ТЕМА ПРОЕКТА: «Любимые сказки в развивающих играх»
проект по теме
Сказки и развивающие игры
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
default_5.docx | 32.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
АВТОРЫ: Дерунова Елена Александровна
Аббасова Яна Борисовна
Воспитатели ГБДОУ №16 Московского района Санкт-Петербурга
ТЕМА ПРОЕКТА: «Любимые сказки в развивающих играх»
Сказки и развивающие игры
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения…»
К.Д.Ушинский
ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Учимся, играя»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
по доминирующему методу – творческий, игровой, развивающий;
по характеру участия – ребенок-участник;
по продолжительности – долгосрочный;
по предметному обучению – развивающий, речевой; познавательный, конструктивный, логический;
по характеру охвата – фронтальный;
по характеру контактов – контакт между педагогами детского сада и родителями.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Учимся играя».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Воспитание современного ребенка и его познавательных и творческих способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности – умные, успешные, самостоятельные, самодостаточные, стремящиеся к успеху, развитию.
Работа воспитателей построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, направленного на всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств. Игровая деятельность – ведущая в дошкольном детстве. Важнейший дидактический принцип – развивающее обучение и правильно организованной обучение «ведёт» за собой развитие. «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» - В.Давыдов. Развитие выступает
- 2 -
как важнейший результат успешности воспитания и образования детей в детстве.
СКАЗКИ. Почему именно они?
Сказки – это первые представления малыша об окружающем мире, о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. При рассматривании иллюстраций, сказки дают возможность развивать у ребенка образное мышление и восприятие, формируются графические образы. Он учится различать предметы по форме, величине, цвету; сравнивать персонажей по различным качествам; ориентироваться в пространстве и на плоскости; проживать сюжет истории; понимать сезонные изменения в природе. В общении со взрослыми идёт дальнейшее развитие ребенка. Чем раньше он научится читать, считать, размышлять, сравнивать, четко и логично мыслить, тем проще ему будет учиться в школе.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА. Почему именно они актуальны в детском развитии?
- Широкий возрастной диапазон участников игр – в них можно играть даже в школе;
- многофункциональность – позволяют решать большое количество образовательных задач;
- вариативность игровых задач и упражнений;
- творческий потенциал каждой игры – они интересны в течении длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Эффективное развитие психических процессов внимания, воображения, памяти, мышления, речи и раннее развитие детей – развитие интеллектуальных способностей детей происходит в играх.
ОРИГАМИ. Почему именно такое занятие детей?
Оригами - «сложенная бумага». В процессе складывания фигур дети знакомятся с различными геометрическими фигурами; учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; делить целое на части; узнавать вертикаль, горизонталь и диагональ, углы прямые и острые – а это уже геометрические знания. Работа по оригами благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти, развитие речи, конструктивных способностей, развитие мелкой моторики рук, - является частью познавательного развития.
- 3 -
- показать знания детей, полученные в различных видах деятельности в детском саду: игровой, умственной, коммуникативной, художественно-творческой, театрализованной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной;
- вовлекать детей в совместные виды деятельности, вырабатывать учебные навыки: выполнять игровые действия по заданию воспитателя, отвечать на вопросы воспитателя;
- развитие умений сравнивать, классифицировать, обобщать, называть геометрические фигуры по форме, величине, цвету;
- составлять различные предметы из нескольких частей по схеме, предложенной воспитателем и придуманной самими детьми;
- развитие мелкой моторики, выполнение точных движений пальцами ведущей руки;
- развитие связной речи, творческих и познавательных способностей, самостоятельности, логического мышления, памяти, внимания;
- воспитывать умение подражать героям сказок, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета, согласовывать свои действия с остальными детьми при проведении театрализованных игр, игр-драматизаций.
