты.
«Угадай по запаху» (овощи, фрукты) – учить определять овощи и фрукты по запаху.

Ноябрь

«Отгадай мою загадку» (о животных леса)- учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.
«Кто, что любит» (домашние животные) - уточнить представления детей о том, чем питаются домашние животные.
«Угадай, что в руке» (игр.упр)- учить узнавать названный предмет, с помощью одного из анализаторов.
«Когда это бывает» -  учить по словесному описанию, находить нужные картинки.
«Угадай, чей хвост» - закреплять умение различать и называть животных, развивать способность анализировать.
«Найди растение похожее на травку» - по словесному указанию находить нужное растение. закреплять название  комнатных растений.

Декабрь

«Так бывает или нет?» - закреплять знания о временах года.
«Какое время года» - учить отгадывать загадки по характерным признакам.
«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования) – закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.
«Сложи картинку» (изображения лисы и зайца) – учить собирать из частей целое (синтез)
«Где, спряталась рыбка» - развивать умение анализировать, закреплять названия растений.
«Научи мишку мыть растение» - учить детей ухаживать за растениями
«Да или нет» - закрепить знания о частях тела собаки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование дидактических игр по экологии во 2 – ой младшей группе.

Месяц

Название игры, программные задачи

Месяц

Название игры, программные задачи

Сентябрь

«Посади огород» - овладение действием замещения.
«Узнай  на вкус» - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький)
«Угадай растение по описанию» - умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность
«Найди листок, какой покажу» - учить детей находить листочки по показу.
«Лото» -упражнять в умении объединять предметы по месту их произрастания
«Сложи картинку» (пейзажные) – учить собирать из частей целое изображение
«Да и нет»  (игр. упр)-  закрепить знания о частях тела котенка и какие звуки он издает

Октябрь

«Такой листок, лети ко мне» - упражнять в нахождении листьев по сходству
«Раз, два, три – дерево назови» (береза, сосна, рябина) –закрепить названия деревьев
«Собери дерево из частей» - учить собирать из частей целое (синтез)
«Где, спряталась матрешка» - закрепить названия растений, воспитывать любознательность.
«Найди, о ком расскажу» - воспитывать умение находить животное по его характерным признакам.
«Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты) – закреплять умение называть овощи и фрукты.
«Угадай по запаху» (овощи, фрукты) – учить определять овощи и фрукты по запаху.

Ноябрь

«Отгадай мою загадку» (о животных леса)- учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.
«Кто, что любит» (домашние животные) - уточнить представления детей о том, чем питаются домашние животные.
«Угадай, что в руке» (игр.упр)- учить узнавать названный предмет, с помощью одного из анализаторов.
«Когда это бывает» -  учить по словесному описанию, находить нужные картинки.
«Угадай, чей хвост» - закреплять умение различать и называть животных, развивать способность анализировать.
«Найди растение похожее на травку» - по словесному указанию находить нужное растение. закреплять название  комнатных растений.

Декабрь

«Так бывает или нет?» - закреплять знания о временах года.
«Какое время года» - учить отгадывать загадки по характерным признакам.
«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования) – закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.
«Сложи картинку» (изображения лисы и зайца) – учить собирать из частей целое (синтез)
«Где, спряталась рыбка» - развивать умение анализировать, закреплять названия растений.
«Научи мишку мыть растение» - учить детей ухаживать за растениями
«Да или нет» - закрепить знания о частях тела собаки.

Январь

«Кто, чем питается зимой» (дикие животные) - уточнить представления детей о том, чем питаются  дикие животные зимой. 
«Кто, где живет»(лото с элементами моделирования) – закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания.
«Сложи картинку из 4 частей (птицы) - учить собирать из частей целое (синтез)
«Кого не стало (дом. животные) – развивать наблюдательность, закреплять названия дом. животных.
«Найди то, о чем расскажу» (овощи, фрукты) – учить находить предмет по словесному описанию.
«Что мы делали сначала, что потом») (уход за комнатными растениями) - формировать элементарные знания детей по уходу за комнатными растениями. 
«Чей детеныш» (дом. животные) - учить называть животных и  их детёнышей.

Февраль

«Что, умеет делать рыбка»( слов, игра) - закреплять знания детей о повадках животных
«В зимней столовой» - закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
«Птички» (игр.упр) – упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.
« Узнай по голосу, какая это птичка» - закрепить представления детей об издаваемых птицами звуках. Закрепит названия птиц.
«Угадай растение по описанию» (комнатные растения) - умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность
«Кто, что любит» (дикие животные) - уточнить представления детей о том, чем питаются дикие животные.
«Кто ползает. летает, прыгает» - закреплять знания детей о способе передвижения животных.

 Март

«Когда это бывает» (загадки) - учить отгадывать загадки по характерным признакам.
«Какая сегодня погода» (сюжетные картинки) – учить по описанию выбирать нужные картинки.
«Найди маму» (дикие животные) - учить называть животных и  их детёнышей. Подбирать парные картинки.
«Узнай по вкусу» (овощи и фрукты) - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький)
«Вороны» (слов игра) – развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами.

Апрель

«Цветы цветут» (лото) – учить подбирать парные картинки.
«Отбери и назови цветы, которые ты знаешь» - закреплять название цветов.
«Птицы, которые прилетают весной» - закрепить знания детей о перелетных птицах и их названия.
«Где спряталась рыбка» - развивать умение анализировать, закреплять названия растений.
«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования) - закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.
«Угадай, где что растет» - формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи , фрукты, цветы.

Май

«Найди дерево по описанию» - умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность
 «Кто, где живет» (с элементами моделирования) - закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания.
«Собери цветок из частей» - учить собирать из частей целое (синтез). Закреплять названия частей растения.
«Кто, как двигается» (с элементами моделирования) -  закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения. (ноги, крылья, плавники).
«Чья это тень» - закреплять названия животных, учить определять животное по силуэту.
«Найди ошибку» (сюжетные картинки) – развивать внимание, учить находить ошибки в изображении времен года.

 

Перспективное планирование дидактических игр по экологии в средней группе.

Месяц

Название игры, программные задачи

Месяц

Название игры, программные задачи

Сентябрь

«Что, где растет» - формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи , фрукты, цветы.
«Вершки и корешки» -закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых съедобны и вершки и корешки.
«Найди цветок, какой покажу» - учить детей находить цветы по показу.
«Четвертый лишний»(овощи) – учить замечать ошибки , развивать наблюдательность.
«Что сажают в огороде» - учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту их произрастания)
«Определи на вкус» - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький)
«На птичьем дворе» - Учить детей узнавать и называть домашних птиц. (утка, курица, петух, индюк, селезень)

Октябрь

«Раз, два, три – дерево назови» (береза, дуб, клен, ель, рябина) – закреплять название деревьев.
«К дереву беги» - ,закреплять знания о деревьях которые растут на участке; учить быстро ориентироваться в них находить нужное дерево.
«Кто живет в лесу» - закреплять знания о животных живущих в лесу
«Кто знает, пусть продолжает) – учить подбирать слова к обобщающему слову (насекомые – это…)
 «Найди листок, какой покажу» - учить находить листок по показу.
«Кто в домике живет» - закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

Ноябрь

«Кто во что одет?»(лото с элементами моделирования) -закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.
«Кто с хозяином живет, что хозяину дает» - закреплять знания о домашних животных, и пользе которую они приносят.
«С какой ветки детки» -  закреплять знания о названии деревьев о плодах, 
«Отгадай загадки о животных» - учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова. 
«Сложи картинку» (времена года) - учить собирать из частей целое (синтез). Закреплять знания о временах года
«Почему заяц зимой белый) (лог. упр) – формировать представление о приспособленности зверей к трудной зимовке.
«Опиши, я отгадаю» (овощи , фрукты) – развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Декабрь

«Охотник и пастух» - упражнять детей в группировке диких и домашних животных.
«Когда это бывает (части суток) – закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток; утро, день, вечер, ночь.
«Кто в домике живет (сл.игра) - закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.
«В магазине растений» закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.
« Кто живет у нас зимой» (зимующие птицы) - закрепить знания детей о зимующих птицах нашего края и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
«Какое время года» - учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года;
«Угадай, что съел» - определять по вкусу и называть съеденный овощ или фрукт.

 

Январь

«Разрезанные картинки» (дом. животные) – закреплять знания о строении домашних животных.
«Кто, где живет» (насекомые) – закреплять знания о насекомых (бабочке, муравье, пчеле, червяке) месте их обитания.
«Кто, кем будет» - учить определять по первоначальной стадии развития кто кем будет.
«Бывает или не бывает» - Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
«Зоологическое лото» - упражнять в умении объединять предметы по месту их обитания.
«Чудесный мешочек» (овощи и фрукты) – учить определять овощи и фрукты на ощупь.
«Все по домам» - учить по внешнему виду домика, определять животное в нем живущее.

