Духовно-нравственное воспитание дошкольников через использование сказки в развивающих играх В.В. Воскобовича
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Одной из важнейших ступеней развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родины.
Традиционным и проверенным временем средством нравственного воспитания дошкольников является сказка. Трудно переоценить роль сказки в воспитании подрастающего поколения. Она дает ребенку первое чувство героического, она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие "правды от кривды. Прямая связь между поступком и его следствием характерна для народной сказки, делает ее мораль близкой и понятной ребенку - дошкольнику.
Рассказывая и познавая сказку, помогая герою с помощью развивающих игр, дети почерпнут первые представления о нравственных качествах: справедливости, чести, достоинстве, преданности и т.д. Сказка настроит ребёнка на сопереживание, сочувствие, сострадание, ребёнок мысленно содействует героям произведения, эмоционально переживает новые для него чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников
через использование сказки в развивающих играх В.В. Воскобовича»
В “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» указывается, что «одна из важнейших ступеней развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родины».
Духовно-нравственное развитие и воспитание должно осуществляться через основные виды деятельности дошкольников. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей, что создает смысловую основу развития личности.
Традиционным и проверенным временем средством нравственного воспитания дошкольников является сказка.
Евгений Николаевич Трубецкой отмечал роль сказки такими словами: «Представляется несомненным — сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание «иного царства» представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание к высшим добродетелям».
Трудно переоценить роль сказки в воспитании подрастающего поколения. "Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического, она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие "правды от кривды" - писал Иван Александрович Ильин.
Именно использование сказки в развивающих играх стало основным содержанием коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ. Данные занятия нацелены в основном на интеллектуальное развитие дошкольников, но попутно и достаточно успешно решаются задачи развития ребёнка из разных взаимосвязанных образовательных областей, предусмотренных в ФГОС дошкольного образования: социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.
В ходе реализации занятий дети 4-7 лет знакомятся с развивающими играми на основе народных сказок. Работа с художественным словом предполагает ответную реакцию от детей в виде рисунка, лепки, аппликации по окончании сказки. Но ребёнок хочет «прожить» сказку от начала и до конца, проникаясь каждым ее эпизодом. Развивающие игры представляют наилучшие возможности в этом плане: из «Чудо-Крестиков вырастает город «Град на острове стоит», затем эти же детали превращаются в «богатырей» и «Царевну-лебедь». Игры «взаимодействуют» между собой и представляют широкий спектр возможностей.
Герои волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа.
Прямая связь между поступком и его следствием характерна для народной сказки, делает ее мораль близкой и понятной ребенку - дошкольнику. Ему еще трудно оперировать отвлеченными понятиями и гораздо легче воспринять идею хорошего и плохого, добра и зла на фактах, на конкретных примерах.
"Сказка - это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова - его эмоциональные краски и оттенки - доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум - ума" - отмечал Василий Александрович Сухомлинский.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания детей в работе педагога-психолога является социально-педагогическая поддержка, ознакомление дошкольников с культурными традициями, бытом своей страны посредством народного творчества.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
- формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитание нравственных качеств личности ребёнка;
- освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям;
- приобретение детьми базисных знаний о духовности и нравственности через сказки;
- формирование у детей интереса к духовным и нравственным проблемам, воспитание личностного отношения к фольклорным произведениям.
Рассказывая и познавая сказку, помогая герою с помощью развивающих игр, дети почерпнут первые представления о нравственных качествах: справедливости, чести, достоинстве, преданности и т.д. Сказка настроит ребёнка на сопереживание, сочувствие, сострадание, ребёнок мысленно содействует героям произведения, эмоционально переживает новые для него чувства.
Основной смысл коррекционно-развивающих занятий не только ознакомить с содержанием сказки, но и формировать у детей личностное отношение к категориям духовности и нравственности на доступном их возрасту уровне, помочь реализовать свои знания в оценочных суждениях, выражающих отношение к семейным и духовным ценностям.
Близка детям и тема сострадания и сопереживания: они радуются, что взял Кокованя вместе с Даренкой еще и Муренку и делают вывод, что за добро отплатят тебе добром. «А вот если бы не взял Муренку, то и Серебряное копытце не увидел» - делают вывод дети.
В процессе рассматривания книг, дети также имеют возможность познакомиться с прекрасными работами художников-иллюстраторов детских сказок: Билибина Ивана Яковлевича, Рачева Евгения Михайловича и др.
Поиск педагогами новых технологий нравственного воспитания может послужить новым импульсом на пути к эффективному решению актуальной задачи воспитания подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная игровая деятельность для детей младшего дошкольного возраста с развивающими играми В.В.Воскобовича «Путешествие в сказку».
Программное содержание: Развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти, речи, творческих способностей и самостоятельности; умений различать и называть цвет, форму....
Конспект комплексного занятия по математике и лепке «Спасаем колобка» с использованием развивающей игры В.В.Воскобовича средняя группа
Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение«Детский сад № 88 «Радуга» комбинированного вида Конспект комплексного занятия по математике и лепке«Спасаем колобка»с использова...
Нравственное воспитание дошкольников через использование народной сказки в развивающих играх
Обзор воспитательного знаяения сказки в работе с дошкольниками...
Мастер-класс "Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" в условиях ДОУ"
Материал познакомит педагогов дошкольных образовательных учреждений с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и раскроет возможности ее применением в разных формах работы в детском саду....
Мастер-класс на тему: "Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" в работе с дошкольниками"
В рамках мастер-класса "Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры» в работе с дошкол...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы «Мишка потерялся» с использованием развивающей игры В. В. Воскобовича «Квадрат Воскобовича. …»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы «Мишка потерялся» с использованием развивающей игры В. В. Воскобовича «Квадрат Воскобовича. &helli...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми младшей группы «Мишка потерялся» с использованием развивающей игры В. В. Воскобовича «Квадрат Воскобовича».
Задачи:1. Развитие познавательного интереса к окружающему миру, логического мышления, приёмов сравнения, анализа и синтеза,2. Сформировать у детей представления об особенностях жизни диких ж...