ПРИНЦИПЫ:
- принцип деятельности (ребенок находится в процессе открытия новых знаний);
- принцип креативности (педагог поощряет активность детей);
- принцип непрерывности (процесс продолжается во время вечерних занятий с воспитателем);
- принцип последовательности, доступности, систематичности.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ:
- информативно-рецептивный метод: рассматривание, наблюдения, использование ТСО и дидактических пособий, демонстрация наглядных средств, образец и показ воспитателя;
- словесный: беседы, рассказ, объяснения и инструкция воспитателя, работа с книгой, развитие наглядно-образного мышления;
- репродуктивный: повторение способов действия, направлен на закрепление знаний и навыков детей, упражнений, чтобы навыки
- 4 -
доходили до автоматизма (выполнение формообразующих движений рукой), способ алгоритмизации;
- эвристический: направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте занятий, воспитатель предлагает ребенку самостоятельно выполнить задание;
- исследовательский: направлен на развитие у детей самостоятельности, фантазии и творчества, когда ребенок самостоятельно выполняет всю работу;
- практический: связан с применением знаний в практической деятельности, опыты, экспериментирование, лабораторные занятия;
- игровые: дидактические и развивающие игры, игры-драматизации, подвижные игры; эпизодические игровые приемы: загадки, упражнения-имитации, игровые действия.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ:
Знакомство дошкольников с народной сказкой, разнообразие развивающих и дидактических игр на её основе, конструктивная и изобразительная деятельность, последующая инсценировка сказочного сюжета, способствует получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей маленького рассказчика, художника, артиста и ученика.
Отсроченный результат: успешность воспитанников ДОУ в дальнейшем обучении в начальной школе.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Непосредственно образовательная деятельность воспитателя с детьми.
Самостоятельная деятельность детей в групповых уголках развития.
Индивидуальные занятия с детьми, не усвоившими материал или отсутствующими на занятиях.
Выполнение заданий в вечернее время.
Игротека для домашних занятий детей с родителями.
Проведение консультаций для родителей, заинтересованных в успешном воспитании, развитии и обучении их детей.
Посещение родителями открытых мероприятий.
- 5 -
ПРОДУКТ ПРОЕКТА:
Конкурс поделок работ вместе с родителями «Моя любимая сказка».
Изготовление альбома с придуманными детьми сказками, нарисованными с применением развивающих игр.
Игры-драматизации русских народных сказок.
Индивидуальные и коллективные работы по разным видам деятельности детей.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Игровая деятельность – сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, дидактические и развивающие игры.
Нравственное воспитание – беседы о сказках, героях – хороших и плохих, сравнение героев похожих сказок, о добре и зле, помощи и дружбе, взаимопомощи и взаимопонимания.
Чтение художественной литературы – чтение народных сказок, пословицы, поговорки и загадки, заучивание стихов о героях сказок.
Умственное воспитание – развитие речи и формирование элементарных математических представлений, развивающие и дидактические игры, конструктивная деятельность.
Художественно-эстетическое воспитание – все виды работ по изобразительному творчеству, знакомство с различными видами искусства, картинами известных художников.
Досуг – конкурсы рисунков, поделок, музыкальные игры, игры-драматизации.
Совместная деятельность детей и родителей – конкурсы поделок, задания для домашнего выполнения, игротека дома.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Подготовительный этап:
-планирование проекта, изучение∙ методической литературы;
- подбор художественной литературы, сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок;
- подбор подвижных , дидактических и развивающих, сюжетно-ролевых игр;
- изготовление и подбор карточек, пооперационных карт, мнемотаблиц, иллюстративно-демонстрационного материала; - знакомство с текстами сказок, показ настольного театра, театра
- 6 -
би-ба-бо, театра на фланелеграфе; просмотр фильмов, мультфильмов по мотивам знакомых сказок;
- рассматривание иллюстраций книг-сказок разных художников;
- информация для родителей «Учимся вместе с нами», «Учимся, играя», «Развивающие игры», «Расскажи сказку».
