Экологизация развивающей среды в ДОУ
статья по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Экологизация развивающей среды в ДОУ
Важным компонентом работы по экологическому образованию дошкольников является правильная организация единого экологического пространства. Чтобы оказать наибольшее влияние на процесс формирования основ экологической культуры, эколого-развивающая среда должна быть продуманной и спланированной. Развивающая среда групп должна организовываться так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься интересным для него делом.
В рамках экологического образования предметно – пространственная среда в дошкольном учреждении способствует:
- познавательному развитию ребенка
- эколого-эстетическому развитию предпочтению объектам природы перед искусственными предметами;
- оздоровлению ребенка
- формированию нравственных качеств ребенка
- формированию экологически грамотного поведения
- экологизации различных видов деятельности ребенка
В нашем ДОУ работа по созданию такой среды велась комплексно в нескольких направлениях.
Во-первых, это озеленение территории и содержание ее в соответствующем санитарном состоянии.
Во-вторых, экологизация предметной среды.
В-третьих, создание условий для непосредственного общения детей с природой.
Работа с детьми проводится по следующим направлениям: - формирование трудовых умений и навыков, соответствующих возрасту детей через поручения, совместные действия и задания, как в группах, так и на территории;
- реализация различных проектов для формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира);
- знакомство с миром профессий, связанных с экологией.
В музыкально-физкультурном зале нашего ДОУ проводятся экологические, фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, организуются подвижные игры, упражнения-перевоплощения в растения и животных, эстафеты, эколого-оздоровительные прогулки.
В коридорах созданы отдельных уголков: растений всего мира, фольклорных элементов, картинных галерей, размещение экологических выставок и экспозиций, на которых могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые могут провести не только воспитатель, но и ребенок.
Развивающая среда групп состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. Все элементы объединены в экологический комплекс группы. Ядром такого комплекса являются уголок природы, лаборатория и все центры активности.
Экологический уголок в групповом помещении ДОУ является зеленым островком, предназначается для формирования у детей навыков ухода за растениями. При организации уголка природы мы учитывали как общие требования для всех групп, так и специфические, соответствующие возрастным особенностям детей.
Прежде всего организация уголков природы регламентируется пунктом 6.13 санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660 – 10, от 01.10.2010). Список допустимых растений регламентируется документом «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» от 01.06.2011. а также общими требованиями .
В каждой группе оборудованы уголки экспериментирования (лаборатории). Лаборатория создается для развития у детей интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время - это база для игровой деятельности ребенка. Отправной точкой для самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные ими на занятиях. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Неотъемлемой частью предметно-развивающей среды в групповых помещениях нашего детского сада является «Огород на подоконнике». Он способствует расширению представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивает этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда, вследствие чего мы заметили, что малыши проявляют интерес к растениям не только «на подоконнике», но и в повседневной жизни.
Раньше в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но с переходом на ФГОС строгих требований к перечню растений нет.
За растениями ведутся регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья). В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.
Ещё рекомендуется проводить опытническую деятельность, проводить занимательные опыты и эксперименты, они побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживает у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность.
В качестве действующего элемента предметной развивающей среды воспитатели создали экологические музеи природы. Для музея выделяется отдельная полочка или шкафчик в группе, расположенные на уровне, доступном для взгляда ребенка.
Здесь располагаются коллекции: ракушек, камней, сыпучих веществ, семян, природного материала, который используется на занятиях по конструированию , и созданию поделок.
В групповых помещениях детского сада представлены различные макеты, а именно: «Времена года», «Сад и огород», «Дикие и домашние животные», «Пустыня», «Животный мир Африки», «Антарктида», «Северный полюс», «Муравейник», «Мир насекомых», «Зоопарк», «Очистное сооружение» и др. Эти макеты можно использовать в работе по экологическому воспитанию, для «погружения» детей в удивительное царство природы. Они используются для ознакомления детей с разнообразием окружающего мира и являются средством вовлечения, которое формирует целостное представление дошкольников о природе. Макеты используются не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности детей. Знания, полученные на занятиях, успешно трансформируются в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.
