Экологизация развивающей среды для городского семинара в рамках реализации международной программы «Эко-школы /Зеленый флаг/»
материал по теме
Данный доклад рекомендован для содействие обмену опытом между педагогами, развитие творческой активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eko-shkoly_zelenyy_flag.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Утверждаю Согласовано
Заведующий Старший воспитатель
________ / Е. М. Михайлова МБДОУ №86
Зарипова Х. Г. _________/
Доклад
на тему:
Экологизация развивающей среды
для городского семинара
в рамках реализации международной
программы «Эко-школы /Зеленый флаг/»
Составила:
Габидуллина Л. И.
воспитатель
МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего
вида №47
РТ
Нижнекамск
2011
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
В соответствии с этим можно выделить основные задачи экологического образования:
- Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
- Формирование знаний о природе;
- Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
Дошкольный и младший школьный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в сознании неразрывности с ней. Благодаря, этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей, особенно дошкольного возраста, не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Цель нашей работы – осуществление непрерывного педагогического процесс по экологическому образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста на единых подходах и принципах:
- непрерывности и преемственности содержания в котором программный материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности;
- интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребенку охватить не только конкретное содержание отдельных направлений, но и целостную картину мира;
- развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действия;
- формирования универсальных для последующих уровней образования способностей (рефлексии, коммуникативности, самооценки и т.д.);
- предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;
- рационального сочетания разных видов детской деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);
- обеспечения психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
- отношения к ребенку как к личности, ориентации на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
- сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.
В соответствии с этим можно выделять следующие задачи:
- формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
- развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
- формирование навыков экологически грамотного, нравственного повеления в природе;
- развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
В основу работы положены принципы:
- краеведения;
- педоцентризма (или «позитивного центризма»);
- природосообразности;
- научности и доступности понятий;
- «спирали»;
- междисциплинарности и интеграции содержания.
Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:
- формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности (деятельностный подход);
- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность (что в значительной степени стимулирует его саморазвитие).
Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется педоцентризмом или (Н. Ф. Виноградовой) позитивным центризмом, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания. Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законом развития детского организма, т.е. при соблюдении принципа природосообразности.
При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления усугубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественно-научные знания оформляются по схеме: «представления – понятия – знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний
и усугубление их содержания.
Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип»спирали»,
Когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, усугубляя и расширяя естественно-научные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.
Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранения интереса. Однако из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых на изучение природы. Только на специальных занятиях и уроках невозможно достичь нужного результата. Поэтому возникает необходимость объединения нескольких предметных областей общей тематикой (например, сезонные явления в природе изучаются на занятиях и уроках по словесности, музыке, ручному труду, природоведению и т. д.), т.е. используются междисциплинированность и интеграция, что позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе. Таким образом, почти каждая тема по природоведению подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд по изготовлению поделок из природного материала и т.д.). Причем итоги работы над той или иной темой нередко подводятся во время общих признаков, деловых игр или викторин.
Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.
Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:
природа – человеку
(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);
человек – природе
(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);
правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.
Экологическое воспитание детей требует наличие определенной материальной базы:
- уголок живой природы;
- растительный мир на участке;
- учебно-наглядные пособия для проведения занятий и уроков.
Уголок живой природы значительно обогащает и расширяет знания детей, дает возможность сформировать у них практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями и животными. Поэтому здесь (в соответствии с возрастом детей) желательно иметь:
Необходимый минимум комнатных растений (агава, алоэ, аспарагус, аспидиструм, бальзамин, бегония, глоксиния, кактусы камнеломка, кливия, пеларгония, традисканция, фикус, фуксия и др.);
- аквариум с отдельными представителями растений (валлиснерия, водокрас, водяной мох, перистолистник, рдест курчавый, роголистник, ряска и др.) и аквариумных рыб (барбусы, гуппи, меченосцы, разные виды золотых рыбок – кометы, вуалехвосты, телескопы и др.);
- террариумы и клетки с отдельными представителями животного мира (ящерица, еж, морские свинки, хомячки и др.);
- клетки с птицами (попугай канарейка и др.).