2. Деятельный этап:
- речевое развитие: словесные игры, беседы, разговоры, чтение художественной литературы, стихов;
- различные игры: пальчиковые, дидактические, развивающие, настольно-печатные, строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазии, игры-экспериментирования;
- рассматривание иллюстративного материала: книги, рисунки, иллюстрации, мнемотаблицы, схемы собирания игр;
- художественно-творческая деятельность: все виды работ по изодеятельности, конструированию, ручному труду;
- физическое развитие: проведение подвижных игр, физкультминуток, эстафет, психогимнастика, ритмопластика;
- музыкальное развитие: прослушивание музыкальных произведений, разучивание песен, танцев, музыкальных игр, досуг, развлечения;
3. Заключительный этап:
- игры-инсценировки;
- оформление альбома «Моя любимая сказка», сказки, придуманные детьми, в ходе проведения проекта;
- конкурс совместных поделок с родителями.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ:
• Внесение сюжетно-ролевых игр и театрализованных игр, различных видов театров – настольный, би-ба-бо, на фланелеграфе, теневой, пальчиковый, шапочки и костюмы персонажей;
• Подготовить развивающую среду: материалы для интеллектуального и творческого развития, для изобразительной деятельности, для ручного труда, конструирования;
• Внесение развивающих и дидактических игр;
• Подготовить иллюстративный и демонстрационный материал.
- 7 -
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Развивающие игры В. Воскобовича:
- Эталоны цвета (Лепестки); Эталоны формы (Фонарики); Теремки;
Чудо-Крестики 1; Чудо-Крестики 2; Чудо-Крестики 3; Чудо-Цветик; Чудо - Соты; Логоформочки – 3; Логоформочки – 5; Кораблик Плюх-Плюх; Кораблик Брызг-Брызг; Двухцветный Квадрат; Четырехцветный Квадрат; Прозрачный Квадрат; Геоконт; Математические корзинки – 5; Математические корзинки – 10; Конструктор букв; Конструктор цифр; Копилка цифр; Шнур-затейник; Квадрат домино; Цифра домино; Счетовозик; Читайка на шариках– 1- 2; Игровизор.
Развивающие игры Никитиных:
- Сложи узор; Сложи квадрат; Уникуб; Внимание; Внимание – Угадайка; Точечки.
- Радужное лукошко; Геометрический паровозик.
- мировые головоломки: Танграм , Колумбово яйцо и другие.
Литература:
- «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича;
- Беседы по картинкам под редакцией Л.Фесюковой: « Уроки Ушинского», «Воспитываем сказкой»;
- Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми О.Новиковской;
- «Учимся по сказке» - Пых, Колосок, Как коза избушку строила, Заячья избушка. Автор Н.Гурьева;
- «Развивающие игры в ДОУ» - автор Т.М.Бондаренко;
- «Учимся рисовать - зверят, экзотических животных. С.Стропалёва;
- «100 оригами» - Г.Долженко
- «Оригами для самых маленьких» - С.Соколова;
- «366 моделей оригами» - Т.Сержантова;
- Шаблоны и тетради для рисования – И.Панасюк;
- Мастерилка и другие пособия.
- 8 -
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
КОММУНИКАЦИЯ
• Развитие всех компонентов речи: устной, связной, диалогической, звуковой культуры:
- словесные игры – Закончи фразу; Подбери рифму; Что сначала, что потом; Скажи наоборот; Какой, какая, какие; Назови ласково; На что похоже; Продолжи предложение; Волшебный барабанчик; Развитие
внимания; Есть и нет; Тонет – не тонет; Из чего сделано; Цепочки слов; Узнай по голосу;
- расскажи сказку по сюжетным картинкам, по мнемотаблицам, по опорному плану, по вопросам воспитателя;
- развитие слухового внимания, фонематического слуха;
- наличие звука и его положение в слове, 1 и последний звук в слове;
- знакомство с буквами и звуками, восприятие ритмической основы слова, умение делить слова на слоги, сравнивать разные слова по количеству слогов;
- согласование слов в предложении, образование родственныз слов.
