Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми на октябрь. Тема недели: «Осень. Признаки осени. Деревья осенью».
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Распределение тем на месяц ОКТЯБРЬ
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Тема: «Осень. Признаки осени. Деревья осенью» | Тема: «Сад. Фрукты» | Тема: «Лес. Грибы и лесные ягоды» |
Образовательная область «Речевое развитие»
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Задачи. Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Цель. Развивать связную речь детей, закреплять в активной речи вежливые выражения, продолжать работу над использованием в речи родительного падежа имен существительных. Помочь освоению детьми речевых конструкций разного типа; развивать монологическую речь, закреплять умение составлять полные предложения; развивать освоение смысловой стороны слова. Воспитывать умение выслушать друг друга.
Дидактические игры | |
«Что перепутал художник?» «Хорошо – плохо» «Кто, где живет?» «Скажи по-другому» | «Говорящий кубик» «Кольца Луллия» «Назови одним словом» «Какой? Какая? Какое?» |
ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Задачи. Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из 2 -3 слов (без предлога).
Цель. Научить образовывать и использовать в экпрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные. Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экпрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлогов мужского и женского рода в прошедшем времени.
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат-, -ят-, глаголов с различными приставками.
Дидактические игры | ||
«Говорящий кубик» «Кольца Луллия» «Слушай и считай» | «Кто за деревом?» «Я начну, а ты продолжи» «Когда это бывает» | Домашние животные Дикие животные «Чей детеныш?» «Угадай, кто позвал» |
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
Задачи. Автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности. Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности. Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий.
Цель. Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
Дидактические игры | |
«Слушай и считай» «Назови гласные» «Раздели и забери» | «Назови первый (последний) звук» «Подбери правильно» «Что изменилось?» |
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Задачи. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Цель. Учить составлять рассказы – описания по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
Сюжетно – ролевые игры | Беседы | Игры – имитации | Картины, иллюстрации для рассматривания и обучения рассказыванию |
«Семья» «Дом моды» «Скорая помощь» (укусы, травмы) «Стоматологическая поликлиника» «Поле чудес» «Путешествие в лес» | 6.10 «Что нам осень подарила» 13.10 ««Что мне рассказало дерево» 20.10 «Что растет в огороде?» 27.10 «Чем богат лес» | 2.10 «Падают листья» 6.10 «Ежата» 9.10 « Покажи, я отгадаю» 13.10 «Котята» 16.10 «Труд в природе» 20.10 «Изобрази инструмент» 23.04 «Овощи» 27.04 «Совушка» 30.10 «Хитрая лисица» | «Осенний лес» «Мы играем в магазин» «Мы дежурим» «Овощи» «Фрукты» «Огород» «Сад» «Грибы» «Лесные ягоды» |
Образовательная область «Познавательное развитие»
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Задачи. Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
Цель. Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.
Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
Дидактические игры | ||
«Звуки музыки» «Музыкальное лото» «Угадай на слух» «Занимательная геометрия» «Мозаика» | «Угадай, кто позвал» «Найди пару» «Что изменилось» «Выложи узор» «Шнуровки» | игры с палочками Кюизнера, блоками Дъенеша «Мои помощники - глаза, уши, нос, язык, руки» «Радуга» (цвета спектра) |
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА.
Задачи. Расширять представления о родной стране как многонациональном государстве, государственных праздниках, родном городе и его достопримечательностях. Совершенствовать умение ориентироваться в детском саду и на участке детского сада. Формировать представления о родословной своей семьи.
Расширять представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны.
Формировать первичные экологические знания.
Цель. Обогащать представления детей о многообразии народов мира, некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях. Поддерживать интерес к изучению исторического прошлого родного города, страны.
Учить самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму. Учить сравнивать предметы по разным признакам.
Учить наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Конкретизировать представления об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, признаки хорошего состояния, способы удовлетворения потребностей). Формировать представления об осени, как времени года (похолодание, сокращение светового дня, холодные затяжные осадки). Систематизировать знания о временах года и частях суток.
