Статья "Внимание и его роль в процессе обучения"
статья (старшая группа) по теме
Часто именно внимание объясняет успехи в учебе и работе, а невнимательность - промахи, ошибки и неудачи. Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Особенности внимания необходимо учитывать при выборе методов обучения, рабочей специальности, а также для определения текущего состояния человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vnimanie_i_ego_rol_v_protsesse_obucheniya.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
ВНИМАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Автор-составитель: Приорова Наталия Алексеевна
воспитатель ГДОУ №6 Василеостровского района СПб
Санкт-Петербург
2014 г.
Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
Ушинский К.Д.
Все психические процессы протекают во взаимосвязи. Объединить их - задача внимания, которое участвует во всякой сознательной психической деятельности.
Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. В научной психологии проблема внимания занимает особое место и стоит несколько особняком в связи с трудностями ее трактовки и тех феноменов, которые за ней стоят. C одной стороны, внимание - подчеркивается многими авторами как «несамостоятельный» психический процесс, а с другой - является психическим инструментом активности субъекта, позволяющим ему быть независимым при взаимодействии с окружающим миром. В некоторых теоретических подходах отрицается специфика внимания и единая сущность его проявлений. Внимание рассматривается как побочный продукт или характеристика других процессов. Однако, то, что внимание неразрывно связано с другими познавательными процессами, или деятельностью субъекта нельзя считать доказательством его «несуществования». Вниманием можно управлять, причем это управление не сводится к управлению деятельностью. Существуют специфические нарушения внимания, которые приводят к изменению поведения, к невозможности выполнять определенную деятельность, но которые отличаются от нарушения восприятия, памяти, мышления. Такие сведения из прикладной психологии, не позволяют считать внимание лишь побочным или сопутствующим продуктом. Приверженцы когнитивной психологии в большинстве случаев описывают внимание как отдельную инстанцию и рассматривают либо как пульт управления процессами, либо как блок селекции информации, либо как хранилище ресурсов, либо как специфическую предвосхищающую активность. Среди всего многообразия информации, поступающей из внешнего мира, внимание сосредотачивается только на определенных объектах и лишь на выполнении определенных задач, связанных с интересами субъекта. Поэтому место внимания в той или иной психологической концепции зависит от того, какое значение придается активности субъекта психической деятельности.
Проблема внимания была впервые разработана в рамках психологии сознания. Основной задачей считалось исследование внутреннего опыта человека. Но пока интроспекция была основным методом исследования, проблема внимания ускользала от психологов. Внимание служило лишь инструментом для ментальных опытов. В. Вунд, исследуя простые реакции на зрительные и слуховые стимулы, выделил простое вхождение какого-либо содержания в сознание и назвал перцепцией (восприятием), а фокусировку ясного сознания – вниманием или апперцепцией. При этом он обнаружил зависимость между простыми зрительными и слуховыми реакциями и отношением испытуемого, его заинтересованностью.
В гештальтпсихологии тот факт, что внимание неразрывно связано с другими психологическими процессами и может рассматриваться как побочный продукт или характеристика других процессов, вызвал утверждение, что все феномены внимания можно объяснить законами структурного восприятия, и поэтому отдельное изучение внимания следует считать ненужным и создающим «псевдопроблемы».
Бихевиористы отвергали внимание и сознание как главные понятия психологии сознания. Они пытались совершенно отказаться от этих понятий и ошибочно полагали, что смогут разработать несколько более точных понятий, которые позволили бы им более точно описывать психические процессы.
Однако спустя сорок лет понятия «внимание» и «сознание» вернулись в психологию. Природа и сущность внимания вызывают в психологии и теперь серьезные разногласия. Некоторые специалисты даже сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной функции, считают его только стороной или моментом других психических процессов. В рамках различных подходов психологи сосредотачиваются на тех или иных проявлениях внимания: на вегетативных реакциях селекции информации, контролем, за выполнением деятельности или состояниями сознания. Можно выделить несколько наиболее известных высказываний, мнений и теорий о внимании ряда выдающихся психологов.
По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».
Д. Канеман опубликовал монографию, в которой изложил трактовку внимания как умственного усилия.
С.Я. Рубинштейн, развивая свою концепцию психической деятельности, подчеркивал, что внимание не имеет собственного содержания. Оно – «сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект».
М.Н. Добрынин в своей концепции определил внимание как направленность и сосредоточенность нашей психической деятельности.
Л.С. Выготский рассматривал внимание через призму организации поведения, и описывал внимание как способ регулирования поведения. Идеи Выготского нашли свое продолжение в теории, разработанной в 50-ые годы П.Я. Гальпериным. Внимание как результат организации деятельности рассматривались в работах Ю.Б. Гиппенрейтера.
