"Экологизация развивающей среды ДОУ"
учебно-методический материал по теме

Попова Елена Александровна

 

 

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия.  Избежать таких проявлений поможет окружающее пространство. Составной частью этого пространства в дошкольном образовательном учреждении является эколого-развивающая  предметная среда.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ПЕДСОВЕТ

Тема:

«ЭКОЛОГИЗАЦИЯ   РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ»

г. Бийск

МБДОУ «Детский сад № 83»

Попова Е.А.

1 слайд

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ  РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

2 слайд

В современном мире экологические проблемы сохранения окружающей среды приобрели первостепенное значение. Поэтому остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. Особое внимание  при этом должно уделяться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

3 слайд

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия.  Избежать таких проявлений поможет окружающее пространство.

Составной частью этого пространства в дошкольном образовательном учреждении является эколого-развивающая  предметная среда. Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача заключается в расширении и дополнении впечатлений, которые ребенок получает от прямого  общения с природой.

4 слайд -

Экологизация среды происходит по 2 направлениям:

Создание новых элементов среды и экологизация существующих.

Экологический центр (комната) — новый элемент развивающей предметной среды, включающий в себя:

экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, зимний сад.

 Предназначен для проведения занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоятельных детских игр.

5 слайд

Предоставляет детям возможность побывать в мире растений, послушать журчание воды и  пение птиц,  ощутить единство со всем живым, преодолеть оторванность от природной среды. Наличие  экологического центра в дошкольном учреждении создаёт условия для непосредственного контакта воспитанников  с настоящими хомячком  и черепашкой, плавающими  в аквариуме разноцветными рыбками – за которыми можно не только наблюдать, но и потрогать, погладить, покормить, поухаживать.

Позволяет дошкольникам самостоятельно, в качестве «настоящих ученых», проводить несложные опыты, экспериментировать, познавать свойства и качества объектов, любоваться их красотой.

6 слайд

Второе направление, это элементы среды, характерные для большинства современных дошкольных учреждений, в том числе музыкальные и физкультурные залы,  интерьеры помещений и т. п. Они также могут быть использованы в целях эколого-эстетического, познавательного развития  и воспитания дошкольников.

  • Музыкальный зал

Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий, связанных с темой природы

  • Физкультурный зал 

Организация подвижных игр, упражнений-перевоплощений в растения и животных, эстафеты, эколого-оздоровительные прогулки

  • Коридоры,

Создание отдельных уголков, ландшафтных пейзажей, фольклорных элементов, мини-планетариев, картинных галерей, размещение  экологических выставок  и экспозиций, на которых могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок

   7слайд -

Эколого-развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, в группе,  где природные объекты предоставляют  воспитаннику возможность  познавательного развития, оказывают  влияние на его мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:

  • гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрой перестройке  в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды;
  • непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
  • вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями воспитанников;
  • интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
  • открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
  • установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.

8 слайд  -

Эколого - развивающая среда содержит следующие компоненты – представленные на данном слайде.

  • экологический уголок;
  • мини лаборатория;
  • экологический музей;
  • экологическая библиотека;
  • экологический театр;
  • зона релаксации.

     9 слайд  

Экологический уголок  в группе являются зеленым островком, предназначается для формирования у детей  навыков ухода за растениями. Воспитанники знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.

В экологическом уголке группы  всё должно быть доступно детям: растения, игрушки, дидактический материал, игры.

10 слайд

Лаборатория создается для развития у детей интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время - это база для игровой деятельности ребенка. Отправной точкой для самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные ими на занятиях. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

11 слайд

Для проведения опытов нужны лупы, пластмассовые стаканы, песочные часы, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), воронки и бумага для фильтрования, комплекты для игр с водой.

В лаборатории можно разместить живые объекты для наблюдений. Можно соорудить “Дом для дождевых червей” - аквариум или другая прозрачная емкость с почвой. В почве должны быть сухие, перегнившие листья – пища дождевых червей. В аквариум запустите несколько дождевых червей. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением этих существ. И за тем, как они перерабатывают остатки растений, проделывают ходы в земле. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети выпускают “на волю”

“Прозрачный горшок” - стеклянная емкость (банка или небольшая емкость), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно наблюдать за развитием корней лука. Длинные корни также образуются у веточек тополя. Сначала ветки нужно поставить в воду, а когда появятся корни посадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.

12 слайд 

В качестве действующего элемента предметной развивающей среды  можно создать экологический музей природы. Для музея выделяется помещение или отдельные участки рекреационных холлов, групп. Музей природы играет большую познавательную и воспитательную роль

13слайд

Экспонаты, представленные в зоне коллекций экологического музея, предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, для развития  навыков классификации  по различным признакам. Коллекции должны  располагаться  в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка.

