Статья на тему:" Экологизация развивающей предметной среды".
консультация по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 183 Дзержинского района г. Волгограда
Консультация для педагогов ДОУ
«Экологизация развивающей предметной среды».
Автор: Боровкова Наталья Родионовна
воспитатель первой квалификационной категории.
Волгоград, 2014г.
Экологизация развивающей предметной среды.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды (РПС), соответствующая целям создания развивающей предметной среды как таковой, которая должна способствовать развитию ребенка в целом, как личности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы.
С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:
♦ познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
♦ эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);
♦ оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
♦ формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);
♦ формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);
♦ экологизация различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).
Таким образом, экологизация развивающей природной среды в дошкольных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного. Однако дошкольные учреждения отличаются друг от друга материальными возможностями, уровнем экологизации РПС, направлениями деятельности педколлектива. Это преопределяет необходимость вариативного подхода к организации РПС, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива на данном этапе работы.
Любая РПС состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль.
▼ экологическая комната - новый элемент развивающей предметной среды. Предназначен для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоятельных детских игр. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.
Зона обучения должна быть хорошо освещена; в ней размещаются столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями, и стол для педагога. Расположение столов не должно копировать школьный подход – они располагаются по кругу или буквой «П», т.е. так, чтобы педагог работал не «над», а «вместе» с детьми, что важно для реализации принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дошкольники находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу. Другой тип занятия, например чтение литературных произведений, может проводиться на диване или непосредственно на полу. Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения.
Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам и сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции следует располагать в специальных шкафах или полках на уровне, доступном для взгляда ребенка. Важным моментом является отбор объектов для зоны коллекций.
При формировании зоны коллекций следует учитывать следующие моменты.
Доступность объектов для сбора. Коллекции должны включать прежде всего те объекты, которые могут собрать сами дошкольники и их родители (камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухая кора деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т.п.).
Разнообразие. Важно, чтобы в зоне коллекции были представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.
Краеведческий аспект. В коллекциях прежде всего должны быть представлены природные объекты той местности, где располагается дошкольное учреждение. Это позволит воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций.
Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материалов, привозимых дошкольниками и их родителями из различных регионов страны и других стран, которые они посещают во время отдыха. Любой подобный объект может послужить поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, т.е. для начала формирования основ глобального мышления.
Природоохранный аспект. При отборе объектов для коллекций следует учитывать природоохранный аспект, способствующий формированию у дошкольников экологического мышления. Не рекомендуется включать в состав объектов гербарий, коллекции бабочек, жуков, собранные детьми родителями. В настоящее время некоторые дошкольные учреждения дают родителям на лето такие задания, как собрать коллекцию растений луга, леса, коллекцию бабочек, жуков, листьев разных видов деревьев. При этом выдвигается следующий аргумент: для коллекций дети собирают не редкие, охраняемые, а широко распространенные виды. Однако с точки зрения формирования у ребенка бережного отношения к природе и восприятия себя как ее части важно воспитание именно на объектах ближайшего окружения, т.е. обычно встречающихся видах, а не только редких, с которыми он (вполне вероятно) не встретится в своей жизни вообще. Не рекомендуется также покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных. Ребенок должен уже с детства понимать, что спрос рождает предложение: чем больше коллекций покупается, тем больше отлавливается животных, причем часто среди них преобладают самые красивые, редкие виды.
В ряде дошкольных учреждений стремятся создать целые «ландшафты» - из чучел различных животных, высушенных деревьев, кустарников. Опыт показывает, что дети сами чувствуют искусственность этого, задают вопросы типа: «А что, эту птичку убили, чтобы нам показать?». В результате ребенок имеет возможность познакомиться более детально с представителями местной фауны и флоры, однако педагог получает отрицательный результат с точки зрения экологического воспитания. Чучела и коллекции животных лучше изучать в краеведческих музеях. Предпочтение же должно быть отдано общению детей с живыми существами в природе или с домашними животными.
Безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка как с точки зрения различных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых кромок), так и с точки зрения здоровья (используемые объекты должны быть чистыми, не должны являться аллергенами).
Помимо коллекций природных материалов можно создать коллекции марок, открыток, календарей о природе (дети могут на время приносить в экологический класс собственные коллекции и рассказывать о них другим детям).
Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена прежде всего для отдыха детей, самостоятельных игр и выработки навыков ухода за растениями. Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных рыбок): это отвлекает дошкольников от занятий. В релаксационной зоне могут быть размещены обработанные пеньки разных размеров, служащие детям в качестве стульев и столов.
Зона библиотеки – это уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. В уголок не рекомендуется включать методические пособия для педагогов, как это часто делается. В зоне библиотеки могут быть размещены и куклы, которые используются на занятиях по экологии.
▼ Лаборатория – новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской работе и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Выделение под лабораторию небольшого отдельного помещения позволяет ребенку проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В качестве оборудования, материалов для проведения опытов используются вторичные, в частности упаковочные, материалы (стаканчики, коробки из-под продуктов и т.п.). выделение отдельного помещения для лаборатории способствует повышению интереса детей к исследовательской работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста». (советы для родителей)
В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной цели – воспитание и развитие ребёнка в детском социуме. Создание такой обстановки – большое искусство. Для многих родителей семейное восп...
Статья на тему: "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС"
Представлены материалы описывающие основные требования, которые предъявляются к организации развивающей предметно-пространственной среды...
Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы»
Статья содержит краткое описание создания развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы. ...
Статья "Развивающая предметная среда на участке детского сада для организации разных видов детской деятельности"
Развивающая предметная среда дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает жизнедеятельность детей и их полно...
Статья «Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста». (советы для родителей)
Статья «Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста». (советы для родителей)...
Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы). Бронзова М.В. воспитатель ...
Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Статья на тему "Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации сюжетно-ролевой игры,поможет Коллегам узнать что то новое или повторить то что уже знали и взять себе за осно...