"Роль игры в процессе обучения плаванию"
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Беспрозванных Андрей Александрович

Консультация предназначена начинающим инструкторам по физической культуре (плаванию)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_protsesse_obucheniya_detey_plavaniyu.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

"Роль игры в процессе обучения детей плаванию"

        Игра - вид деятельности человека, состоящий из двигательных действий, творчески, прямо или косвенно отражающий явления окружающей его действительности (труд и быт людей, движения животных и птиц) и направленный на всестороннюю общую и специальную физическую подготовку.

        Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего не просто механически выполнять известные движения, а мобилизовать свою память, двигательный опыт, осмысливать происходящее, сопоставлять ситуацию, оценивать свои действия.

        В процессе игры решаются образовательные, воспитательные и двигательные задачи.

        В зависимости от вида деятельности и нагрузок игры могут быть творческие, познавательные, подвижные, спортивные. Рассмотрим особенности подвижных игр, их роль, место и значение в процессе начального обучения плаванию.

        Подвижная игра - сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать правильные выводы. Образовательное значение имею игры, родственные по структуре и характеру движений тем двигательным действиям, которые изучаются во время занятий спортивными играми, плаванием и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые играющими, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники движений, но и облегчают овладению ею.

        Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой. Плескаясь и играя на мелком месте, младшие дошкольники безболезненно преодолевают чувство неуверенности и страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить и погружаться в неё, передвигаться уверенно и без напряжения. Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями.

        В работе со старшими дошкольниками, когда дети овладеют техникой плавания, игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений спортивного способа плавания, для достижения устойчивости и гибкости навыков.

        Игры и развлечения в воде способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.

        При обучении дошкольников плаванию используют самые разнообразные формы - игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.

        Для того чтобы инструктору по плаванию выбрать игры и методические приемы, нужно учитывать возраст, количество детей в подгруппе, физическую подготовленность и степень владения каждым навыком предлагаемых движений. Движения должны быть простые, доступные или уже известные детям.

        Рекомендуется вначале объяснить детям правила игры и разучить её на суше, и лишь после этого проводить занятие в воде. Если игра сложная и проводится в первый раз, желательно, чтобы преподаватель принял в ней личное участие.

        Игры должны условно быть разделены по возрастным группам. Их использование во многом зависит от того, в каком возрасте будет начато обучение. В связи с этим возможно проводить игры, предназначенные, например, для старших дошкольников, на занятиях в младших и средней группах, но в облегченном варианте.

        Игровой метод - обязательное методическое требование физического воспитание дошкольников

        Широкое применение игрового метода на занятиях плаванием является обязательным требованием физического воспитания. Для этого метода характерны:

        1) эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры;

        2) вариативное применение полученных умений и навыков в связи с имеющимися условиями игры;

        3) умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях;

        4) комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе.

        Игра - важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания.

        Во время игры происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах.

        Поэтому соревновательный и игровой методы необходимо применять с первых занятий.

        При проведении игр обязательно соблюдать следующие методические требования:

        1) в каждой игре ставится задача, которая способствует обучению нужным элементам техники плавания и развитию тех или иных физических возможностей занимающихся;

        2) игра должна быть посильной, соответствовать уровню подготовленности занимающихся, оказывать положительное эмоциональное воздействие;

3) игра должна способствовать проявлению активности и инициативы участников;

        Игры в воде проводятся индивидуальным (без разделения занимающихся на группы (команды)) и групповым методом (с разделением на группы (команды)). Классификация их следующая:

        - игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета;

        - игры с сюжетом;

        - командные игры.

        В соответствии с педагогическими задачами все игры на воде могут быть преимущественно направлены на:

        - освоение воды;

        - освоение различных элементов техники плавания;

        - повышение физической подготовленности занимающихся;

        - освоение элементов прикладного плавания;

        - игры и развлечения на воде.

 

 

         Литература

        Карпенко Е.Н., Короткова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание: Игровой метод обучения. - М.:Олимпия Пресс; Донецк: Пространство.

        Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Роль игры в процессе познания природы дошкольниками»

В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. Воспитание сознательного, бережного отношен...

Методические рекомендации "Роль игры в процессе обучения плаванию"

Раскрывается влияние игрового метода в обучении плаванию дошкольников в условиях ДОУ...

Роль игры в процессе развития навыков изобразительного творчества дошкольников

В статье рассматривается вопросы развития навыков изобразительного творчества у детей дошкольного возраста....

Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов....

Роль игры в процессе адаптации ребенка к детскому саду

Большую роль в процессе адаптации ребенка младшего дошкольного возраста играет игра. В статье описаны игры,  которые помогут ребенку привыкнуть к новой жизни в группе, детям, воспитателям. Они вы...

Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.

Игра - особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане....