ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕСТОПЛАСТИКА-ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА»
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.
Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.
Цель данной программы - Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по "Тестопластике" | 342.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида №41 «Заряночка»
Утверждено:
Заведующий МБДОУ № 41
Согласовано: ___________ Дорогова С.А
На педагогическом совете №1 Приказом № 209/1
От 27.08.2014г от 27.08.2014г.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЕСТОПЛАСТИКА-ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА»
Выполнила:
Воспитатель Константинова М.С
Пояснительная записка.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Среди многообразия видов творческой деятельности занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.
В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".
Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода.
Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.
Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства:
- способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления. чтобы получить желаемый результат;
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
- имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, по операционной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу. Занятия лепкой с точки зрения психологии получаются эмоционально- разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.
Кроме того, занятия лепкой развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта.
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.
Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.
Цель данной программы - Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
развивающие
научить лепке из солёного теста, развивая не только речь, художественные способности, но и абстрактное и логическое мышление, воображение.
- повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
- развивать общую умелость, мелкую моторику, а также пространственное мышление и воображение;
- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
- Расширять Словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
- Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.
- Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
воспитательные
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы,
- воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма,
- воспитывать самостоятельность в работе,
воспитывать волевые качества.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
Объяснительно -иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- Метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- частично- поисковый.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластичным материалом в технике тестопластики.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.
Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Лепка из теста» рассчитана на 2 года (старшая и подготовительная группы ) занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
Год обучения | Количество занятий | Количество детей | |
В неделю | В год(9 месяцев) | в группе | |
1год старшая группа | 1-2 | 10 | 12-16 |
2год подготовительная группа | 1-2 | 12 | 12-16 |
Предполагаемые результаты:
Должны знать:
- Историю возникновения лепки из солёного теста;
- Основные приемы работы с соленым тестом.
- Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов.
- Приемы лепки из солёного теста;
- Правила техники безопасности;
Должны уметь:
- определять последовательность действий при выполнении работы
-лепить конусообразные формы
Лепить используя «защип» и «оттягивание»
Изготавливать объёмные изображения людей и животных, предавая их простейшие движения
Объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек - раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном уровнях.
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией
Технологическое обеспечение программы
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с тестом, меняется по мере развития овладения детьми навыками лепки.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Образные представления у дошкольников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед изготовлением подделок, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно- образной игры.
Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно- этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.
Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Учебно-тематический план на первый год
обучения (старшая группа)
МЕСЯЦ | ТЕМА ЗАНЯТИЙ | ЦЕЛЬ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||
ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ||||
