Пояснительная записка.
Программа «Чудеса из теста» имеет художественно-эстетическую направленность и предоставляет широкие возможности для художественного, эстетического и духовного развития воспитанников в процессе работы с соленым тестом. Тестопластика – осязаемый вид творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные, иногда рельефные образы и целые композиции. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка: повышают сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; синхронизируют работу обеих рук; развивают воображение, пространственное мышление, расширяют художественный кругозор, способствуют формированию художественно-эстетического вкуса воспитанников. При изготовлении поделок из соленого теста дети придумывают собственный замысел, учатся планировать свою работу по реализации замысла, предвидеть результат и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; В процессе совместной деятельности у ребят налаживаются межличностные отношения. Воспитанники учатся самостоятельно изготавливать различные подарки, сувениры и украшения для себя, родных и близких. Поделки, изготовленные своими руками, позволят проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна в любом возрасте. Работа с тестом даёт ребенку уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах.
Цель программы: Создать условия для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к искусству посредством обучения лепке из теста. Задачи: 1.Образовательные. у воспитанников: - Формировать понимание выразительных особенностей различных изобразительных материалов и техник; - Формировать понятия о соотношении формы, массы, пропорций; - Формировать умения создавать объемные и рельефные изображения окрашивать готовые изделия; - Формировать умения, пользоваться необходимыми инструментами и материалами, соблюдать правила безопасности. 2. Развивающие. - Развивать творческое воображение Развивать мелкую моторику рук, наблюдательность, , зрительную память, эстетический вкус, образно-пластический способ мышления. Совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения. 3.Воспитательные. Воспитывать аккуратность, трудолюбие. Принципы:
1.Личностно-ориентированного подхода (обращение к субъективному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого воспитанника.) 2.Природосообразности (учитывая возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предлагающий выполнение заданий различной сложности). 3. Культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
Ожидаемые результаты
Р знает | Р умеет | -виды и назначение изделий из соленого теста;
- необходимые инструменты и материалы;
-основные этапы изготовления изделий;
- основные приемы лепки, технологию выполнения;
- композиционные основы построения изделия;
- законы сочетания цветов;
- требования к качеству и отделке изделий;
- правила безопасной работы во время изготовления изделий.
-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
-понятие теплого и холодного цвета | -отламывать от большого куска теста небольшие кусочки; – скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики; – раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски -подбирать формочки для вырезания; - приготавливать тесто для лепки;
- использовать инструменты для работы;
- изготовлять отдельные детали;
- соединять детали в готовое изделие;
- составлять композицию из отдельных элементов;
- сушить изделие;
- гармонично сочетать цвета;
-проводить окончательную отделку изделий, лакирование;
-выполнять правила безопасной работы;
- организовывать рабочее место;
- определять качество готового изделия.
|
Особенности программы:
Программа по декоративно – прикладному искусству «Путешествие в страну Тестопландию» разработана для детей 4-5 лет. Структурной особенностью программы является тематическое планирование содержания совместной деятельности, направленной на художественное развитие воспитанников. Предусматривает три вида деятельности: лепку и роспись поделок из соленого теста и их декорирование, а также носит практико-ориентированный характер, направленный на овладение воспитанниками основными приемами лепки и росписи. Продолжительность совместной деятельности с детьми – от 15 до 30 минут Объем программы: 36 ч. В программе выделены три этапа развития творчества дошкольников на занятиях по тестопластике. Каждый этап имеет свои особенности и творческие задачи. I этап (начальный) – «Путешествие в страну «Тестопландию начинается». Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей. Задачи начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста. На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки. На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т.д., при этом они проявляют элементы творчества. Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования. II этап (промежуточный) – «Увлекательная тестопластика» Цель: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста. Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки. Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т.д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам. III этап (завершающий) – «Мы – фантазеры». Цель: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью. Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы. Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Создаются условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников. Дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях. Программа имеет четкую содержательную структуру.
Преимущества соленого теста: 1.Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег; 2.Легко отмывается и не оставляет следов; 3.Безопасно при попадании в рот. 4. Лепится замечательно, к рукам не липнет; 5.Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе; 6. Предметы из соленого теста хорошо красятся. 7.Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века... 8.С готовыми предметами можно играть - без боязни, что оно потеряет форму. Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол, ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала. Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов. Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей. (Зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!). Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.
Календарно-тематический план
Месяц | № занятия | Тематический блок | Тема занятия | Задачи | I этап (начальный) «Путешествие в страну Тестопландию начинается» |
|
|
|
| Сентябрь |
| Вводные занятия | «Король Соленое Тесто приглашает друзей» | Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста. |
|
|
| «В гостях у принцессы Солечки» | Продолжить знакомить детей с особенностями лепки из соленого теста. Предложить детям в процессе специальных заданий и упражнений исследовать свойства и сферу возможностей своего воздействия на материал. |
|
| Путешествие в мир ремесел | Ознакомление с трудом кондитера |
|
|
|
| Вкусное печенье | Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу. Показать варианты оформления изделий из соленого теста. |
|
|
| Шоколадные конфеты | Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней. Учить находить приемы изменения формы для передачи формы конфет (сплющивание, вытягивание, сдавливание). Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления конфет. Создать условия для использования разных инструментов и материалов. | Октябрь |
|
| Фруктовое мороженое | Формировать навыки скатывания и раскатывания соленого теста. Развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами и инструментами. Развивать мелкую моторику. |
|
|
| Ознакомление с трудом пекаря |
|
|
|
| Хлебушек душистый, теплый, золотистый | Познакомить детей с основными способами и приемами лепки хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д. Формировать положительное отношение к труду пекаря; воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми. |
|
|
| Выпекали мы в печи пироги и калачи | Продолжить формировать навыки работы с соленым тестом, с инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами. Развивать инициативу, самостоятельность и активность при выборе детьми способов оформления изделий (украшение пирогов переплетами, косами, сетками, жгутами, колосьями, налепами и т.д.). |
|
|
| Веселое чаепитие (Оформление коллективной композиции) | Формировать умения отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции. Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений, развивать уверенность в себе и в своих способностях, инициативность, самостоятельность; развивать детское творчество в процессе выбора способов оформления изделий (посыпание семенами укропа, манкой, маком, протыкание дырочек пластиковой вилкой или зубочисткой и т.д.). | Ноябрь |
| В гостях у царицы Осени | Овощи и фрукты | Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т.д. |
|
|
| Лучок, чесночок и перчики (оформление общей связки) | Закрепить умение лепить знакомые предметы из соленого теста, применяя усвоенные ранее приемы. Познакомить детей со способом подготовки изделия из соленого теста к раскрашиванию – грунтованием. Развивать умение оценивать свою работу. Учить объединять свои работы в общую композицию. |
|
|
| Корзинка с грибами | Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук. |
|
| Обобщающее занятие | «Осенняя ярмарка» | Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в творческой деятельности. Предоставить им возможность продемонстрировать другим результаты своей деятельности, поделиться впечатлениями, получить адекватную оценку своим усилиям. | II этап (промежуточный) «Увлекательная тесто пластика» |
|
|
|
| Декабрь |
| В мире животных | Морская черепашка | Учить детей лепить фигурку черепашки, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности ее внешнего вида. Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения «панциря». |
|
|
| Панно «Овечки и пастух» (коллективная работа) | Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой. Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек, крона деревьев). Развивать творческую активность. Продолжить воспитывать интерес к лепке из соленого теста. |
|
|
| Пингвины на льдине | Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом), передавать форму и относительную величину туловища, и головы, правильное положение головы и крыльев. Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки. Учить использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую выразительность, законченность. Развивать эстетическое восприятие. |
|
| Праздник круглый год | Ёлочные украшения | Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и другие приспособления. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству. | Январь |
|
| Красивый подсвечник | Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить подсвечники по своему выбору – налепами, прорезным декором по мотивам народных орнаментов, бисером бусинами, природным материалом и т.д. Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности. Воспитывать художественный вкус. |
|
| В гостях у сказки | Город снеговиков (коллективная работа) | Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек, соломинок и т.д.). Предложить составить из вылепленных фигурок коллективную композицию. |
|
|
| Лепка по мотивам сказки «Три медведя» | Учить детей лепить по мотивам литературного произведения и разыгрывать сказочный сюжет. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику. |
|
|
| Сказочная птица | Вызвать интерес к лепке сказочных персонажей. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческое воображение. | Февраль |
|
| Дюймовочка в чашечке цветка | Учить детей лепить сказочного персонажа, передавая характерные особенности и детали образа. Познакомить со способами декоративного оформления платья Дюймовочка с помощью бисера, бусин, фольги и т.д. Упражнять в умении крепить фигурку на подставке (цветок). Развивать мелкую моторику рук. |
