Программа дополнительного образования "Чудо- тесто".
рабочая программа на тему
Эта программа предусматривает развитие творческих способностей детей посредством тестопластики.
Программа рассчитана на 3 учебных года.
Программа реализуется в виде кружковой работы во 2-половину дня.
Программа имеет художественно- эстетическую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_3_goda_posl.docx | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Истоки творческих способностей
И дарования детей- на кончиках их пальцев.
В. А. Сухомлинский
Лепка как деятельность подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Специфику лепки определяет материал. Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Тестопластика- лепка из соленого теста- позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы, надолго сохранять полученный результат. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, предоставляющее чрезвычайно широкие возможности для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников. В процессе тестопластики у детей повышается сенсорная чувствительность, развиваются общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа рук. Ребенок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое мышление, выразить мысли и чувства, свое эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности. Учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Предлагаемая программа имеет художественно- эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании ребенка. Ведущая идея данной программы – развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы: развитие творческих способностей детей посредством тестопластики.
Задачи:
1. Воспитание интереса к искусству тестопластики.
2. Ознакомление со способами и приемами лепки из соленого теста.
3. Побуждение к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.
4. Развитие творческих способностей и фантазий детей.
Режим работы:
Возраст воспитанников- 4-7 лет;
Сроки реализации программы- 3 года;
Режим занятий: средняя группа- 36 часов, 1 раз в неделю;
старшая группа- 72 часа, 2 раза в неделю;
подготовительная- 72 часа, 2 раза в неделю;
Длительность занятий:
20 минут для детей 4-5 лет;
25 минут для детей 5-6 лет;
30 минут для детей 6-7 лет;
Технология реализации программы
Для реализации программы используются следующие формы работы:
- Групповая
- Подгрупповая
- Индивидуальная
Методы и приемы:
- Наглядные (рассматривание иллюстраций, использование ТСО, показ воспитателя; графические и схематические модели).
- Словесные (чтение сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок, составление рассказов, сказок, обсуждение тем занятий, беседы).
- Практические (изготовление изделий из соленого теста, участие в выставках).
Основные педагогические принципы:
- От простого к сложному;
- Развивающего обучения;
- Наглядности;
- Самостоятельности и последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками;
- Доступности;
- Творческой активности;
- Рационального сочетания коллективной и индивидуальных форм обучения;
Информационное обеспечение: учебные и методические пособия, специальная литература для работы педагога с детьми, интернет ресурсы, алгоритмы выполнения поделки, схемы.
Средства:
Соленое тесто, стеки, маленькие скалки, баночки с водой, кисточки для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, фольга, различный бросовый материал: пуговицы, крышки, бусинки и т.д.
Ожидаемые результаты программы
- Овладение детьми разными способами и приемами работы с соленым тестом.
- Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук, творческих способностей и фантазии.
- Участие детей в конкурсах, выставках детского творчества.
Рекомендации к проведению занятий
по лепке из соленого теста.
- Учет возрастных особенностей детей.
- Предоставление ребенку максимальной свободы для проявления инициативы.
- Широкий выбор дополнительных материалов и инструментов для свободного пользования.
- Подготовка и поддержание в порядке своего рабочего места.
- Создание творческой доброжелательной атмосферы.
- Побуждение детей к самостоятельности.
- Результаты труда ребенка не получают отрицательной оценки.
- Ощущение детьми радости от достигнутых результатов.
9. Организация выставок детских работ.
10. Понимание, что ценность детского творчества не в результате и не в продукте творчества, а в самом процессе.
Перспективно- тематический план
1 (первый год обучения).
Средняя группа -36 часов в год – 1 раз в неделю.
Тема | Количество часов | Часы | |
Теория | Практика | ||
| 1 | 0, 5 | 0, 5 |
| 1 | 0, 5 | 0, 5 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
Коллективная работа | 1 | 0, 5 | 0, 5 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 1 | 0, 5 | 0, 5 |
| 1 | 0, 5 | 0, 5 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 1 | 0, 5 | 0, 5 |
| 1 | 0, 5 | 0, 5 |
| 1 | 1 | |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 1 | 1 | |
| 1 | 1 | |
Итого: | 36 | 10 | 26 |
Содержание работы
Тема | Цели | Дата проведения |
Вводное. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | Ознакомление детей с режимом кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с соленым тестом. | Октябрь |
Знакомство детей с материалом соленым тестом и алгоритмом творческой деятельности. | Познакомить с материалом. Развивать умение работать индивидуально, в группах и коллективно. | |
Фрукты | Вызвать интерес к лепке фруктов. Побуждать передавать форму, строение, характерные детали известных форм понятно для окружающих. Продолжать учить действовать кистью, развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. | |
Дружная семейка (виноград) Коллективная работа | Показать способ изготовления цветного теста. Закрепить навыки лепки шара; объединение их в общую композицию; учить работать сообща, коллективно. | |
У медведя во бору (грибы) | Расширять и уточнять знания о грибах. Закреплять приемы скатывания, деления шара на две половинки. Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для раскрашивания грибов. | Ноябрь |
Осенний натюрморт | Учить составлять объемные композиции (натюрморты) из соленого теста. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать композиционные умения-размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию. | |
Снеговик | Закрепить навыки лепки шара; объединение их в общую композицию. Умение создавать выразительные цветовые образы. | Декабрь |
Новогодняя игрушка | Учить моделировать игрушки из частей. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей. Продолжать развивать творческое воображение и фантазию. | |
Гроздья рябины | Закреплять умение лепить предметы круглой формы, выкладывать гроздь рябины. | |
