Роль взрослого при преодолении психолого-педагогических трудностей ребенка в процессе обучения
статья по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль взрослого при преодолении психолого-педагогических трудностей ребенка в процессе обучения.
Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.
Важное значение приобретает внедрение в традиционную систему образования дифференцированных организационных форм активной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программ обучения, адаптации к социальным требованиям общества в условиях дошкольного, а затем и школьного учреждений.
Начальное отставание в учебе ведет к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной и социальной дезадаптации в подростковом возрасте. Своевременная педагогическая и психологическая помощь таким школьникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
Отсутствие в настоящее время широкой сети хорошо налаженной консультативно-диагностической службы приводит к тому, что родители и педагоги образовательных учреждений не могут получить квалифицированную помощь в решении проблем, связанных со своевременным выявлением задержки психического развития у детей, коррекционно-развивающим воспитанием и обучением, социально-трудовой адаптацией и интеграцией в обществе детей со слабо выраженными недостатками в развитии.
Из сказанного видно, что нужно серьезно пересмотреть систему обучения детей, испытывающих трудности в усвоении дошкольных и школьных программ.
В настоящее время в образовательных учреждениях России проходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.
Реализация этой системы в дифференцированных условиях общеобразовательных учреждений предполагает организацию комплексной работы в следующих направлениях.
1. Обеспечение взаимодействия дошкольных и школьных образовательных учреждений общего и специального (коррекционного) типов и параллельных консультативно-диагностических служб на основе комплексного подхода к решению задач предупреждения и преодоления трудностей в обучении у детей дошкольного и школьного возраста. Решение этой задачи обеспечивается развитием следующих служб:
· межведомственные постоянно действующие психолого-медико-педагогические консультации;
· окружные психолого-медико-педагогические консультации на базе образовательных учреждений общего или коррекционного типа;
· психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений.
2. Построение модели общего и индивидуализированного коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей с трудностями в обучении на основе принципа единства диагностики и коррекции развития:
· обеспечение ранней коррекции неблагоприятных вариантов развития у детей в коррекционно-развивающих группах дошкольных учреждений комбинированного и компенсирующего типов с целью предупреждения трудностей в обучении и школьной дезадаптации;
Обращение к раннему возрасту связано с изменениями условий развития и воспитания школьников, характерными для настоящего времени. Имеется в виду рост числа детей с поврежденной или ослабленной нервной системой.
Случаи осложнения психического развития ребенка дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию. Руководящей идеей при определении стратегий и технологий обучения и воспитания детей с трудностями в обучении является идея профилактики и ранней коррекции отставания в развитии.
Сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникающих у детей (Венгер А. Л. 2001).
Выделяют:
1. Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д.);
2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);
3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);
4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.);
5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).
Много детей с самого начала обучения еще в стенах детского сада попадают в разряд неуспевающих и затем на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих. Наряду с неусвоенным материалом негативными последствиями, сказывающимися на формировании личности ребенка являются:
- снижение его самооценки,
- смирение ребенка с неуспехом, неспособностью,
- пассивность, равнодушие к учебе, либо негативная настроенность на любое обучение.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос благополучным, успешным, счастливым человеком. И фундамент такого благополучия закладывается именно в дошкольные годы.
Основные трудности в обучении возникают:
- от недостаточной или несвоевременной сформированности отдельных функциональных систем психики ребенка,
- от педагогической запущенности,
- от задержки психического развития.
В свою очередь, можно выделит две основные причины, ведущие к такой несформированости детской психики:
- неблагоприятные условия жизни, негативное влияние окружающей среды: сложные семейные отношения, плохие бытовые условия, вредные экологические воздействия, педагогическая запущенность;
- специфика созревания мозга ребенка. Она заключается в неравномерном развитии отдельных областей мозга, наличием отклонений в их работе.
Это может быть связано с неблагоприятным течением внутриутробного периода развития ребенка и патологическими родами. В последующем возникают трудности с определенными функциями психики — памятью, вниманием, мышлением, речью и связанных с ней письмом и чтением.
