Роль практического психолога в создании условий для развивающего взаимодействия педагога с детьми в дошкольном учреждении.
статья на тему
Основные функции педагога-психолога в детском саду – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Такая работа возможна лишь при взаимном понимании, тесном общении психолога и окружающих взрослых с ребенком.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль практического психолога в создании условий для развивающего взаимодействия педагога с детьми в дошкольном учреждении
Основные функции педагога-психолога в детском саду – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Такая работа возможна лишь при взаимном понимании, тесном общении психолога и окружающих взрослых с ребенком.
Взрослый для ребенка – не просто условие личностного развития, а один из непосредственных участников этого процесса, его субъект. Между взрослым и ребенком устанавливаются глубокие личные взаимоотношения, внутри которых осуществляется личностное становление и развитие каждого.
Совместная деятельность и деятельное общение взрослых и детей, их сотрудничество и содружество в реальных, живых контактах – друг с другом – вот та среда, в которой возникает и развивается личность ребенка и личность взрослого как воспитателя. Обеспечить нормальное развитие каждого ребенка, предотвратить и, насколько возможно, исправить возникшие отклонения – одна из основных задач педагога-психолога дошкольного учреждения.
Практический психолог может способствовать развитию детей не только через непосредственное взаимодействие с ними. Не менее ценным является влияние опосредованное, через воспитателей. Воспитатель – главное действующее лицо педагогического процесса. Профессиональные требования к нему в современных условиях очень высоки. Человек, работающий с детьми, должен отличаться от других специалистов не только профессиональными знаниями, но и прежде всего особым видением ребенка, особым отношением к нему. Прежде всего, он должен любить детей и получать удовольствие от работы с ними, чтобы ему было интересно ежедневное общение со своими воспитанниками. Взаимоотношения взрослых и детей в группе детского сада должны быть личностно значимы для них, основанными на взаимном доверии и уважении.
Ребенок такой же полноправный член общества, как и взрослый, и признать его права означает занять педагогическую позицию не «сверху», а «рядом и вместе». Внутренний мир ребенка настолько своеобразен и отличен от мира взрослого, что совершенно недопустимо предъявлять к детям любые «взрослые» требования, приписывать им свое видение и свое понимание. Для партнерского общения с детьми воспитатель должен стремиться видеть мир глазами малыша.
Если же воспитатель устает от детей, раздражается, если ему часто приходиться сдерживать отрицательные эмоции, то он профнепригоден, независимо от уровня подготовки, стажа работы.
Поэтому, особое внимание практического психолога должно быть уделено повышению коммуникативной компетентности педагогов, обучению их полноценному, развивающему общению с детьми.
Для изучения особенностей общения воспитателя с детьми нами был использован комплекс психодиагностических методик. В него вошли методы изучения особенностей общения воспитателя с детьми на основе критериев, выделенных Т.А. Репиной, Л.Н. Башлаковой; осознания воспитателями позиции, которую они занимают по отношению к детям (О.М. Дьяченко и др.); изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога (В.К. Котырло), графические методы изучения особенностей развития личности дошкольника (рисуночный тест «Я, мама и детский сад»).
Как следует из нашего обследования, воспитатели не всегда учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, не анализируют ситуации при выборе определенного вида воздействия на ребенка, у них часто отсутствует положительная эмоциональная окраска отношения к детям (сухость в общении). Требования воспитателя часто по своей форме категоричны, раздраженные, нетерпеливые и пр.
Раскрытию творческого потенциала воспитателей способствовало осознание воспитателями позиции, которую они занимают по отношению к детям. Все позиции представлены через образы (Мальвина, Карабас-Барабас, Спящая красавица и пр.), что позволило легче понять свою позицию, а также способы, которыми осуществляются воздействия на ребенка.
Анализируя детские рисунки, мы пришли к выводу, что у большинства детей были изображены воспитатели и помощники воспитателей, что свидетельствует о позитивном отношении детей к детскому саду, выраженном признании значимости воспитателей и их помощников, о положительных взаимоотношениях, о чувстве безопасности, исходящего от взрослого, о желании контактировать с ним. В то же время есть рисунки-портреты с противоположными характеристиками. Детали графического изображения свидетельствуют о негативных переживаниях ребенка, связанных с этим взрослым. К таким деталям относятся небрежно заштрихованные губы на лице воспитателя, подтирание глаз и пр. Эти же дети из беседы по подобранным картинкам – ситуациям из жизни детского сада показали безразличное отношение к воспитателю и его требованиям. Для них характерна отрицательная установка на педагогические воздействия, неадекватность откликов и на положительные воздействия воспитателя. Удовольствия от общения с воспитателями они не испытывают и не ожидают.
Мы считаем, что профессионально-личностные качества воспитателей находят свое отражение в детских рисунках, что косвенно свидетельствует о зависимости личностного развития ребенка от особенностей личности работающего с ним педагога.
В целях формирования психологической компетентности педагогов, развития у них профессиональной рефлексии, с педагогами проводились тренинги профессионального и личностного роста, организационно-деятельностные игры, психологические практикумы с использованием активных социально-психологических методов. Все эти виды работы способствовали появлению у педагогов мотивации к самосовершенствованию, овладению или более глубокими продуктивными знаниями, приемами, механизмами и закономерностями коммуникативной компетентности.
Так, в тренингах и в деловых играх, моделирующих формы детской деятельности, с применением различных стилей педагогического общения, чувственный опыт и анализ сводились в единое целое и, таким образом, создавались условия для психологической безопасности общения. Каждый педагог становился непосредственным его участником, активность которого проявлялась в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы.
В результате проведенной работы наблюдается положительная динамика в педагогическом общении воспитателей с детьми. Используемые ими формы и средства общения стали более эффективными, они учитывают природу ребенка, его возраст и индивидуальные особенности и осуществляются с позиции доброжелательности, любви к детям. Об этом свидетельствуют результаты повторного изучения особенностей взаимодействия воспитателей с детьми.
Комплексный подход к изучению связанных между собой характеристик профессионального развития воспитателей, и особенностей развития личности дошкольников является основой успешности педагогического взаимодействия воспитателя с детьми, открывает путь к иным, нетрадиционным технологиям обучения и воспитания, к новым подходам к управлению педагогическим процессом в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание условий для интерактивного взаимодействия педагогов с целью обмена инновационным опытом, идеями, самообучения и взаимообучения для профессионального развития, повышения уровня профессиональной компетентности"
На сегодняшний день все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в со...
Взаимодействие педагогов с детьми в дошкольных учреждениях Англии
В материале рассказывается о людях, повлиявших на становление и развития английского дошкольного образования. О взаимодействии педагогов с детьми во время учебного процесса, игры, свободной деят...
Взаимодействие педагогов с детьми в дошкольных учреждениях Англии
В материале рассказывается о великих философах и педагогах, повлиявших на становление и развития английского дошкольного образования. О взаимодействии педагогов с детьми в учебной деятельности, игре и...
Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для ...
Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Приложение 1Приложение к опыту Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возра...
Циклограмма взаимодействия педагога с детьми младшего дошкольного возраста
Удобная форма планирования работы с детьми на учебный год, в которой учитываются все виды детской деятельности....
Взаимодействие педагога с детьми старшего дошкольного возраста в совместной творческой деятельности с элементами ТРИЗ технологии
Взаимодействие педагога с детьми старшего дошкольного возраста в совместной творческой деятельности с элементами ТРИЗ технологии...