Дидактические игры и их роль в процессе обучения грамоте и чтению
статья (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме

Санникова Ирина Николаевна

В данной статье раскрыта роль игры в процессе обучения грамоте и чтению и представлены дидактические игры, которые можно использовать на занятиях и в свободное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и их роль в процессе обучения грамоте и чтению

Игра- это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.  Поэтому главная забота воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста – помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить детство.                                                                    Дидактические игры – более привычный для воспитателей и учителей метод обучения и вид игровой деятельности. Они с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности. Развитию памяти, мышления, самостоятельности и инициативности. С другой- решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного.                                                                                        Дидактические игры  делятся:

* в зависимости от вида деятельности детей:   игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (классификация А.И.Сорокина);                                                           * в соответствии с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по ФЭМП, игры по развитию речи;                                                                                                       * по отношению с материалом: игры с предметами, настольно-печатные, словесные и компьютерные.                                                                                                         Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:   1)дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат (подведение итогов).                                                                                                                               Представляю вашему вниманию игры, которые я использую в своей работе по обучению детей грамоте и чтению.                                                                                                                                                                                                    

Основной задачей в процессе обучения чтению и грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.                                                         Старшие дошкольники тяжело усваивают абстрактные понятия. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, так как данному возрасту свойственно наглядно-действенное мышление. Важное значение  здесь имеет наглядность и игра.

1.Игры на выделение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук

Игра «Какое слово хотел написать художник?»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов.

Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.

Ход игры: Воспитатель говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к состоит из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем букву на доску, а потом прочтём.

Игра «Мамина сумка»

Цель: упражнять детей в назывании слов на заданный звук.

Материал: не требуется

Ход игры: Воспитатель говорит, что мама пришла из магазина и принесла продукты, в названии которых есть звуки[м] и [м] или какие-либо другие. Дети называют слова: масло. Молоко и др. в качестве подсказки можно использовать картинки.

Игра «Доскажи словечко»

Цель: упражнять в выделении первого звука в слове.

Материал: стихи, в которых не договаривается одно слово.

Ход игры: Воспитатель читает стихи, где не договаривает слово, дети его называют и выделяют первый звук в слове.

Игра: «Машинка» (или «Уточка»)

Цель: определять позицию звука в слове

Материал: картинка машинки (уточки) разделенные на три части. У детей карточки с картинками в которых встречается заданный звук,  н-р, [у]: утята, улитка, кенгуру, арбуз и др. Дети называют слово- картинку, определяют место заданного звука в слове, дают его характеристику (гласный, согласный твердый или мягкий) и выкладывают фишку на машинке или уточке в нужной части .

Игра «Мы едем в путешествие»

Цель: упражнять в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук.

Материал: 2 нарисованных чемодана, на которых наклеены буквы : на одном «С», на другом –«Ш». Картинки с изображением предметов одежды в которых присутствуют данные буквы.

Ход игры: Воспитатель говорит , что Саша и Шура отправляются в путешествие и им надо помочь собрать вещи. Саша собирает в чемодан вещи со звуком «С», а Шура со звуком «Ш».

2. Игры на закрепление графического изображения буквы.

Игра «Зашифрованная буква»

Цель: детям предлагаются карточки с пронумерованными точками и алгоритм. Они по команде воспитателя берут маркер и выполняют алгоритм, н-р, соединяя цифры: 1-3, 2-4, 2-5. Называют букву, которая получилась.

1                 4

2

3                 5                                                  

3.Игры, упражняющие детей в делении слов на слоги

Игра  «Рассели зверей по домикам»

Цель: упр-ть в делении слов на слоги

Материал: три домика, на которых написаны цифры от 1 до 3; наборы картинок зверей.

Ход игры: воспитатель говорит, что звери потерялись. Нужно каждому найти свой домик. Для этого нужно разделить слово-картинку на слоги и если в слове 1 слог, то зверь живет в 1-оом домике, если 2 слога- то во 2-ом, три- в 3-ьм домике. Вариантов этой игры много: паровозик, пирамида и др.   4.Игры, обучающие звуковому анализу  

Игра «Потерялись животные»

Цель: упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове. 

Материал: картинки с изображением животных, три домика (красного, синего и зеленого цвета)

Ход игры: дети берут картинку с изображением животного, определяют первый звук в слове и в каком доме он живет. Цвет дома соответствует характеристикам звука: красный цвет- гласный, синий- согласный твердый, зеленый – согласный мягкий.

5. Игры на составление и чтение слогов, слов, предложений.                                                                                                                                                        

Игра «Помоги Карлсону приземлиться»

Цель: упр-ие в чтении слогов и договаривании до целого слова

Материал: Картинка Карлсона и парашютов с написанными слогами.

Ход игры: необходимо прочитать слоги ; дополнить слог до слова.

Игра «Теремок»

Цель: чтение слогов.

Материал: теремок, в котором живут гласные .  Карточки с согласными буквами.

Ход игры: согласные стучатся в теремок и просят разрешения войти. Те пускают их только тогда, когда они правильно расскажут о себе. Затем читается слог-слияние.                                                                                                             В процессе игры дети не только знакомятся с новыми звуками, но и учатся выразительной речи, правильному произношению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя игры и игрушки. "Дидактическая игра в процессе обучения грамоте"

В данном материале представлены словестные игры для закрепления умения определять количество слогов в слове, определять звук в начале и в конце слова, определять мягкость -твердость звука, а также игр...

Интерактивная презентация "Дидактические игры для дошкольников по подготовке к обучению грамоте"

Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...

Дидактические игры как средство формирования предпосылок к обучению грамоте у старших дошкольников

Возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для развития фонематического восприятия, подготовки дошкольников к обучению грамоте. В данной статье рассматривается речевое развитие, развитие з...

Особенности использования дидактической игры и руководства ею в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Игра - ведущая деятельность, обеспечивающая зону ближайшего развития, оказывающая развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Среди множ...

Дидактические игры для дошкольников по подготовке к обучению грамоте

Развитие ребенка - это непрерывный процесс, который состоит из множества ступеней. Малыш и родители ежедневно шагают вверх по этой лесенке индивидуального развития, набираясь опыта, новых знаний, умен...