• Беседы о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, взаимовыручке;
- чтение сказок, заучивание стихов о животных: зайце, лисе, волке, медведе; разгадывание загадок о героях сказок, о животных;
- составление рассказов: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой»;
- сравнение героев и сюжетов разных сказок:
Теремок – Рукавичка - Под грибом – Зимовье зверей;
- сравнение героев сказок:
Лисы в сказках: Теремок, Колобок, Петух и Лиса, Заячья избушка, Лисичка-сестричка и Серый волк, Лиса и заяц, Снегурушка и Лиса.
Зайца в сказках: Теремок, Заяц-хвастун, Заяц и Ёж, Чудесные истории про зайца по имени Лек, Братец Кролик и братец Лис, Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.
Медведя в сказках: Три медведя, Маша и Медведь, Теремок, Колобок, Заячья избушка, Рукавичка, мультфильм «Маша и Медведь».
- 9 -
Золушка – Хаврошечка – Дюймовочка – Красная Шапочка – Машенька – сестрица Алёнушка.
• Речевые логические задачи и проблемные ситуации:
- анализ загадок – сказочные загадки «Черный ящик»;
- подбор пословиц и поговорок;
- «Завиральные истории»;
- «Винегрет из сказок»;
- «Волшебный сундучок» - добрые герои;
- напишем письмо заболевшему Мишке;
- «Бюро находок» - туфелька, колосок, сапоги-скороходы, горшочек каши, туесок;
- сказочные герои и их профессии;
- новый сериал про Колобка; кафе Козы «У мамы»; Красная Шапочка едет на велосипеде; Козлята пошли гулять в парк;
- расскажи сказку другу без слов – пантомима.
• Детское словотворчество.
•Пальчиковая, динамическая, артикуляционная, мимическая гимнастика, психогимнастика.
• Настольно-печатные игры на развитие речи.
ПОЗНАНИЕ
• Беседы и игры по ФЭМП: Кто за кем; Посчитаем; Что произойдет, если….; Где спряталась фигура; Узнай по контуру; Сказочная математика; Собери из частей целое; Из каких фигурок состоит; На что похоже; Найди лишний; Чьи следы; Чем отличаются; Запомни-повтори; Продолжи ряд; Будь внимателен; Исправь ошибку; Дорисуй; Сделай одинаковым.
• Использование дидактических и развивающих игр по математике:
- блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, игр Никитина и Воскобовича, мировых головоломок – Собери рисунок по образцу; Придумай свой рисунок героя; Придумай сказку про своего любимого героя и зарисуй;
- 10 -
- использование рабочих тетрадей по математике, развивающие задания, логические задачи, лабиринты, ребусы, логические таблицы, логическое лото и домино, развитие познавательных и творческих способностей по системе А.Зака;
- пересчет и сравнение героев и предметов сказок, порядковый и количественный счёт; конструирование из счётных палочек, перерисовывание полученных изображений по клеточкам;
- ориентирование в пространстве и на листе бумаги; различение геометрических фигур, сравнение их между собой по форме, цвету, величине;
- демонстрационный материал математического содержания;
- сказки с использованием счета – Три поросенка, Три медведя.
• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: предметное и социальное окружение, ознакомление с природой – представление о растениях, животных, насекомых, сезонных изменениях погоды, временах года.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ
• Создание индивидуальных и коллективных рисунков, работ,поделок, предметных и сюжетных композиций на темы сказок: герои, сюжет, окружающая среда.
