Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"
рабочая программа ( группа) на тему
Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Фантазии из солёного теста" | 252.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительного образования
Художественно-эстетического направления
«Фантазии из солёного теста»
Срок реализации программы: 2015 – 2016 у. г.
Автор программы: Бородина Лилия Равилевна
Уфа – 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ | Наименование разделов | стр |
Целевой раздел | ||
1.1. | Пояснительная записка | |
1.2. | Цели и задачи рабочей программы дополнительного образования | |
1.3. | Принципы и подходы к формированию программы | |
1.4. | Возрастные особенности воспитанников в изодеятельности | |
1.5. | Планируемые результаты освоения программы | |
Содержательный раздел | ||
2.1. | Направление и содержание программы | |
2.2. | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы | |
2.3. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | |
3 | Организационный раздел | |
3.1 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | |
3.2. | Организация образовательного процесса | |
3.3. | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания | |
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана воспитателем Бородиной Лилией Равилевной
Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, ООП ДОУ, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевойв соответствии с ФГОС.
Работа кружка организуется воспитателем из числа воспитанников старшей группы № 1 «Ромашки». Программа рассчитана на 1 год обучения. Группы комплектуются с учетом интересов и желаний воспитанников заниматься данным видом деятельности. Режим работы: 2 раза в неделю по вторникам и четвергам во 2 половину дня, 25 мин – для старших групп с физминуткой.
Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение лишь познавательного развития. Вместе с тем, само предназначение воспитателя в дошкольном возрасте заключается не столько в получении знаний, сколько в становлении базовых характеристик личности ребёнка – самооценки, социально – психологических особенностей общения с другими людьми.
В творческой деятельности я вижу свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребёнка в компетентную личность, способность адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. На практике эта задача будет реализовываться мной посредством тестопластики с детьми старшего возраста.
Новизна данной программы заключается в том, что тестопластика является одним из малоизученных видов деятельности по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.
Парциальные программы:
- И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду (Ранний возраст) М. 2014 Г. «Карапуз – Дидактика»).
- Ш. А. Лыкова «Из солёного теста» (Лепим с мамой), 2015.
- О.В. Корчинова «Детское прикладное творчество» (Ростов – на Дону: «Феникс», 2011г.).
- УНТ для детей (потешки, загадки).
- Чуковский «Муха – Цокотуха» (отр.).
1.1. Цели и задачи рабочей программы дополнительного образования
Цели:
- Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики.
- Формирование у воспитанников эстетического отношения и творческих способностей в изобразительной деятельности посредством лепки.
- Освоение навыков работы с нетрадиционным материалом, совершенствование технических приёмов во время работы в соответствии с темой.
- Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя солёное тесто.
- Удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового в исследовании свойств и возможностей нетрадиционных способов изображения объектов лепкой.
Основные задачи программы:
1. Показать воспитанникам разнообразие солёного теста, познакомить с его свойствами: пластичностью, вязкостью, цельностью массы.
2. Опытным путем осваивать приёмы: месить, прихлопывать, ставить отпечатки, открывать и отщипывать кусочки, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки остриём карандаша и т.д.
3. Учить видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнить похожие по форме предметы (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, бублик и колечко, карандаш и кисточка).
4. Синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук.
5. Создавать простейшие формы:
- раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладони;
- раскатывать шар (колобок) круговыми движениями ладоней;
- и слегка видоизменят их – преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр – в пластинку), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, червячки, карандаши и др.).
6. Пользоваться стекой (для украшения вылепленных форм).
7. Использовать в работе стишки, потешки, загадки, игрушки для обыгрывания вылепленных фигурок.
Задачи:
- Образовательные:
- обучение воспитанников различным приемам преобразования теста;
- обучать познавать мир и себя в нем через открытие звуков, цвета, формы.
2. Развивающие:
- развитие эстетического восприятия художественного вкуса;
- развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах;
- развитие умения включаться в творческий процесс через физические и словесные действия.
- развитие художественно – творческих способностей и творчества воспитанников.
3. Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца;
- воспитание желания радоваться результатам своего труда и труда товарищей.