Большая часть неуспевающих школьников имеют незначительные нарушения, обозначающиеся как минимальные мозговые дисфункции (ММД). Вследствие своей минимальности и парциальности эти отклонения часто никак ни проявляются в дошкольном детстве, но обнаруживают себя с началом обучения в школе. Большие интеллектуальные нагрузки, высокий темп обучения и строгий контроль результатов ложится непомерным грузом на еще не сложившиеся структуры мозга, обеспечивающие состояние психики. Поэтому воспитателю важно видеть и отмечать тех детей, которые не справляются с обучающей, развивающей программой. Таких детей рекомендуется в первую очередь показать детскому неврологу (невропатологу).
Трудности в обучении могут быть связаны с отсутствием взаимодействия между психическими процессами. Компьютерные игры с пространственными конфигурациями на экране не могут заменить ребенку игры в жмурки, прятки, догонялки и им подобные в многомерном реальном пространстве. Ранняя компьютеризация дошкольников является серьезной причиной позднего формирования взаимосвязей психических функций; ребенок не может освоить действия по пространственному анализу и синтезу, значимых для обучения счету, письму, чтению. Пространственные понятия складываются на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в реальном, жизненном пространстве.
Если психику ребенка представить в виде тумбы со множеством выдвижных ящичков, в которых хранится информация, то чтобы воспользоваться этой информацией, нужно знать, какие именно ящички и в какой последовательности выдвигать. Именно это нарабатывается в активных действиях, предметных и подвижных играх.
Также важно соответствие между педагогическими требованиями к ребенку и его возможностями, в том числе возможностями психики и нервной системы. Несоответствие и приводит к трудностям в обучении.
Необходимо отметить, что психическая функция никогда не нарушается полностью и всегда остаются сохранными многие составляющие детской психики.
На этом основывается психологическая коррекция и лечебная педагогика:
пострадавшие составляющие психической функции можно компенсировать за счет полноценно работающих звеньев внутри этой функции и других здоровых психических процессов.
Если малыш в процессе обучения не успевает, обязательно следует разобраться в причинах этой неуспеваемости: консультация с детским неврологом, логопедом, психологом. Это позволит подобрать для ребенка необходимые ему развивающие игры: интеллектуальные, подвижные, ролевые, а также рисование, лепку, вырезание, конструирование, музыкальные занятия, хоровое пение, занятие ритмикой, хореографией.
Благодаря развитию сохраненной психической функции произойдет компенсация более слабой функции и ребенку будет легче справиться со школьными заданиями.
Построение модели общего и индивидуализированного коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей с трудностями в обучении требует “сквозного” и конкретного учета условий и причин, под влиянием которых может произойти замедление нормального хода развития ребенка и недостаточное формирование его способностей к усвоению знаний.
За безоблачной картиной дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребенка. За первые 6–7 лет жизни он усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он овладевает словесно-логическим мышлением.
Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его развития, в том числе и для успешного обучения в школе. Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие – физическое, умственное, нравственное, эстетическое.
Обобщая сказанное, подчеркнем, что реализация потенциальных возможностей развития психики ребенка зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, внимания окружающих взрослых к его развитию, а с другой – от организации педагогически целесообразного воздействия, учитывающего особенности и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков. Своевременное выявление и квалификация тех или иных неблагоприятных вариантов развития необходимо в целях профилактики и коррекции трудностей в обучении и воспитании детей.
Предупреждение (профилактику) трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать в условиях детского сада в I и II подготовительных группах, для детей 5–6-летнего возраста. Принцип единства диагностики и коррекции предполагает организацию работы в двух основных аспектах: диагностическом и коррекционно-развивающем.
Диагностическое направление обеспечивается комплексным динамическим наблюдением за ребенком специалистами консилиума образовательного учреждения. Сюда входит изучение состояния его здоровья (медицинское), выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение), изучение социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, детском саду), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни (дограмматических, элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности).
Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации: установление четких целей коррекционной работы, путей и сроков ее достижения, выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны взрослых, выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе, анализ хода развития ребенка и результаты педагогической работы.
Второе направление – коррекционно-развивающее – предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида (наряду с типичными видами) деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе педагога-дефектолога, воспитателей, логопеда, психолога и других специалистов образовательного учреждения.
Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу-дефектологу и воспитателю: стилю их общения с детьми, формированию у детей навыков общения и представлений о правильном поведении. Демократический стиль общения, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны взрослого, формирование представлений о навыках общения и правилах поведения являются первоначальными элементами социально-педагогической профилактики, направленной на предупреждение нежелательных отклонений в поведении, связанных с неблагополучной социальной ситуацией развития ребенка. Важное значение придается коррекционной работе воспитателя при выполнении ежедневных режимных моментов.
