Непосредственно образовательная деятельность «В мастерской народных дымковских умельцев». Направление «Художественно-эстетическое развитие»
план-конспект занятия на тему
Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
45_-_publ.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
Тема: «В мастерской народных дымковских умельцев»
Направление «Художественно-эстетическое развитие»
Автор: Шафиева
Галина Александровна
Цели и задачи:
- Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
- Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Наглядный материал: дымковские игрушки, плакаты, презентация «Дымковская игрушка в народном творчестве».
Материал для работы: модель для раскрашивания «Дымковская игрушка», гуашь, кисти.
Ход деятельности:
- Организационный момент
- Основная часть
А) Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Вот и Дымковская слобода, что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками. (воспитатель показывает дымковские игрушки).
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Фофанов)
Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка.
Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья» (или «Свистопляска»). Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
Что же это за игрушки? Давайте посмотрим (воспитатель демонстрирует игрушки, показывает презентацию).
Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай (а закупка зерна именно и происходила на этой ярмарке) - все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой была дымковская игрушка. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу».
Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом, необычайно сказочный дымковский петушок удивляет необычно пышным хвостом и красным гребнем.
По сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.
Воспитатель задает детям вопросы по теме:
Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: Веселые, праздничные, нарядные.
Воспитатель: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?
Воспитатель: Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?
Дети: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.
Воспитатель: Какие цвета любят мастера Дымково?
Дети: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Б) Практическая часть. Роспись эскиза дымковской игрушки.
Воспитатель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать эскизы дымковской игрушки. Обращает внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким). В процессе работы звучит негромкая народная музыка. Воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
- Заключительная часть. Подведение итогов непосредственно образовательной деятельности. Анализ детских работ.
В конце деятельности устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Воспитатель хвалит каждого ребенка, отмечает в игрушке то, что лучше всего удалось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому и познавательному развитию Тема: «Бабочки»
Цель: формирование целостной картины мира живой природы, расширить и закрепить знания детей о бабочках, умение видеть признаки различия, сходства и выражать их в речи....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе (рисование) «Дорожные знаки» (художественно – эстетическое развитие)
Цель: Закрепить знания детей о различных дорожных знаках и их назначении....
План конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему: «Знакомство с волшебным кубком народов Саха»
Предлагаемое занятие знакомит дошкольников с культурным наследием Якутии, воспитывая любовь к родному краю. Приобщаясь к художественным традициям народов Саха, развивается интерес д...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для дошкольников в средней группе по художественно-эстетическому развитию.
Активное сотрудничество воспитателей и музыкального руководителя позволит эффективно проектировать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО. И если все участники образовател...
"Мастерская "Сюрприз". Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы. художественно-эстетическое развитие, формирование целостной картины мира.
Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области«Мастерская «Сюрприз» Конспектнепосредственно образовательной д...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для дошкольников в старшей группе по художественно-эстетическому развитию.
Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток). Это простая, но удивительная техника рисования красками...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. «Под грибом» (художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие)
Художественно-эстетическая и театральная деятельность....