На участке для проведения разнообразных наблюдений и ухода за растениями желательно иметь «уголки» леса, сада, луга, огород и цветник. Кроме того, хорошо иметь «географическую площадку», на которой можно будет научить детей определять длину полуденной линии, измерять угол подъема солнца над горизонтом, ориентироваться по основным сторонам горизонта и т. д.
При проведении занятий и уроков по природоведению необходимы наглядные пособия:
- натуральные объекты живой и неживой природы;
- иллюстративные пособия;
- вспомогательные приборы и оборудование.
Натуральные объекты неживой природы – это виды почвы, горные породы и минералы, полезные ископаемые.
Натуральные объекты живой природы – это растения и животные, окружающие ребенка, и разнообразные гербарии. Причем гербарии, собранные самими детьми, а также растения, выращенные их руками, имеют особые развивающее значение.
Иллюстративные пособия можно разделить на несколько видов:
- объемные (модели, макеты, муляжи, чучела и др.);
- плоскостные (картины, фотографии, слайды, таблицы);
- рабочие тетради и дневники наблюдений;
- картографические учебно-наглядные пособия.
К вспомогательным пособиям относятся:
- микроскоп и различное лабораторное оборудование для проведения опытов;
- технические средства обучения.
Наличия материальной базы обеспечивает возможность наблюдать за объектами, фиксировать эти наблюдения, ухаживать за растениями и животными, отражать свои впечатления в художественной и игровой деятельности.
Использование тех или иных методов и приемов зависит от возраста ребенка и особенностей его мышления. Например, детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное мышление, поэтому познание какого-либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т.д.). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца и др. («кружатся листья», «падают снежинки», ходит котик» и т. д.). Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом. Далее основные признаки природных объектов и явлений переводятся в условные обозначения, детей учат составлять схемы, модели.
Основным методом в экологическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста является наблюдение. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений и т. д.).
Таким образом, практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности – это показывает его экологической воспитанности и культуры. Именно в процесс активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т.е. доминирующее наглядно-образное мышление постепенно замечается теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.
Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствует накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети начинают понимать, что:
- объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
- окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.
Важный метод экологического воспитания – слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причем наибольшее значение имеет беседа – четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.
Огромное значение в работе с детьми младшего школьного и особенно дошкольного возраста имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляет легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Например, сопоставление животного с игрушкой-аналогом (в средней группе) и одновременно «обыгрывание» последней позволяет сформировать у детей первые представления о животном и заложить основы правильного обращения с ним.
Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста предполагает использование разнообразных форм работы:
- занятия и уроки;
- экскурсии;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- работа кружков и клубов с природоведческой тематикой;
- проведение экологических викторин и олимпиад;
- выпуск детьми экологических листовок.
Основная роль в формировании системы первоначальных естественно-научных представлений, понятий и знаний отводится занятиям и урокам по природоведению. Однако они будут успешными и эффективными только в том случае, если у детей сформирована познавательная мотивация на основе интереса к природе.
В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникает разные вопросы об окружающем мире. Поэтому перед педагогом встает трудная задача построить занятие (урок) таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство, а с необходимых знаний. Причем главная цель занятия (урока) – не передача знаний от педагога к ребенку, а приобщение детей к систематической и творческой деятельности. Для этого необходимо:
- разнообразить структуру и методы проведения занятий (уроков), способствующие развитию логического мышления и активности детей;
- для снятия умственного напряжения применять физкультминутки и игры с природоведческим содержанием;
- использовать самостоятельную работу детей: решение проблемных задач и ситуаций.
Дети дошкольного и школьного возраста имеют, как известно, специфические возрастные особенности: неустойчивые внимание, преобладание наглядно-действенного (у дошкольников) и наглядно-образного (у младших школьников) мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. И чтобы поддерживать в течение занятия (урока) внимание детей, необходима организация интересной мыслительной деятельности. В этом помогает нетрадиционные занятия (уроки), например, урок-путешествие, урок-сказка, викторина, игра, конференция (с привлечением родителей) и т. д.