Беседы | Дидактические игры | Экскурсии | Рассматривание иллюстраций, картин |
1.10 «Для чего дереву листья?» 8.10 «Что ты делаешь плохого?» 15.10 «Как готовятся звери к зиме» 22.10 «Как правильно вести себя в природе» 29.10 «Расскажи о своем дворе» | «Расскажу, где я живу», «Составь флаг» (пазлы) «С чьей ветки детки?» «Юный эколог» «Чей домик?» Лото «Родная природа» «Когда это бывает?» «Найди дерево по описанию» «Зимующие - перелетные» «Что это за птица?» | 2.10. Экскурсии за пределы детского сада 9.10 Экскурсия в березовую рощу 23.10 В поле | 3.10 «Натюрморт с корзиной яблок» 31.10 Л.Бродской «Опавшие листья», И.Горлов «Осень» Наша Родина - Россия», «Знакомство с государственными символами России». Рассматривание фото выставки «Москва – столица нашей Родины». |
Деятельность детей на прогулке
Наблюдение за объектами живой природы:
1. Наблюдение за кошкой.
Загадка: Эта загадка, зажмурившись сладко,
Любит рассказывать сказки,
Ходить возле коляски.
Хвостик – пушистый шнур.
Слушаешь сказку? Мур-р-р.
Примета: кошка жмется к батарее – к похолоданию; кошка прячет нос под лапкой – к морозу.
2. Наблюдение за домашними животными.
- Каких домашних животных вы знаете?
- Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением холодов?
- Как люди ухаживают за домашними животными?
- Чем отличается жизнь домашних животных от диких в осеннее время?
3.Наблюдение за поведением домашних животных, в зависимости от состояния погоды.
4. Наблюдение за насекомыми, местами их скопления.
Обратить внимание на отсутствие насекомых на улице. Почему они исчезли?
Примета: появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме; большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму.
Поговорка: «Осенняя муха сильнее кусает».
Наблюдение за птицами
1. Наблюдение за отлетом насекомоядных птиц.
Примета: осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой; поздний отлет птиц – к теплой зиме.
Поговорки и пословицы: «Всякая птица своим пером гордится»; «Всякая птица своим клювом сыта».
2. Наблюдение за воробьем.
Примета: воробьи в ненастную погоду весело чирикают – к ясной погоде.
Загадка:
Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет,
Хочет сделать шажок – получается прыжок. (Воробей)
3. Наблюдение за повадками птиц.
Примета: если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглаживает – к теплу. Журавль на юг не отбудет, мороза не будет!
4. Наблюдение за птицами.
Примета: вороны летают стаями и беспрерывно каркают – к дождю.
Поговорки и пословицы: «Гуси летят – зимушку на хвосте тащат».
5. Наблюдение за голубями.
Примета: птицы запели в дождь – к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: «И птица чует, что холод будет».
Наблюдение за растительным миром
1. Рассматривание и сравнение листьев клена и тополя.
Приметы: лист хоть и пожелтел, но опадает слабо – морозы наступят не скоро.
2. Наблюдение за однолетними и многолетними растениями.
У однолетних растений осенью отмирают стебли и корни, сохраняются лишь семена. У многолетних травянистых растений осенью отмирают все наземные части. Жизнь сохраняется в подземных, видоизмененных побегах, в корневищах, луковицах, которые служат «складом» питательных веществ.
3. Наблюдение за березами.
Приметы: если в октябре лист с березы и дуба опадет не полностью, будет холодная зима; если в начале октября лист с березы не опал – снег ляжет поздно.
Поговорки и пословицы: «Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени»; «Не суди о дереве по коре».
Загадка: Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Береза.)
4. Рассматривание семян деревьев.
Наблюдение за ролью ветра в распространении семян. С помощью чего семена разносятся по земле? (Крылышки, пух, колючки, парашютики.) как семена разносятся по участку?
Приметы: много рябины – к дождливой осени и сильным морозам зимой; мало рябины – к сухой осени.
Поговорки и пословицы: «В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подбирайся»; «Октябрь на пегой кобыле ездит: ни колеса, ни полоза не любит».