Внимание присущее любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступающее как способность к организации этого процесса, не имеет своего отдельного и специфического продукта, его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует. Эти особенности внимания всегда вызывали разногласия в трактовке самого понятия внимание, его выделения и изучения. Можно рассмотреть для примера связь восприятия и внимания. В каждый момент в наш мозг поступает с рецепторов множество сигналов, возникающих под действием различных объектов внешней и внутренней среды. Но они не могут сразу переработаться в мозгу и не могут одновременно отразиться в сознании. Благодаря вниманию ограничивается число объектов, воспринимаемых в данный момент, а качество восприятия значительно улучшается. Внимание способствует тому, что воспринятое может включаться в процессы воображения и мышления, а так же закрепляться в памяти.
Физиологической основой внимания является повышение возбудимости в определенных участках коры мозга. Если рассмотреть человека в бодрствующем состоянии, то он всегда внимателен к чему-либо: что-то рассматривает, о чем-то думает и т.д. В каждый момент в коре мозга где-нибудь имеется очаг оптимальной возбудимости.
Очень ярко этот процесс описал И.П. Павлов: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то увидали бы на думающем, сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью». (Светлое пятно - оптимальный очаг возбуждения, а тень – состояние торможения.) Теперь этот процесс можно увидеть на специальном приборе – электроэнцефалоскопе.
Очаг наибольшей возбудимости как бы концентрирует в себе все виды психической деятельности – разнообразные восприятия, представления, мышление – и направляет их на определенный объект, в том числе и на определенные мысли и переживания. И если говорится об отсутствии внимания, то имеется в виду не отсутствие внимания вообще, а отсутствие внимания к конкретному объекту.
Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию, которая позволит настроить на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием. Направленность внимания можно сравнить с лучиком фонарика, который высвечивает то, что в данный момент представляет наибольший интерес, внешненаправленное внимание – на окружающие явления и внутреннее на собственные мысли и переживания.
Часто именно внимание объясняет успехи в учебе и работе, а невнимательность - промахи, ошибки и неудачи. Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Особенности внимания необходимо учитывать при выборе методов обучения, рабочей специальности, а также для определения текущего состояния человека.
Выделяют три формы проявления внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное.
Основными функциями внимания являются:
- активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;
- целенаправленный организованный отбор поступающей информации (основная селективная функция внимания);
- удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;
- обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;
- регуляция и контроль протекания деятельности.
Существует три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
В первом случае можно выделить «природный», естественный тип внимания, связанный с действием сильного психического или физического раздражителя, который возникает без волевых усилий. Это может быть сильный звук, резкая смена объектов, субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение к объекту и т.д. «Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах, и если новый предмет поблизости нас, стараемся осязать его и вообще стараемся охватить или захватить всякое новое явление или предмет соответствующий воспринимающими поверхностями, соответствующими органами чувств» - И.П. Павлов. То есть непроизвольное (непреднамеренное) внимание – это направленность сознания на предмет или явление в силу каких-то их особенностей. И чем сильнее раздражитель, тем быстрее приковывается к нему внимание. Сильный свет, яркие краски, громкие звуки всегда привлекают внимание. Использование контраста, новизны, эмоциональной окраски предметов и явлений как средств, привлечения непроизвольного внимания часто применяется в изобразительном искусстве, в обучении, в рекламе и т.д. Например: ученые сделали интересное наблюдение, что некоторые цвета вызывают у людей побуждение купить тот или иной товар. Непроизвольное внимание покупателей привлекали чаще всего этикетки и коробки желтого или красного цвета. Эти цвета не только вызывали положительные ассоциации, но и зрительно увеличивали размеры коробок, провоцируя покупательский интерес. Так же большую роль в привлечении непроизвольного внимания имеют интересы и настроение людей в каждой конкретной ситуации.
Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, есть организованная направленность сознания на объект или явление, а так же на отдельные его части. Произвольное внимание - более высокая ступень внимания, требующая сосредоточения сознания и волевых усилий, затраты физической энергии. Оно и продукт, и условие нашей цивилизации, сделавшей необходимым непривлекательный труд – и физический и умственный. По мнению французского психолога Т. Рибо до возникновения цивилизации произвольное внимание практически не существовало. Предрасположенность к произвольному вниманию является одним из факторов социального отбора, так как оно не только условие эффективной работоспособности нашего интеллекта, но и способствует лучшему взаимопониманию людей, предотвращает ненужные конфликты между ними, то есть дает человеку определенные дополнительные шансы для успешной социальной адаптации.
В учебной деятельности следует сочетать непроизвольное и произвольное внимание, то есть занимательный материал должен идти вместе с материалом, задачами, требующими самостоятельного мышления учащихся - «Сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия, исполнять свою обязанность» - К.Д. Ушинский.