Задачи 1-го года обучения воспитанников 4-5 лет:
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Программа художественно-эстетической направленности опирается на интересы отдельных воспитанников и детского общества в целом и соответствует принципу сезонности (построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей местности в момент времени), сочетает принципы систематичности и последовательности обучения (постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития воспитанников ведётся в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому»), строится с учётом принципа развивающего характера художественного образования.
Программа отражает и специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-творческой деятельности во время дополнительной образовательной деятельности по лепке: эстетизация предметно-развивающей среды и быта в целом, культурное обогащение содержания изобразительно-творческой деятельности, взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской активности, интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности, взаимосвязь обогащённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа средствами лепки.
Направления работы:
- развитие творческих способностей;
- художественно – творческое развитие;
- познавательное развитие.
Принципы построения педагогического процесса.
1.От простого к сложному.
2.Системность работ.
3.Принцип тематических циклов.
4.Индивидуального подхода.
Формы образовательной деятельности:
- кружковые занятия,
- индивидуальные формы, игры.
Формы организации деятельности общения с воспитанниками:
- индивидуальная,
- парная,
- коллективная,
- подгрупповая.
Формы проведения занятий:
- интерактивные выставки,
- выставки произведений мастеров,
- беседы по искусству лепки,
- индивидуальная презентация,
- игровые формы работы,
- посещение музея искусств,
- работа в творческом уголке,
- посещение мастерской художника,
- мастер-классы.
Методы обучения на занятиях:
- словесные (устное изложение, беседы, использование художественного слова, анализ произведений искусства);
- наглядные (показ упражнений, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу);
- практические, частично-поисковые (подбор материала).
Подходы к формированию:
-Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
-Учет возрастных особенностей воспитанников.
-Последовательное усложнение поставленных задач
-Преемственность.
-Положительная оценка.
-Безопасное поведение при лепке нетрадиционными материалами и методами.
Особенности программы:
- конкретно, полно и систематически изложено методическое использование тестопластики через принципы и методы обучения, раскрывается структура работы с воспитанниками в организованной образовательной (дополнительной) деятельности, применение методических средств обучения;
- активно используются логоритмические модели, алгоритмы, схемы, конструкции для естественного освоения изображения с помощью тестопластики;
- каждая работа оценивается только положительно, корректные критические замечания возможны лишь в индивидуальной форме, после обсуждения наиболее удавшихся моментов;
- обязательна мотивировка исполнения работы;
Дополнительная образовательная деятельность по тестопластике проводится только в состоянии творческого подъёма и желания творить;
- происходит интегрирование приёмов лепки, экспериментирование материалами;
- воспитанник не только грамотно и убедительно решает каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознаёт логику их следования.
1.4. Возрастные особенности воспитанников в изодеятельности
Возрастные особенности воспитанников 5-6 лет:
В этом возрасте у воспитанников возникает тяга к предметному рисованию. Это период активного рисования. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета. Занятия можно проводить по 25 минут.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Задачи психолого – педагогической работы данной программы дополнительного образования решаются интегрированно в ходе освоения следующих образовательных областей:
1) «художественное творчество»;
2) «коммуникация»;
3) «познания»;
4) «чтение художественной литературы»;
5) «социализация».
1. Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие репродуктивной деятельности детей (лепка);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобретательному искусству.
2. Содержание общеобразовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строения речи, произношение; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах и формах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
3. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
4. Содержание общеобразовательной области «Социализация» направленно на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Ожидаемые результаты:
- Дети освоят элементарные действия с тестом.
- Овладеют умением лепить предметы простейшей формы: шары, мечи, столбики, палочки, жгутики и т.д.
- Постепенно будут разрабатываться пальчики.
- Дети получат удовольствие при выполнение своих работ.
Будут способны:
- Высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;
- Проявлять бережное отношение к произведениям искусства, к материалам, инструментам в процессе дополнительной образовательной деятельности, а также аккуратность и собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым, работающим с ними в процессе создания коллективной (парной) работы;
- Адекватно оценивать результаты деятельности, учитывая оценку и мнение взрослого;
- Управлять своим поведением и планировать свои действия во время работы.
II.Содержательный раздел
2.1. Направление и содержание программы
предполагает
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной).
Содержание программы направлено на:
- создание условий для художественно-эстетического развития воспитанника посредством применения различных технологий изобразительного искусства; развитие мотивации к познанию творчества;
- приобщение воспитанников к миру икусства; обеспечение эмоционального благополучия воспитанника;
- профилактику асоциального поведения, укрепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.