СЕНТЯБРЬ Сентябрь | №1 «Тили-тили тесто» | Познакомить детей с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Обучить разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и «шлепанье». | 10 минут | 20минут | |
СЕНТЯБРЬ | №2 «Гриб боровик» | Продолжать учить разным приемам : раскатывание теста прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы. Развивать творческую самостоятельность, воображение. Познакомить детей с видами грибов , научить подмечать формы грибов их сходства и их различия. | 10 минут | 20минут | |
ОКТЯБРЬ | «Крендельки да баранки» |
Способствовать углублению интереса детей к предметной лепке из теста; учить детей лепить хлебные изделия различной формы, украшать свои изделия; воспитывать желание радоваться результатам своего труда, делать приятное другим; учить детей бережливости («Каждую крошку в ладошку»). | 10 минут | 20минут | |
НОЯБРЬ | Декоративная работа «Ветка рябины» | Учить детей точно передавать форму, величину и другие особенности ветки рябины, всматриваться в натуру, замечать ее своеобразие. Учить сравнивать в процессе лепки получаемое изображение. Формировать умение оформлять декоративную пластину, присоединять вылепленные детали к основе, оформлять край пластины. Развивать творчество, трудолюбие, желание доделать поделку до конца. Можно использовать как коллективную работу | 5 минут | 25 минут | |
ДЕКАБРЬ Декабрь | «Цветные рыбки» | Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры рыбок, прикреплять к основе, украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками. Ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм (овальное туловище + несколько вариантов хвоста и плавников, треугольное туловище + несколько вариантов хвоста и плавников) и развивать комбинаторные способности. Совершенствовать умение оформлять поделки пятнами, точками, чешуей, полосками и пр. | 5 минут | 25 минут | |
ЯНВАРЬ Январь | «Печенье и пирожное» |
Учить детей раскатывать тесто круговыми движениями, сплющивать шарик, сдавливая его ладонями, свертывать жгутики. Воспитывать желание лепить. Продолжать отрабатывать навыки лепки. Развивать чувство прекрасного. | 5 минут | 25 минут | |
ФЕВРАЛЬ Ф | Лепка по желанию. Свободная тема. |
Развивать у детей самостоятельность в лепке, закреплять умение скатывать и раскатывать тесто, узнавать в своей лепке знакомые образы, называть их. Организовать конкурс по тестопластике : «Моя работа с мамой. Свободная тема» Провести голосование за лучшую работу среди коллег. Вручить призы и грамоты за первые три места на родительском собрании. | 5 минут | 25 минут | |
АПРЕЛЬ | «Гусеница на весеннем листочке» |
Закрепить знания детей о насекомых, что они делают весной, какие они. Учить лепить гусеницу : моделировать пальцами рук (раскатывать шар, сплющивать в диск, с одной стороны вытягивать и заострять, с другой вдавливать и сглаживать), вырезать формочкой или стекой. | 10 минут | 20 минут | |
МАРТ МАРТ МА | «Роза для мамы на 8 марта» | Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям мамам и бабушкам. Показать варианты изображения цветов. Учить лепить цветы разными способами: моделировать пальцами рук (раскатывать шар, сплющивать в диск, с одной стороны вытягивать и заострять, с другой вдавливать и сглаживать), вырезать формочкой или стекой. Развивать чувство формы. Воспитывать эстетический вкус. | 10 минут | 20 минут | |
МАЙ МА |
«Я нашла в траве жука» |
Вызвать интерес, желание слепить божью коровку. Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Учить приему оттягивания от целого куска теста такое количество материала, которое понадобится для моделирования головы. Развитие познавательного интереса и бережного отношения детей к живой природе (в частности, к насекомым). | 10 минут | 20 минут |
ИТОГО: 10 занятий
Учебно-тематический план на второй год
обучения (подготовительная группа)
МЕСЯЦ | ТЕМА ЗАНЯТИЙ | ЦЕЛЬ | Количество часов | ||
Теория | Практика | ||||
СЕНТЯБРЬ | Декоративное панно «Бабочка» | Продолжать учить выполнять объемную рельефную лепку, познакомить с понятием горельеф. Учить подготавливать основу, выполнять отдельно детали и прикреплять к основе. Учить составлять эскиз данной работу и определять этапность ее выполнения. Развивать воображение, терпеливость. |
5 минут | 25 минут | |
Провести консультацию для родителей «Тестопластика – это просто и увлекательно» (Для вновь прибывших родителей и детей) | |||||
ОКТЯБРЬ О | «Ёжики-колючки» | Учить лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки». Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Воспитывать уверенность в изобразительной деятельности. | 5минут | 25 минут | |
