Проект "Любимые сказки в развивающих играх"
проект по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дерунова Елена Александровна

Актуальность, цели и задачи проекта, принципы, методы и формы работы сдетьми, педагогический прогноз, технология реализации проекта,виды детской деятельности, этапы реализации проекта, материалы и оборудование, схема реализации проекта по образовательным областям, вывод и результат разработки проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ В РАЗВИВАЮЩИХ ИГРАХ» – «УЧИМСЯ, ИГРАЯ»

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения…» К.Д.Ушинский.

Паспорт проекта:

по доминирующему методу – творческий, игровой, развивающий;

по характеру участия – ребенок-участник;

по продолжительности – долгосрочный;

по предметному обучению – развивающий, речевой, познавательный, конструктивный, логический;

по характеру охвата – фронтальный;

по характеру контактов – контакт между педагогами детского сада и родителями.

Цель проекта - создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Учимся, играя».

Актуальность проекта:

Воспитание современного ребенка и его познавательных и творческих способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности – умные, успешные, самостоятельные, самодостаточные, стремящиеся к успеху, развитию.

Работа воспитателей построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, направленного на всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств. Игровая деятельность – ведущая в дошкольном детстве. Важнейший дидактический принцип – развивающее обучение и правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие.

«Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.Давыдов).

 Развитие выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей в детстве.

Сказки. Почему именно они?

 Сказки – это первые представления малыша об окружающем мире, о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. При рассматривании иллюстраций, сказки дают возможность развивать у ребенка образное мышление и восприятие, формируются графические образы. Он учится различать предметы по форме, величине, цвету; сравнивать персонажей по различным качествам; ориентироваться в пространстве и на плоскости; проживать сюжет истории; понимать сезонные изменения в природе. В общении со взрослыми идёт дальнейшее развитие ребенка. Чем раньше он научится читать, считать, размышлять, сравнивать, четко и логично мыслить, тем проще ему будет учиться в школе.

Развивающие игры Воскобовича. Почему именно они актуальны в детском развитии?

- Широкий возрастной диапазон участников игр – в них можно играть даже в школе;

- многофункциональность – позволяют решать большое количество образовательных задач;

- вариативность игровых задач и упражнений;

- творческий потенциал каждой игры – они интересны в течении длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Эффективное развитие психических процессов внимания, воображения, памяти, мышления, речи и раннее развитие детей – развитие интеллектуальных способностей детей происходит в играх.

Оригами. Почему именно такая деятельность детей?

Оригами - «сложенная бумага». В процессе складывания фигур дети знакомятся с различными геометрическими фигурами; учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; делить целое на части; узнавать вертикаль, горизонталь и диагональ, углы прямые и острые – а это уже геометрические знания. Работа по оригами благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти, развитие речи, конструктивных способностей, развитие мелкой моторики рук, - поэтому является частью познавательного развития.

Задачи проекта:

- показать знания детей, полученные в различных видах деятельности в детском саду: игровой, умственной, коммуникативной, художественно-творческой, театрализованной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной;

- вовлекать детей в совместные виды деятельности, вырабатывать учебные навыки: выполнять игровые действия по заданию воспитателя, отвечать на вопросы воспитателя;

- развитие умений сравнивать, классифицировать, обобщать, называть геометрические фигуры по форме, величине, цвету;

- составлять различные предметы из нескольких частей по схеме, предложенной воспитателем и придуманной самими детьми;

- развитие мелкой моторики, выполнение точных движений пальцами ведущей руки;

- развитие связной речи, творческих и познавательных способностей, самостоятельности, логического мышления, памяти, внимания;

- воспитывать умение подражать героям сказок, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета, согласовывать свои действия с остальными детьми при проведении театрализованных игр, игр-драматизаций.

Принципы:

- принцип деятельности (ребенок находится в процессе открытия новых знаний);

- принцип креативности (педагог поощряет активность детей);

- принцип непрерывности (процесс продолжается во время вечерних занятий с воспитателем);

- принцип последовательности, доступности, систематичности.

Методы и приёмы работы:

- информативно-рецептивный метод: рассматривание, наблюдения, использование ТСО и дидактических пособий, демонстрация наглядных средств, образец и показ воспитателя;

- словесный: беседы, рассказ, объяснения и инструкция воспитателя, работа с книгой, развитие наглядно-образного мышления;

- репродуктивный: повторение способов действия, направлен на закрепление знаний и навыков детей, упражнений, чтобы навыки доходили до автоматизма (выполнение формообразующих движений рукой), способ алгоритмизации;

- эвристический: направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте занятий, воспитатель предлагает ребенку самостоятельно выполнить задание;

- исследовательский: направлен на развитие у детей самостоятельности, фантазии и творчества, когда ребенок самостоятельно выполняет всю работу;

- практический: связан с применением знаний в практической деятельности, опыты, экспериментирование, лабораторные занятия;

- игровые: дидактические и развивающие игры, игры-драматизации, подвижные игры; эпизодические игровые приемы: загадки, упражнения-имитации, игровые действия.