Создание условий для приобретения опыта:
- рассматривания произведений народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства с понятным и интересным содержанием, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных (радуется, сердится и др.);
- рассматривания веток, шишек, корней растений, камней и т. д., обнаружения в причудливой форме природного материала какого-то образа;
- чтения (восприятия) художественной литературы и фольклора, в том числе за счёт включения произведений на новые темы, с большим количеством героев, развёрнутым сюжетом, в различных ситуациях (бытовых, волшебных, приключениях, путешествиях); понимания причинно-следственных связей в прочитанном тексте (например, причины того или иного поступка героя и наступившие последствия);
- проявления ситуативного интереса к произведениям искусства, литературы, фольклора, миру природы, первых художественных и читательских предпочтений, желания задавать вопросы о них (их содержании);
- обращения внимания на красоту природы и любования вместе со взрослыми и другими детьми совершенством формы, цвета, строения деревьев, кустарников и других объектов растительного и животного мира; на отдельные средства художественной выразительности, которые наиболее полно и точно характеризуют героев (внешность, внутренние качества), а также окружающий мир (живая и неживая природа);
- выражения личностного отношения к красоте явлений природы;
- эмоционального отклика на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей и животных (радость, грусть, гнев), понимания значения образа («Это лошадка»), на красоту поступков героев.
Создание условий для приобретения опыта:
- ежедневного свободной лепки, аппликации, конструирования, художественного труда, постановки нескольких простых, но взаимосвязанных целей и достижения их при поддержке взрослого и сверстников;
- рассказывания о том, что самостоятельно слепили.
- самостоятельного выбора детьми цветов и оттенков красок, фона и формы листа бумаги, самостоятельной передачи образов предметов;
- нахождения простых сюжетов в окружающей жизни, при чтении художественной литературы и реализации их в изобразительной, конструктивно-модельной деятельности;
- использования формообразующих движений, соотнесения качества движений с создаваемым образом (лёгкость, плавность, размах, нажим);
- составления узоров, состоящих из простых элементов в два-три цвета и характерного колорита на бумаге в форме квадрата, круга, полосы, прямоугольника по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; передачи формы и строения предметов, состоящих из нескольких частей (фигура человека, птицы и животные, растения, здания, машины и т. п.); использования обобщённых способов лепки, лежащих в основе изображения многих животных; использования для достижения большей выразительности образа изображения позы, различных деталей, передачи характерных особенностей материала, объединения изображения предметов на одной линии в ряд, расположения их на листе бумаги вертикально или горизонтально и соблюдения относительной величины предметов;
- овладения средствами лепки, в том числе применения различных способов лепки (из целого куска теста, комбинированным и конструктивным способом), направленных на создание объёмного образа (овощи, фрукты и др., животные и птицы, простейшее изображение человека);
- освоения приёмов скатывания, вдавливания, сглаживания, выравнивания, прищипывания, оттягивания и примазывания, а также установки фигуры на широком основании, на подставке, на ногах и украшения с помощью стеки и налепов; передачи формы и строения предметов.
Реализацию самостоятельной творческой деятельности воспитанников:
- Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету.
- Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументировано и развернуто оценивать свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.
- Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
- Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
- Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.
- Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их: вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
Становление эстетического отношения к окружающему миру
- Продолжать расширять представления детей об окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера).
- Развивать стремление любоваться красотой объектов окружающей среды: изделиями народных промыслов, природой, архитектурными сооружениями.
- Учить выделять радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель, оформление участка и т.п.).
- Привлекать воспитанников к оформлению выставок в группе, детском саду, к организации игровых уголков, расположению материалов для самостоятельной творческой деятельности и т. п.