В библиотечном центре группы собрана разнообразная познавательная литература о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, подборка картин из жизни животных и растений, по сезонным изменениям, произведения о родном крае, а также аудиоматериалы с записями голосов животных, звуков природы, видеоматериалы с фильмами о природе, карты, глобус. Так же в помещении библиотеки хранятся рукописные книги, написанные детьми и их родителями.
Театрализованная деятельность, так же используется для формирования основ экологической культуры дошкольников. В театральном уголке имеются различные виды театров: настольный, теневой. Имеются, костюмы и маски. Дети с удовольствием примеряют на себя разные роли, участвуют в театрализованных постановках. В нашем детском саду ежегодно проводиться конкурс театрализованных постановок «Экологическая сказка», где каждый ребенок может почувствовать себя настоящим актером. С помощью этих постановок мы доступно объясняем детям необходимость бережного отношения к природе, показываем неприглядность потребительского отношения к ней. Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок, костюмы и атрибуты для игр инсценировок.
В художественно-эстетическом центре представлены наборы репродукций пейзажей, образцов растительных орнаментов, детские работы из природных материалов, фотоматериалы.
Так же присутствует большое количество музыкальных материалов: произведения классиков о природе, детские песни об охране природы, звуки природы, физкультминутки и пальчиковые гимнастики на природном материале.
В центре патриотического воспитания находятся пособия, рассказывающие о природе родного края и России, об охране природы в нашей стране.
В современных условиях образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему развивать личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в работе с дошкольниками «лэпбук», у педагогов появилась возможность подготовить именно такую личность к жизни в новых условиях.
«Лэпбук» (lapbook), или как его еще называют тематическая папка - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Чтобы заполнить эту папку, ребенку совместно со взрослым (педагог или родитель) нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Лэпбук – это пособие, которое может быть и итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Так же данную папку можно разместить в приемной группы, где каждый родитель может ознакомиться с новым пособием, тем самым заинтересовать родителя, натолкнуть на совместную деятельность с ребенком дома.
Работа с «лэпбуком» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
•свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
«Лэпбук» отвечает и требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
-информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
В нашей группе представлены такие лэпбуки, как «Экология для дошколят», «Метеостанция», «Огород на окошке».
Мощным техническим средством обучения становится использование мультимедийных технологий в ДОУ, это огромная помощь для воспитателя в разработке занятий, праздников, изготовлении пособий, оформлении информации для родителей. Современные информационные технологии дают нам возможность обмениваться опытом, знакомиться с периодическими изданиями, подбирать необходимый материал для проведения НОД и совместной деятельности с детьми. Наличие в нашем детском саду мультимедийного оборудования: ноутбука, проектора и экрана, современного телевизора – дают возможность воспитателям и специалистам создавать такую образовательную среду, которая интересна, познавательна детям. Медиаматериалом являются мультфильмы, видеоролики и познавательные фильмы для детей, аудиозаписи, презентации и пр. Тематика мультимедийных материалов самая разнообразная. Они широко используются в разных видах работы с детьми, так как это позволяет сделать их более эмоциональными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия, дают возможность удерживать внимание самых непоседливых дошкольников. С помощью таких приемов легко создать атмосферу путешествия, прогулки, показать красоту родной природы, города, и пр. Таким образом, мультимедийное оборудование является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогащать развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность, развивать познавательные процессы детей и расширять кругозор, воспитывать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе. Применение современных информационных технологий в детских садах должно проходить при условии регламентированного и безопасного для здоровья использования техники в работе с детьми дошкольного возраста.
При озеленении территории нашего дошкольного учреждения мы стремимся к обеспечению максимального видового разнообразия флоры и фауны. Здесь растут разнообразные деревья, среди которых пышноцветущие весной и плодоносящие осенью, яблони. Среди кустарников можно выделить боярышник и калину. С приходом зимы дети с удовольствием наблюдают за тем, как на них кормятся зимующие птицы.