Занятия (уроки) по природоведению могут проводиться в группе (классной комнате), в Зимнем саду, в музее Природы, на участке, в парке и т.д.
На занятиях (уроках) широко используется:
- блицопрос (предварительно дети повторяют материал, необходимый для изучения новой темы);
- проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»);
- практическая работа и поисковая деятельность;
- игровые приемы.
Большое значение в экологическом развитие детей придает экскурсиям, где происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности.
Особое внимание при проведении комплексной экскурсии важно уделить организации деятельности детей: «Следует приучать детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. Главнейшая из них – соблюдение тишины» (Л.П. Симонова). Следующая немаловажная заповедь – терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением, животным). Третья заповедь – это внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей).
Для ознакомления детей с природным миром предусмотрено большое количество практических работ, в том числе: труд по уходу за растениями и животными, проведение фенологических наблюдений и элементарных опытов, ориентирование на местности и т.д. Так, например, вместо календаря природы и труда или параллельно с ним в 1 – 2-х классах (а также в старшей группе) можно вести феноспектр, где отражаются результаты детских наблюдений за сезонными изменениями растений (см. таблицу).
Несколько наблюдений может провести воспитатель (учитель), подробно объясняя, что дети должны увидеть и оценить, а затем, убедившись, что они усвоили задачу и справляться с ней, переводить данные наблюдения в самостоятельную работу. Состояние наблюдаемого растения изображается условным рисунком на карточке и помещается в соответствующую клетку. Чтобы все дети были вовлечены в работу, вдень наблюдений карточку заполняет каждый из них, а в общеклассный (групповой) феноспектр помещает по очереди. Кроме того, у каждого ребенка может быть свой дневник наблюдений (в средней и старшей группах детского сада можно изготовить трафареты для зарисовки их детьми). Например, начальное условное обозначение растения – ветка с десятью листьями (полным количеством листьев на дереве). Если на наблюдаемом растении все листья зеленые, дети раскрашивают их на рисунке зеленым карандашом. Если появились желтые листья, но их пока мало, один-два закрашивают желтым цветом, остальные – зеленым и т.д. Во время листопада дети соответственно уменьшают количество нарисованных листьев, стирая «лишние» резинкой (в средней и старшей группах) и рисуя меньшее их количество ( в начальных классах). Таким образом организуется одновременная работа всех детей, а в итоге получается наглядное пособие, отражающее ход осенних изменений у местных листопадных растений.
Таблица
Дата наблюдения | Наблюдаемые растения | |||
береза | рябина | ель | тополь | |
1 раз в неделю |
Практические задания дают детям возможность усваивать не только фактический материал, но и приучают мыслить, изучать логические закономерности окружающего мира.
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Важно, чтобы дети понимали: уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце и др.), каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений животных от труда человека.
Природоохранные акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Можно провести с детьми следующие природоохранные акции:
«Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев к Дню Земли);
«День цветов» (создание цветочных аллей);
«Майский букет» (выращивание цветов к Дню Победы);
«Экологическая фирма «Зеленый дом» (продажа выращенной своими руками рассады);
«Лесная аптека» (сбор лекарственных трав);
«Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время);
«Чистое утро» (уборка территории);
«Возвращенный лес» (сбор макулатуры);
«Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление).
В работе по экологическому развитию детей используются занятия в кружках и клубах: «Юный эколог», «Юный путешественник» и др. Занятия в данных кружках и клумбах дают возможность глубже познать природу, способствуют развитию интереса к предметам естественно-научного цикла. Программный материал занятий и уроков служит как бы теоретической основой для самостоятельной деятельности в кружке, а занятия в кружке (клубе) способствуют оживлению работы детей на занятиях (уроках). Кроме того, в кружке можно организовать сбор наглядного материала, составление коллекций, которые с успехом используются на уроках. Опыты, поставленные на занятиях в кружке, можно продемонстрировать или обсудить их результат на уроке.