Загадка: Малые детки сидят на ветке,
Как подрастут – на землю упадут. (Семена)
5. Наблюдение за рябиной.
По каким характерным признакам можно узнать рябину? Какие пословицы и поговорки вы про нее знаете?
Наблюдение за явлениями неживой природы:
1. Наблюдение за туманом.
Объяснить, что туман – это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе.
2.Наблюдение за дождем.
Учить определять характер дождя: затяжной, мелкий, моросящий, скучный, холодный.
Поговорки и пословицы: «В октябре снег на мокрую землю выпал – к снежной зиме»
3.Наблюдение за небом (облачность)
Поговорки и пословицы: «Знать осень в октябре по грязи», «В октябре на одном часу и дождь и снег»
Загадки:
Белый-белый пароход над деревьями плывет,
Если станет синим, разразится ливнем. (Облака, туча.)
4.Наблюдение за первыми заморозками.
Загадка: В этот месяц, что ни год, нас встречает семь погод: сеет, веет, крутит, студит, свищет, вьюжит, сверху льет. (Октябрь)
Поговорки и пословицы: «Осенний иней образуется – к сухой и солнечной погоде, к теплу».
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель. Развивать у детей исследовательскую активность, умение организовывать эксперимент и получить результат; развивать представления о многообразии веществ и материалов окружающего мира, развитие ориентировки в их свойствах. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, воспитывать нравственные чувства, связанные с красотой природы.
Игры - эксперименты (на улице) | Игры - эксперименты (в уголке экспериментирования) |
2.10«Проверим слух» (Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» с.63) 6.10 «Ветер теплый или холодный» 9.10 «Наши помощниеки глаза» (Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» с.84) 13.10 Игры со светом – «Солнечные зайчики» 16.10 ««Фрукты: как их можно есть?» 20.10 Игры со светом – «Подаем сигналы фонариком» 23.10 «Чем нюхает червяк?» (Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» с.105) 27.10 «Песочные часы» - свойства песка 30.10 «Где растут грибы?» (Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» с.66) | 2.10. «Песчаный конус» 16.10. «Тонет – не тонет» 30.10. «Различная потребность комнатных растений во влаге, свете, тепле»» |
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Задачи. Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Совершенствовать навык сравнения групп множеств и их уравнивания разными способами. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости. Закрепить представления о смене времен года и их очередности, о смене частей суток и их очередности.
Цель. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы: «Сколько всего? Который по счету?». Совершенствовать навык отсчитывания предметов из большего количества в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой). Познакомить с составом числа из единиц в пределах 5. Учить понимать и обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому. Сформировать представление о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели.
Дидактические игры | |
Определение свойств и отношений предметов | «Числа и цифры». |
«Кто быстрее соберет блоки» «Раздели фигуры» «Назови фигуру» «Геометрическое лото» «Большой – маленький» «Часы и время» «Мельница» «Мои первые часы» «Неделя стройся» | «Сосчитай-ка» «Назови цифру» «Подбери число» «Сколько, какой» «Больше, меньше» «Убираем цифры» «Нарисуй на 1 больше...» |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
КОНСТРУКТИВНО – МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Задачи. Совершенствовать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (4-12 частей со всеми видами разрезов), пазлами, кубиками по всем изучаемым лексическим темам. Формировать навык коллективного сооружения построек в соответствии с общим замыслом.
Цель. Развивать конструктивный праксис и тонкую пальцевую моторику в работе с дидактическими игрушками, играми. Совершенствовать навыки сооружения построек по образцу, схеме, описанию – из разнообразных по форме и величине деталей. Развивать умение самостоятельно делать поделку, анализировать, выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения. Совершенствовать навык работы с бумагой, учить складывать лист бумаги вчетверо, создавать объемные фигуры, работать по готовой выкройке. Продолжать учить выполнять поделки из природного материала.