Одной из основных задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения является подготовка детей к школе. Обучение на специально организованных занятиях ставит своей целью формирование общей способности к учению.
Занятия в коррекционно-развивающих группах обеспечивают детям овладение первоначальными знаниями и умениями; развитие мышления, памяти и других познавательных процессов до более высокого уровня, чем у детей этой категории, не охваченных специальной коррекционной работой. Пребывание в специальных условиях благоприятно сказывается на развитии игровой деятельности детей, их личности – интересах, мотивации учения, взаимоотношений, общения и др.
Без специальных же коррекционных мероприятий к началу школьного обучения у таких детей оказываются несформированными школьно-значимые функции. Ребенок не готов к социальной позиции школьника. К тому же ослабленность нервной системы приводит к повышению утомляемости, истощаемости, что непременно сказывается на успешности обучения.
Итак, для того, чтобы взрослый, будь то воспитатель или родитель, был компетентен в преодолении трудностей, возникающих у его ребенка, ему в первую очередь необходимо знать возможные их причины. Давайте рассмотрим конкретнее некоторые трудности, которые вы можете наблюдать в процессе обучения и их возможные причины; а затем некоторые игры и упражнения, которые вы можете применять в своей практике.
Феноменология возможных трудностей в обучении ребенка и их возможные причины
Поведение ребенка | Возможные причины |
Невнимателен и рассеян | 1. Низкий уровень развития произвольности 2. Низкий уровень объема внимания 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 4. Преобладающая мотивация учения — игровая |
Неусидчив | 1. Низкий уровень развития произвольности 2. Индивидуально-типологические особенности личности 3. Низкий уровень развития волевой сферы |
Трудно понимает объяснение с первого раза | 3. Низкий уровень развития восприятия 4. Низкий уровень развития произвольности 5. Низкий уровень развития общего интеллекта |
Испытывает затруд нения при пересказывании текста | 1. Несформированность умения планировать свои действия 2. Слабое развитие логического запоминания 3. Низкий уровень речевого развития 4. Низкий уровень развития образного мышления 5. Низкий уровень разви тия логических опера ций (анализа, обобще ния, систематизации) 6. Заниженная самооценка |
Не справляется с заданиями для самостоятельной работы | 1. Несформированность приемов учебной деятельности 2. Низкий уровень развития произвольности |
Постоянно забывает дома учебные предметы | 1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность 2. Низкий уровень развития произвольности 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания |
Поднимает руку, а при ответе мол чит | 1. Заниженная самооценка 2. Низкий уровень развития произвольности |
Испытывает страх перед опросом воспитателя | 1. Заниженная самооценка 2. Возможные трудности в семье 3. Внутреннее стрессо вое состояние 4. Индивидуально-типологические особенности личности |
Плохо ориентиру ется на рабочем столе и в тетради | 1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве 2. Низкий уровень развития произвольности 3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук |
Домашнюю работу выполняет отмен но, а в группе справляется плохо | 1. Низкая скорость протекания психических процессов 2. Несформированность приемов учебной деятельности |
Любое задание не обходимо повто рить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять | 1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 2. Низкий уровень развития произвольности 3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого 4. Несформированность предпосылок учебной деятельности |
Постоянно пере спрашивает учите ля | 1. Низкий уровень объема внимания 2. Слабая концентрация и устойчивость внимания 3. Низкий уровень развития переключения внимания 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти 5. Низкий уровень развития произвольности 6. Несформированность умения принять учебную задачу |
В большинстве рассмотренных нами случаев причинами возникших проблем в обучении у ребенка является низкий уровень развития психических процессов в целом или его отдельных элементов, соответственно на что и будет обращена работа взрослого.
Предлагаю вам набор коррекционно-развивающих упражнений, призванных помочь в профилактике и преодолении возможных трудностей.
Вот некоторые, которые позволяют развить у малыша умение контролировать свои действия:
“Сделай так же”. Вариантов множество. Изготовьте из картона или плотной бумаги различные геометрические фигуры. Выкладывайте из них несложные узоры или рисунки (квадрат из 4 различных по цвету треугольников, елочку из 3 отличающихся по размеру треугольников, композицию “Домик” из квадратов, треугольников и прямоугольников и т.д.) Ребенок должен “скопировать” то, что видит.