- Формировать у воспитанников умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
- Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
Все формы носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи двух и более образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Направление художественно- эстетического развития:
- Рисование
- Лепка
- Аппликация
- Прикладное творчество
- Детское конструирование
- Музыка
Виды занятий по изобразительной деятельности:
4-5 лет: рисование; декоративное рисование (дымковские, филимоновские изделия); лепка ( глина, пластилин, пластическая масса); аппликация. | |
5-6 лет: предметное рисование; сюжетное рисование; декоративное рисование; лепка ( глина, пластилин, пластическая масса); прикладное творчество (работа с бумагой, природным, бросовым материалом). | 6-8 лет: предметное рисование; сюжетное рисование; декоративное рисование; лепка ( глина, пластилин, пластическая масса); прикладное творчество (работа с бумагой, природным, бросовым материалом, т. п.) |
Формы работы с воспитанниками по художественное творчеству
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьёй |
Создание коллекций |
|
|
|
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Совместная деятельность взрослого и воспитанников | Самостоятельная деятельность воспитанников | Взаимодействие с семьей | |
Образовательная деятельность (ОД) | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||
Методы и формы развития социально коммуникативных способностей детей | |||
непосредственно образовательная деятельность (рисование, конструирование, лепка). Экспериментирование. Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства. Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые). Выставки работ репродукций произведений живописи. Проектная деятельность. | Наблюдение. Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства. Игра. Игровое упражнение. Конструирование из песка, природного материала. Лепка, рисование. | Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые). Экспериментирование. Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства. Самостоятельная изобразительная деятельность. | Создание соответствующей предметно-музыкальной, развивающей среды. Проектная деятельность. Прогулки. Совместное творчество (рисование, конструирование и др.) Совместные праздники, развлечения в ДОУ. Театрализованная деятельность. |
Средства необходимые для реализации Программы
Направления развития | Ключевые положения методических разработок | Средства обучения |
Художест-венно- эстетичес- кое воспитание | Развитие творческих способностей дошкольников в изодеятельности | Оборудование для изодеятельности, рамки, планшеты |
Введение разнообразных тем рисования, лепки, аппликации | Краски акварель, гуашь, кисти и др. м-лы |
- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Современное образовательное учреждение немыслимо без системного, осмысленного взаимодействия с семьей.
Семья является не только и не столько одним из заказчиков образовательного учреждения и потребителем его образовательных услуг, прежде всего семья – это основа воспитания личности ребенка, неслучайно именно семья является институтом первичной социализации растущего человека.
Родители – это первые и главные (по силе и степени оказываемого влияния) воспитатели ребенка.
Отношения семьи и дошкольного учреждения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Перед педагогическим коллективом ДОУ поставлена цель:
-сделать родителей (законных представителей) активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основные принципы в работе с семьями воспитанников:
открытость детского сада для семьи;
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Формы взаимодействия с семьей
Социально-педагогическая диагностика:
- беседа;
- анкетирование;
- сочинение;
- посещение педагогами семей воспитанников;
- дни открытых дверей в детском саду;
- собрания-встречи.
Информирование
- стенды;
- консультирование;
- газеты, журналы;
- семейные календари;
- буклеты;
- новые интернет-сайты.
Поэтапная модель взаимодействия педагога и родителей (законных представителей)
1 этап – ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ
Педагоги: Сбор информации (первое общение; беседа, наблюдение анализ полученных результатов, анализ типа семей)
родители: Сбор информации ( знакомство детским садом (адаптация)
2 этап – ОБЩЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ
Наглядная агитация ( стенды, консультации, родительская газета, информационные проспекты, буклеты), просмотр открытых занятий, мероприятий. Встреча со специалистами.
3 этап – ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
Педагоги: Знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, фотовыставки, «День матери», творческая мастерская, выбор содержания, форм работы с семьей ребенка.
родители: Получение консультативной индивидуальной помощи
4 этап – ИНТЕГРАТИВНЫЙ
-Современные мероприятия (досуги, праздники, круглые столы, «Недели здоровья», турпоходы, конкурсы, выставки вечер вопросов и ответов
-Совместное обсуждение проблем, участие в совместных делах, деловые игры, дискуссионный клуб
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.
Линии, способы и формы взаимодействия с семьями воспитанников
Линия взаимодействия | Способы взаимодействия | Формы взаимодействия |
Художественно-эстетическое развитие | Формирование условий для совместной музыкально-художественной деятельности | Приглашение на утренники и развлечения; Организация экскурсий и походов; Консультации музыкального руководителя; Совместные работы по ручному труду, изобразительной деятельности; Участие в конкурсах совместно с детьми. |
III. Организационный раздел.
3.1.Организация развивающей предметно-пространственной среды
Основой реализации Образовательной программы является предметно – развивающая среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. В детском саду она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно – эстетическое, познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие воспитанника.
