Взаимодействие педагога с детьми старшего дошкольного возраста в совместной творческой деятельности с элементами ТРИЗ технологии
консультация
Взаимодействие педагога с детьми старшего дошкольного возраста в совместной творческой деятельности с элементами ТРИЗ технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР – детский сад №138»
«Взаимодействие педагога с детьми старшего дошкольного возраста в совместной творческой деятельности с элементами ТРИЗ технологии»
Подготовила: Микрюкова Н.Д.
Воронеж 2022г.
Тема: «Взаимодействие педагога с детьми старшего дошкольного возраста в совместной творческой деятельности с элементами ТРИЗ технологии»
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагоги это - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого педагоги сами изобретают свою педагогику, озарённые светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно, всем вместе и творить себя: и педагогу и детям.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.
Виды занятий:
Развитие творческого воображения — импровизация, сказкотерапия, игровые ситуации. Во время занятий активно практикуются как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
Изобразительная и практическая деятельность — использование нетрадиционных техник (пальчиковая и ладошковая техники, кляксография, батик, граттаж) и материалов (пластин, нитки, ракушки, камушки, крупы и т. д.).
Художественная деятельность (дети расписывают бумажные тарелки)
ТРИЗ можно широко использовать и для развития речевых навыков у воспитанников.
Обучение составлению метафор (шесть-семь лет) – предлагается освоить простейший алгоритм самостоятельного придумывания метафорической фразы. Например, сначала выбирается объект (звёзды), о котором будет составлено предложение, определяется свойство (яркие), затем подбирается объект со схожим признаком (горящие угольки), указывается место (ночное небо), наконец составляется предложение (Ночное небо ярко засверкало горящими угольками).
Сочинение стихов
Составление рифмованных текстов — учёные пришли к выводу, что дети уже с трёх лет имеют природную потребность в такой словесной игре, как стихосложение. ТРИЗ предлагает использовать жанр весёлой нелепицы.
Кроме того, сочинительство рифмованных текстов можно представить в форме забавных творческих игр, которые потребуют от воспитателя небольшой предварительной подготовки:
«Рифмованные картинки» — педагог подбирает пары картинок, изображающих объекты, названия которых составляют простую рифму, затем показывает одну из картинок и просит подобрать парную.
«Подбери словечко» — дети учатся подбирать рифму к предложенному слову.
«Дразнилка» — дети видоизменяют слова-характеристики с помощью уменьшительных суффиксов и будто «дразнят» предметы (кепка-укрывалка, зонтик-потерялка и т. д.).
Составление творческих реалистических и фантастических рассказов по картинке
Возможные варианты и приёмы:
игры «Подзорная труба», «Охотники за подробностями», которые помогают сконцентрировать внимание детей на объекте и подчеркнуть все его важнейшие детали и характеристики;
«Ищу друзей», «Объединялки» — нацеливают детей на установление связей между объектами;
подбор метафор, образных словесных сравнений, перемещение объекта в прошлое или будущее;
приём эмпатии — перевоплощение в героя, «вживание» в его эмоциональное состояние и рассказ от его имени, передача черт характера с помощью мимики и жестов.
Рассказ по картинкам
Рассказывание по картинке учит детей фантазировать и развивает логику
Составление текстов сказочного типа
Девиз тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно давать только положительную оценку: "интересно", "необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец"и т.д.
Также используется метод проб и ошибок, метод Робинзона, системный оператор, тризовские игры и другие методы. Таким образом, в результате свободной деятельности, занятий с применением элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается мышление, воображение, фантазия детей, дошкольники проявляют творчество, нестандартность мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческого воображения в совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста».
В опыте работы, по степени новизны и комбинации элементов известных методик, используя рекомендации по развитию...
Воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста в совместной изобразительной деятельности.
Доброжелательные взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста будут успешно формироваться при условии если:•Разработана система занятий, вовлекающая детей в совместную деятельность, побу...
План-конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ технологии Тема: «Важные дела»
Задачи:1. Формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.2. Расширять знания детей о необходимости и важности разных профессий.3....
План-конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ технологии Тема: «Важные дела»
Задачи:1. Формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.2. Расширять знания детей о необходимости и важности разных профессий.3....
Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Сказочное путешествие» (с использованием элементов технологии ТРИЗ)
Цель:расширять представления детей об окружающем мире.Задачи: продолжать обогащать знания детей о различных видах транспорта;развивать у детей память, логическое мышление, внимание, творческое воображ...
«Свойства бумаги» Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий, мнемотехники и ИКТ
Познавательное развитие предполагает:Hазвитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;формирование познавательных действий,Cтановление сознания; развитие воображения и творческой ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий в старшей группе на тему: Зимние виды сорта.
Программное содержание:Познавательные задачи: Формировать у дошкольников начальные представления об олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры.Создать у детей представле...