Заяц | Самостоятельный выбор способа лепки животного. Познакомить с использованием фольги в тестопластике (для устранения деформации во время сушки). | Январь |
Елочка | Продолжать учить детей лепить предмет из частей разной величины. Показать приемы украшения вылепленной елочки разными материалами (семена подсолнуха). Закреплять навыки рисования гуашевыми красками, учить применять цвет как средство передачи настроения. | |
Птичка | Учить лепить птичек; используя приемы оттягивания, сплющивания, передавая пропорции, характерные особенности. Продолжать учить действовать кистью, развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. | |
Валентинка | Познакомить детей с праздником Святого Валентина. Учить понимать смысл пословицы «Не дорог подарок- дорога любовь». Развивать мелкую моторику рук, фантазию. Совершенствовать технику рисования. | Февраль |
Медаль для папы | Воспитание уважения к военным профессиям. Развитие мелкой моторики рук. Учиться использовать инструменты для работы с тестом. Закрепить имеющиеся навыки рисования гуашевыми красками. | |
Цветы- сердечки | Показать варианты изображения цветов с элементами – сердечками. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус. Способствовать приобретению навыков и умений собственной творческой изобразительной деятельности. | Март |
Уточка с утятами | Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей, закрепить умение выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части (хвост утенка). | |
Мышка-норушка | Развивать навыки работы с соленым тестом; закреплять умение преобразовывать шар в диск, оттягивать части и придавать им нужную форму (нос мышки). | |
Пасхальное яйцо | Знакомство с традициями русского народа. Развитие мелкой моторики рук. Умение использовать инструменты для работы с тестом. | Апрель |
Ракета | Познакомить с праздником День космонавтики. Учить детей задумывать несложный сюжет по данной теме. Закреплять эстетическое восприятие. Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для раскрашивания готовой поделки. | |
Аквариумные рыбки | Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигурки рыбок, учить прикреплять к основе, украшать налепами, развивать творческие способности. Продолжать смешивать на палитре различные цвета. | |
Жуки на цветочной клумбе | Учить лепить жуков, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек). Закрепить способ лепки полусферы. Синхронизировать работу обеих рук. Учить передавать образ жука. Поощрять стремление сделать свою поделку красивой, содержательной, выразительной. |
Май |
Развлечение «Прощальный бал во дворце короля Соленое тесто» | Создание праздничного настроения. Вызывать желание участвовать в конкурсах, викторинах, играх. | |
Оформление выставки работ. | Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки. Развивать интерес к изготовлению поделок из соленого теста. |
Перспективно- тематический план
2 (второй год обучения).
Старшая группа- 72 часа в год – 2 раза в неделю.
Тема | Количество часов | Часы | |
Теория | Практика | ||
| 1 | 0, 5 | 0, 5 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 1 | 0, 5 | 0, 5 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 1 | 0, 5 | 0, 5 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 1 | 0, 5 | 0, 5 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 1 | 0, 5 | 0, 5 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 1 | 0, 5 | 0, 5 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 1 | 0, 5 | 0,5 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 1 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 2 | 0, 5 | 0, 5 1 |
| 1 |
| 0, 5 |
| 1 |
| 0, 5 |
Итого | 72 | 20 | 52 |
Результативность
Средняя группа 2012-2013 г.
Начало года: высокий уровень- 0%, средний уровень-40%,
низкий уровень- 60%.
Конец года: высокий уровень- 20%, средний уровень- 50%,
низкий уровень- 30%.
Старшая группа 2013-2014 г.
Начало года: высокий уровень- 20%, средний уровень-50%,
низкий уровень- 30%.
Конец года: высокий уровень- 30%, средний уровень- 70%,
низкий уровень- 0%.
Выводы:
- У детей стойкий интерес к тестопластике.
- Овладели разными способами и приемами лепки из соленого теста.
- Дети стали более самостоятельными в использовании методов и приемов.
- Дети создают свой замысел и его реализуют.
Я считаю, работа по данной программе даёт положительные результаты в развитии творческих способностей детей, и имеет перспективы на будущее.
- Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]/ Г.Г. Григорьева.- М., 2000.-260 с.
- Данкевич, Е.В. Лепим из соленого теста [Текст]/ Е.В. Данкевич.- СПб: Кристалл, 2001.- 64 с.
- Кискальт Изольда Соленое тесто [Текст]/ Кискальт Изольда. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/Под ред. В.В.Гербовой , Т.С.Комаровой , 2005-344 с.
- От рождения до школы .Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н .Е. Вераксы , Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2010.-304 с.
- Роенко, Д.Т. Лепка из солёного теста [Текст] / Д.Т. Роенко. М.: Просвещение, 1999. – 65 с.
- Сакулина, Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и лепке [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова.. – М., 1979.- 264 с.
- Силаева, А.Н. Солёное тесто: Украшения, сувениры, поделки [Текст] / А.Н. Силавева.- М.: Изд-во Эскимо, 2005. – 288 с.
- Материалы интернета.
www.nsportal.ru
www.50ds.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования « Сказку сделаем из глины (пластилина и теста)»
Основной целью программы обучения лепке из глины является всестороннее творческое развитие ребенка. Работа ведется с каждым ребенком индивидуально, так как дети не все одарены одинаково. Для менее спо...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕСТОПЛАСТИКА-ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА»
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.Фигур...
Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"
Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет
Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Художественно - эстетической направленности « Чудеса из теста»
Программа дополнительного образования....
Программа дополнительного образования детей второй младшей группы «Волшебное тесто»
Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе лепки из соленого тестаЗадачи:1) образовательные:овладение основами, умениями работы из целого куска ...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Волшебное тесто» Срок реализации: 8 месяцев Возраст обучающихся: 5-6 лет
Представленный материал - программа кружка "Волшебная глина" для детей 5-6 лет (второй год обучения) , в которой подробно разработаны темы занятий, задачи каждого занятия и необходимый матер...