Педагогический прогноз:

Знакомство дошкольников с народной сказкой, разнообразие развивающих и дидактических игр на её основе, конструктивная и изобразительная деятельность, последующая инсценировка сказочного сюжета, способствует получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей маленького рассказчика, художника, артиста и ученика.

Отсроченный результат: успешность воспитанников детского сада в дальнейшем обучении в начальной школе.

Технология реализации проекта:

Непосредственно образовательная деятельность воспитателя с детьми.

Самостоятельная деятельность детей в групповых уголках развития.

Индивидуальные занятия с детьми, не усвоившими материал или отсутствующими на занятиях.

Выполнение заданий в вечернее время.

Игротека для домашних занятий детей с родителями.

Проведение консультаций для родителей, заинтересованных в успешном воспитании, развитии и обучении их детей.

Посещение родителями открытых мероприятий.

Продукт проекта:

Конкурс поделок работ вместе с родителями «Моя любимая сказка».

Изготовление альбома с придуманными детьми сказками, нарисованными с применением развивающих игр.

Игры-драматизации русских народных сказок.

Индивидуальные и коллективные работы по разным видам деятельности детей.

Виды деятельности:

Игровая деятельность – сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, дидактические и развивающие игры.

Нравственное воспитание – беседы о сказках, героях – хороших и плохих, сравнение героев похожих сказок, о добре и зле, помощи и дружбе, взаимопомощи и взаимопонимания.

Чтение художественной литературы – чтение народных сказок, пословицы, поговорки и загадки, заучивание стихов о героях сказок.

Умственное воспитание – развитие речи и формирование элементарных математических представлений, развивающие и дидактические игры, конструктивная деятельность.

Художественно-эстетическое воспитание – все виды работ по изобразительному творчеству, знакомство с различными видами искусства, картинами известных художников.

Досуг – конкурсы рисунков, поделок, музыкальные игры, игры-драматизации.

Совместная деятельность детей и родителей – конкурсы поделок, задания для домашнего выполнения, игротека дома.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:

- планирование проекта, изучение методической литературы;

- подбор художественной литературы, сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок;

- подбор подвижных, дидактических и развивающих, сюжетно-ролевых игр;

- изготовление и подбор карточек, пооперационных карт, мнемотаблиц, иллюстративно-демонстрационного материала;

- знакомство с текстами сказок, показ настольного театра, театра би-ба-бо, театра на фланелеграфе; просмотр фильмов, мультфильмов по мотивам знакомых сказок;

- рассматривание иллюстраций книг-сказок разных художников;

- информация для родителей «Учимся вместе с нами», «Учимся, играя», «Развивающие игры», «Расскажи сказку».

2. Деятельный этап:

- речевое развитие: словесные игры, беседы, разговоры, чтение художественной литературы, стихов;

- различные игры: пальчиковые, дидактические, развивающие, настольно-печатные, строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазии, игры-экспериментирования;

- рассматривание иллюстративного материала: книги, рисунки, иллюстрации, мнемотаблицы, схемы собирания игр;

- художественно-творческая деятельность: все виды работ по изодеятельности, конструированию, ручному труду;

- физическое развитие: проведение подвижных игр, физкультминуток, эстафет, психогимнастика, ритмопластика;

- музыкальное развитие: прослушивание музыкальных произведений, разучивание песен, танцев, музыкальных игр, досуг, развлечения.

3. Заключительный этап:

- игры-инсценировки;

- оформление альбома «Моя любимая сказка», сказки, придуманные детьми, в ходе проведения проекта;

- конкурс совместных поделок с родителями.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей в группе:

• внесение сюжетно-ролевых и театрализованных игр, различных видов театров – настольный, би-ба-бо, на фланелеграфе, теневой, пальчиковый, шапочки и костюмы персонажей;

• подготовить развивающую среду: материалы для интеллектуального и творческого развития, для изобразительной деятельности, для ручного труда, конструирования;

• внесение развивающих и дидактических игр;

• подготовка иллюстративного и демонстрационного материала.

Материалы и оборудование:

- Развивающие игры В. Воскобовича: Эталоны цвета - Лепестки; Эталоны формы - Фонарики; Теремки; Чудо-Крестики-1; Чудо-Крестики-2; Чудо-Крестики-3; Чудо-Цветик; Чудо-Соты 1; Логоформочки 3; Логоформочки 5; Кораблик Плюх-Плюх; Кораблик Брызг-Брызг; Двухцветный Квадрат; Четырехцветный Квадрат; Прозрачный Квадрат; Геоконт; Математические корзинки 5; Математические корзинки 10; Конструктор букв; Конструктор цифр; Копилка цифр; Шнур-затейник; Квадрат домино; Цифра домино; Счетовозик; Читайка на шариках– 1- 2; Игровизор, все игры для Ларчика.