- разные материалы и способы изображения:
*гуашь, акварель, простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые и жировые мелки, гелевые ручки
* способы: традиционное рисование, по мокрому фону, набрызгом, тычком, примакиванием, ватными палочками, штампованием, отпечатками, ладошками, создание композиций по трафарету с дальнейшим раскрашиванием;
- лепка из пластилина, глины, соленого теста; пластилинография, барельеф; формирование умения передавать в своей работе: характерные движения человека или животных, характерные особенности фигуры, пропорции тела;
- аппликация из бумаги, обрывная, из чая и цветных ниток, манки, яичной скорлупы, крашеной крупы;
- ручной труд и конструирование из бумаги – оригами, бумагопластика: «Сказочный дизайн», «Сказочный сюрприз»,
- 11 -
«Добрые колечки», «Раскрась меня (кукла без лица)», «Домик для трех медведей», «Садик для Дюймовочки», «Птицы из известных сказок».
• Музыкальное развитие: слушание музыки, разучивание песен и танцев, хороводные игры, шумовой оркестр, музыкальные игры с пением, характерные танцы, музыкально-дидактические игры , этюды-драматизации.
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
БЕЗОПАСНОСТЬ
• Бережём свое здоровье, представление о ЗОЖ, профессии помогающие быть нам здоровыми;
• Безопасный отдых на природе, правила поведения на отдыхе, расширение представлений о различных явлениях природы;
• Безопасность собственной жизнедеятельности:
- осторожность при нахождении дома; меры предосторожности по преодолению опасности; поведение при пожаре; умение обращаться за помощью к взрослым; правила безопасного поведения во время игр в разное время года.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
• Развитие игровой деятельности:
- сюжетно-ролевые и театрализованные игры;
- подвижные игры, народные игры;
- дидактические игры, сенсорные способности.
• Правила этикета, общепринятые нормы поведения и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
• Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, формирование патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
• Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; представление о труде взрослых , его роли в обществе и жизни каждого человека.
- 12 -
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ
• Игры разной подвижности;
• Утренняя гимнастика, физкультминутки;
• Игры на развитие физических качеств;
• Спортивные игры;
• Игры на формирование ЗОЖ;
• Игры на развитие КГН (алгоритмы при одевании, умывании, соблюдение гигиены);
• Игры валеологического содержания ( глазная и ушная гимнастика, дыхательные упражнения, самомассаж для улучшения иммунитета).
ВЫВОД И РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
В результате использования в детском саду большого количества развивающих и дидактических игр у детей повышается интерес к сложному процессу обучения, они учатся думать в ходе игры. Применение развивающих игр позволяет построить образовательную деятельность в наилучшем для детей варианте – в игровой деятельности. Дети не спрашивают, чем им заняться. Они играют и развиваются и растут одновременно.
Игра – это лучшая подготовка ребенка к будущей жизни, т.к. «Источники всего хорошего лежат в игре, и исходят из неё».
Прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, в подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребенка к обучению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Любимые сказки в развивающих играх"
Паспорт-проекта, среднесрочный, в младшей группе.Цель проекта: Развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; формирование элементарных математических представлений у детей....
ПРОЕКТ «ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ В РАЗВИВАЮЩИХ ИГРАХ»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создать благоприятные условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Учимся, играя»...
Нравственное воспитание дошкольников через использование народной сказки в развивающих играх
Обзор воспитательного знаяения сказки в работе с дошкольниками...
Проект "Любимые сказки в развивающих играх"
Актуальность, цели и задачи проекта, принципы, методы и формы работы сдетьми, педагогический прогноз, технология реализации проекта,виды детской деятельности, этапы реализации проекта, материалы и обо...
Тема проекта:"Любимая моя мамочка "
Тема проекта:"Любимая моя мамочка "Проблемное поле проекта:В настоящее время семья переживает не лучшее время. Поэтому необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, ма...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через использование сказки в развивающих играх В.В. Воскобовича
Одной из важнейших ступеней развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родины.Традици...
Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности по работе с детьми с ЗПР "В гостях у сказки" ( по развивающим играм Воскобовича )
Сегодня для всестороннего развития детей с самого раннего возраста многие педагоги дошкольных организаций широко использует методику Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Дети, которые занимаются по...