"Создание условий для интерактивного взаимодействия педагогов с целью обмена инновационным опытом, идеями, самообучения и взаимообучения для профессионального развития, повышения уровня профессиональной компетентности"
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_interaktivnogo_vzaimodeystviya_pedagogov.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для интерактивного взаимодействия педагогов
с целью обмена инновационным опытом, идеями, самообучения
и взаимообучения для профессионального развития,
повышения уровня профессиональной компетентности
На сегодняшний день все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ).
Образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, следовательно, стратегическим направлением работы с педагогическими кадрами должно стать непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов.
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы выделяют, естественно, и требования к уровню квалификации педагогических работников образовательного учреждения в соответствии с квалификационной характеристикой по соответствующей должности.
Педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения детей; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса.
Требования к кадровому обеспечению предусматривают:
1) Укомплектованность образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - образовательное учреждение), квалифицированными кадрами - педагогическими, руководящими и иными;
2) Уровень квалификаций педагогических и иных работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности;
3) При этом педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
4) Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения обеспечивается освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов), не реже чем каждые пять лет в образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим дополнительным профессиональным образовательным программам;
5) Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается также деятельностью методических служб разных уровней (регионального, муниципального уровня и уровня образовательного учреждения) и комплексным взаимодействием образовательных учреждений, обеспечивающим возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов[4].
Современная практика образования характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.
Проанализировав образовательный статус, возрастной показатель и уровень квалификации педагогов, мы отметили у некоторых из них устаревший взгляд на задачи дошкольного образования и воспитания, роль и место педагога, однообразие методического арсенала, недостаточность знаний о психолого-педагогических закономерностях развития ребенка.
Всего педагогов в ДОУ – 26 человек
С высшим образованием – 11 педагогов,
со средним специальным – 15 педагогов.
Стаж работы | Количество педагогических работников |
0 – 3 лет | 2 |
3 – 5 лет | 2 |
5 – 10 лет | 2 |
10 – 15 лет | 2 |
15 -25 лет | 7 |
Свыше 25 лет | 11 |
Педагоги с большим стажем работы зачастую ориентированы на непосредственно образовательную деятельность как основную форму работы с детьми, недооценивают партнерскую совместную и самостоятельную деятельность детей. Начинающие воспитатели теоретически подготовлены лучше, знают требования современных программ, но не имеют опыта использования разнообразных форм работы и недостаточно применяют новые образовательные технологии. В связи с этим было решено повысить уровень профессиональной компетентности педагогов не только своевременным направлением на курсы повышения квалификации, но и другими формами и средствами. Возникла необходимость перестроить всю систему методической работы в ДОУ.
Перед методической службой поставлены задачи:
— обеспечить реализацию инновационных стратегий;
— ориентировать педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование;
— создавать условия для роста профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого специалиста.
Анализ современной практики показал, что при организации методической поддержки педагогов используются разнообразные формы работы: групповые и индивидуальные.
Среди групповых наиболее часто встречаются такие формы, как теоретические семинары, семинары-практикумы, консультации, коллективный просмотр педагогического процесса, работа с литературой, документами и др., при помощи которых повышается профессиональная компетентность.
Современная теория и практика педагогики предлагает использование на методических мероприятиях таких методов активизации педагогов, как дискуссия, прения, деловая игра, КВН, методики проведения мозгового штурма. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивный означает способность действовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Отсюда можно сделать вывод, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение интерактивных методов – достижение таких важнейших целей, как:
1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию.
2. Повышение уровня активности и самостоятельности.
3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
В ДОУ создаются условия для непрерывного процесса самообразования, развития и проектирования творческой деятельности каждого педагога. Составлен паспорт методического кабинета, проанализирован имеющийся информационный банк, его востребованность педагогами, соответствие реализуемым программам и пути его обновления, пополнения практическим материалом.