НОЯБРЬ | «Черепаха» | Учить детей лепить черепаху из отдельных частей: панцирь, голова, лапы, хвост; упражнять в приемах скатывания, вдавливания, раскатывания, присоединения и примазывания; учить придавать образу выразительность: черепаха ползет, чего-то испугалась, что-то увидела и т. д. | 5минут | 25 минут | |
Организовать в раздевалке папку- передвижку для родителей с фотографиями занятий | |||||
ДЕКАБРЬ | «Волшебные колокольчики» | Учить детей создавать объемные полые поделки из соленого теста. Совершенствовать изобразительную технику – учить лепить колокольчик из шара путем вдавливания и моделирования формы. Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание орнамента из бусин и пуговиц, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров. Развивать чувство формы, пропорций, воспитывать аккуратность, учить синхронизировать работу обеих рук. | 5минут | 25 минут | |
ЯНВАРЬ
| «Декоративн-ые фигурки людей» | - Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. - Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их. - Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. - Учить создавать общую сюжетную композицию. - Развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи. - Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. Коллективная работа. После просушки украсить раздевалку. | 5минут | 25 минут | |
ФЕВРАЛЬ | №1 Подарок к дню Святого Валентина |
Продолжать учить лепить из соленого теста поделки конструктивным и комбинированным способами. Воспитывать желание создать подарок для своих любимых людей, выполнить его аккуратно, красиво. Развивать самостоятельность, трудолюбие, творчество, фантазию. | 10 минут | 20 минут | |
№2 Подарок для мам на 8 марта. Свободная тема. | Развивать у детей самостоятельность в лепке; закреплять умение скатывать и раскатывать тесто, узнавать в своей лепке знакомые образы, называть их. | 10 минут | 20 минут | ||
МАРТ | «Подводное царство» |
1.Учить создавать композицию на панно, используя имеющиеся умения и навыки работы с соленым тестом - скатывание, расплющивание, деление целого на части. 2.Развивать творческое воображение, образную память, мелкую моторику рук. 3.Воспитывать аккуратность при работе с соленым тестом и радоваться достигнутому результату. Коллективная работа. | 5 минут | 25 минут | |
АПРЕЛЬ | «Веселая азбука» | Закрепить и проверить знания детей старшего дошкольного возраста на знания букв. Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою деятельность. Украсить группу или сделать подарок младшей группе. | 5 минут | 25 минут | |
МАЙ | №1 «Карандашница» | Продолжать знакомить со способом лепки - лепка на форме, продолжать учить использовать вспомогательные способы и приемы для оформления и декорирования Карандашницы (использование дополнительного материала - бисер, цветная бумага или ткань, выполнять налепы. Развивать художественные способности, художественный вкус, творчество. Карандашницы дети забирают домой в память о детском саде. | 5минут | 20минут | |
№2 «Цветы лета» |
Закрепить все приёмы лепки которыми дети научились пользоваться. Повторить названия летних цветов нашего края. | 10 минут | 20 минут |
ИТОГО: 11 занятий.
Литература:
1. И. Гусева СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Мой мир. 2006.
2. ПОДЕЛКИ И СУВЕНИРЫ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА.ТКАНИ.БУМАГИ И ПРИРОДНЫX МАТЕРИАЛОВ.
3. Москва. Мой мир. 2006.
4. И.А. Лыкова ЛЕПИМ С МАМОЙ.
5. М.О. Синеглазова УДИВИТЕЛЬНОЕ СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
6. И. Хананова СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. 2007.
7. Г. Чаянова СОЛЕНОЕ ТЕСТО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования « Сказку сделаем из глины (пластилина и теста)»
Основной целью программы обучения лепке из глины является всестороннее творческое развитие ребенка. Работа ведется с каждым ребенком индивидуально, так как дети не все одарены одинаково. Для менее спо...
Программа дополнительного образования "Чудо- тесто".
Эта программа предусматривает развитие творческих способностей детей посредством тестопластики.Программа рассчитана на 3 учебных года.Программа реализуется в виде кружковой работы во 2-половину дня.Пр...
Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"
Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СОЛЕНЫЕ ЧУДЕСА
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по лепке из соленого теста «Тяп - ляп» В первой младшей группе «Малышок» 2018-2019 г.г.
Программа кружка «Фантазия из соленого теста»1.Пояснительная записка.Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень нравится детям и подходит для работы с дошкольниками. Эт...
Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)
Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)...
Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)
Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)...