Если ваша бабушка хранит поздравительные открытки, присланные 20 лет тому назад по случаю 8 Марта или Нового года, она наверняка отыщет несколько пар с одинаковыми рисунками. Использовать такую пару можно следующим образом: разрезать на несколько частей (4 –8) одну из открыток и предложить малышу собрать рисунок, глядя на образец – вторую открытку. К такому же типу заданий относятся “Puzzles” - прекрасные сборные картинки, в большом количестве имеющиеся сейчас в продаже. Конечно, не стоит сразу предлагать ребенку самостоятельно справиться с картинкой, состоящей из 100 или 600 частей и обвинять его при этом в бестолковости. Первый “Puzzle” должен состоять из 20 частей, и собирать его вы можете вместе. Постепенно задания усложняйте, а на помощь к ребенку приходите в случае необходимости.
“Строим по чертежу”. Поначалу это задание может показаться малышу непонятным и трудным, но вы опять- таки начните с коллективной работы. Изобразите на бумаге чертеж, состоящий из двух частей (одна часть изображает фасад, а другая – заднюю стену одной и той же башни). Затем вместе постройте из кубиков эту башню, глядя на чертеж и давая ребенку необходимые пояснения. Закончив “строительство”, предложите малышу проверить, нет ли ошибок, все ли получилось так, как на чертеже. Первая постройка должна быть небольшой (скажем, башня, состоящая из 8 разноцветных кубиков– 4 кубика снизу и 4 сверху). Конечно же, следующее задание будет посложнее, и вы похвалите “строителя” за успешное выполнение работы. А если через некоторое время ваш маленький “архитектор” предложит кому-либо из взрослых соорудить здание по придуманному и нарисованному им чертежу – постарайтесь не ударить в грязь лицом! Ведь малыш без труда сможет проверить, не ошиблись ли вы. Возможно, у вашего ребенка есть товарищ по играм, которому тоже понравится эта игра. Тогда дети могут сооружать здания вместе либо попеременно “работать” то строителем, то архитектором.
“Ищем клад”.Несомненно, эта игра понравится всем ребятишкам. Нарисуйте с малышом план комнаты или квартиры, используя условные обозначения, придуманные вместе. Затем спрячьте какой-либо предмет и обозначьте на карте место, где он спрятан.
Пусть ребенок самостоятельно отыщет “клад” по карте, а вы похвалите его за успешно выполненное задание и предложите поменяться ролями. Теперь малыш спрячет “клад” и отметит на карте его месторасположение, а вы найдете спрятанное. Можете притвориться, что у вас ничего не получается, тогда ребенок вам поможет, объяснит, давая указания по карте. Наверняка, малышу захочется научить играть в “поиск клада” своих друзей. Проследите, насколько четко и понятно он сможет объяснить другому правила игры.
“Найди отличия между картинками” . Это достаточно известная игра. Подобные картинки можно найти во многих детских журналах и газетах. Предлагайте их малышу почаще!
“Лото”. Всевозможные виды лото для детей в большом количестве имеются в продаже. Вы можете самостоятельно изготовить, скажем, “Геометрическое лото”. На маленьких карточках напишите числа (например, от 1 до 12), а на двух больших картах каждое из чисел обозначьте соответствующим количеством кружочков. Понятно, что карточку “5” малыш должен положить туда, где нарисовано 5 кружков. Подобных вариантов лото множество.
Все перечисленные игры развивают у ребенка способность четко планировать свои действия, помогают формированию умения ориентироваться на систему признаков или условий. А ведь именно эти умения помогут малышу успешно справляться с заданиями на уроке, “слышать” учителя и выполнять его требования.
У малыша недостаточно развито внимание.