Развивающая предметно- пространственная среда в ДОУ выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции и направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений ребёнка, иметь характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию (не только развивающая, но и развивающаяся система). Окружающий предметный мир необходимо пополнять, обновлять в соответствии с возрастными возможностями воспитанника.
Среда обеспечивает:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации (группы, участка);
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в разных видах детской деятельности; охрану и укрепление их здоровья, учёт особенностей и коррекцию недостатков их развития;
- возможность общения и совместной деятельности воспитанников (в том числе раннего и дошкольного возрастов) и взрослых со всей группой и в малых группах;
- двигательную активность воспитанников, а также возможности для уединения;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учёт возрастных особенностей воспитанников, раннего и дошкольного возрастов.
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды :
- Насыщенность среды должна соответствовать содержанию Программы, в том числе при реализации комплексно-тематического принципа её построения (ориентирована на примерный календарь праздников, тематика которых отражает все направления развития дошкольника), а также возрастным особенностям воспитанников (учитывая ведущий вид деятельности в разные возрастные периоды дошкольного детства). Образовательное пространство должно включать средства реализации Программы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование и инвентарь (в здании и на участке) для возможности самовыражения и реализации творческих проявлений.
- Трансформируемость предполагает возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей воспитанников (так, предметно-развивающая среда меняется в зависимости от времени года, возрастных, гендерных особенностей, конкретного содержания Программы, реализуемого здесь и сейчас).
- Полифункциональность предполагает использование множества возможностей предметов пространственной среды, их изменение в зависимости от образовательной ситуации и интересов воспитанников, возможности для совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской активности, позволяет организовать пространство группового помещения со специализацией его отдельных частей: для спокойных видов деятельности (центры «Книги», «Театрализованная деятельность»), активной деятельности (двигательный центр (физкультурный инвентарь), центр экспериментирования, центр конструирования, центр сюжетно-ролевых игр) и др.
- Вариативность предусматривает возможность выбора воспитанником пространства для осуществления различных видов деятельности (игровой, двигательной, конструирования, изобразительной, музыкальной и т. д.), а также материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих самостоятельную деятельность воспитанников.
- Доступность обеспечивает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам и пособиям в разных видах детской деятельности. (Используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребёнок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным.)
- Безопасность предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности (в помещении не должно быть опасных предметов (острых, бьющихся, тяжёлых), углы должны быть закрыты).
Материалы, игрушки и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать педагогическим и эстетическим требованиям (способствовать развитию творчества, воображения; возможности применять игрушки как в индивидуальных, так и коллективных играх; обладать дидактическими свойствами (обучать конструированию, знакомить с цветом, формой и т. д.); приобщать к миру искусства.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
- Взрослый в общении с воспитанниками придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
- Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
- Это предполагает решение следующих задач:
- Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
- Радости существования (психологическое здоровье)
- Формирование начал личности (базис личностной культуры)
- Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
- Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
- Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
- Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
При создании предметно-пространственной развивающей среды необходимо учитывать гендерный принцип, обеспечивающий среду материалами и игрушками как общими, так и специфичными для мальчиков и девочек.
Предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать возрастным периодам развития ребёнка дошкольного возраста.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагает наличие: специального учебного кабинета, специалиста по изобразительно-художественной деятельности, литературы, оборудования и материалов для работы. Также необходимо иметь коллекцию разных художественных произведений нетрадиционного искусства, особо ценные в художественном отношении предметы, которые можно использовать в педагогическом процессе для художественно-эстетического воспитания, знакомства и обучения воспитанников видам нетрадиционного рисования, подлинные произведения искусства современных художников, выполненные как в традиционной, так и в нетрадиционной технике исполнения.
Для того чтобы научить воспитанника смотреть картины, сравнивать технику их исполнения, замечать красоту и наслаждаться ею, педагогом рекомендуется устраивать мини-выставки произведений искусства, где ребят учат ходить спокойно, без шума и торопливости. Мини-выставки художественных картин в ДОУ – это первый шаг посещения музеев, начало духовного развития. В коллекции художественных произведений в ДОУ могут быть работы, выполненные разными нетрадиционными способами и техниками.