Понятие послепроизвольного внимания было введено в употребление Н.Ф. Добрыниным. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности. Это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мнению К.К. Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Оно возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.
Внимание характеризуется различными качествами или свойствами. Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относят: объем, устойчивость, интенсивность, концентрацию, распределение внимания, к вторичным – колебание и переключение внимания.
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объем внимания зависит от специфики практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенности воспринимаемых предметов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. Объем внимания величина постоянно меняющаяся. Например, объем внимания, начинающего читать ребенка, очень мал, но по мере овладения техникой чтения, приобретения опыта увеличивается, и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Взрослый человек воспринимает одновременно 5-6 знакомых объектов, а незнакомых всего 2-3.
Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте или объектах. Концентрация внимания на чем-то одном предполагает одновременное отвлечение от всего остального, обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, дает более точные сведения о предмете, о его свойствах. Концентрация внимания, направленность могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств. Так, например, обучая школьников основам изобразительной грамоты, преподаватель все время обращает внимание на те или иные стороны изображаемого объекта, заставляет постоянно анализировать, сравнивать, ставит ряд вопросов, активизирует внимание учеников, сосредотачивающихся на конкретном. Любой творческий труд требует глубокой концентрации внимания. При этом по механизму отрицательной индукции может оказаться заторможенной реакция на многие события обыденной жизни. Рассказывают, что однажды Ньютон, с часами в руке наблюдал за варкой яйца. А через некоторое время обнаружил, что часы вместе с яйцом варятся в кастрюле. Здесь конечно можно говорить о рассеянности ученых, но необходимо понимать, что именно при такой концентрации мыслей возможны великие открытия.
Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. В некоторых профессия распределение внимания приобретает особо важную роль. Это профессии шофера, летчика, учителя и т.д. Особое значение распределение внимания имеет во время учебы. Ребенок должен одновременно слушать взрослого, записывать, доставать, открывать, запоминать и т.д. Такая нагрузка должна быть постепенной с учетом способностей ребенка к распределению внимания. С накоплением соответствующего опыта в процессе практической деятельности вырабатываются навыки, способствующие успешному совмещению нескольких действий.
Историки утверждают, что Гай Юлий Цезарь и Наполеон могли выполнять сразу несколько дел, а французский психолог Полан одновременно читал слушателям одно свое стихотворение, и в то же время писал другое. Очевидно, в этих случаях происходит быстрое переключение внимания попеременно с одного вида деятельности на другой. Чем быстрее и успешнее такое переключение, тем большее число деятельностей можно выполнять в один и тот же промежуток времени.
Устойчивость внимания – его временная характеристика – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в работе, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения. Если внимание неустойчиво, то качество работы, учебы значительно снижается. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Например, при рассматривании какого – либо объекта имеет значение его внешняя привлекательность, красочность которая дает пищу для представления, наблюдательности, вызывает активную работу мышления, воображения. И наоборот восприятие однообразных по цвету и форме предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания.
Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания. Так, при переутомлении человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения. Физиологическая интенсивность внимания обусловлена повышенной степенью возбудимых процессов в определенных участках головного коры мозга при одновременном торможении других его участков.
Колебание внимания выражается в периодической смене объектов, на которые оно обращено. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга, так как деятельность определенных нервных центров не может продолжаться интенсивно без перерыва. Такие изменения устойчивости внимания можно проследить на таких примерах. Если поставить на листе бумаги маленькую точку и долго смотреть на нее, то покажется, что она как бы уплывает и исчезает. А если посмотреть на изображение усеченной пирамиды сверху, то она будет казаться то выпуклой пирамидой, то коридором уходящим вовнутрь.
Переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. С переключением функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания. Переключение может быть произвольным, тогда его скорость – это показатель степени волевого контроля человека над своим восприятием, и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является либо появлением сильного раздражителя, либо показателем неустойчивости психики. Ребенку трудно начинать новую работу особенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без особой необходимости часто менять ее содержание и виды. Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо. Способность переключаться позволяет человеку лучше ориентироваться в окружающем мире, когда человек легко переходит от одной работы к другой, это касается и учебного процесса. Переключаемость внимания относится к числу тренировочных качеств.
Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Эта связь раскрывается в наиболее известных психологических теориях внимания. Еще Аристотель в своих работах рассматривал вопрос о разделении внимания на произвольное и непроизвольное, а полное и всестороннее описание было сделано в 18 веке. Позднее это разделение получило серьезное теоретическое обоснование в работах Т. Рибо и Н.Н. Ланге. Согласно моторной теории Т. Рибо интенсивность и продолжительность произвольного внимания непосредственно связано с эмоциями и вызывается ими. Состояние внимания сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но и определенными изменениями состояния организма. В качестве физиологического состояния внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других реакций. Состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела, которые вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания. Двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли и воспоминания получают особую интенсивность и яркость, вследствие сосредоточения на них всей двигательной активности.