Работа в кружке проводится систематически по программе, которую определяет педагог, исходя из запросов детей. Занятия желательно проводить 1 раз в неделю. В них должна предусматриваться теоретическая и практическая деятельность детей. К занятиям в кружках могут привлекаться и родители.
Следует подчеркнуть, что в каждой возрастной группе (классе) доля использования различных форм экологического воспитания детей разная (приложение). Так, например. Если в дошкольном возрасте в основном используется нерегламентированная детская деятельность (наблюдения во время прогулок, труд в уголке природы, экскурсии), то в начальной школе преимущественно отдается урокам по природоведению, природоохранным акциям, работе клубов и т.д. Итогам данной работы могут быть: конкурсы плакатов и рисунков на темы: «Мир вокруг меня», «Сохрани окружающей мир», «Я люблю эту Землю» и т.д.; тематические вечера, праздники «День Земли», «Русская березка» и т. д.; выпуск «Экологических листков» и др.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в детском саду и начальной школе должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Поэтому для организации работы по экологическому воспитанию детей в русле педагогики развития необходимо создание детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители).
Вопросы создания детско-взрослого сообщества необходимо рассматривать в тесной связи повышения экологической грамотности родителей с повышением квалификации самих педагогов, занимающихся этой проблемой, так как уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к развитию экологической культуры детей, а в конечном итоге, к образовательному учреждению, педагогам и их требованиям.
Как же создать детско-взрослое сообщество? Модели могут быть различными. Решение, какую выбрать, зависит от целей и задач по экологическому развитию детей, стоящих перед конкретным образовательным учреждением.
Одной из самых эффективных моделей работы образовательного учреждения с семьей является организация деятельности семейных клубов, занятия в которых построены на основе уважения к чувствам, желаниям и взглядам каждого, формирования уверенности в своих силах по познанию окружающего мира. Занятия в семейных клубах предусматривают теоретическую и практическую часть. Общая продолжительность – 60 минут. Эти занятия могут проводиться как в стенах образовательного учреждения, так и в музеях, планетарии, в лесу, на водоеме и т.д.
Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Поэтому важно на занятиях семейных клубов не давать рецептов поведения в природе, а постепенно, посредством заданий и вопросов подводить ребенка к собственным выводам и заключениям. Главное, чтобы каждый понял: «Ты пришел в гости в природу – не делай ничего, что бы счел неприличным сделать в гостях» (А.Л. Арманд).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Участие в работе международной программы "Эко-школы/Зеленый флаг" как инновационная модель экологического воспитания дошкольников"
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ИННОВАЦИОННОМ РЕЖИМЕ. Опыт работы детского сад №31 "Сказка" г.о.Чапаевск Самарской области...
Реализация проекта экологической направленности по сохранению климата в рамках международной программы "Эко - школа/ Зелёный флаг"
Воспитание достойных членов общества невозможно без экологического воспитания....
Итоговое-мероприятие-презентации экологического проекта в рамках Международного проекта "Эко-школы/Зеленый флаг"на тему "Очистим планету от мусора"
Цель: расширить и углубить знания детей и о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной. Задачи: Закрепить знания детей о свойствах различных материалов...
Опыт работы по реализации проекта в рамках Международной программы "Эко - школы/Зелёный флаг" в городе Санкт- Петербурге
Проект "Рациональное управление твёрдыми бытовыми отходами" врамках Международной программы "Эко -школы/зелёный флаг" в городе Санкт - Петербурге...
К приказу №145 от 30.08.2017г - план работы на 2017 -2018 учебный год в рамках международной программы "Эко -школы/зелёный флаг"
К приказу №145 от 30.08.2017г - план работы на 2017 -2018 учебный год в рамках международной программы "Эко -школы/зелёный флаг"...
Участие на ГМО "Игры и эксперименты. как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко- Школы"
Видеопоказ эксперимента ОД на ГМО "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко школа"...
Международная программа "Эко-школа/Зеленый флаг"
Международная программа «Экошкола/Зеленый флаг» - мощный стимул к практическому действию. Воспитанники не просто закрепляют теоретические знания, а приобретают практический опы...