Всё лето участок утопает в цветах, которые сменяют друг друга с весны до осени.
Огород привычен для дошкольного учреждения, но он способен выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей.
Экологическая тропа - специально оборудованный маршрут на территории детского сада, который выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции. В качестве объектов выбираются различные виды дикорастущих и культурных растений, мхи, ,микроландшафты разных природных сообществ, цветущие растения, места регулярного скопления насекомых и др. Так же здесь заложен уголок лекарственных трав и растений луга.
Это «экологическое пространство» позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу. Озеленение детских площадок также создаёт зеленый щит из деревьев и кустарников, который позволяет сформировать территорию с особым – улучшенным микроклиматом. Многообразие деревьев, кустарников, цветов, трав вызывает у детей радостное творческое настроение. На детских площадках ребятам не бывает скучно. Мы наблюдаем за красотой природы, любуемся цветовой гаммой деревьев в разное время года. Кроме того, на участках детского сада дети наблюдают за деятельностью взрослых в природе, оказывают посильную помощь, знакомятся с видами насаждений, их особенностями. Это богатое окружение важно для развития у детей наблюдательности, творческой атмосферы, положительного эмоционального фона, свободы деятельности и воспитания бережного отношения к природе.Ведь именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми – разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.
Созданная для становления личности ребенка – дошкольника в ДОО эколого-развивающая среда, является оптимально обогащенной, соответствует требованиям формирования личности, адаптированной к современным условиям. Ее отличает разнообразие, доступность, эстетичность, сложность, высокий уровень содержательности.
Такая структура развивающей среды позволяет успешно осуществлять в детских садах экологическое образование дошкольников. Это даст возможность открыть экспериментальную эколого-педагогическую площадку по изучению влияния собственной исследовательской деятельности детей на их продуктивно-творческое экологическое образование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ,
Волгоград: Учитель, 2008;
2. Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.
2. Евдокимова Е.С. «Развитие проектной культуры в образовательном
процессе», журнал «Управление ДОУ», № 3, 2005;
3. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания
детей, М.: Новая школа, 1993;
4. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического
воспитания в детском саду, М.: Мозаика-Синтез, 2010;
5. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников,
М.: Мозаика-Синтез, 2011;
6. Мамедов Н.М. Экологическое образование: концепции и методические
подходы, М.: 1996.
7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
8. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
9. Рыжова Н.А. Как воспитать Эйнштейна (лаборатория в ДОУ). Обруч № 5, 2004.
10. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды. Дошкольное воспитание № 3, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/07/picture-263904-1370621571.jpg)
Экологизация развивающей предметной среды
Консультация для воспитателейСоставила Кульбовская Вера ВасильевнаВоспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка»Тамбовская область, город КирсановТема: «Экологизация развивающей предметной среды»Одним ...
Статья на тему:" Экологизация развивающей предметной среды".
Cоздание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/24/picture-493990-1414161299.jpg)
"Экологизация развивающей среды ДОУ"
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия. Изб...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-561265-1420875778.jpg)
Проект "Экологизация развивающей среды ДОУ"
Автор проекта: Воспитатель высшей квалификационной категории Киселева Т.В. МБДОУ «Детский сад № 24 «Весняночка»;Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-680046-1445008742.jpg)
Экологизация развивающей среды для городского семинара в рамках реализации международной программы «Эко-школы /Зеленый флаг/»
Данный доклад рекомендован для содействие обмену опытом между педагогами, развитие творческой активности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/06/picture-778770-1459969759.jpg)
Экологизация развивающей среды территории детского сада
Исследование, как экологизация среды территории детского сада влияет на развитие детей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/06/picture-1215783-1580968004.jpg)
Презентация "Экологизация развивающей среды в ДОУ"
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. ...