Нравственное воспитание дошкольников через использование народной сказки в развивающих играх
статья (старшая группа) на тему

Макушкина Светлана Вячеславовна

Обзор воспитательного знаяения сказки в работе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon воспитание сказкой42 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание дошкольников через использование народной сказки в развивающих играх

           

В “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» указывается, что «одна из важнейших ступеней развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родины».

Духовно-нравственное развитие и воспитание должно осуществляться через  основные виды деятельности дошкольников. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей, что создает смысловую основу развития личности.

Традиционным и проверенным временем средством нравственного воспитания дошкольников является русская народная сказка.

Евгений Николаевич Трубецкой отмечал роль сказки такими словами: «Представляется несомненным — сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание «иного царства» представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание к высшим добродетелям».  

     Трудно переоценить роль сказки в воспитании подрастающего поколения. "Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического, она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие "правды от кривды." -  писал Иван Александрович Ильин.              

Именно использование сказки в развивающих играх стало основным содержанием серии занятий «Умные игры в добрых сказках» в нашем детском саду.  Серия занятий является авторской инновационной технологией с применением мультимедийных средств и интерактивной доски. Данные занятия нацелены в основном на интеллектуальное развитие дошкольников, но попутно  и достаточно успешно решаются задачи развития ребёнка  из разных взаимосвязанных образовательных областей, предусмотренных в ФГОС дошкольного образования: социальнокоммуникативное, познавательное, речевое и  художественноэстетическое развитие.

В ходе реализации  освоения системы развивающих занятий  «Умные игры в добрых сказках» дети 4-7 лет знакомятся с развивающими играми на основе народных сказок и былин. Работа с художественным словом предполагает ответную реакцию от детей в виде рисунка, лепки, аппликации по окончании сказки. Но ребёнок хочет «прожить» сказку от начала и до конца, проникаясь каждым ее эпизодом. Развивающие игры представляют наилучшие возможности в этом плане:

из «Чудо-Крестиков вырастает город «Град на острове стоит», затем эти же детали превращаются в «богатырей» и «Царевну-лебедь». Игры «взаимодействуют» между собой и представляют широкий спектр возможностей.

Герои волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелейОтождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа. 

Прямая связь между поступком и его следствием характерна для народной сказки, делает ее мораль близкой и понятной ребенку - дошкольнику. Ему еще трудно оперировать отвлеченными понятиями и гораздо легче воспринять идею хорошего и плохого, добра и зла на фактах, на конкретных примерах.

"Сказка - это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова - его эмоциональные краски и оттенки - доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум - ума" отмечал Василий Александрович Сухомлинский.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания детей в работе по программе «Умные игры в добрых сказках» является социально-педагогическая поддержка, ознакомление дошкольников с культурными традициями, бытом своей страны посредством народного творчества.

Поставленная цель реализуется через следующие задачи:

  •  формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
  •  воспитание нравственных качеств личности ребёнка;
  •  освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
  •  приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям;
  • приобретение детьми базисных знаний о духовности и нравственности через сказки, сказы, былины;
  • формирование у детей интереса к духовным и нравственным проблемам, воспитание личностного отношения к фольклорным произведениям.  

Рассказывая и познавая сказку или былину, помогая герою с помощью развивающих игр, дети почерпнут первые представления о нравственных качествах: справедливости, чести, достоинстве, преданности и т.д. Сказка настроит ребёнка на сопереживание, сочувствие, сострадание, ребёнок мысленно содействует героям произведения, эмоционально переживает новые для него чувства.

Основной смысл наших занятий не только ознакомить с содержанием сказки, но и  формировать у  детей личностное отношение к категориям духовности и нравственности на доступном их возрасту уровне, помочь реализовать свои знания в оценочных суждениях, выражающих отношение к семейным и духовным ценностям. Например, в «Былине про Илью Муромца», калики перехожие напоили Илюшу водой, стал он сильным и отправился он на поле помогать отцу с матерью. А затем испросил Илья благословения у родителей идти защищать землю Русскую. Любопытен момент, что детей очень заинтересовало благословение. А зачем это? А как это? И проник в душу тот факт, что на любое дело, даже на святое, надо отправляться с благословения своих родителей. Что это как не восстановление связи с родовой и семейной памятью?

Близка детям и тема сострадания и сопереживания: они радуются, что взял Кокованя вместе с Даренкой еще и Муренку и делают вывод, что за добро отплатят тебе добром. «А вот если бы не взял Муренку, то и Серебряное копытце не увидел» - делают вывод дети. Понимают и принимают близко к сердцу дошкольники и тему творчества. В «Каменном цветке» по сказкам Бажова,  их поражает, что Данилу не удовлетворяет работа, которую он сделал, пусть она даже всем нравится. Он хочет сделать так, чтобы его самого удовлетворяло качество и степень его мастерства. Эта тема поиска творческого пути вызвала даже спор у детей: « А смог бы я разбить цветок?». Интересно, что впоследствии, дети, самостоятельно выкладывая из кубиков узоры, прислушивались к себе – а мне нравится? доволен ли я продуктом своего творчества?

Например, дети часто задают вопросы:  

Что такое «тоска по родимому краю? («Аленький цветочек» Аксакова);

Что значит «Испросить благословения» («Илья-Муромец»)

Как понимать «Почитай старших» («Добрыня Никитич»)

Что значат понятия «добрый молодец», «красна девица», «пир горой», «светелка» и пр.

В процессе рассматривания книг, дети также имеют возможность познакомиться с прекрасными работами художников-иллюстраторов детских сказок: Билибина Ивана Яковлевича, Рачева Евгения Михайловича. Знакомясь с былинами, дети рассматривают иллюстрации замечательных картин художников М.Врубеля, В. Васнецова, чьи работы, несомненно, являются золотым фондом нашей культуры, могут увидеть иллюстрации сделанные руками мастров народного творчества.

      Поиск педагогами новых технологий нравственного воспитания может послужить новым импульсом  на пути к эффективному решению актуальной задачи воспитания подрастающего поколения.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей через тувинские народные подвижные и малоподвижные игры

«Духовно-нравственное воспитание  детей  через  тувинские  народные подвижные и  малоподвижные игры»Вид проекта:исследовательско-поисковыйСрок:   долгосро...

«Духовно – нравственное воспитание дошкольника через русскую народную культуру»

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника нужно развивать у детей через понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему....

Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции"

Цель: формирование чувства единства, дружбы, равенства у младших дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции....

Взаимодействие с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры.

В статье описывается просветительская  работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры. Проблема духовно-нравственного воспитания детей актуа...

Опыт работы на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через использование метода проектов». 2022г.

 В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро&r...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через использование сказки в развивающих играх В.В. Воскобовича

Одной из важнейших ступеней развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родины.Традици...

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей через русскую народную сказку.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения....