ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕСТОПЛАСТИКА-ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА»
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Константинова Марина Сергеевна

Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.

Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.

Цель данной программы - Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида №41 «Заряночка»

                                                                                                                            Утверждено:

                                                                                                        Заведующий МБДОУ № 41

  Согласовано:                                                                                             ___________  Дорогова С.А

На педагогическом совете №1                                                        Приказом № 209/1

От 27.08.2014г                                                                                 от 27.08.2014г.

                                                                     

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЕСТОПЛАСТИКА-ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА»

        

                                                   Выполнила:

Воспитатель  Константинова М.С

Пояснительная записка.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Среди многообразия видов творческой деятельности занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.

Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.

В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".

Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода.

Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.

Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства:

  • способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления. чтобы получить желаемый результат;
  • стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
  • активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);

совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

  • имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

        Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, по операционной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу. Занятия лепкой с точки зрения психологии получаются эмоционально- разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.

Кроме того, занятия лепкой развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением        интеллекта.

Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.

Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.

Цель данной программы - Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

развивающие

научить лепке из солёного теста, развивая не только речь, художественные способности, но и абстрактное и логическое мышление, воображение.

  • повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
  • развивать общую умелость, мелкую моторику, а также пространственное мышление и воображение;

- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

  • Расширять Словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
  • Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.
  • Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

воспитательные

  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы,
  • воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма,
  • воспитывать самостоятельность в работе,

воспитывать волевые качества.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);

Объяснительно -иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

  • Метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
  • частично- поисковый.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые         и коллективные формы работы.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.

Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластичным материалом в технике тестопластики.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.

Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Лепка из теста» рассчитана на 2 года (старшая и подготовительная группы ) занятия проводятся  1-2 раза в неделю.

Год обучения

Количество занятий

Количество детей

В неделю

В год(9 месяцев)

в группе

1год старшая группа

1-2

10

12-16

2год подготовительная

группа

1-2

12

12-16

Предполагаемые результаты:

Должны знать:

  • Историю возникновения лепки из солёного теста;
  • Основные приемы работы с соленым тестом.
  • Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов.
  • Приемы лепки из солёного теста;
  • Правила техники безопасности;

Должны уметь:

- определять последовательность действий при выполнении работы

-лепить конусообразные формы

Лепить используя «защип»  и «оттягивание»

Изготавливать объёмные изображения людей и животных, предавая их простейшие движения

Объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек - раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном уровнях.

В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией

Технологическое обеспечение программы

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с тестом, меняется по мере развития овладения детьми навыками лепки.

Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Образные представления у дошкольников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед изготовлением подделок, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно- образной игры.

Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно- этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Учебно-тематический план на первый год

обучения (старшая группа)

МЕСЯЦ

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

ЦЕЛЬ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

СЕНТЯБРЬ

Сентябрь

№1 «Тили-тили тесто»

   Познакомить детей с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.  Обучить  разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и «шлепанье».

10 минут

20минут

СЕНТЯБРЬ

№2 «Гриб боровик»

   Продолжать учить разным приемам : раскатывание теста прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы.       Развивать творческую самостоятельность, воображение.  Познакомить детей с видами грибов , научить подмечать формы грибов их сходства и их различия.

10 минут

20минут

ОКТЯБРЬ

«Крендельки да баранки»

 

 Способствовать углублению интереса детей к предметной лепке из теста; учить детей лепить хлебные изделия различной формы, украшать свои изделия; воспитывать желание радоваться результатам своего труда, делать приятное другим; учить детей бережливости («Каждую крошку в ладошку»).

10 минут

20минут

НОЯБРЬ

Декоративная работа «Ветка рябины»

 Учить детей точно передавать форму, величину и другие особенности ветки рябины, всматриваться в натуру, замечать ее своеобразие. Учить сравнивать в процессе лепки получаемое изображение. Формировать умение оформлять декоративную пластину, присоединять вылепленные детали к основе, оформлять край пластины. Развивать творчество, трудолюбие, желание доделать поделку до конца.