Конструирование из строителя, конструктора. | Конструирование из бумаги | Конструирование из природного материала (бросового) |
7.10 «Наш детский сад» «Дворец для принцессы» «Гараж» «Дома» «Автозаправка» | «Зайка», «Медвежонок» Поделки по желанию детей (детское творчество) | 21.10 «Декоративное панно из семян» (коллективная работа). |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Задачи. Формировать эмоциональные и эстетические ориентации, учить детей понимать ценности искусства, художественной деятельности, использовать разнообразные эстетические оценки относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образах.
Цель. Продолжать знакомить с народным декоративно – прикладным искусством и развивать декоративное творчество. Расширять и углублять представления о разных видах и жанрах изобразительного искусства: графике, живописи и т.д.
Знакомить детей с особенностями декоративной лепки, учить лепить животных, птиц по типу народных игрушек.
ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Задачи. Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному. Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания иллюстраций. Создавать условия для развития способностей и талантов, заложенных природой.
Цель. Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках. Учить сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению. Способствовать выражению эмоциональных проявлений.
Русский фольклор, фольклор народов мира | Произведения поэтов и писателей России, народов мира (поэзия, проза) | Литературные сказки | Произведения для заучивания наизусть |
«Вдоль по реченьке лебедушка плывет», «Ранним – рано по утру…», «Друг за дружкой» (укр.), «Косари» (молдав.) | В.Зотов «Белка. Еж. Заяц – беляк», В.Бианки «Синичкин календарь» И.Соколов – Микитов «Листопадничек» В.Катаев «Цветик – семицветик» А.Толстой «Два товарища» К.Паустовский «Лисичкин хлеб», К.Ушинский «Четыре желания», Н.Сладков «Осень на пороге» Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе». | Сказка «Заяц - хвастун», сказка «Лиса и кувшин», Бр.Гримм «Розочка и Беляночка», сказка «Хлебный колос» В.Сутеев «Под грибом» | А.Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…». А.Майков «Осень» |
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Задачи. Формировать музыкальную культуру, знакомя с народной, классической и современной музыкой; с жизнью и творчеством известных композиторов. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней.
Цель. Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке;
накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов. Продолжать развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.
Слушание | Дидактические игры | Хороводные игры |
Слушание в записи произведения «Осень» (из цикла «Времена года»). Слушание сказки «Винни - Пух». | «Угадай колокольчик» «Угадай-ка» «Музыкальная лесенка» «Музыкальное лото» | «Хоровод» «В огороде пугало» «Ах, вы сени» «Парная пляска» (чешская народная мелодия) |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРИНЯТЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ
Задачи. Приобщать детей к моральным ценностям человечества. Формировать сознание и нравственное поведение через создание воспитывающих ситуаций. Формировать представления о правах и обязанностях ребенка. Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
Цель. Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
Беседы | Сюжетно – ролевые игры |
2.10 «Уроки вежливости и этикета» 16.10 «Что я умею» 30.10 «Умеешь ли ты дружить» | «Магазин (овощной, хлебный)» «Семья» «Дом моды» «Скорая помощь» (укусы, травмы) «Стоматологическая поликлиника» «Поле чудес» «Путешествие в лес» |
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ
Задачи. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.
Цель. Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам. Воспитывать в девочках скромность, умение заботиться об окружающих. Развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, ответственность за свои действия и поступки.
Беседы | Дидактические игры |
9.10 «Меня волнует…» 23.10 «Какие бывают поступки». | «Моя семья» «Кто за кем» «Этикет с малых лет» |
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задачи. Насыщать игрой всю жизнь детей в детском саду. Обогащать игровой опыт детей, повышая тем самым влияние игры на его развитие. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей.
Цель. Развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнеров.
Подвижные игры
Цель. Учить детей овладевать основами двигательной и гигиенической культуры. Обеспечить уровень двигательной активности. Учить организовывать игры-соревнования, игры-эстафеты, участвовать в них, соблюдать правила. Способствовать развитию жизненной активности, настойчивости, произвольности поведения, организованности, чувства справедливости.