Мы не отказались от традиционных форм организации методической работы, но применяем их в обновленном, измененном, усовершенствованном виде, включающих в себя активные методы обучения. Это семинары, авторские выставки, стендовые доклады, ролевые и деловые игры, дискуссии, мастер-классы, педагогические гостиные, экспресс-опросы, позволяющие обсудить проблемы и находки, узнать что-то новое, продемонстрировать свои методические приемы, профессиональную компетентность.
Есть одна форма, которой пользуемся перед открытыми мероприятиями – это настрой педагога на успешную работу – «Квик –настройка»:
1. Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет и стареть не дает.
5. Трудности закаляют на пути к счастью.
Репродуктивные, продуктивные и эвристические формы методической работы по разным проблемам, содержанию и степени трудности по организации и проведению обеспечили личностно-ориентированную стратегию, индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, помогли им найти себя в самостоятельном проведении какого-либо мероприятия, подготовить наглядный и информационный материалы, подобрать литературу, творчески проявить себя в деле.
Педагоги обеспечены необходимой информацией о новинках методической литературы, об основных направлениях развития сферы образования Белгородской области, городского округа, о педагогических технологиях. Чтобы педагоги научились работать с информацией, им предлагается подготовить выступление, рекомендации, разработать памятки, составить вопросы, тезисы, таблицы. Они получают опыт публичного выступления, учатся отстаивать свою точку зрения, защищать разработки, аргументировать ответы на вопросы.
В дальнейшем надеемся выстроить собственную модель инновационной деятельности с учетом своей теоретической и практической подготовки, особенностей детей групп, спроектировать эффективные педагогические технологии, результаты деятельности, пути педагогических воздействий, возможные трудности, определить условия их решения.
В дошкольном учреждении ведется работа по созданию условий, необходимых для теоретического и практического осмысления опыта других ДОУ, представленных в литературных источниках и периодической печати. Для этого проводился круглый стол «Это должен знать каждый». Анализ проведенной работы показал, что этого недостаточно. В дальнейшем планируем использовать рабочие карты с графами: «В чем заключается новшество?», «Условия реализации идеи», «Что показалось спорным?», «Что приемлемо в работе уже сегодня?», «Какие трудности вас ждут?», «Какую помощь хотите получить?» и др. Такой подход научит педагогов выделять новое в работе, анализировать имеющийся опыт, условия, осознанно подходить к выбору методической темы.
Консультации-диалоги, видеоконсультации, консультации-мультимедиа, накопительные тематические папки по разным проблемам дают возможность педагогам работать в индивидуальном темпе, активно включаться в обсуждение, неоднократно просматривать предложенный к изучению материал, делать выводы и выстраивать систему своей педагогической деятельности с учетом полученных знаний. Этой же цели служат просмотры видеозаписей разных видов деятельности детей как в условиях детского сада, так и дома.
Мультимедийные технологии позволяют в ДОУ разрабатывать авторские методические пособия. Так, в нашем саду разработаны памятки для родителей «Правила дорожные детям знать положено», «Безопасность ребёнка», «Осторожно: грипп»; рекомендации для педагогов «Шпаргалки в воспитании и развитии дошкольников» по разным темам: «Если дети перебивают», «Детские страхи», «Когда и как помогать ребёнку»; видеопрезентации «Праздники в детском саду», «Предметно-развивающая среда в ДОУ»; мультимедийные проекты «Как появилась бабочка», «Откуда берутся варежки» и другие.
Адресная помощь педагогам осуществляется через собеседование. Собеседование способствует не только закреплению знаний, пониманию необходимости постоянно их усовершенствовать, но и развитию аналитических способностей, конструктивного мышления, проявлению устойчивого интереса к профессии, опыту других коллег.
Помощь в развитии аналитических умений оказывают и практикумы по совместному созданию вопросников, перфокарт, алгоритмов анализа мероприятий, которые помогают педагогам осознать свою значимость, повышают их ответственность за порученное дело, учат выделять важные компоненты мероприятия и вырабатывать требования к их проведению. Как известно, то, что разрабатывается педагогом, пропускается через его ум и сердце, легче принимается и используется в работе при подготовке к мероприятиям, их анализе. Поэтому мы привлекаем педагогов к пополнению пакета аналитического материала, а также к разработке положений о различных смотрах и конкурсах.
Для максимальной активизации имеющихся знаний и передачи их коллегам использовались преимущественно интерактивные методы: «Вопрос по кругу» (письменный и устный ответ), «Диалог по цепочке» (с адресацией вопроса коллеге, передачей вопроса другому), «Горячий стул» (вопросы опытному педагогу без предварительной подготовки), «Алло! Справочное бюро?», «Интервью» (по личностному и профессиональному росту).
Для подготовки и проведения МО, как правило, работает инициативная группа. Ведущими направлениями являются: отбор информации по своей проблеме, проработка структуры МО, обобщение и оформление результатов. На сегодняшний день инновационным является оформление результатов, опыта работы в мультимедийном варианте.
Эффективно проходят дискуссии в малых группах, на которых можно рассмотреть, исследовать, обсудить сразу несколько проблем. В малой группе каждый педагог ощущает причастность к рассматриваемому вопросу, может показать свою компетентность, успевает высказать собственное мнение, отстоять его, доказать свою точку зрения, коллегиально подвести итог и озвучить совместный вывод. Такой подход помогает объединить педагогов, позволяет им объективно оценить творческие возможности коллег.
Стало уже традицией, когда опытные педагоги в паре с начинающими готовят статьи, буклеты, стендовые доклады, творческие выставки пособий, выступления на педагогических советах, чтениях. Групповая деятельность создает благоприятные условия для возможности научиться сотрудничеству. Взаимодействие, взаимопомощь, коллективный способ освоения новых программ и технологий подтверждают эффективность повышения профессионального мастерства и инновационного потенциала педагогов, их самосовершенствование, раскрывают творческие способности, развивают профессионализм. Работа в парах на методических мероприятиях помогает в решении трудных вопросов, вырабатывает приемы саморегуляции, коррекции, активизирует накопленный опыт, желание усовершенствовать формы и методы воспитания и обучения, поделиться своими достижениями с коллегами и услышать мнение о них.
Общение, взаимоконтроль, открытый показ и самоанализ, разработка практических рекомендаций, наставничество — все это позволило педагогам определить свою роль, выдвинуть и защитить собственные идеи, сверить их с целями и достижениями коллег.
Повышению творческой активности, самостоятельности, уровня самообразовательной деятельности способствует выпуск педагогической газеты «Ладушки», выходящей ежеквартально. Газета позволяет показать их литературные, художественные и дизайнерские возможности в оформлении. Она дает возможность поупражняться в написании статей, сочинении сказок, стихов, подборе рекомендаций, рисунков, фотографий.
Наряду с газетой организуются авторские выставки дидактического материала и пособий, открытые просмотры разных видов деятельности, проводятся мастер-классы.
Полезным делом в повышении уровня самообразования стало составление портфолио педагога, позволяющее каждому специалисту грамотно планировать свою деятельность, курсовую подготовку, замечать недостатки в работе и намечать пути устранения недочетов. С портфолио может познакомиться любой педагог, рационально использовать авторские разработки, методические пособия, дидактический материал, пакет документации по диагностике.
Пройдя через все формы методической работы, воспитатели не только повысили профессиональный уровень, для них стало потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют.
Методическая служба дошкольного учреждения стремится создать такую образовательную среду в ДОУ, где полностью был бы реализован творческий потенциал отдельного педагога и педагогического коллектива в целом.
Библиография
1. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Воспитатель-методист детского сада. - Минск, 2005.
2. Веселова Т.Б. совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
3. Журналы "Дошкольное воспитание" 2011- 2012 гг.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. № 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"//Российская газета от 21 ноября 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в вопросах современных форм взаимодействия с семьями воспитанников. (из опыта работы МБДОУ «Детский сад №401»)
Районное методическое объединение старших воспитателей. Предложенный материал поможет повысить уровнь профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в в...
Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...
План по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ старшего воспитателя Чернухиной Светланы Викторовны на 2019-2020 годы «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения ка
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...
Отчет о реализации программы «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено...
Индивидуальный план профессионального развития «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которое представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагог...