Программа дополнительного образования детей второй младшей группы «Волшебное тесто»
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)

Савина Наталья Юрьевна

Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста

Задачи:

1) образовательные:

  1. овладение основами, умениями  работы из  целого куска теста, из отдельных частей 
  2.   учить детей способам лепки: скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный.
  3. формирование способности  к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
  4. овладение умениями применять  в дальнейшей жизни   полученные знания.

2) развивающие:

  1. повышение уровня  навыков и умений в работе с материалами
  2. активизация имеющегося опыта  на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на  кружке, применив их на  практике  ежедневно с усложнениями
  3. формирование способности к самостоятельному  поиску методов и приемов, способов выполнения
  4. развитие опыта и творческой деятельности  в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании  композиций

3) воспитательные:

  1. воспитание ответственности при выполнении работ
  2. соблюдение правил  соблюдение правил техники безопасности
  3. стремление к  поиску, самостоятельности
  4. понимание необходимости  качественного выполнения образа
  5. конструктивное взаимодействие  с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой  моторики, глазомера
  6. приобретение готовности  самостоятельно  выполнять все виды  игрушек

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружок тестопластики40.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 34 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Программа дополнительного образования детей второй младшей группы

«Волшебное тесто»

Санкт-Петербург, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………….стр.2
  2. Диагностика уровня развития изобразительных умений в лепке у детей группы № 9………………………………………………………........стр.4
  3. Структура НОД……………………………………………………….стр.7
  4. Методические рекомендации по организации игр-занятий……….стр.7
  5. Ожидаемые результаты………………………………………………стр.8
  6. График работы кружка……………………………………………….стр.8
  7. Программное содержание……………………………………………стр.9
  8. Список литературы……………………………………………………стр.

Перспективное планирование по работе кружка

«Тестопластика» (лепка из соленого теста) во второй младшей группе

Пояснительная записка

Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных  и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире.

Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования. В дошкольном детстве детям необходимо получить определенные знания, навыки и приемы лепки и рисования. На этом этапе, взрослому, который будет рядом, многое нужно уметь объяснить детям,  помочь правильно воспринять, то,  что они видят перед собой.

Каждый  вид  изобразительной  деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

Актуальность: Лепка имеет большое значение  для обучения и  воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию  зрительного  восприятия, памяти, образного мышления, привитию  ручных умений и навыков, необходимых для успешного  обучения в школе. Лепка  так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетический   вкус, развивает умение  понимать прекрасное  во всем его  многообразии.

Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделить главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах.

Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки, мышц пальцев, ловкость рук, воспитывает аккуратность и терпение.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия кружка — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей

Еще одной специфической чертой лепки является  ее  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Такая организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно.

Тесто – доступный всем, дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто - материал мягкий, удивительно пластичный, податливый, дышащий, нежный. Тесто не пачкает рук. При правильном замесе - не крошится, не трескается, долго сохраняется. Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью.  Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.
            Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Дети выполняют настенные украшения, забавные детские игрушки, сувениры и сюрпризы и др.  Вещи, сделанные вручную, ценятся в современном мире. Именно благодаря  им, любой дом становится непохожим на
 другой, наполняется уютом и теплом.

             Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет содержание курса данного кружка.
Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста

Задачи:

1) образовательные:

  1. овладение основами, умениями  работы из  целого куска теста, из отдельных частей 
  2.   учить детей способам лепки: скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный.
  3. формирование способности  к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
  4. овладение умениями применять  в дальнейшей жизни   полученные знания.

2) развивающие:

  1. повышение уровня  навыков и умений в работе с материалами
  2. активизация имеющегося опыта  на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на  кружке, применив их на  практике  ежедневно с усложнениями
  3. формирование способности к самостоятельному  поиску методов и приемов, способов выполнения
  4. развитие опыта и творческой деятельности  в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании  композиций

3) воспитательные:

  1. воспитание ответственности при выполнении работ
  2. соблюдение правил  соблюдение правил техники безопасности
  3. стремление к  поиску, самостоятельности
  4. понимание необходимости  качественного выполнения образа
  5. конструктивное взаимодействие  с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой  моторики, глазомера
  6. приобретение готовности  самостоятельно  выполнять все виды  игрушек

 Принципы построения программы:

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность знаний.
  6. Воспитывающая и развивающая направленность.
  7. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  8. Активность и  самостоятельность.
  9. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Методы учебно-воспитательной деятельности:

  • Информационно-рецептивный
  • Репродуктивный
  • Исследовательский
  • Эвристический

Формы  работы с детьми:

  • Занятия по подгруппам
  • Индивидуальные занятия
  • Участие в конкурсах детского творчества
  • Организация выставок детских работ в группе и в детском саду

Условиями реализации программы является установление взаимодействия:

  • С родителями
  • С педагогами
  • Со специалистами

Диагностика уровня развития изобразительных умений в лепке у детей второй младшей группы

На основе теоретического изучения материала были выявлены показатели и критерии изобразительных  умений в лепке у детей второй младшей группы:

  • скатывать шар круговыми движениями  ладоней;
  • раскатывать прямыми движениями ладоней тесто «колбаской;
  • отщипывать маленький  кусочек теста от большого куска;
  • делать пальцами  углубление в шаре;
  • лепить предмет из нескольких частей.

Диагностические задания  разработаны на основе  Программы воспитания и обучения в детском саду  М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок — 15 баллов, низшее — 5 баллов, промежуточное число может быть разным: оно зависит от того, какие оценки по каждому показателю получил каждый ребенок.

Октябрь

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

  1. Волшебный комочек
  2. Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое).
  3. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  4. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто;

- доски для лепки;

- магнитофон

2. Улитка – длинные рожки

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбик.
  2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто;

- игрушка – улитка;

- доски для лепки;

- магнитофон

3. Колобок

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять грецкий орех, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка.
  2. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто, окрашенное в желтый цвет;

- крупа;

- грецкие орехи;

- доски для лепки;

- магнитофон

4. Мышка-норушка

  1. Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок).
  2. Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
  3. Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами.

- соленое тесто, окрашенное в серый, розовый, коричневый цвета;

- шерстяные нитки;

- семечки;

- бусины;

- доски для лепки;

- персонажи кукольного театра.

Ноябрь

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

  1. Разноцветные бусины (1-е занятие)
  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить детей делать бусины из соленого теста и нанизывать их на толстую проволоку – для получения отверстия.
  2. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто;

- толстая проволока;

- доски для лепки;

2. Разноцветные бусины (2-е занятие)

  1. Продолжать учить детей делать бусины, расписывать бусины краской.
  2. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Вызвать желание сделать необычные, красивые бусины.

- бусины из соленого теста;

- гуашь разноцветная;

- кисточки;

- подставки;

- стаканчики с водой;

- подкладные листы.

3. Солнце

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

3.Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

  1. Ежик

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста,  соединять детали и получать выразительный образ ежика; дополнять различными материалами.

2.Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

3.Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

Декабрь

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

  1. Сырная елочка для мышки
  2. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью колпачков от фломастера делать отверстия в «сыре».
  3. Развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику, речь.
  4. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто, окрашенное в желтый цвет;

- колпачки от фломастеров;

- доски для лепки.

2. Новогодние игрушки

  1. Учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа).
  2. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Вызвать желание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей елочки.

- соленое тесто;

- формочки для выпечки;

- макароны;

- бусины;

- горох;

- бисер;

- крупа;

- блестки;

- тесьма для петелек;

- доски для лепки.

                                       

                                         3.Раскрашивание игрушки

  1. Раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

- заготовки игрушек

- краски гуашь

- кисти

  1. Гирлянда для елочки
  1. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия.

 2.Раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

- проволока

- соленое тесто

Январь

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

  1. Новогодняя елочка
  2. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону.
  3. Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  4. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать желание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку.

- соленое тесто;

- макароны;

- бусины;

- горох;

- бисер;

- крупа;

- блестки;

- доски для лепки.

2. Подставка под свечку

1.Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия.

 2.Раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

- соленое тесто;

- блестки;

- краски;

- кисти.

Февраль

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

  1. Снежный домик
  2. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками – получая образ снежного домика; украшать крышу фасолью – «черепица».
  3. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
  4. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

- соленое тесто;

- стаканчик из-под йогурта;

- фасоль

  1. Снежная крепость
  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить с помощью воды соединять детали из теста.
  2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто;

- стаканчики с водой;

- кисточки для рисования;

- доски для лепки.

3. Снеговичок (плоская фигура)

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста, соединять детали и получать выразительный образ снеговика; дополнять различными материалами.

2.Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

- соленое тесто

- доски для лепки

- листы картона

- кисточки для рисования

- краски.

4. Зимний лес

(коллективная работа)

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбики, аккуратно выкладывать веточки на кронах деревьев.
  2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста, к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.

- лист ватмана синего цвета с аппликацией – кроны деревьев;

- соленое тесто;

- доски для лепки.

Март

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

  1. Мимоза (коллективная работа)
  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
  2. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
  3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.

- лист форматом А-3;

- соленое тесто, окрашенное в желтый и зеленый цвет;

- доски для лепки.

2. Лямба (по мотивам сказки-крошки)

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.
  2. Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать интерес к лепке фантазийного существа по мотивам литературного образа.

- соленое тесто;

- макароны;

- бусины;

- горох;

- фасоль;

- крупа;

- пуговицы;

- доски для лепки.

3. Пчелка

1.Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия.

 2.Раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

  1. Раскрашивание красками пчелки

1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно

высушено. 

2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

3.Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

4.Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. 5.Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой.

Апрель

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

  1. Я пеку, пеку, пеку…

1.Учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье: (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овоид), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (тор, кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).

  1. Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
  1. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

- соленое тесто;

- противни из картона, окрашенного в черный цвет;

- колпачки от фломастеров;

- палочки;

- доски для лепки;

- поделки из соленого теста разной формы, подготовленные воспитателем.

2. Подводное царство (1-е задание)

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.
  2. Развивать чувство формы, пропорций, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

- соленое тесто разного цвета;

- стеки;

- макароны;

- блестки;

- бусины;

- горох;

- фасоль;

- крупа;

- пуговицы;

- доски для лепки;

- магнитофон

3. Подводное царство (2-е задание)

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать работу с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавая подводное царство.
  2. Развивать чувство композиции, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- коробки из-под конфет с высокими стенками;

- жидкое тесто голубого цвета;

- рыбки, сделанные на предыдущем занятии;

- материал для украшения;

- магнитофон

4. Цыпленок

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, обмазывать грецкий орех, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка; дополнять различными материалами.
  2. Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

- соленое тесто;

- арбузные семечки,

- горох;

- пшено;

- доски для лепки;

- магнитофон

Список литературы

  1. Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.
  2. Сайт Компании УМНИЦА - Как слепить мир... АДРЕС:info.umnitsa.ru/articles/tvorch/slepit_mir.
  3. Сайт Страна Мастеров АДРЕС: stranamasterov.ru/taxonomy/term.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр и упражнений с песком для детей второй младшей группы "Волшебный песок"

Этот материал содержит комплекс игр с песком, способствующих развитию связанной речи, навыков конструирования....

Конспект интегрированного занятия по математике для детей второй младшей группы «Волшебная ниточка»

Конспект интегрированного занятия по математике для детей  второй младшей группы...

Конспект занятия по математике для детей второй младшей группы «Волшебные ниточки»

Описание материала: предлагаю воспитателям второй младшей группы конспект интегрированного занятия по математике для детей второй младшей группы по теме «Волшебная ниточка» с использованием ниток...

Конспект НОД по реализации задач социально-коммуникативного развития детей второй младшей группы "Волшебные слова"

Материал подготовлен с целью способствовать усвоению моральных норм и ценностей, принятых в обществе, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками....

Самоанализ интегрированного занятия для детей второй младшей группы «Волшебный клубочек».

Мною поставлена цель: закрепление знания детей о знакомых сказках, их названиях и героях. Задачи:Формировать устойчивые представления о цвете, количестве, величине через дидактические и...

Экспериментальная деятельность детей второй младшей группы "Волшебная баночка"

Данная разработка призвана поддержать у детей интерес к познавательному экспериментированию....

Образовательная программа дополнительного образования детей 1 младшей группы по сенсорному развитию "Калейдоскоп"

Актуальность.Тема кружковой работы была выбрана не случайно, в начале учебного года (2016-2017г.) в 1младшей группе.    Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) пре...