Подвижные игры | Игры малой подвижности | Народные игры | Игры-соревнования, игры-эстафеты |
«Пятнашки» «Ловишка» «Бездомный заяц» «Коршун и наседка», «Волк во рву» «Прыжки по кочкам» «Не попадись» «Охотники и звери», «Ловишки с мячом». | «Водяной» «Море волнуется» «Угадай, что делали» «Мимика и жесты» «Платочек» «Буриме». | «Краски» «Садовник» «Черно и белое» «Простые ловишки» «Салка на одной ноге» «Горелки» | «Лесная эстафета» «Успей первым» «Кто быстрее до черты» «Чье звено быстрее соберется?» «Дорожка препятствий» |
Настольно – печатные дидактические игры
Цель. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Обогащать в игре знания и представления об окружающем мире. Развивать интеллектуальное мышление, формировать навыки абстрактных представлений. Развивать дружелюбие и дисциплинированность.
Сюжетно-ролевые игры
Цель. Обобщать и расширять социальный опыт детей. Совершенствовать способы взаимодействия в игре со сверстниками. Развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов. Учить самостоятельно организовывать сюжетно-ролевую игру, устанавливать и соблюдать правила, распределять роли, прогнозировать ролевые действия и ролевое поведение, согласовывать свои действия с действиями других участников игры. Учить расширять игровой сюжет путем объединения нескольких сюжетных линий.
Театрализованные игры
Цель. Развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам. Совершенствовать творческие способности, исполнительские навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами. Воспитывать артистизм, эстетические чувства, развивать эмоции, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.
Настольно – печатные дидактические игры | Театрализованные игры | Режиссерские игры | Сюжетно – ролевые игры | Игры - драматизации |
лото «Родная природа» «Числовые домики» «Кому, что нужно для работы?» «Геометрическое лото» «Музыкальное лото» «Домино для мальчиков» лото «Глаголы в картинках» «Волшебный квадрат» | 2.10 «Играем в сказку» (настольный театр) 9.10 «Русская ярмарка» 16.10 «Как у нашего кота» (русская народная песенка) 23.10 Разыгрывание сказки «Заяц хвастун» 30.10 По желанию детей | 13.10 «Трудолюбивые пчелки» 27.10 «Лиса - краса» | «Магазин (овощной, хлебный)» «Семья» «Дом моды» «Скорая помощь» (укусы, травмы) «Стоматологическая поликлиника» «Поле чудес» «Путешествие в лес» | 14.10 Сказка «Лиса и кувшин» 28.10 В.Сутеев «Под грибом» |
СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Задачи. Формировать у детей отчетливые представления о труде как социальном явлении, обеспечивающем потребности человека. Воспитывать у детей уважительное отношение к людям, обслуживающих их. Способствовать развитию детских творческих способностей, формирование основ культуры организации свободного времени. Обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы в труде, расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников.
Труд взрослых и рукотворный мир.
Цель. Расширять представления детей о труде взрослых и его общественном значении, прививать интерес к труду взрослых. Знакомить с профессиями взрослых в разных сферах деятельности, их трудовыми действиями, результатами деятельности.
Беседы | Экскурсии | Дидактические игры | Рассматривание иллюстраций | Наблюдение |
7.10 «Что из чего сделано?» 14.10 «Что делают из фруктов?» 21.10 «Труд взрослых осенью» 28.10 «Почему надо беречь лес?» | 16.10 Экскурсия в библиотеку 30.10 Экскурсия в медицинский кабинет | «Кто, что делает?» «Что лишнее?» «Кому, что нужно для работы?» «Подбери пару» «Чудесный мешочек» «Что из чего» «Что предмет рассказал о себе» «Что вначале, что потом» | Уборка овощей, фруктов, работа людей в огороде, цветнике, на полях | За трудом: дворника, библиотекаря, медицинского работника в детскому саду |
Самообслуживание и детский труд.
Дежурство (по столовой, по занятию, в уголке природы)
Цель. Воспитывать ответственность, добросовестность, при выполнении порученного дела; закреплять выполнение обязанностей дежурного, умение пользоваться необходимым инвентарем, распределять трудовые обязанности по времени. Воспитывать ответственность, добросовестность, при выполнении порученного дела; закреплять выполнение обязанностей дежурного, умение пользоваться необходимым инвентарем, распределять трудовые обязанности по времени.
