Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».
статья по музыке по теме
Основная идея использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы по использованию презентаций в музыкальном развитии дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avg._konf._yanenko_i._s.doc | 61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образование Администрации г. Новочеркасска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37
Августовская конференция работников дошкольного образования
Презентация опыта работы по теме:
«Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».
Подготовила:
Яненко Ирина Степановна,
музыкальный руководитель.
г. Новочеркасск
2012 г.
(Слайд 2) На сегодняшний день невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно - коммуникационных технологий.
Использование ИКТ в образовании – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной педагогике. Актуальность проблемы возросла в связи с тем, что современные технологии передачи информации открывают совершенно новые возможности в области образования.
Процесс информатизации образования, происходящий в настоящее время, затронул не только школы, но и дошкольные образовательные учреждения.
В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" сказано:
-в требованиях к кадровому обеспечению «…педагогические работники должны обладать основными компетенциями во владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе »;
-в требованиях к техническим средствам обучения «…возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно- образовательном процессе».
Хочу обратить Ваше внимание на то, что в 2009г была обновлена должностная инструкция музыкального руководителя. И там сказано, что педагог должен владеть информационно-коммуникативными технологиями. При прохождении тестирования «На соответствие занимаемой должности» будут поставлены вопросы и по этой теме. Это одна из причин для педагога освоить инновационные-компьютерные технологии.
Но до сих пор отсутствуют методика использования ИКТ в образовательном процессе. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой, поэтому пришлось самостоятельно изучать возможности ИКТ и внедрять их в свою деятельность.
Учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, самый оптимальный вариант применения ИКТ - это использование в работе слайдовых презентаций.
(Слайд 3) Слайдовые презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя). Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.
(Слайд 4) Активное применение мультимедийных презентаций в сфере образования объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами использования. К ним относятся:
1. информационная емкость - основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием, возможность в одной мультимедийной презентации разместить достаточно большой объем графической, текстовой и звуковой информации;
2. компактность - в качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты, но независимо от формы и емкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения;
3. доступность - достоинства презентации в том, что ее просто сделать;
4. наглядность и эмоциональная привлекательность - мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подобрать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации, будут способствовать комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
5. мобильность - все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер;
6. многофункциональность - возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами.
Основная идея использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. Кроме того, в презентации соединяются знания из разных образовательных областей, дополняя друг друга - а это уже принцип интеграции.
(Слайд 5) Интеграция – объединение в единое целое. (С.Ожегов «Толковый словарь русского языка»). В Федеральных государственных требованиях, опубликованных в приказе Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 принцип интеграции выдвигается как один из основополагающих принципов.
В дошкольном образовании интеграция - состояние связанности, взаимопроникновения отдельных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Музыкальным руководителям позиции принципа интеграции понятны и знакомы, так как музыка может использоваться при интеграции всех образовательных областей.
(Слайд 6) Сейчас предлагаю рассмотреть требования к структуре интегрированных занятий:
• Четкость, компактность, сжатость учебного материала.
• Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала.
• Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.
• Систематичность и доступность изложения материала.
• Необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Обращаю внимание, что при составлении презентаций учитываются аналогичные требования.
(Слайд 7) Таким образом, презентации могут быть одним из условий интеграции образовательных областей, а именно:
- как их содержательная часть, разновидность наглядного материала;
- как средство оптимизации образовательного процесса;
- как средство обогащения образовательного процесса.
(Слайд 8) А сейчас предлагаю более подробно рассмотреть возможности применения слайдовых презентаций в интеграции образовательных областей.
- Слайдовые презентации - как содержательная часть образовательных областей.
В процессе занятия на экране меняются слайды с разными картинами осени (ранняя, золотая, поздняя). Звучит музыка П.Чайковского «Осенняя песня», дети рассматривают осенние пейзажи, слушают музыку и выбирают картины, которые наиболее соответствуют музыке. Объясняют: почему выбрали эту картину? У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, а изображение картин дополняется звуками. Такая форма работы позволяла активизировать внимание детей, способствовала расширению их словарного запаса, помогала ребенку проявить и развить ассоциативно – творческое мышление.
А теперь проанализируем, какие образовательные области интегрированы в данной презентации:
• «Музыка» - приобщение к музыкальному искусству;
- «Познание» - обобщение представления детей о признаках осени, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
- «Художественное творчество» - приобщение к изобразительному искусству, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
(Слайд 9) 2. Как средство оптимизации образовательного процесса (например, усиление анимацией эмоциональности восприятия звучания деревянных духовых инструментов симфонического оркестра, например, презентация – «Сказка про дудочку»).