Февраль

«Чьи детки» (дом. и дик. животные) - учить называть животных и  их детёнышей.
«Отгадай загадки об овощах» - учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова. 
 «Найди по названию» (птицы) – закреплять знания о птицах, развивать слуховое восприятие.
«Где, спряталась матрешка» - закрепить названия растений, воспитывать любознательность.
«Когда это бывает»  - уточнять и углублять знания о временах года.
«Кто с хозяином живет, что хозяину дает» - закреплять знания о домашних животных, и пользе, которую они приносят.

Март

«Помоги малышам» - учить называть животных и  их детёнышей. Подбирать парные картинки.
«Магазин цветов» (комнатные растения) - учить описывать растение, который надо купить.
« Съедобное или несъедобное» - закреплять знания о съедобных и несъедобных растениях.
«Узнай по голосу» - учить определять птицу по характерным звукам голоса.
«Чей хвост» - развивать способность анализировать, закреплять умение называть и различать животных.
«Кого не стало» - развивать наблюдательность, закреплять названия дом. животных.

 

Апрель

«Где, спряталась матрешка» - закрепить названия растений, воспитывать любознательность.
«Какую пользу приносит» (дом. животные) - закреплять знания о домашних животных, и пользе, которую они приносят.
«Отгадай загадки о птицах» - учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова. 
«Опиши, мы отгадаем» - учить детей классифицировать растения по их признакам.
«Найди дерево по описанию» - учить находить деревья по описанным характерным признакам.
«А что потом» - закреплять знания детей о частях суток; о деятельности детей в разное время дня.

Май

«Магазин «Цветы»»  (садовые растения)- учить описывать цветок, который надо купить.
«Четвертый лишний» (дикие животные) - учить замечать ошибки , развивать наблюдательность.
«Парные картинки» (рыбы) – воспитывать

 


Перспективное планирование дидактических игр по экологии в старшей и подготовительной группе.

Месяц

Название игры, программные задачи

Месяц

Название игры, программные задачи

Сентябрь

«Собери урожай» - научить детей разным способам различения даров полей, садов. Воспитывать уважение и интерес к с/х труду.
«Помоги расселить насекомых» - закрепить знания детей о насекомых.
«Созрело -  не созрело» - научить определять спелость овощей и фруктов по внешним признакам.
«Собери картинку» (листья) – упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей. Через содержание картинок закрепит знания о деревьях.
«Вершки и корешки» - закрепит знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды -  вершки, что у некоторых плодов съедобны и вершки и корешки.
«Угадай на вкус»  - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький)
« Какая работа осенняя» (сюжетные картинки) - - учить детей выбирать из предложенных картинок те, на которых изображен труд людей в осенний период.

 

Октябрь

«Что за птица» наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие.
«Отбери и назови цветы, которые знаешь» - закреплять умение различать и называть цветы.
«Охотник и пастух» - упражнять детей в группировке диких и домашних животных.
«Найди в букете, такой же цветок» - учить находить листок по показу. Закреплять названия цветов.

 - классифицировать птиц по среде обитания(лес, водоем, открытое пространство.
«Кто где живет»  - 
«Что сначала, что потом?» (жизненный круг муравьиной матки) – закрепит этапы жизненного круга муравьиной матки.
«Компот из садовых ягод» - закрепить знания детей о садовых ягодах учить различать садовые ягоды.
«За грибами, за ягодами» - формировать знания о грибах и ягодах; учить различать съедобные и несъедобные грибы, лесные ягоды.
«Отбери животных, которые живут под землей» - познакомит детей с обитателями подземного мира.
«Как сделали томатный сок» (последовательность) – формировать знания о процессе приготовления томатного сока.
« Отгадай название цветка» - учить отгадывать загадки; закреплять знания о садовых цветах.

Ноябрь

«Лес – многоэтажный дом» (расселение животных) - - закрепить знания детей о лесе как природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.
«Как  лес помогает человеку» - закрепить знания детей о, том как лес помогает человеку.
«Зоологическое домино» - закреплять знания детей о животных средней полосы.
«Отгадай загадку» (о растениях) – учить по характерным признакам, угадывать растения.
«Что нам осень принесла» - формировать знания об осенних изменениях в природе, о дарах природы, которые бывают только осенью.
«Что может делать вода» - закреплять свойства воды
«Угадай погоду» - закреплять знания о погодных условиях, развитие наглядно  - схематического мышления.