Труд по самообслуживанию
Цель. Закреплять умение проявлять полную самостоятельность в самообслуживании, заботиться о своем здоровье, чистоте тела и одежды. Развивать умение проявлять заботу, помощь товарищам, осуществлять самоконтроль. Воспитывать уважительное отношение к людям, обслуживающим их.
Хозяйственно-бытовой труд
Цель. Закреплять умение расчленять трудовой процесс на компоненты, планировать свою работу, договариваться о распределении обязанностей среди сверстников. Закреплять умение соблюдать технику безопасности при обращении с трудовым инвентарем. Воспитывать у детей желание оказывать посильную хозяйственную помощь, понимать значимость их труда для других людей.
3.09 - протирание пыли на полках с игрушками
10.09 - мытье строителя
17.09 - ремонт коробок настольно-печатных игр, дидактических игр
24.09 - мытье машин
30.10 - мытье кукольной посуды
Труд в природе, на участке.
Цель. Закреплять умение выполнять сезонные трудовые процессы для поддержания порядка на участке. Закреплять умение ухаживать за комнатными растениями, учитывая их особенности. Воспитывать умение наблюдать, выполнять правила поведения в природе.
Содержание труда на участке: сбор гербария, сбор и сортировка семян цветов, окапывание кустарников, деревьев, уборка сухих веток, опавшей листвы, уборка участка, уборка мусора на участке, уборка участка младшей группы.
Содержание труда в уголке природы: участие в размножении комнатных растений разными способами: отделение отпрысков взрослого растения (кливия), делением разросшихся корневищ (аспидистра), отделением «деток» (луковички кринума, гемантуса), семенами; ведение «Дневника наблюдений», календаря погоды. Коллективная поделка из природного материала «Осень».
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ
В БЫТУ, СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ.
Задачи. Формировать представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.
Цель. Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения. Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Беседы | Развлечение |
3.10 «Будь осторожен с огнем» 10.10 «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице» 17.10 «Незнайка заболел» 31.10 Ядовитые грибы и ягоды» | 27.10 КВН «Знатоки-грибники» |
Образовательная область «Физическое развитие»
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Задачи. Формировать первоначальные представления о разнообразии спортивных игр и упражнений.
Развивать быстроту и общую выносливость, гибкость, координированность и точность действий, способность поддерживать равновесие. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
Цель. Содействовать гармоничному физическому развитию детей, накапливать и обогащать длительный опыт детей. Развивать у детей физические качества (силу, гибкость, выносливость), особенно ведущие в этом возрасте быстроту и ловкость — координацию движений. Воспитывать умение осуществлять самоконтроль, самооценку.
Комплекс утренней гимнастики № 1
Упражнение №1 «Золотая осень, в гости тебя просим!»
И.п. – стоя, ноги врозь, руки внизу.
1 – поднять руки в стороны, одновременно поднимая кисти вверх;
2 – и.п. (6раз)
Упражнение №2 «Ветер пробежал, все деревья закачал»
И. п. – о.с., руки на пояс.
1 – 2 – отвести локти назад до сведения лопаток – вдох;
3 – 4- и. п., выдох (6-8раз).
Упражнение №3 «Деревья клонятся все ниже, буря осенняя – ближе и ближе»
И. п. – ноги на ширине плеч, руки за головой.
1 – 2 – наклон вправо, руки вверх – выдох;
3 – 4 - и. п., вдох;
То же в другую сторону. (6раз).
Упражнение №4 «Посмотри по сторонам – листопад и тут и там»
И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны.
1 – поворот вправо, руки за спину – выдох;
2 – и. п., вдох;
3 – 4 – то же в другую сторону. (6раз).
Упражнение №5 «Дождь - непоседа по лужам шагает, усталости дождь – непоседа не знает»
И. п. – о.с., руки на пояс.
1 – поставить ногу вперед на носок;
2 – поставить ногу в сторону;
3 – поставить ногу назад;
4 – и. п. (6раз).
