Перспективное планирование дидактических игр по экологии в старшей группе |
Месяц | Название игры, программные задачи | Месяц | Название игры, программные задачи |
Сентябрь | «Собери урожай» - научить детей разным способам различения даров полей, садов. Воспитывать уважение и интерес к с/х труду. «Помоги расселить насекомых» - закрепить знания детей о насекомых. «Созрело - не созрело» - научить определять спелость овощей и фруктов по внешним признакам. «Собери картинку» (листья) – упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей. Через содержание картинок закрепит знания о деревьях. «Вершки и корешки» - закрепит знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды - вершки, что у некоторых плодов съедобны и вершки и корешки. «Угадай на вкус» - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький) « Какая работа осенняя» (сюжетные картинки) - - учить детей выбирать из предложенных картинок те, на которых изображен труд людей в осенний период. | Октябрь | «Что за птица» - классифицировать птиц по среде обитания(лес, водоем, открытое пространство. «Кто где живет» - «Что сначала, что потом?» (жизненный круг муравьиной матки) – закрепит этапы жизненного круга муравьиной матки. «Компот из садовых ягод» - закрепить знания детей о садовых ягодах учить различать садовые ягоды. «За грибами, за ягодами» - формировать знания о грибах и ягодах; учить различать съедобные и несъедобные грибы, лесные ягоды. «Отбери животных, которые живут под землей» - познакомит детей с обитателями подземного мира. «Как сделали томатный сок»(последовательность) – формировать знания о процессе приготовления томатного сока. « Отгадай название цветка» - учить отгадывать загадки; закреплять знания о садовых цветах. |
Ноябрь | «Лес – многоэтажный дом» (расселение животных) - - закрепить знания детей о лесе как природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них. «Как лес помогает человеку» - закрепить знания детей о, том как лес помогает человеку. «Зоологическое домино» - закреплять знания детей о животных средней полосы. «Отгадай загадку» (о растениях) – учить по характерным признакам, угадывать растения. «Что нам осень принесла» - формировать знания об осенних изменениях в природе, о дарах природы, которые бывают только осенью. «Что может делать вода» - закреплять свойства воды «Угадай погоду» - закреплять знания о погодных условиях, развитие наглядно - схематического мышления. | Декабрь | «Овощехранилище» - закрепить знания о хранении овощей. «Найди и покорми зимующих птиц» - учить различать зимующих птиц, подбирать корм птицам. «Пищевые цепочки» - закрепить знания детей о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы. «Рыбаки» - закреплять знания об обитателях водоемов. «Природа и человек» - « Угадай от какого дерева - семена» - учить по виду семени, определять дерево. «Птицы, рыбы, звери» «Времена года» - проверить умение детей последовательно называть времена года. |
Январь | «Где, чей хвост» - Учить детей по форме хвоста определять животное. «Найди одинаковые снежинки» - учить, по характерным признакам подбирать пару. «Съедобное – несъедобное» - напомнить о том, что овощные культуры выращивают для питания, что у одних в пищу идет надземная часть - вершки, у других подземная – корешки. «Ящик ощущений» - учить на ощупь определять объекты природы и неприроды. «Кто, как зимует» - закрепить знания детей о зимовке домашних и диких животных. «Отгадай, что за растение» (комнатные растения)- учить детей по описанию, отгадывать комнатное растение. «Что сначала, что потом» (этапы развития лягушки) – закрепить знания о процессе формирования лягушки. «Так бывает или нет» (сезонные явления) - Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. | Февраль | «Делать этого нельзя, знаешь ты, и знаю я…» - закрепить правила поведения в природе. «От зернышка до булочки»(процесс выращивания булочки) – закрепить знания детей о процессе выращивания хлеба. «Кто чем питается» - учить детей классифицировать животных по способу питания (травоядные, хищники, всеядные) «Помести животное в его зону» (животные жарких и северных стран) – учить классифицировать животных по месту их обитания. «Растения и животные Красной книги» - закреплять знания детей о животных и растениях находящихся на грани исчезновения. «Что к чему» - развивать умение классифицировать. Учить отличать объекты природы и рукотворного мира. «Сок» - закреплять знания о том, что из фруктов можно приготовить вкусный сок; учить определять фрукты на ощупь; образовывать прилагательные от существительных. « Назови меня» - уточнить знания о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных. |
Март | «Кто летает, прыгает, плавает» - развивать слуховое внимание, различать и называть животных по способу передвижения. «Кто, кем будет» - развивать умственные способности; закрепить знания о животных и их детенышах. «Четвертый лишний» - учить различать месяцы в году. « Скажи какой» - научить, по определённым признакам, узнавать предметы, называть вкусовые качества, цвет. «Где что растет» (лото) - - формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи , фрукты, цветы. «Загадки о насекомых» - учить по характерным признакам, угадывать насекомых. «Вини – Пух идет за медом» - уточнить представления дошкольников о меде и медоносных растениях; воспитывать бережное отношение к цветущим растениям. | Апрель | «Как растет растение» - закреплять этапы роста и развития растений. «Угадай по описанию» (перелетные птицы) – «Почтальон принес посылку» - «Домашние и дикие животные» (лото) – закреплять умение систематизировать животных по месту обитания. «Цветочный магазин» - учить детей описывать нужное им растение. «Что сначала, что потом» (развитие бабочки) - закрепить знания о процессе формирования бабочки. «Грибы» - дать детям представление о правилах сбора грибов; рассказать об их разнообразии, о том, что среди грибов есть не только съедобные, но и очень ядовитые. «Загадай, а мы отгадаем» - |
Май | «Кормушка для птиц» - воспитывать у детей чувство доброты; приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними «Угадай, какое дерево» - учить детей по характерным признакам определять деревья, уметь описывать их. «Собери букет» - учить детей различать садовые, полевые и лесные цветы. «Угадай дерево по листу и плоду» - учить по виду семени, определять дерево. «Четвертый лишний» (домашние животные)– учить замечать ошибки , развивать наблюдательность. «Летающие семена» - учить классифицировать семена на косточковые и летающие. «Живое – не живое» - учить классифицировать объекты живой и неживой природы. | |