Ребенок пока не в состоянии запомнить сразу много сведений, т.к. его внимания на уроке хватает ненадолго. Малыш еще не умеет правильно распределять внимание, быстро переключаться с одного занятия на другое, ему тяжело сосредоточиваться и концентрироваться. Обычно причина глобальной невнимательности, характерной для детей, заключается в следующем. Дети обращают большее внимание на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения, схватывают этот смысл и, довольствуясь им, пренебрегают частностями. И если вы хотите помочь малышу преодолеть невнимательность, придется его потренировать. Суть занятий и будет состоять в том, чтобы научить ребенка “воспринимать содержание с учетом отдельных элементов на фоне смысла общего”. Для этого можно использовать такие игры:
“Догони и поймай букву”. Вам понадобится страница из старого журнала, желательно с крупным шрифтом. Отметьте на ней какую-либо букву и попросите ребенка, просматривая строчки слева направо, вычеркивать эту букву каждый раз, когда она встретиться. Постепенно задания усложняйте. Например, букву “е” вычеркиваем, а “м” – подчеркиваем и т.д.
“Найди ошибку”. Суть упражнения заключается в следующем. Вы произносите какое-либо слово (например, “картинка”), а затем просите малыша проверить, правильно ли оно написано. Слово напишите, разделив его на слоги (вначале их необходимо отделить друг от друга вертикальной чертой). В одном из слогов допустите ошибку. Например, вместо слога “тин” напишите “нит”. Сначала ребенок работает под вашим руководством, вместе с вами приходит к выводу, что неверно написан второй слог, в нем переставлены буквы “н” и “т”. Поиграйте в учителя и ученика, пусть малыш исправит ошибку красным карандашом. Порадуйтесь вместе с ним, что вместо бессмысленного слова “карнитка” теперь написано правильно – “картинка”.
Следующий этап – слово прочитывается и проверяется по слогам про себя (“Первый – правильно, второй – нет: здесь пропущено... переставлено...и т.п.) На последнем этапе ребенок прочитывает все слово про себя, анализирует его и дает общую оценку (Слово написано неправильно, так как....)Подключите свою фантазию и проверяйте также правильность картинок, узоров и т.д.
Развитию концентрации внимания и умения сосредоточиваться помогают также игры- соревнования.
“Опиши предмет”. Покажите детям несколько предметов (игрушки, карандаши, бусы и т.п.). Через 1 – 2 минуты закройте их. Ребята должны как можно подробнее и точнее описать предметы (величину, цвет и т.д.) Замечательно, если самый внимательный малыш получит небольшой приз. В следующий раз каждый захочет стать победителем!
“Что изменилось?” Это достаточно известная игра. Положите на стол несколько предметов и попросите детей их запомнить. Затем по вашей команде ребята закрывают глаза, а вы убираете какой-нибудь предмет или, наоборот, добавляете. Можно просто поменять предметы местами. Открыв глаза, дети должны сказать, что же изменилось.
“Да и нет” Малыши с удовольствием примут участие в этой веселой игре. Правила у нее простые: на поставленные вопросы нельзя отвечать “да” и “нет”. Нужно предупредить детей, что слова типа “ага”, “не-а” приравниваются к “да”, “нет”.
Можете задавать вопросы о школьной жизни. Вполне вероятно, ваш ребенок расскажет о своих проблемах и страхах, и они станут для вас полной неожиданностью! По правилам игры можно говорить и бессмыслицу – это снимет ненужную скованность, напряженность, сделает атмосферу эмоциональной и непринужденной. Игра должна проходить в достаточно высоком темпе – это послужит вашему малышу тренингом, поможет быстро реагировать на вопросы учителя, не теряться на уроке, отвечать уверенно.
У ребенка плохо развита память
Проверить уровень развития механической памяти нетрудно. Предложите малышу поиграть. Пусть он представит себя, скажем, ведущим детской телевизионной передачи. Для этого нужно хорошо запомнить сказку, чтобы рассказать ее маленьким зрителям. Дайте ребенку установку: “Слушай очень внимательно и постарайся пересказать то, что я тебе прочту, слово в слово. Не волнуйся, если с первого раза не получится, я еще раз прочитаю, ты обязательно запомнишь”.
Текст должен быть примерно таким:
Жили-были три поросенка: Хрюша, Пятачок и Бублик. Хрюша толще Пятачка, а Пятачок толще Бублика.
Другие варианты:
Жили-были три девочки: Аня, Лена и Настя. Аня старше Лены, а Лена старше Насти.
Жили-были три мальчика: Саша, Антон и Никита. Саша ниже Антона, а Антон ниже Никиты.
Если для того, чтобы точно воспроизвести текст, малышу потребуется прослушать его не более 3 раз, беспокоиться не о чем. Если и после 5 –6 повторения ребенок с задачей не справляется, механическая память у него развита недостаточно.