Упражнение №6 «Кружит листья хоровод, веселиться всех зовет»
И. п. – о. с., руки в низу.
Прыжки на месте на двух ногах, чередуя с ходьбой на месте. Выполнить 10 прыжков. (3-4раза).
Дыхательное упражнение.
Комплекс утренней гимнастики № 2
Упражнение №1 «Мяч вверх»
И.п. – о.с., мяч в руках, опущенных вниз.
1 – поднять мяч вверх, посмотреть на него, правую ногу отвести назад, посмотреть на носок;
2 – и.п.;
3 – 4 – то же другой ногой. (3 – 4 раза)
Упражнение №2 «В мяч играем, руки укрепляем»
И. п. – ноги на ширине ступни, руки с мячом на уровне пояса.
1 – подбросить мяч вверх;
2 – пропустить его через сомкнутые в кольцо руки, дать отскочить от пола, поймать его. Дыхание произвольное (10раз).
Упражнение №3 «Мяч вниз»
И. п. – ноги на ширине плеч, мяч в руках, опущенных вниз.
1 – 3– наклон вперед, постучать мячом об пол между ног подольше – выдох;
4 – и. п., вдох. (6-8раз).
Упражнение №4 « Мяч на колено»
И. п. – о.с., руки с мячом вверху.
1 –2 – опустить мяч на поднятое колено правой ноги – выдох;
3 – 4- и. п., вдох;
То же в другой ногой. (по 4 - 5раз каждой ногой).
Упражнение №5 «Присядь с мячом»
И. п. – о.с., руки с мячом у груди.
1 – 2 – присесть, колени врозь, руки с мячом вперед;
3 – 4 - и. п. (6-8раз).
Упражнение №6 «Хлопни и поймай»
И. п. – ноги слегка расставить, мяч в руках, опущенных вниз.
1 – подбросить мяч вверх;
2 – поймать мяч двумя руками, предварительно сделав хлопок в ладоши перед грудью. Дыхание произвольное. (10раз).
Дыхательное упражнение.
Пальчиковая гимнастика
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений. Формировать согласованность движений с текстом.
«Листья», «Ножницы», «Колокол», «Дом», «Замок», «Пароход», «Цветок», «Этот пальчик маленький…», «Пальчики здороваются», «Собачка», «Зайчик», «Стол», «Стул».
Подвижные игры и игровые упражнения
Задачи. Развивать двигательные способности детей. Знакомить со спортивными играми и упражнениями. Воспитывать желание заниматься физической культурой и спортом. Развивать быстроту и общую выносливость, двигательные умения и навыки детей.
Цель. Вовлекать детей в активную игровую деятельность. Помочь освоить новые правила подвижных игр, навыки игры с мячом. Формировать умения выбирать ведущих, выполнять их роль, принимать варианты игры. Развитие в играх, играх – эстафетах быстроты, ловкости, выносливости. Воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками.
Игры с бегом | Игры с прыжками | С метанием и ловлей | С ползанием и лазаньем | Словесные игры | Спортивные игры и упражнения |
«Пятнашки» «Ловишка» «Бездомный заяц» «Бег с препятствиями» «Коршун и наседка» «Дорожка препятствий» | «Классы», «Волк во рву» «Прыжки по кочкам», «Не попадись». | «Подбрось, поймай, упасть не давай» «Попади в цель» «Школа мяча» «Кто дальше» «Кого назвали, тот ловит мяч» «Попади в обруч» «Охотники и звери» «Ловишки с мячом» | «Ловля обезьян», «Перелет птиц». | «Назови правильно» «Черное и белое» «Мы – веселые ребята» | «Городки» (элементы) «Элементы футбола» хоккей с мячом (элементы) |
ОВЛАДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НОРМАМИ И ПРАВИЛАМИ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Умывание
Задачи. Формировать умение пользоваться полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены.
Цель. Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком.
Одевание.
Задачи. Формировать умение обслуживать себя, следить за вещами, приводить их в порядок.
