"Экологизация развивающей среды ДОУ"
учебно-методический материал по теме
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия. Избежать таких проявлений поможет окружающее пространство. Составной частью этого пространства в дошкольном образовательном учреждении является эколого-развивающая предметная среда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.86 МБ |
![]() | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
ПЕДСОВЕТ
Тема:
«ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ»
г. Бийск
МБДОУ «Детский сад № 83»
Попова Е.А.
1 слайд
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
2 слайд
В современном мире экологические проблемы сохранения окружающей среды приобрели первостепенное значение. Поэтому остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. Особое внимание при этом должно уделяться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
3 слайд
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия. Избежать таких проявлений поможет окружающее пространство.
Составной частью этого пространства в дошкольном образовательном учреждении является эколого-развивающая предметная среда. Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача заключается в расширении и дополнении впечатлений, которые ребенок получает от прямого общения с природой.
4 слайд -
Экологизация среды происходит по 2 направлениям:
Создание новых элементов среды и экологизация существующих.
Экологический центр (комната) — новый элемент развивающей предметной среды, включающий в себя:
экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, зимний сад.
Предназначен для проведения занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоятельных детских игр.
5 слайд
Предоставляет детям возможность побывать в мире растений, послушать журчание воды и пение птиц, ощутить единство со всем живым, преодолеть оторванность от природной среды. Наличие экологического центра в дошкольном учреждении создаёт условия для непосредственного контакта воспитанников с настоящими хомячком и черепашкой, плавающими в аквариуме разноцветными рыбками – за которыми можно не только наблюдать, но и потрогать, погладить, покормить, поухаживать.
Позволяет дошкольникам самостоятельно, в качестве «настоящих ученых», проводить несложные опыты, экспериментировать, познавать свойства и качества объектов, любоваться их красотой.
6 слайд
Второе направление, это элементы среды, характерные для большинства современных дошкольных учреждений, в том числе музыкальные и физкультурные залы, интерьеры помещений и т. п. Они также могут быть использованы в целях эколого-эстетического, познавательного развития и воспитания дошкольников.
- Музыкальный зал
Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий, связанных с темой природы
- Физкультурный зал
Организация подвижных игр, упражнений-перевоплощений в растения и животных, эстафеты, эколого-оздоровительные прогулки
- Коридоры,
Создание отдельных уголков, ландшафтных пейзажей, фольклорных элементов, мини-планетариев, картинных галерей, размещение экологических выставок и экспозиций, на которых могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок
7слайд -
Эколого-развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, в группе, где природные объекты предоставляют воспитаннику возможность познавательного развития, оказывают влияние на его мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:
- гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды;
- непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
- вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями воспитанников;
- интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
- открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
- установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.
8 слайд -
Эколого - развивающая среда содержит следующие компоненты – представленные на данном слайде.
- экологический уголок;
- мини лаборатория;
- экологический музей;
- экологическая библиотека;
- экологический театр;
- зона релаксации.
9 слайд
Экологический уголок в группе являются зеленым островком, предназначается для формирования у детей навыков ухода за растениями. Воспитанники знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.
В экологическом уголке группы всё должно быть доступно детям: растения, игрушки, дидактический материал, игры.
10 слайд
Лаборатория создается для развития у детей интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время - это база для игровой деятельности ребенка. Отправной точкой для самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные ими на занятиях. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
11 слайд
Для проведения опытов нужны лупы, пластмассовые стаканы, песочные часы, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), воронки и бумага для фильтрования, комплекты для игр с водой.
В лаборатории можно разместить живые объекты для наблюдений. Можно соорудить “Дом для дождевых червей” - аквариум или другая прозрачная емкость с почвой. В почве должны быть сухие, перегнившие листья – пища дождевых червей. В аквариум запустите несколько дождевых червей. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением этих существ. И за тем, как они перерабатывают остатки растений, проделывают ходы в земле. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети выпускают “на волю”
“Прозрачный горшок” - стеклянная емкость (банка или небольшая емкость), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно наблюдать за развитием корней лука. Длинные корни также образуются у веточек тополя. Сначала ветки нужно поставить в воду, а когда появятся корни посадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.
12 слайд
В качестве действующего элемента предметной развивающей среды можно создать экологический музей природы. Для музея выделяется помещение или отдельные участки рекреационных холлов, групп. Музей природы играет большую познавательную и воспитательную роль
13слайд
Экспонаты, представленные в зоне коллекций экологического музея, предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, для развития навыков классификации по различным признакам. Коллекции должны располагаться в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка.
14 слайд
В экологическом музее могут быть представлены различные макеты, которые можно использовать в работе по экологическому воспитанию, для «погружения» детей в удивительное царство природы. Макеты используются для ознакомления детей с разнообразием окружающего мира и являются средством вовлечения, которое формирует целостное представление дошкольников о природе.
15 слайд
В экологической библиотеке может быть собрана разнообразная познавательная литература о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, подборка картин из жизни животных и растений, по сезонным изменениям, произведения о родном крае, а также аудиоматериалы с записями голосов животных, звуков природы, видеоматериалы с фильмами о природе, карты, глобус. Так же в помещении библиотеки хранятся рукописные книги, написанные детьми и их родителями.
16 слайд
Театрализованная деятельность, так же может быть использована для формирования основ экологической культуры дошкольников.
С помощью мини постановок экологического театра педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе, показывают неприглядность потребительского отношения к ней. Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок, костюмы и атрибуты для игр инсценировок.
17 слайд
Уголок релаксации - это уголок с разнообразными комнатными растениями, сухим бассейном, мини-фонтаном. Предназначается, прежде всего, для отдыха детей и самостоятельных игр.
Мебель, оборудование и пособия устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для познавательной деятельности с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Зона релаксации имеет оздоровительное значение и по своему функциональному предназначению приближается к «комнате психологической разгрузки».
18 слайд –
Контакт с природой, ее эмоциональное, эстетическое восприятие являются средством поддержания и восстановления психологического благополучия человека в условиях населенного пункта.
При озеленении территории нашего дошкольного учреждения мы стремимся к обеспечению максимального видового разнообразия флоры и фауны.
19 слайд
Огород привычен для дошкольного учреждения, но он способен выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей. К традиционному педагогическому назначению огорода - места, где дети обучаются трудовым операциям по выращиванию овощных культур, добавляется еще экологический фактор - заготовка кормов для обитателей уголка природы.
20 слайд
Экологическая тропа - специально оборудованный маршрут на территории детского сада, который выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции. В качестве объектов выбираются различные виды дикорастущих и культурных растений, мхи, грибы, мypавейник, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), цветущие растения, места регулярного скопления насекомых и др.
Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу.
21слайд
Озеленение детских площадок должно быть разнообразным и красивым, что создает красивую визуальную среду, а также зеленый щит из деревьев и кустарников, который позволяет сформировать территорию с особым - улучшенным микроклиматом.
«Уголок нетронутой природы» - это небольшая территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека: на ней не делают построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми. На таком уголке будет складываться естественный биоценоз - станут произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия. Вслед за растениями поселятся насекомые, птицы. В таком месте обязательно вырастет много дикорастущих трав. Эта территория будет контрастом, декоративно оформленным газонам, клумбам, которые преобладают в каждом ДОУ. Она особенно ценна для детского сада расположенного в городе, удаленного от естественной природы, парков, скверов.
22слайд
Наш детский сад «Зоренька» является маленьким оазисом в центре шумного городского мегаполиса, его окружают стройные белоствольные берёзы, клёны, ясени, рябины, дубы. Многообразие деревьев, кустарников, цветов, трав вызывает у детей радостное творческое настроение. На детских площадках ребятам не бывает скучно. Мы наблюдаем за красотой природы, любуемся цветовой гаммой деревьев в разное время года. Кроме того, на участках детского сада дети наблюдают за деятельностью взрослых в природе, оказывают посильную помощь, знакомятся с видами насаждений, их особенностями. Это богатое окружение важно для развития у детей наблюдательности, творческой атмосферы, положительного эмоционального фона, свободы деятельности и воспитания бережного отношения к природе.
23 слайд
Ведь именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.
24 слайд
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/07/picture-263904-1370621571.jpg)
Экологизация развивающей предметной среды
Консультация для воспитателейСоставила Кульбовская Вера ВасильевнаВоспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка»Тамбовская область, город КирсановТема: «Экологизация развивающей предметной среды»Одним ...
Статья на тему:" Экологизация развивающей предметной среды".
Cоздание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-561265-1420875778.jpg)
Проект "Экологизация развивающей среды ДОУ"
Автор проекта: Воспитатель высшей квалификационной категории Киселева Т.В. МБДОУ «Детский сад № 24 «Весняночка»;Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-680046-1445008742.jpg)
Экологизация развивающей среды для городского семинара в рамках реализации международной программы «Эко-школы /Зеленый флаг/»
Данный доклад рекомендован для содействие обмену опытом между педагогами, развитие творческой активности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/06/picture-778770-1459969759.jpg)
Экологизация развивающей среды территории детского сада
Исследование, как экологизация среды территории детского сада влияет на развитие детей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/06/picture-1215783-1580968004.jpg)
Презентация "Экологизация развивающей среды в ДОУ"
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. ...