Роль театрализованных игр-драматизаций в коррекционном процессе обучения детей с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Роль театрализованных игр-драматизаций в коррекционном процессе обучения детей с общим недоразвитием речи
В коррекционно-педагогическом процессе обучения детей с общим недоразвитием речи используются театрализованные игры и игры-драматизации как в качестве основы формирования правильной речи, так и для полноценного развития детей.
Это игры с настольным и картонажным театром, игры с марионетками, бибабо, пальчиковый, фартучный и теневой театр и т.д.
Часто разыгрываются готовые тексты, слово в них связано с действиями персонажей. Поэтому тексты должны иметь четкую последовательность событий и действий, отличаться художественной выразительностью языка, простотой построения фразы.
Они способствуют устранению нарушения звукопроизношения, расширению словаря, готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей. У детей развивается воображение, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура. Театрализованные игры и игры-драматизации делают процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяют ребёнку получить собственный опыт. Дети любят быть артистами. Встречи с героями радуют их, помогают лучше понять произведение, обогащают язык, уверенность в себе. Логопед, с одной стороны, руководит познавательным процессом, организует обучение ребёнка, а с другой – выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец. Благодаря простоте звучания слов дети, играя роль, легко запоминают текст, учатся пользоваться образными выражениями, тренируются в развитии голосового аппарата.
Таким образом, театрализованные игры и игры-драматизации помогают в коррекционной работе логопеда. Они готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, а значит к успешному обучению в школе.
Конспект занятия по обучению связной речи в подготовительной группе
Тема: «Зимующие птицы»
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные цели. Обогащать и активизировать речь детей по теме «Зимующие птицы». Образовывать и употреблять притяжательные прилагательные. Отрабатывать сложносочинённые предложения с союзом а, по предложенной схеме. Уметь делать звуко-буквенный анализ. Совершенствовать навыки чтения.
Коррекционно-развивающие цели. Развивать дыхание и чёткую речь. Передавать знакомое произведение близко к тексту. Уметь перевоплощаться, передавая характер героев. Развивать мелкие мышцы руки.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.
Лексический материал: вороний, воробьиное, стрекочет, воркует, каркает, ухает, чирикает, сорока-белобока, штриховать.
Оборудование: демонстрационные картинки зимующих птиц, раздаточные картинки зимующих птиц, карточки для чтения, буквы для выкладывания слова, схемы слов, иллюстрация к сказке, маски птиц, карточки с наложенным изображением птиц.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент
У детей на столах раздаточные картинки зимующих птиц.
Логопед:
– Дети на первом ряду называют, чья это голова?
– Дети на втором ряду называют, чьё это туловище?
– Дети на третьем ряду называют, чей хвост?
– Дети на четвёртом ряду называют, чьи это лапы?
Логопед даёт образец (воронья голова).
2. Чтение слов
На доске картинка с изображением синицы.
Логопед:
– К нам прилетела синица. Она просит нас помочь ей. Она потеряла своих друзей и подруг, чтобы их найти мы должны расшифровать эти слова.
Логопед выставляет карточки с зашифрованными словами, правильно прочитанное слово логопед меняет на правильную карточку и выставляет картинку птицы.
– Синица благодарит вас за то, что вы помогли расшифровать слова и найти её друзей и подруг.
Логопед:
– Давайте прочитаем эти слова.
– Кто это такие? (зимующие птицы)
– Почему мы их так называем?
– Правильно, сегодня мы и поговорим о зимующих птицах.
3. Звуко-буквенный анализ слова СИНИЦА
4. Составление предложения по схеме
Логопед выкладывает схему предложения.
– Что я выложила?
– Какое первое слово? (предмет)
– На какой вопрос отвечает? и т.д.
– Выложите у себя на столе такую же схему.
Логопед даёт образец предложения. (Ворона каркает, а сорока стрекочет.)
– У вас две картинки птиц, составте с ними по этой схеме предложение, не забудьте употребить маленькое слово а.
5. Физминутка
Дети изображают ворон, согласовывая речь с движениями.
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны
Кар-кар-кар (громко).
Целый день они скакали
Спать ребятам не давали
Кар-кар-кар (громко).
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают
Кар-кар-кар (тихо).
6. Регулировка дыхания
Упражнения на дыхание.
Проговаривание скороговорки на выдохе.
Сорока-белобока тараторила без проку.
7. Чтение сказки «Как сорока клеста судила»
Беседа по сказке.
– Назовите птиц, которые собрались на поляне.
– За что сорока хотела клеста судить?
– Почему птицы не поддержали сороку?
8. Драматизация сказки
– Птицы, которые к нам сегодня прилетали воробей, ворона, сорока не участвуют в сказке. Давайте для них покажем эту сказку, чтобы они запомнили, какие молодцы клесты и какая сорока.
Драматизация сказки по ролям.
9. Штриховка
У детей карточки с наложенным изображением птиц.
Дети выбирают одно изображение, обводят его простым карандашом и штрихуют, не выходя за контур прямыми горизонтальными или вертикальными линиями.
Пальчиковая гимнастика «Птичка гнёздышко свила».
Дети штрихуют под музыку.
10. Итог
Сюрпризный момент: «Гнездо с конфетами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи в дошкольных учреждениях.
В статье дана краткая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Обоснование необходимости учитывать их особенности в процессе коррекционной работы, и описание применяемых здоровьесберегаю...
Рабочая программа коррекционно - развивающей для детей с общим недоразвитием речи (II, III уровень речевого развития). Второй год обучения.
Данная рабочая программа разработана на основе "Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей", авторы Т.Б Филичива, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. Москва....
КОНСПЕКТ коррекционно - образовательной деятельности «Путешествие по сказкам» по обучению началам грамоты в подготовительной к школе группе коррекционной направленности для детей с общим недоразвитием речи
КОНСПЕКТ коррекционно - образовательной деятельности «Путешествие по сказкам»по обучению началам грамоты в подготовительной к школе группе коррекционной направленности для детей с об...
Конспект интегрированного коррекционного занятия для детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет «Мы раскрасим этот мир».
занятие составлено воспитателем и специалистами ДОУ для специализированных групп. Содержит элемены РПО...
Роль игры в развитии познавательных процессов у детей с общим недоразвитием речи
Особенности детей с ОНР состоят в том, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них нарушены в той или иной степени память, внимание, мышление, восприятие...
Роль игры в развитии познавательных процессов у детей с общим недоразвитием речи
Особенности детей с ОНР состоят в том, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них нарушены в той или иной степени память, внимание, мышление, восприятие...
Структура разработки коррекционной программы для детей с общим недоразвитием речи
В современной логопедии отсутствуют программы для коррекции речевых нарушений у обучающихся общеобразовательных школ, несмотря на то, что процент первоклассников, у которых к началу учебного года не с...