СОТРУДНИЧЕСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «МУЗЫКА» И «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
материал по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в интеграции образовательных областей «музыка» и «художественное творчество»
Д.К.Тимомеева
БДОУ «Детский сад № 9 г. Тары»
Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема воспитателей и специалистов ДОУ. Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.
Формой непосредственного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя является включение в «блоки педагогического процесса» (по Н.Я. Михайленко), а также распределение между собой обязанностей по воплощению этой программы. [4]
1. Блок специально организованной образовательной деятельности. Большинство музыкальных руководителей признаются: наиболее распространенными видами музыкальной деятельности являются пение, музыкально-ритмические движения и инсценировки, т.е. те виды, которые могут впоследствии быть представлены на праздничном утреннике. А такие крайне необходимые для музыкального воспитания виды, как слушание-восприятие музыкальных произведений, музыкально-образовательная деятельность, приобщение к игре на инструментах, к сожалению, не всегда есть в детских садах. Музыкальные руководители объясняют сложившуюся ситуацию тем, что музыкальным воспитанием занимаются только они, а значит, испытывают нехватку времени. При совместном планировании и распределении функций и зон деятельности педагогам необходимо уделять особое внимание ведущему виду музыкальной деятельности – слушанию-восприятию музыки.
2.Блок совместной деятельности педагогов с детьми. Работа в рамках этого блока исключает специально организованную образовательную деятельность. Вовлекает детей в музыкальную деятельность воспитатель или музыкальный руководитель, активность детей может стать результатом подключения педагогов к уже возникшей деятельности. Блок совместной деятельности педагогов с детьми включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности: слушание музыкального произведения с дальнейшей беседой о нем, музыкально-ритмические игры, приобщение к игре на музыкальных инструментах. Целесообразно строить совместную деятельность с «открытым окончанием», т.е. так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно. Например, начатая со взрослыми музыкальная игра может быть продолжена детьми, для чего необходимо создать предметную среду (музыкально-дидактические пособия, инструменты).
3. Блок свободной самостоятельной деятельности детей. Ребенок сам выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. В рамках этого блока развивается творческая активность детей в разных видах деятельности, в том числе в музыкальной. Задача воспитателя и музыкального руководителя – создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают в специально организованной образовательной деятельности и в свободной совместной деятельности с педагогами. Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально. В этом блоке музыкальный руководитель занимается в основном вопросами организации предметной среды. Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.
Сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя очень актуально в настоящее время, что объясняется введением Федеральных государственных требований к ООП ДО. Согласно ФГТ программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. [3]
По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. [2]
При реализации образовательной области «Художественное творчество» воспитателям при взаимодействии с семьей надо сформировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворить их потребность в самовыражении через развитие продуктивной и творческой деятельности. При реализации содержания образовательной области «Музыка» музыкальному руководителю совместно с воспитателем и семьями воспитанников надо развивать музыкальность детей, их способность эмоционально воспринимать музыку, содействовать развитию музыкально-художественной деятельности и приобщать детей к искусству. [3]
В процессе интеграции образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество» наиболее успешно формируются представления о себе, семье, обществе, о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, мире и природе. При изучении произведений о семье, родной стране, природе диагностируются проявления эмоциональной отзывчивости, понимание детьми того, что люди берегут, дорожат этими произведениями, потому что они обладают красотой, как и сам мир, который в них изображен.
Положительное воздействие на ребенка оказывает рисование под музыку. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают ребенка в свой волшебный мир. Он становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного» музыкой мозга. Педагог должен аккуратно относиться к выбору музыкального произведения, не навязывать громкие тембры звучания для того, чтобы не увести ребенка от создаваемых образов. [1]
Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны в совместной образовательной деятельности по музыке, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения в образовательной деятельности по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия. Все это возможно при успешности осуществления взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя. [4]
Литература:
- Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении. – М., 2000.
- Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция. // Дошкольное воспитание, № 7, 2010 г.
- Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 "Об утверждении введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
- http://mdouds160.ucoz.ru/load/konsultacija_dlja_vospitatelej_dou/1-1-0-17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доминантное занятие Интеграция образовательных областей " Музыка" и "художественное творчество"
ДОМИНАНТНОЕ ЗАНЯТИЕ. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать умение детей определять характер, ...
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"
Консультация....
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"
Консультация для воспитателей....
Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».
Основная идея использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы п...
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗЫКА» И « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» Тема«ВЕСЕННЕЕ СОЛНЫШКО» вторая младшая группа
Ведущий разказывает стихотворение про солнышко. Далее ведущий объясняет что ножки у солнышко это его лучики. Дети исполняют попевку "Солнышко". .Дети инсценируют песню есть у солнышка друзья. Де...
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗЫКА» И « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» Тема«ВЕСЕННЕЕ СОЛНЫШКО» вторая младшая группа
Ведущий разказывает стихотворение про солнышко. Далее ведущий объясняет что ножки у солнышко это его лучики. Дети исполняют попевку "Солнышко". .Дети инсценируют песню есть у солнышка друзья. Де...
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «МУЗЫКА» И «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
Известно, что музыка – это интегрированный предмет. Музыка, литература и изобразительное искусство тесно взаимосвязаны друг с другом. В результате работы по интеграции наблюдае...