- Развивающие игры Никитиных: Сложи узор; Сложи квадрат; Уникуб; Внимание; Внимание – Угадайка; Точечки.

- блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера.

- Радужное лукошко; Геометрический паровозик.

- мировые головоломки: Танграм , Колумбово яйцо и другие.

Литература:

- «Сказочные лабиринты игры» - игровая технология интеллектуально-творческого развития детей В.В.Воскобовича;

- Беседы по картинкам под редакцией Л.Фесюковой: «Уроки Ушинского», «Воспитываем сказкой»;

- Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми О.Новиковской;

- «Учимся по сказке» - Пых, Колосок, Как коза избушку строила, Заячья избушка. автор Н.Гурьева;

- «Развивающие игры в ДОУ» - автор Т.М.Бондаренко;

- «Учимся рисовать - зверят, экзотических животных». С.Стропалёва;

- «100 оригами» - Г.Долженко;

- «Оригами для самых маленьких» - С.Соколова;

- «366 моделей оригами» - Т.Сержантова;

- Шаблоны и тетради для рисования – И.Панасюк;

- «Мастерилка» и другие пособия.

Схема реализации проекта через различные виды деятельности

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

• Развитие всех компонентов речи: устной, связной, диалогической, звуковой культуры:

- словесные игры – Закончи фразу; Подбери рифму; Что сначала, что потом; Скажи наоборот; Какой, какая, какие?; Назови ласково; На что похоже; Продолжи предложение; Волшебный барабанчик; Развитие внимания; Есть и нет; Тонет – не тонет; Из чего сделано; Цепочки слов; Узнай по голосу;

- расскажи сказку по сюжетным картинкам, по мнемотаблицам, по опорному плану, по вопросам воспитателя;

- развитие слухового внимания, фонематического слуха;

- наличие звука и его положение в слове, 1 и последний звук в слове;

- знакомство с буквами и звуками, восприятие ритмической основы слова, умение делить слова на слоги, сравнивать разные слова по количеству слогов;

- согласование слов в предложении, образование родственных слов.

• Беседы о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, взаимовыручке;

- чтение сказок, заучивание стихов о животных: зайце, лисе, волке, медведе; разгадывание загадок о героях сказок, о животных;

- составление рассказов: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой»;

- сравнение героев и сюжетов разных сказок:

 Теремок – Рукавичка - Под грибом – Зимовье зверей;

- сравнение героев сказок:

Лисы в сказках: Теремок; Колобок; Кот, Петух и Лиса; Заячья избушка; Лисичка-сестричка и Серый волк; Лиса и заяц; Снегурушка и Лиса;

Зайца в сказках: Теремок; Заяц-хваста; Заяц и Ёж; Чудесные истории про зайца по имени Лек; Братец Кролик и братец Лис; Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост;

Медведя в сказках: Три медведя; Маша и Медведь; Теремок; Колобок; Заячья избушка; Рукавичка; мультфильм «Маша и Медведь»;

Золушка – Хаврошечка – Дюймовочка – Красная Шапочка – Машенька – сестрица Алёнушка.

• Речевые логические задачи и проблемные ситуации:

- анализ загадок – сказочные загадки «Черный ящик»;

- подбор пословиц и поговорок;

- «Завиральные истории»;

- «Винегрет из сказок»;

- «Волшебный сундучок» - добрые герои;

- напишем письмо заболевшему Мишке;

- «Бюро находок» - туфелька, колосок, сапоги-скороходы, горшочек каши, туесок;

- сказочные герои и их профессии;

- новый сериал про Колобка; кафе Козы «У мамы»; Красная Шапочка едет на велосипеде; Козлята пошли гулять в парк;

- расскажи сказку другу без слов – пантомима.

• Детское словотворчество.

• Пальчиковая, динамическая, артикуляционная, мимическая гимнастика, психогимнастика.

• Настольно-печатные игры на развитие речи.

• Развитие игровой деятельности:

- сюжетно-ролевые и театрализованные игры;

- подвижные игры, народные игры;

- дидактические игры, сенсорные способности.

• Правила этикета, общепринятые нормы поведения и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

• Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, формирование патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

• Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; представление о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Познавательное развитие

Беседы и игры по ФЭМП: Кто за кем; Посчитаем; Что произойдет, если….; Где спряталась фигура; Узнай по контуру; Сказочная математика; Собери из частей целое; Из каких фигурок состоит; На что похоже; Найди лишний; Чьи следы; Чем отличаются; Запомни-повтори; Продолжи ряд; Будь внимателен; Исправь ошибку; Дорисуй; Сделай одинаковым.

• Использование дидактических и развивающих игр по математике:

- блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, игр Никитина и Воскобовича, мировых головоломок – Собери рисунок по образцу; Придумай свой рисунок героя; Придумай сказку про своего любимого героя и зарисуй;

- использование рабочих тетрадей по математике, развивающие задания, логические задачи, лабиринты, ребусы, логические таблицы, логическое лото и домино, развитие познавательных и творческих способностей по системе А.Зака;

- пересчет и сравнение героев и предметов сказок, порядковый и количественный счёт; конструирование из счётных палочек, перерисовывание полученных изображений по клеточкам;

- ориентирование в пространстве и на листе бумаги; различение геометрических фигур, сравнение их между собой по форме, цвету, величине;

- демонстрационный материал математического содержания;

- сказки с использованием счета – Три поросенка, Три медведя, Семь гномов Белоснежки, Сколько зверюшек поместилось в Теремке, Рукавичке, под грибом.

• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: предметное и социальное окружение, ознакомление с природой – представление о растениях, животных, насекомых, сезонных изменениях погоды, временах года.

Художественно-эстетическое развитие: рисование, лепка, аппликация

• Создание индивидуальных и коллективных рисунков, работ, поделок, предметных и сюжетных композиций на темы сказок: герои, сюжет, окружающая среда.

- разные материалы и способы изображения:

- гуашь, акварель, простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые и жировые мелки, гелевые ручки;

- способы: традиционное рисование, по мокрому фону, набрызгом, тычком, примакиванием, ватными палочками, штампованием, отпечатками, ладошками, создание композиций по трафарету с дальнейшим раскрашиванием;

- лепка из пластилина, глины, соленого теста; пластилинография, барельеф; формирование умения передавать в своей работе: характерных движений человека или животных, характерных особенностей фигуры, пропорции тела;

- аппликация из бумаги, обрывная, из чая и цветных ниток, манки, яичной скорлупы, крашеной крупы;

- ручной труд и конструирование из бумаги – оригами, бумагопластика: «Сказочный дизайн», «Сказочный сюрприз», «Добрые колечки», «Раскрась меня (кукла без лица)», «Домик для трех медведей», «Садик для Дюймовочки», «Птицы из известных сказок».

• Музыкальное развитие: слушание музыки, разучивание песен и танцев, хороводные игры, шумовой оркестр, музыкальные игры с пением, характерные танцы, музыкально-дидактические игры, этюды-драматизации.

Физическое развитие

• Игры разной подвижности;

• Утренняя гимнастика, физкультминутки;

• Игры на развитие физических качеств;

• Спортивные игры;

• Игры на формирование ЗОЖ;

• Игры на развитие КГН (алгоритмы при одевании, умывании, соблюдение гигиены);

• Игры валеологического содержания, глазная и ушная гимнастика, дыхательные упражнения, самомассаж для улучшения иммунитета.

Вывод и результат проекта

В результате использования в детском саду большого количества развивающих и дидактических игр у детей повышается интерес к сложному процессу обучения, они учатся думать в ходе игры. Применение развивающих игр позволяет построить образовательную деятельность в наилучшем для детей варианте – в игровой деятельности. Дети не спрашивают, чем им заняться. Они играют и развиваются и растут одновременно.

Игра – это лучшая подготовка ребенка к будущей жизни, т.к. «Источники всего хорошего лежат в игре, и исходят из неё».

Прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, в подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребенка к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Любимые сказки в развивающих играх"

Паспорт-проекта, среднесрочный, в младшей группе.Цель проекта: Развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; формирование элементарных математических представлений у детей....

ТЕМА ПРОЕКТА: «Любимые сказки в развивающих играх»

Сказки и развивающие игры«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения…»...

ПРОЕКТ «ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ В РАЗВИВАЮЩИХ ИГРАХ»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создать благоприятные условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Учимся, играя»...

Нравственное воспитание дошкольников через использование народной сказки в развивающих играх

Обзор воспитательного знаяения сказки в работе с дошкольниками...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через использование сказки в развивающих играх В.В. Воскобовича

Одной из важнейших ступеней развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родины.Традици...

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности по работе с детьми с ЗПР "В гостях у сказки" ( по развивающим играм Воскобовича )

Сегодня для всестороннего развития детей с самого раннего возраста многие педагоги дошкольных организаций широко использует методику Вячеслава  Вадимовича Воскобовича. Дети, которые занимаются по...

Развивающая игра "Рыбак и рыбка" для дошкольников по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Развивающая игра "Рыбак и рыбка" для дошкольников по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"Правила игры: играют два и более участников; если ответил неправильно – пере...