  Можно использовать как коллективную работу

5 минут

25 минут

ДЕКАБРЬ

Декабрь

«Цветные рыбки»

  Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры рыбок, прикреплять к основе, украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками.    Ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм (овальное туловище + несколько вариантов хвоста и плавников, треугольное туловище + несколько вариантов хвоста и плавников) и развивать комбинаторные способности. Совершенствовать умение оформлять поделки пятнами, точками, чешуей, полосками и пр.

5 минут

25 минут

ЯНВАРЬ

Январь

«Печенье и пирожное»

   

  Учить детей раскатывать тесто круговыми движениями, сплющивать шарик, сдавливая его ладонями, свертывать жгутики. Воспитывать желание лепить. Продолжать отрабатывать навыки лепки. Развивать чувство прекрасного.

5 минут

25 минут

ФЕВРАЛЬ

Ф

Лепка по желанию.

Свободная тема.

   

 

 Развивать у детей самостоятельность в лепке, закреплять умение скатывать и раскатывать  тесто, узнавать в своей лепке знакомые образы, называть их.



 Организовать конкурс по тестопластике :

 «Моя работа с мамой. Свободная тема»

Провести голосование за лучшую работу среди коллег. Вручить  призы и грамоты за первые три места на родительском собрании.

5 минут

25 минут

         

            АПРЕЛЬ

«Гусеница на весеннем листочке»

 

   Закрепить знания детей о насекомых, что они делают весной, какие они. Учить лепить гусеницу : моделировать пальцами рук

(раскатывать шар, сплющивать в диск, с одной стороны вытягивать и

заострять, с другой вдавливать и сглаживать), вырезать формочкой или

стекой.

10 минут

20 минут

МАРТ

МАРТ

МА

«Роза для мамы на 8 марта»

Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям  мамам и бабушкам.

Показать варианты изображения цветов.

Учить лепить цветы разными способами:  моделировать пальцами рук

(раскатывать шар, сплющивать в диск, с одной стороны вытягивать и

заострять, с другой вдавливать и сглаживать), вырезать формочкой или

стекой.

Развивать чувство формы.

Воспитывать эстетический вкус.

10 минут

20 минут

МАЙ

МА

 

«Я нашла в траве жука»

 

Вызвать интерес, желание слепить божью коровку.

  Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Учить приему оттягивания от целого куска теста такое количество материала, которое понадобится для моделирования головы.  Развитие познавательного интереса  и бережного отношения детей к живой природе (в частности, к насекомым).

10 минут

20 минут

ИТОГО: 10 занятий

         

Учебно-тематический план на второй год

обучения (подготовительная группа)

МЕСЯЦ

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

ЦЕЛЬ

Количество часов

Теория

Практика

СЕНТЯБРЬ

Декоративное панно «Бабочка»

   Продолжать учить выполнять объемную рельефную лепку, познакомить с понятием горельеф. Учить подготавливать основу, выполнять отдельно детали и прикреплять к основе. Учить составлять эскиз данной работу и определять этапность ее выполнения. Развивать воображение, терпеливость.

   

5 минут

 25 минут

      Провести консультацию для родителей «Тестопластика – это просто и увлекательно» (Для вновь прибывших родителей и детей)

ОКТЯБРЬ

О

«Ёжики-колючки»

  Учить лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки». Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Воспитывать уверенность в изобразительной деятельности.

5минут

25 минут

                 

                   НОЯБРЬ

«Черепаха»

    Учить детей лепить черепаху из отдельных частей: панцирь, голова, лапы, хвост; упражнять в приемах скатывания, вдавливания, раскатывания, присоединения и примазывания; учить придавать образу выразительность: черепаха ползет, чего-то испугалась, что-то увидела и т. д.

5минут

25 минут

Организовать в раздевалке папку- передвижку для родителей с фотографиями занятий

                             ДЕКАБРЬ

«Волшебные колокольчики»

 Учить детей создавать объемные полые поделки из соленого теста.

  Совершенствовать изобразительную технику – учить лепить колокольчик из шара путем вдавливания и моделирования формы.

  Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание орнамента из бусин и пуговиц, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров.

  Развивать чувство формы, пропорций, воспитывать аккуратность, учить синхронизировать работу обеих рук.

5минут

25 минут

                                         ЯНВАРЬ

   

«Декоративн-ые фигурки людей»

- Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.

- Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их.

- Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

- Учить создавать общую сюжетную композицию.

- Развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи.

- Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

Коллективная работа. После просушки  украсить раздевалку.

5минут

25 минут

                                 ФЕВРАЛЬ

№1

Подарок к дню Святого Валентина

   

       

    Продолжать учить лепить из соленого теста поделки конструктивным и комбинированным способами. Воспитывать желание создать подарок для своих любимых людей, выполнить его аккуратно, красиво. Развивать самостоятельность, трудолюбие, творчество, фантазию.

10 минут

20 минут

№2

Подарок для мам на 8 марта. Свободная тема.

  Развивать у детей самостоятельность в лепке; закреплять умение скатывать и раскатывать  тесто, узнавать в своей лепке знакомые образы, называть их.

10 минут

20 минут

                              МАРТ

«Подводное царство»

 

1.Учить создавать композицию на панно, используя имеющиеся умения и навыки работы с соленым тестом - скатывание, расплющивание, деление целого на части.

2.Развивать творческое воображение, образную память, мелкую моторику рук.

3.Воспитывать аккуратность при работе с соленым тестом и радоваться достигнутому результату.

Коллективная работа.

 5 минут

25 минут

          АПРЕЛЬ

«Веселая азбука»

 Закрепить и проверить знания детей старшего дошкольного возраста на знания букв. Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою деятельность.

Украсить группу или сделать подарок младшей группе.

 5 минут

25 минут

                                         МАЙ

№1

«Карандашница»

   Продолжать знакомить со способом лепки - лепка на форме, продолжать учить использовать вспомогательные способы и приемы для оформления и декорирования Карандашницы (использование дополнительного материала - бисер, цветная бумага или ткань, выполнять налепы.  Развивать художественные способности, художественный вкус, творчество.

Карандашницы дети забирают домой в память  о детском саде.

5минут

20минут

№2

«Цветы лета»

   

  Закрепить все приёмы лепки которыми дети научились пользоваться.

Повторить названия летних цветов нашего края.

10 минут

20 минут

ИТОГО: 11 занятий.

Литература:

1.        И. Гусева СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Мой мир. 2006.

2.        ПОДЕЛКИ И СУВЕНИРЫ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА.ТКАНИ.БУМАГИ И ПРИРОДНЫX МАТЕРИАЛОВ.

3.        Москва. Мой мир. 2006.

4.        И.А. Лыкова ЛЕПИМ С МАМОЙ.

5.        М.О. Синеглазова УДИВИТЕЛЬНОЕ СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.

6.        И. Хананова СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. 2007.

7.        Г. Чаянова СОЛЕНОЕ ТЕСТО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования « Сказку сделаем из глины (пластилина и теста)»

Основной целью программы обучения лепке из глины является всестороннее творческое развитие ребенка. Работа ведется с каждым ребенком индивидуально, так как дети не все одарены одинаково. Для менее спо...

Программа дополнительного образования "Чудо- тесто".

Эта программа предусматривает развитие творческих способностей детей посредством тестопластики.Программа рассчитана на 3 учебных года.Программа реализуется в виде кружковой работы во 2-половину дня.Пр...

Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"

Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СОЛЕНЫЕ ЧУДЕСА

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по лепке из соленого теста «Тяп - ляп» В первой младшей группе «Малышок» 2018-2019 г.г.

Программа кружка «Фантазия из соленого теста»1.Пояснительная записка.Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень нравится детям и подходит для работы с дошкольниками. Эт...

Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)

Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)...

Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)

Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)...