Цель. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, Закреплять умение пользоваться разными видами застежки.
Культура еды.
Задачи. Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно – гигиенических навыков, обогащать представления детей о культуре еды.
Цель. Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться вилкой, салфеткой.
Уход за вещами и игрушками.
Задачи. Формировать привычку следить за вещами, своим внешним видом, игрушками, приводить их в порядок.
Цель. Совершенствовать умение правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном; убирать на место игрушки.
Индивидуальная работа по разделу.
Цель. Продолжать учить мыть руки в определенной последовательности; закреплять умение одеваться самостоятельно, быстро; продолжать учить есть аккуратно, не спеша, пользоваться ложкой и вилкой; следить за осанкой, сидя за столом.
Закаливание
Задачи. Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью, развивать желание беречь свое здоровье.
Цель. Способствовать укреплению защитных сил организма, снижению заболеваемости детей.
- Хождение по массажным дорожкам – ежедневно.
- Сок - ежедневно.
- Босохождение – ежедневно.
- Бодрящая гимнастика – ежедневно.
- Соблюдение оптимального теплового режима в помещениях группы.
- Сквозное проветривание в отсутствие детей.
Бодрящая гимнастика после дневного сна
Комплекс № 1
Дружные ребята
Мы, все дружненько проснулись
Улыбнулись, потянулись, (Движения соответствующие тексту)
Подышали ловко (Дышат носом)
Погудели громко (у-у-у-у-у)
Поднимайте плечики, как в траве кузнечики. (Энергичные движения плечами вверх-вниз).
1,2,3,4 –шевелим ногами (Стопы на себя, от себя)
1,2,3,4 – хлопаем руками (Хлопки руками)
Руки вытянуть по шире 1,2,3,4 (Сгибать и разгибать руки в стороны на каждый счет)
Наклонились 3,4 (Наклониться вперед касаясь ног руками)
И педали покрутили (Велосипед)
На животик повернуться,
Спинку сильно изогнуть.
Прогибаемся сильней,
Чтобы были здоровей (Лодочка)
Мы становимся все выше,
Достаем руками крышу (Лежа на животе, руки вперед, потянуться)
На два счета поднялись 1,2, 3,4 – руки вниз (Встают с кровати и переходят к закаливающим процедурам)
Комплекс № 2
Вместе по лесу идем
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки)
Мы готовимся к походу
Разминаем свои ноги (Движение «велосипед»)
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг
Тысяча цветов вокруг! (Встают с кроватей, ходьба на месте)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковер
И направо и налево. (Наклоны, имитируют срывание цветов)
Видишь, бабочка летает, на лугу цветы считает. (Имитируют полет бабочки)
- Раз, два, три, четыре, пять,
Их считать - не сосчитать! (Указательным пальцем ведут счет)
За день, за два и за месяц…
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела
Сосчитать бы не смогла! (Машут руками-крылышками)
К небу ручки потянули,
Позвоночник растянули. (Потягивание, руки вверх)
По дорожке босиком
Будем мы бежать домой. (Идут по солевой дорожке)
Долго по лесу гуляли
И немножко мы устали. (Идут по коррегирующей дорожке)
Отдохнем и снова в путь
Важные дела нас ждут. (Садятся на стульчики и одеваются)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Консультации для родителей:
- Консультация: «Речевые нарушения и причина их возникновения». Ответственный - учитель - логопед.
- Консультация «Игры для детей в семье». Ответственный – воспитатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »
Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Деревья осенью»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы разработан в соответствии с ФГОС по теме: "Деревья осенью". Показана интеграция образовательных областей: "Позн...
Комплексно - тематический план по ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» октябрь
Комплексно -тематический план по ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» октябрь...
Планирование образовательной деятельности (17-21 октября)
планирование учебно-образовательной деятельности в подготовительной группе с целевыми ориентирами...
ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...
Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ
Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...
Календарное планирование образовательной деятельности в старшей группе в рамках лексической темы «Золотая осень»
Материал раскрывает планирование образовательной среды для детей 5-6 лет по теме "Золотая осень"...