 

Декабрь

«Овощехранилище» - закрепить знания о хранении овощей.
«Найди и покорми зимующих птиц» - учить различать зимующих птиц, подбирать корм птицам.
«Пищевые цепочки» - закрепить знания детей о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы.
«Рыбаки» - закреплять знания об обитателях водоемов.
«Природа и человек» - 
« Угадай от какого дерева  - семена» - учить по виду семени, определять дерево.
«Птицы, рыбы, звери»
«Времена года» -  проверить умение детей последовательно называть времена года.

Январь

«Где, чей хвост» - Учить детей по форме хвоста определять животное.
«Найди одинаковые снежинки» - учить, по характерным признакам подбирать пару.
«Съедобное – несъедобное» - напомнить о том, что овощные культуры выращивают для питания, что у одних в пищу идет надземная часть -  вершки, у других подземная – корешки.
«Ящик ощущений» - учить на ощупь определять объекты природы и неприроды.
«Кто, как зимует» - закрепить знания детей о зимовке домашних и диких животных.
«Отгадай, что за растение»  (комнатные растения)- учить детей по описанию, отгадывать комнатное растение.
«Что сначала, что потом» (этапы развития лягушки) – закрепить знания  о процессе формирования лягушки.
«Так бывает или нет» (сезонные явления) - Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

 

Февраль

«Делать этого нельзя, знаешь ты, и знаю я…» - закрепить правила поведения в природе.
«От зернышка до булочки»(процесс выращивания булочки) – закрепить знания детей о процессе выращивания хлеба.
«Кто чем питается» - учить детей классифицировать животных по способу питания (травоядные, хищники, всеядные)
«Помести животное в его зону» (животные жарких и северных стран) – учить классифицировать животных по месту их обитания.
«Растения и животные Красной книги» -  закреплять знания детей о животных и растениях находящихся на грани исчезновения.
«Что к чему» - развивать умение классифицировать. Учить отличать объекты природы и рукотворного мира.
«Сок» - закреплять знания о том, что из фруктов можно приготовить вкусный сок; учить определять фрукты на ощупь; образовывать прилагательные от существительных.
« Назови меня» - уточнить знания о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных.

Март

«Кто летает, прыгает, плавает» - развивать слуховое внимание, различать и называть животных по способу передвижения.
«Кто, кем будет» - развивать умственные способности; закрепить знания о животных и их детенышах.
«Четвертый лишний» - учить различать месяцы в году.
« Скажи какой» - научить, по определённым признакам, узнавать предметы, называть вкусовые качества, цвет.
«Где что растет» (лото) - - формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи , фрукты, цветы.
 «Загадки о насекомых» - учить по характерным признакам, угадывать насекомых.
«Вини – Пух идет за медом» - уточнить представления дошкольников о меде и медоносных растениях; воспитывать бережное отношение к цветущим растениям.

 

Апрель

«Как растет растение» - закреплять этапы роста и развития растений.
«Угадай по описанию» (перелетные птицы) – 
«Почтальон принес посылку» - 
«Домашние и дикие животные» (лото) – закреплять умение систематизировать животных по месту обитания.
«Цветочный магазин» - учить детей описывать нужное им растение.
«Что сначала, что потом» (развитие бабочки) - закрепить знания  о процессе формирования бабочки.
«Грибы» - дать детям представление о правилах сбора грибов; рассказать об их разнообразии, о том, что среди грибов есть не только съедобные, но и очень ядовитые.
«Загадай, а мы отгадаем» -

Май

«Кормушка для птиц» - воспитывать у детей чувство доброты; приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними 
«Угадай, какое дерево» - учить детей по характерным признакам определять деревья, уметь описывать их.
«Собери букет» - учить детей различать садовые, полевые и лесные цветы.
«Угадай дерево по листу и плоду» - учить по виду семени, определять дерево.
«Четвертый лишний» (домашние животные) – учить замечать ошибки , развивать наблюдательность.
«Летающие семена» - учить классифицировать семена на косточковые и летающие.
«Живое – не живое» - учить классифицировать объекты живой и неживой природы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень дидактических по экологии для всех возрастных групп

Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения,  гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убежде...

Перспективное планирование дидактических игр по экологии в старшей группе

Перспективное планирование дидактических игр по экологии в старшей группеНазвание игры, программные задачиМесяцНазвание игры, программные задачи «Собери урожай» - научить детей разным способ...

Перспективное планирование дидактических игр по экологии в младшей группе.

Перспективное планирование дидактических игр по экологии в младшей группе....

Программно-методическая разработка. Планирование дидактических игр по экологии для всех возрастных групп.

Программно-методическая разработка. Планирование дидактических игр по экологии для всех возрастных групп.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление пе...