В соответствии с теорией А.А. Ухтомского, физиологической основой внимания является доминантный очаг возбуждения в коре головного мозга, усиливающийся под воздействием посторонних раздражителей и вызывающих торможение соседних областей. Именно эта характеристика доминанты позволила Ухтомскому расценить ее как физиологический механизм внимания.
С.Я. Рубинштейн в своей концепции рассматривал внимание как проявление отношения личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Он писал, что за вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту.
Д.Н. Узнадзе создал теорию установки и организовал разработку этой проблемы. Установка – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Установка, следовательно, есть механизм регуляции деятельности, и регулирующая функция установки проявляется в форме направленности на решение определенной задачи. В процессе экспериментов рассматривающих различные иллюзии ощущений психологи пришли к выводу, что установка представляет собой состояние, которое, не будучи само содержанием сознания все же оказывает решающее влияние на его работу, то есть у человека имеется целая сфера активности, которая предшествует его обычной сознательной психической деятельности. И изучение этой сферы представляет, несомненно, большой научный интерес, так как без специального ее анализа было бы безнадежно пытаться адекватно понять психологию человека.
Согласно концепции внимания П.Я. Гальперина внимание является одним из составляющих ориентировочно - исследовательской деятельности. Оно представляет собой контроль за содержанием образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека. Этот контроль осуществляется при помощи заранее составленного критерия, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения. Все акты внимания, выполняющие функцию контроля, являются результатом формирования новых умственных действий. Теория Гальперина предполагает не просто рассмотрение внимания как процесса контролем за действием, но и развитие этого контроля от сознательных к автоматизированным формам. В реальной жизни мы постоянно выполняем несколько одновременных действий: идем, смотрим, думаем и так далее. Такое совмещение становится возможным благодаря автоматизации или изменению уровня контроля. Похожие взгляды принимают все большую популярность в современных западных концепциях внимания.
В трудах таких известных психологов, как Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.С. Запорожец, Н.Ф. Добрынин и др. посвященных проблеме внимания, внимание выделяется как важное свойство психики человека, и при его недостаточном развитии страдает интеллектуальное развитие человека. Меня заинтересовали различные подходы и методы, направленные на развитие непроизвольного и произвольного внимания у дошкольников. Развитие непроизвольного внимания в игровой деятельности, с помощью специально подобранных игр-упражнений дает не только развитие свойств внимания, но и ведет за собою развитие речи, а чем лучше развита речь у ребенка, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание - необходимый этап развития мышления и сознания. Л.С. Выготский писал, что «культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание». Без умения управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления и удерживать его на них невозможно формирование и развитие способностей у детей. Поэтому мне кажется, что в педагогической деятельности необходимо именно с развития внимания начинать развитие всех познавательных процессов у детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Дружинин В.Н. Психология. - СПб.: Питер, 2001
- Кузин В.С. Психология. – М.: «Высшая школа», 1982
- Николаенко В.М. Психология и педагогика. – Москва -Новосибирск: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2001
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995
- Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. – М.: Творческий центр, 2001
- Петровский А.В. Хрестоматия по психологии. - М.: «Просвещение», 1977
- Радугина А.А. Психология и педагогика. – М.: Центр, 1999
- Рогов Е.И. Психология познания. - М.: ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и их роль в процессе обучения грамоте и чтению
В данной статье раскрыта роль игры в процессе обучения грамоте и чтению и представлены дидактические игры, которые можно использовать на занятиях и в свободное время....
Роль взрослого при преодолении психолого-педагогических трудностей ребенка в процессе обучения
В настоящее время важное значение приобретает внедрение в традиционную систему образования дифференцированных организационных форм активной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программ обу...
Фонематический анализ, синтез и фонематические представления как сложные умственные действия. Роль фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений в процессе обучения грамоте.
Актуальность темы. Сформированность фонематического анализа, синтеза звукового состава слова, а также представлений о звуковом составе слова является одной из предпосылок для овладения грамотой ...
«Роль музыкально-игровой деятельности в процессе обучения детей пению дошкольного возраста»
Музыкально-игровая деятельность как форма организации детей дошкольного возраста на занятиях музыки....
Роль театрализованных игр-драматизаций в коррекционном процессе обучения детей с общим недоразвитием речи
роль театрализованных игр...
Методические рекомендации "Роль игры в процессе обучения плаванию"
Раскрывается влияние игрового метода в обучении плаванию дошкольников в условиях ДОУ...
"Роль игры в процессе обучения плаванию"
Консультация предназначена начинающим инструкторам по физической культуре (плаванию)...