Рекомендуется использовать игры-занятия для художников: «Юный художник», «Рисуем пальчиками», «Процарапаем рисунок», «Весёлые витражи», «Разноцветные ладошки» и др., компьютерные программы: «Яндекс. Краски», «Рисуем красками», т. п.
3.2. Организация образовательного процесса
режим работы:
группа | Продолжительность | Количество в неделю | Количество в месяц |
старшая | 25 мин | 2 | 8 |
Занятия делятся на теоретические и практические. На теоретических знакомим воспитанников с новым видом изображения - тестопластикой, беседуем о предстоящей работе, планируем этапы работы, приёмы, материалы, рассматриваем репродукции художников и т.п. Практические могут разделиться на два занятия, т. е. на два этапа, в зависимости от сложности. В середине года (январь) для воспитанников организуются недельные каникулы.
Тематическое планирование
Месяц | Неделя | Вид деятельности | Название темы | Задачи |
ноябрь | 3 неделя | Лепка - экспериментирование | «Тили – тили – тесто» (знакомство с пластическим материалом | Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста. |
| 4 неделя | Лепка и рисование на тесте (экспериментирование) | «Картина на тесте» | Создание изображений на пласте теста: отпечатки ладошек и разных предметов, рисование пальчиком. |
декабрь | 1 неделя | Лепка предметная (картинки из теста) | «Вкусное печенье» | Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки. Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений. |
| 2 неделя | Лепка предметная (картинки из теста) | «Яблоко», «Шар» «Орех», «Мячик», «Колесо», «Тарелка», «Блинчик», «Баранка», «Печенье». | Раскатывание комочков круговыми движениями ладоней для получения предметов в форме шара. Развитие чувства формы, мелкой моторики. |
февраль | 1 неделя | Лепка из солёного или сдобного теста | «Вкусное угощение» | Лепка угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки) и лёгкое сплющивание. Развитие чувства формы и мелкой моторности. |
| 2 неделя | Лепка с элементами рисования | Колобок катится по дорожке и поёт песенку. | Создание интереса к обыгрыванию сказки «Колобок» в изодеятельности. Лепка колобка в форме шара, рисование длинной петляющей дорожки фломастером или маркером. Освоение линии и цвета как средств художественно – образной выразительности. |
март | 1 неделя | Лепка из солёного или сдобного теста | «Угощайся, Мишка» | Лепка угощений для игрушек: раскатывание шара и лёгкое сплющивание для получения пряников и печенья. Развитие чувства формы, мелкой моторики. |
| 2 неделя | Лепка | «Бублики – баранки» | Лепка баранок: раскатывание колбасок и замыкание в кольцо. Обыгрывание лепных изделий – «нанизывание» бубликов – баранок на связку – верёвочку. |
апрель | 1 неделя | Лепка | «Снеговик» | Создавать у детей интересов к образу, учить раскатывать комочки теста круговыми движениями, соединять их вместе. Находить сходство с окружающими предметами, персонажами. |
| 2 неделя | Лепка предметов прямолинейных форм (палочки, столбики, жгутики) | «Солнышко – колоколнышко» | Создание рельефного образа солнца из диска (сплющенного шара) и нескольких жгутиков. Развитие простого мышления и восприятия. |
май | 1 неделя | Лепка | «Кто живёт в избушке» | Учить лепить «брёвнышки» для петушка. Вызвать интерес к сказке «Петушок – золотой гребешок». |
| 2 неделя | Лепка | «Заборчик для избушки» | Развивать у детей сюжетно – игровой замысел (связывать содержание с предыдущем занятием с лепкой избушки), раскатывать комочки теста прямым движением (столбиком). |
Список воспитанников старшей группы:
3.3. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Материально-технические условия реализации программы-
- соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- соответствие правилам пожарной безопасности;
- средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- учебно-методический комплект, оборудование, оснащение методической литературой.
Основная литература:
- Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет: программа, планирование, интегрированные занятия/ авт.-сост. Н.Н. Леонова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 282 с.
- Творчество детей в работе с различными материалами. Брыкина Е.К. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 147 с.
- Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя группа: комплексные занятия/ авт.-сост. О.В. Павлова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 202 с.