Даже если малыш так и не смог пересказать слово в слово “сказку”, ему предлагают прослушать ее еще раз, чтобы “отгадать”, кто же из героев самый толстый и самый худенький и т.п. Ребенок с плохо развитым логическим мышлением определить этого не сможет.
Проверить уровень памяти можно и при помощи следующего теста (его целесообразно предложить ребятишкам постарше). Вы предупреждаете ребенка, что сейчас прочтете слова, а он должен внимательно прослушать их и повторить (начинать повторять нужно, когда закончится чтение всех слов). Слов должно быть 10. Например: дождь сад белка нога шар дом сын мел дверь зима.Слова можно повторять в любом порядке. После того, как вы отметили, сколько всего слов воспроизведено, предложите ребенку прослушать и повторить их еще раз. Результаты запишите. Не забудьте похвалить малыша, если на этот раз он запомнил больше слов. Всего слова прочитываются 4 раза. Результаты теста таковы:
Если с первого раза малыш повторил не менее 5 слов, после 3-4 раз - 9-10 слов и при каждом последующем прочтении воспроизводит слов больше, чем до этого – у вашего малыша прекрасная память.
Если с первого раза ребенок запомнил менее 5 слов, после повторений выучил меньше 9 и при каждом последующем прочтении называл не больше слов, чем в прошлый раз - его память нужно тренировать.
Теперь необходимо проверить уровень развития мысленной памяти. Чем он выше, тем легче малышу учиться.
Тест “Пиктограмма” помогает узнать, сможет ли ребенок запомнить слова с помощью рисунков.
Объясните малышу задание. Вы говорите ребенку слова (словосочетания), а он к каждому из них делает рисунки. Рисовать нужно быстро, необязательно красиво. Главное, чтобы по этому рисунку можно было вспомнить слово или словосочетание и повторить их.
Тестирование 6-7 летних ребятишек показало, что не следует брать более 8-10 слов и словосочетаний. Можно предложить такой вариант: хитрая лисичка ,сильный человек, веселый праздник грузовик, зима ,, вкусная еда, плачущий ребенок ,осенний лес ,солнечный день, голодный волк 1-1,5ч предложите ему вспомнить слова по рис.
Если ребенок вспомнил все слова без искажений, уровень осмысленной памяти у него достаточно высокий.
Если малыш вспомнит слова, но назовет их с некоторыми неточностями (например, вместо “веселый праздник” скажет “радостный праздник”) – уровень развития памяти у него также неплохой.
Если большую часть слов малыш забудет, а те, что вспомнит, назовет с большими искажениями, уровень развития памяти у него низкий.
Иногда малыши, приступив к заданию, тут же забывают слова. Они не понимают задачи, услышанные слова являются лишь поводом для создания рисунков Поэтому их рисунки получаются крупными, яркими, подробными, в них много деталей, не имеющих отношения к названным вами словам. Конечно же, ни о каком воспроизведении слов через час не может быть и речи! Все это говорит о недостаточно высоком развитии памяти.
Дети 6-7 лет иногда частично понимают задачу. Рисуя, они знают, что делают это для того, чтобы потом воспроизвести слово, помнят его. Поэтому рисунки их не такие крупные и подробные. Но через час назвать услышанные слова малыши не могут, а просто описывают свои рисунки. Конечно, это более высокий уровень по сравнению с предыдущим, ведь дети понимают, что рисунок может служить средством запоминания. Но ассоциации у них устанавливаются непрочные. Для дошкольников это вполне приемлемо, школьникам же при таком уровне запоминания усвоение учебного материала дается с трудом.
Математика
«Сколько шагов?» Помогите Вашему ребёнку попрактиковаться в оценочных подсчётах. Выберите 2 дерева в парке: сможет ли Ваш ребёнок на глаз угадать, сколько между ними шагов? Начните шагать между деревьями, считайте ваши шаги вслух. Остановитесь на полпути: захочет ли Ваш ребёнок назвать другое число? Математика не всегда обучает вычислению точных ответов. Умение приблизительно подсчитывать количество чего-либо – это очень важный математический навык, который поможет ребёнку решать задачи и проверять свою работу.