14  слайд

В экологическом музее могут быть представлены различные макеты, которые можно использовать в  работе по экологическому воспитанию,  для «погружения» детей в удивительное царство природы.  Макеты используются для ознакомления детей с разнообразием окружающего мира и являются средством вовлечения, которое формирует целостное представление дошкольников о природе.

15 слайд

В экологической библиотеке может быть собрана разнообразная познавательная литература о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, подборка  картин из жизни животных и растений, по сезонным изменениям, произведения  о родном крае, а также аудиоматериалы с записями голосов животных, звуков природы, видеоматериалы с фильмами о природе, карты, глобус. Так же в помещении библиотеки хранятся рукописные книги, написанные детьми и их родителями.

16 слайд

Театрализованная деятельность, так же может быть использована для  формирования основ экологической культуры дошкольников.

С помощью мини постановок экологического театра педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе, показывают неприглядность потребительского отношения к ней. Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок, костюмы и атрибуты для  игр инсценировок.

17  слайд

Уголок  релаксации - это уголок с разнообразными комнатными растениями, сухим бассейном, мини-фонтаном. Предназначается, прежде всего, для отдыха детей и самостоятельных игр.

Мебель, оборудование и пособия устанавливаются  так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для познавательной деятельности с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

Зона релаксации имеет оздоровительное значение и по своему функциональному предназначению приближается к «комнате психологической разгрузки».

18 слайд –

Контакт с природой, ее эмоциональное, эстетическое восприятие являются средством поддержания и восстановления психологического благополучия человека в условиях населенного пункта.

При озеленении территории нашего дошкольного учреждения мы стремимся к обеспечению максимального видового разнообразия флоры и фауны.

19 слайд 

Огород привычен для дошкольного учреждения, но он способен выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей. К традиционному педагогическому назначению огорода - места, где дети обучаются трудовым операциям по выращиванию овощных культур, добавляется еще экологический фактор - заготовка кормов для обитателей уголка природы.

20 слайд

Экологическая тропа - специально оборудованный маршрут на территории детского сада,  который выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции. В качестве объектов выбираются различные виды дикорастущих и культурных растений, мхи, грибы, мypавейник, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), цветущие растения, места регулярного скопления насекомых и др.

Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу.

21слайд

Озеленение детских площадок  должно быть разнообразным и красивым, что создает красивую визуальную среду, а также зеленый щит из деревьев и кустарников,  который  позволяет сформировать территорию с особым - улучшенным микроклиматом.

«Уголок нетронутой природы» - это небольшая территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека: на ней не делают построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми. На таком уголке будет складываться естественный биоценоз - станут произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия. Вслед за растениями поселятся насекомые, птицы. В таком месте обязательно вырастет много дикорастущих трав. Эта территория будет контрастом, декоративно оформленным газонам, клумбам, которые преобладают в каждом ДОУ. Она особенно ценна для детского сада расположенного в городе,  удаленного от естественной природы, парков, скверов.

22слайд 

Наш детский сад «Зоренька» является маленьким  оазисом в центре шумного городского мегаполиса, его окружают стройные белоствольные  берёзы, клёны, ясени,  рябины, дубы. Многообразие деревьев, кустарников, цветов, трав вызывает у детей радостное творческое настроение. На  детских  площадках ребятам не бывает скучно. Мы наблюдаем за красотой природы, любуемся цветовой гаммой деревьев в разное время года. Кроме того, на участках детского сада дети наблюдают за деятельностью взрослых в природе, оказывают посильную помощь, знакомятся с видами насаждений, их особенностями. Это богатое окружение важно для развития у детей наблюдательности, творческой атмосферы, положительного эмоционального фона, свободы деятельности и воспитания бережного отношения к природе.  

23 слайд

    Ведь именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.

24 слайд

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологизация развивающей предметной среды

Консультация для воспитателейСоставила Кульбовская Вера ВасильевнаВоспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка»Тамбовская область, город КирсановТема: «Экологизация развивающей предметной среды»Одним ...

Статья на тему:" Экологизация развивающей предметной среды".

Cоздание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы....

Проект "Экологизация развивающей среды ДОУ"

Автор проекта:       Воспитатель высшей квалификационной категории Киселева Т.В. МБДОУ «Детский сад № 24 «Весняночка»;Вид проекта:  практико-ориентированный, долгосрочный...

Экологизация развивающей среды для городского семинара в рамках реализации международной программы «Эко-школы /Зеленый флаг/»

Данный доклад рекомендован для содействие обмену опытом между педагогами, развитие творческой активности....

Экологизация развивающей среды территории детского сада

Исследование, как экологизация среды территории детского сада влияет на развитие детей....

Презентация "Экологизация развивающей среды в ДОУ"

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. ...

Экологизация развивающей среды в ДОУ

Экологизация развивающей среды...