- Изобразительная деятельность и художественный труд. Старшая группа: комплексные занятия/ авт.-сост. О.В. Павлова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 206 с.
- Изобразительная деятельность и художественный труд. Подготовительная группа: комплексные занятия/ авт.-сост. О.В. Павлова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 206 с.
- Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014. – 112 с.
- Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 128 с.
- Воспитание сенсорной культуры воспитанника от рождения до 7 лет. Программа для воспитателя детского сада. Венгер Л.А., Пилюгина Э. Г. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой.- М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007. – 128 с.
Оборудование:
- Тесто (мука, соль, вода);
- Стеки, скалки;
- Различные детские печати;
- Карандаши;
- Скорлупки орехов, семян;
- Пробки;
- Ситечки;
- Краски (медовые);
- Пищевые красители;
- Клеёнки;
- Салфетки;
- Игрушки для показа и обыгрывания;
- Формочки для теста;
- Мелкие предметы (горох и т.д.).
Приготовление теста
Рецепт №1
200 гр. муки
200 гр. соли
вода.
Рецепт №2
200 гр. муки
200 гр. соли
1-2 ч. л. обойного клея
вода.
Рецепт №3
100 гр. пшеничной муки
100 гр. ржаной муки
400 гр. соли
2 ст. л. обойного клея
вода.
Рецепт №4
200 гр. муки
200 гр. соли
1 ст. л. растит. масла
вода.
Цветное тесто
- Пищевые красители
- гуашь.
Тексты потешек
Колобочек – Колобок
У него румяный бок.
И хорош он, и пригож,
И на солнышко похож!
Положили Колобок
Остудиться на окошко,
Колобок с окошек – скок!
Покатился по дорожке.
Ай, качи – качи – качи!
Глянь – баранки, калачи!
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи –
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам остались
Бараночки!
И. Друмникова
«Три каравая»
Я слепил три каравая –
У меня ведь именины.
Всю семью я угощаю
Караваем из глины.
Я слепил три каравая
М несу домой:
Этот - маме,
Этот – папе,
Этот – мне.
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью, Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому:
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Ладушки – ладушки!
Пекла баба оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше – два,
Паше - два.
Ване – два,
Тане – два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!
Пьём парное молоко
Тут и куры:
- Ко – ко – ко!
Пробуют оладушки
Ой, ладушки – ладушки.
Вышла курица рябая
- Я к вам прямо из сарая.
Я не ела, не пила.
Я яичко вам снесла,
Не пора ли обедать?
Двери отперли, и вот
Маша всех к столу зовёт.
Пса Арапку,
Кошку – царапку,
Курочку – рябку.
Собачке - в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке – несушке
Пшено в черепушке,
А Машеньке в тарелке
В глубокой, не мелкой.
Вокруг печки хожу
Да похаживаю
Я на печку гляжу,
Да поглядываю.
Вот поднялся пирог,
Пирожок медовый
Зарумянился пирог
Из муки из новой.
Пирожки мы испекли
С разною начинкой;
И с капустой,
И с морковью,
С луком и с картошкою.
Из остатков теста
Кренделя мы слепим.
Лады – лады – ладушки
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала
Детишкам давала
Саше – две, Яну – две,
Соне – две, Ане – две
Хороши оладушки
У нашей бабушки.
- Заинька, угощали ль тебя?
- Серенький, угощали ль тебя?
- Угощали, угощали, милый мой:
Катюшка – то – блинами.
А Лизонька – пирогами.
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Программа дополнительного образования "Лепка из теста"
Программа по тестопластике для объединения "Лепка из соленого теста". Автор программы Фомина Ольга Михайловна....
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЧУДЕСА ИЗ ТЕСТА"
Программа дополнительного образования по тестопластике "Чудеса из теста" для детей 3-6 летРецензия к программе ссылка: https://disk.yandex.ru/i/F4LGeP5OQndqkw...
Программа дополнительного образования кружок «Волшебное тесто»
Программа по кружку «Волшебное тесто» рассчитана на 3 года (4 - 7 лет). Программа реализуется с детьми среднего, старшего и подготовительного к школе дошкольного возраста...
Программа дополнительного образования кружок «Волшебное тесто»
Программа «Волшебное тесто» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических разработок: И.А. Лыкова «Изобразительная деятель...