«Считайте постоянно!» Счёт не должен быть скучным – сделайте его интересным для ребёнка. Есть много способов, как помочь ребёнку освоить названия чисел и не перепутать их порядок. Вы можете вместе с ребёнком: подсчитывать мелочь в Вашем кошельке, петь обучающие песенки с числами, считать, сколько раз вы можете подпрыгнуть со скакалкой и т.д. Ищите другие возможности считать вслух вместе – это очень хороший опыт для Вашего ребёнка. Обратите при этом внимание на числа от 11 до 19 – обычно они сложнее всего даются детям.
Научный подход
«Лови!» Когда Вы играете с детьми в мяч, обратите их внимание на то, что мяч движется с различной скоростью. Пусть они задумаются о причинах этого явления. Покажите им, что чем сильнее они толкнут мяч, тем быстрее он отлетит. Посмотрите на это явление с другой стороны: замечали ли ваши дети, что чем сильнее толкнёшь мяч, тем сложнее его остановить?
Тонет или плавает. В ванной вы всегда найдёте много интересных предметов – от игрушек для ванной до щёток и мыла. Попросите ребёнка рассортировать вещи по критерию «тонет-плавает». Пусть ребёнок разделит предметы на две группы: тонущие вещи и плавающие. Из чего сделаны тонущие предметы? Из чего сделаны плавающие предметы? Некоторые плавающие предметы могут быть сделаны из того же материала, что и тонущие – например, пластмассовая утка и пластмассовая щётка для чистки ногтей. Сможет ли ребёнок прийти к выводу, что утка плавает, потому что наполнена воздухом?
Предмет «научный подход» учит ребёнка думать о материях и их качествах в результате наблюдения за ними и сортировки. Данная игра помогает им практиковать оба навыка.
«Ожидая неожиданное» (не для слабонервных!) Необязательно ходить в лабораторию, чтобы проводить научные эксперименты. Есть много способов провести эксперименты у себя дома.Посмотрите, как долго растение может жить без воды. Для этого нужно наблюдать за двумя одинаковыми растениями, одно при этом поливая, а другое – нет. Прежде, чем начать, спросите ребёнка, что, по его мнению, произойдёт, если растению не давать воды. Во время эксперимента ежедневно записывайте с ребёнком все изменения, которые вы обнаруживаете. По окончании эксперимента спросите ребёнка, есть ли различия между тем, что ребёнок ожидал, и между тем, что действительно произошло? Поговорите о причинах этого (например, растение без воды продержалось дольше, чем ожидали – наверное, из-за того, что внутри его содержится вода).
«Что надевать?» Попросите ребёнка описать вещи, которые он надевает. Из какого они материала – из тонкого? Плотного? Водонепроницаемого? Почему ребёнок выбрал именно эти вещи? Связано ли это с погодой? Обратите внимание вашего ребёнка на подошвы ботинок в вашем доме. Некоторые из них гладкие, а некоторые могут быть ребристыми или с шипами – может ли ваш ребёнок объяснить, какая подошва лучше подойдёт в какой ситуации? Поговорите с ребёнком о том, как в разных ситуациях одежда помогает нам чувствовать себя комфортно. Некоторые материи, используемые для пошива одежды, являются традиционными, например, шерсть. Другие, как, например, синтетика, были изготовлены в результате научных открытий. Объясните ребёнку, что учёные наблюдали за свойствами имеющихся материалов, для того, чтобы изобретать новые.
История
«Найди отличия». Чтобы дать ребёнку представление о понятии “История”, рассказывайте ребёнку, в первую очередь, о своём детстве, сравнивайте обстоятельства Вашей и его жизни. Что изменилось, а что осталось таким же? Рассматривайте вместе с ребёнком Ваши семейные фотоальбомы. Может ли Ваш ребёнок от личить старую фотографию от современной? Чем отличаются изображения? Изменился ли фасон одежды, марка машины, кухонная мебель или обстановка в саду?
«Что было потом?». После того, как Вы прочтёте ребёнку какой-нибудь рассказ, поговорите с ним о том, что в нём происходило. Может ли Ваш ребёнок воспроизвести правильный порядок событий? Поразмышляйте вместе с ребёнком о том, почему главные герои истории действовали именно таким образом. Как бы поступил Ваш ребёнок, окажись он на их месте? Если бы он поступил по-другому, имела ли бы история другой конец?