В этой презентации интегрируются:
- «Музыка» - знакомство со звучанием деревянных духовых инструментов симфонического оркестра (флейта, гобой, кларнет, фагот), развитие тембровый слух (музыкально – дидактическая игра «Угадай, чей голос звучит»), приобщение к музыкальному искусству (фрагменты из симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и Волк»).
- «Познание» - расширяется кругозор детей в области о музыки; ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, сенсорное развитие, формируется целостная картина мира в сфере музыкального искусства.
3. (Слайд 10) Как средство обогащения образовательного процесса (например, «Узнай песню по ритму»).
- «Музыка» - развивается чувство ритма (музыкально – дидактическая игра «Узнай песню по ритму»),реализуются первые опыты взаимодействия с музыкой.
- «Познание» - расширяется кругозор детей в области о музыки; ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих звуков, сенсорное развитие.
Это были примеры презентаций, которые имеют взаимопроникающую форму, т.е. в процессе презентации происходит постепенное проникновение одной образовательной области в другую, что обуславливает расширение и наращивание знаний. И в этом случае интеграция происходит внутри самой презентации. Роль презентации и роль педагога здесь равноправны.
(Слайд 11) Презентации использую при проведении досуговых мероприятий, развлечений, праздников. В этом случае презентации могут играть и второстепенную роль, как наглядность, сопровождающая рассказ педагога.
В процессе работы убедилась, что с помощью презентаций создается и усиливается определённый эмоциональный настрой, расширяются представления о государственных, народных и православных праздниках; об искусстве, традициях и обычаях народов. В таких мероприятиях интегрируются следующие образовательные области:
- «Музыка» - эмоционально-чувственное познание мира; развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия информации.
- «Познание» - расширение кругозора детей.
- «Художественное творчество» - формируется интерес к эстетической стороне окружающей действительности; развивается детское творчество.
- «Физическая культура» - музыкальное сопровождение различных видов детской деятельности и двигательной активности.
- «Коммуникация» - развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности;
- «Чтение художественной литературы» - использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
Итогом таких мероприятий является продуктивная деятельность – рисование, аппликация, лепка.
После подобной организации мероприятий продуктивная деятельность детей дает очень хорошие результаты.
(Слайды 12-16)А сейчас я предлагаю вам фото-отчет использования слайдовых презентаций на праздниках и развлечениях.
В заключении хотелось бы отметить, что использование средств информационных технологий при интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество» позволило сделать процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, а также освободило от рутинной ручной работы.
В дальнейшей своей работе планирую:
- овладеть еще одним вариантом создания презентации, в котором на слайдах появляются персонажи, общающиеся со зрителями, ведущие диалог с педагогом, активно участвующие в действии занятия, досугового мероприятия, праздника;
- пополнить банк слайдовых презентаций по разным направления музыкального развития дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доминантное занятие Интеграция образовательных областей " Музыка" и "художественное творчество"
ДОМИНАНТНОЕ ЗАНЯТИЕ. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать умение детей определять характер, ...
Конспект совместной деятельности дефектолога с детьми группы компенсирующей направленности. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы","Социализация"
Конспект совместной деятельности дефектолога с детьми группы компенсирующей направленности...
Непосредственная образовательная деятельность с детьми 2 младшей группы «Кошки – мышки». Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество»
Программное содержание: - закрепить знания детей о домашнем животном - кошке. Закрепить название частей тела кошки.- обогащать и активизировать словарный запас существительными и прилагательными....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы №6 МБДОУ ДС №471 ( интеграция образовательных областей:"Коммуникация", "Познание", "Художественное творчество", "Музыка".
Интегрированное занятие по закреплению знаний детей об осеннем периоде года и развитию твоческого воображения....
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗЫКА» И « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» Тема«ВЕСЕННЕЕ СОЛНЫШКО» вторая младшая группа
Ведущий разказывает стихотворение про солнышко. Далее ведущий объясняет что ножки у солнышко это его лучики. Дети исполняют попевку "Солнышко". .Дети инсценируют песню есть у солнышка друзья. Де...
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗЫКА» И « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» Тема«ВЕСЕННЕЕ СОЛНЫШКО» вторая младшая группа
Ведущий разказывает стихотворение про солнышко. Далее ведущий объясняет что ножки у солнышко это его лучики. Дети исполняют попевку "Солнышко". .Дети инсценируют песню есть у солнышка друзья. Де...