|
| Праздник круглый год | Валентина | Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Воспитывать эстетический вкус. |
|
|
| Рамка для фотографии (В подарок папам) | Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. |
|
|
| Букет в вазочке (подарок мамам и бабушкам) | Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Учить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме. | Март |
|
| Бусы и браслеты (в подарок девочкам) | Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей). Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). Развивать художественный вкус. |
|
| Путешествие в прошлое | Динозаврики | Продолжить учить лепить комбинированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты оформления поверхности тела динозавров (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения). Воспитывать любознательность, интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности. |
|
|
| Древние ящерицы | Совершенствовать технику лепки: туловище с хвостом создавать скульптурным способом, голову и крылья - конструктивным Разнообразить приемы декоративного оформления поверхности тела ящериц (отпечатки, процарапывание, налепы). Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Развивать воображение. |
|
|
| Роспись готовых изображений | Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски. | Апрель |
|
| Составление макета «Парк Юрского периода» | Познакомить с макетированием как видом художественно-конструктивной деятельности. Учить детей отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции, коллективно обдумывать расположение фигурок, передавать с помощью подручного материала образ древнего мира. Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений. Воспитывать самостоятельность и творческую активность. |
|
| Праздник круглый год | Лепка и роспись пасхальных яиц | Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии. Познакомить детей с народными пасхальными традициями. Сформировать представление об особенностях росписи пасхальных яиц на Кубани. Закреплять навыки росписи изделий из соленого теста по мотивам кубанских орнаментов. |
|
| В гостях у Феи Цветов | Ромашки и маки | Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар), и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами. |
|
|
| Васильки и одуванчики | Предложить детям самостоятельно выбрать материал и инструменты для художественного оформления своих изделий. Воспитывать художественный интерес к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в тестопластике. | Май |
|
| Улитка и гусеница | Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) и декорированию образа (оформление раковины). |
|
|
| Бабочка и пчелка | Продолжить учить детей лепить насекомых, передавая характерные особенности строения и окраски. Закреплять умение применять в работе знакомые способы лепки: раскатывание между ладонями, соединение частей путем прижимания. Создать условия для творческого применения всех освоенных умений, инициировать самостоятельный поиск средств и приемов декорирования образа. |
|
|
| Цветочная полянка (оформление коллективной композиции) | Продолжить упражнять детей в создании коллективных работ. Учить объединять свои работы в общую композицию, отбирать наиболее выразительные, коллективно обдумывать расположение деталей на панно. |
|
| Выставка – развлечение | Принцесса Солечка приглашает друзей | Учить детей организовывать выставку и презентовать свои работы, выступать в роли активных участников. Развивать творческую активность, инициативность и самостоятельность. |
Методическое обеспечение программы
Формы работы: групповая, малые группы, индивидуальная, в зависимости от задач, материалов и индивидуальных особенностей детей.
Методы и приемы: 1. Наглядный: показ, образцы поделок, иллюстрации, схемы и алгоритмы выполнения работ, анализ образца;
2. Словесный: беседа, пояснение, вопросы, художественное слово, анализ образца.
3.Практический: изготовление теста, игры-эксперименты с тестом, коллективно-творческая деятельность, игра, моделирование, обыгрывание.
Средства: - материал для лепки (мука, соль, крахмал, масло растительное, пищевой краситель); - кленки, доски; - кисти (№ 3 и № 6 белка); - акварель, гуашь; - салфетки; - контейнеры для хранения теста; - судочки для воды; - картон, фольга; - ножницы, стеки, скалки, клей ПВА; - соломинки для коктейля; - бросовый и природный материал (пуговицы, пробки, бусинки, тесьма, цветные нити, семена, ракушки, шишки, веточки, листья и т. д
Список используемой литературы - Лыкова И.А. Лепим с мамой.
- Поделки и сувениры из соленого теста. Ткани, бумаги и природных материалов. Москва. Мой мир. 2006.
- Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
- Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007.
- Чаянова Г. Соленое тесто для начинающих.
6.Изольда Кискальт «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс». 7.Журнал «Ксюша». Умелые ручки. - №1-10 2011. 8.Литвиненко В. М. Игрушки из ничего. – СПб.: Издательство «Кристалл». 2000 9.Романовская А.Л., Е.М.Чезлов. «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс». 10.Силаева К. В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. - М.: Изд. Эксмо. 2006 11.Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов / Пер. с пол.- М.: Мой мир. 200г. 12.Антипова М.А. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. - Ростов-на-Дону: Валдис: М.: РИПОЛ классик, 2009. 13. Вакуленко Ю. А.- Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) Волгоград: Учитель, 2007 |