Искусство и дизайн
«Мысли и чувства». Бытовые предметы, такие как мебель, также могут быть привлекательными и приятными. Поговорите с ребёнком о том, какие есть в Вашем доме предметы для сидения: кухонные стулья, стулья в гостиной, кресла, диваны и т.д. Какой цели служит каждый стул? Какие цвета и материалы больше всего нравятся Вашему ребёнку? Какие больше всего расслабляют? Есть ли у Вашего ребёнка любимое кресло или диванчик для дневного отдыха?
«Коллекционируйте!» Не выбрасывайте «каляки-маляки» Вашего ребёнка. Приучите ребёнка коллекционировать все свои рисунки, а также картинки, которые им нравятся. Это могут быть картины, фотографии, вырезки из газет или журналов, ткани или даже листья и цветы. Ваш ребёнок может использовать коробки от конфет или мюслей, чтобы сортировать картины по признакам «люди», «орнаменты» или «ландшафты».
«Посмотри, нарисуй, и посмотри снова». Очень хочется помочь ребёнку, когда он рисует картину с натуры. Однако не спешите. Говорите с ребёнком о том, что он нарисовал, и помогите ему сконцентрироваться на тех частях, которые насыщены деталями. Одобряйте, поощряйте и приучайте снова и снова смотреть на объект изображения, так как один из основных навыков рисования – это координация глаз и рук.
Музыка
«Пой со мной». Большинство детей любят петь в этом возрасте. Всячески поощряйте их в этом – музыка развивает чувствительность и креативность. Кроме того, есть множество обучающих песенок, которые помогут Вашим детям выучить алфавит или счёт до десяти.
«Повтори ритм». Дети с лёгкостью повторяют ритмический рисунок, если он связан с физическими движениями. Помогите ребёнку почувствовать ритм разными способами. Вы можете вместе хлопать, когда слушаете песни по радио или прыгать на скакалке в такт музыке.
«Звук и тишина». Дайте ребёнку возможность слушать разные виды музыкальных произведений. Слушайте как можно больше стилей – народную музыку, классику, джаз, рок, поп, для того, чтобы дети могли выбирать, что им больше нравится.
Музыка – это не только звуки, огромное значение в музыке имеет тишина. Помогите ребёнку научиться слушать тишину. Попробуйте услышать вместе звуки, которые появляются, когда в доме выключено всё, что играет. Найдите время для того, чтобы выключить магнитофон, радио, телевизор и телефон. Это будет интересный и необычный опыт для Вашего ребёнка!
Личное и социальное развитие, здоровье, гражданство
«Смотри в оба». Когда переходите дорогу с ребёнком, попросите его посмотреть на дорогу и определить, нет ли опасности. (Конечно же, намного легче самому осмотреться по сторонам, решить, когда переходить и сказать ребёнку «Пошли», но иногда лучше дать ребёнку больше ответственности.)
«Давай поговорим». Когда Вы говорите с ребёнком о садике или школе, предоставьте ему возможность рассказать о своих успехах, но также обратите внимание на вещи, которые кажутся ему сложными. Как ребёнок узнаёт, что достиг успеха в той или иной деятельности? А как он узнает, что преодолел трудность и сумел сделать то, что не получалось?
«Позаботься о своём теле». Некоторые части тела требуют специального ухода и повышенного внимания. Может ли Ваш ребёнок назвать части тела, требующие особой заботы?
Например:В солнечную погоду мы должны пользоваться солнцезащитным кремом, который оберегает нашу кожу.Когда печёт солнце, мы должны надеть панамку на голову, чтобы избежать солнечного удара и т.д.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному обучению.
Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый.В ...
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....
Роль педагога в организации психолого-педагогических условий.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН СОЗДАТЬ ПЕДАГОГ ДЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕД. СОВЕТЕ ПО ТЕМЕ: "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в процессе музыкального воспитания старших дошкольников."
СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОМФОРТНОГО СОСТОЯНИЯ воспитанников в ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....
Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения (Семаго Н. Я., Семаго М. М.)
Методика позволяет оценить сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовность к началу школьного обучения....
«Технология развития личностного потенциала детей средствами индивидуализации воспитательно-образовательного процесса», индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса....
Рекомендации по составлению психолого-педагогического представления на ребенка дошкольного возраста для обследования психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Психолого-педагогическое представление - этот документ, который заполняется педагогом дошкольного учреждения, некоторые пункты представления могут, при наличии специалиста, заполнять...